Рабочая программа по литературному чтению 4 б,в класс (класс) 132 часа
рабочая программа по чтению
Рабочая программа
по литературному чтению
4 б,в класс
(класс)
132 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 61.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
приказ от 07.07.2017 № 134-о
Рабочая программа
по литературному чтению
(учебный предмет, уровень изучения)
4 б,в класс
(класс)
132 часа
Составитель: Просекова В.В.,
Васильева Р.Н.,
учитель начальных классов
Согласовано протокол заседания методического совета от 29.08.2018г. №1 | Согласовано методист _______________Е.С. Бабайлова |
2020-2021 учебный год
г. Урай
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (статья 48);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373" Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования";
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2-11 № 19993);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №4(2015-2019г.г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 5 июля 2017 года);
- Программа развития школы «Наша новая школа 2020»;
- Учебный план на 2017-2018 учебный год;
- Положение о рабочей программе;
- «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся», приказ МБОУ СОШ №4 № 313 от 26.08.2014г.
Цели курса:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова,
- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи курса:
- формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Литературному чтению»
Личностные результаты изучения курса:
- формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, толерантности к людям иной национальной принадлежности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, осмысливать поступки героев литературных произведений, сравнивать их со своими собственными поступками;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты изучения курса:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умений понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- умение договариваться и о распределении ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмыслять собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты изучения курса:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости систематического чтения для личностного развития;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам, потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое) для осознанного восприятия и оценивания содержания и специфики различных текстов, участие в их обсуждении, обосновании нравственной оценки поступков героев;
- умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умения работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- на практическом уровне владение некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев);
- умение написать отзыв о прочитанном произведении;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
- для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
- для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
- для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
- для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
- осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
- вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
- составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой;
- самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
- отличать на практическом уровне прозаический текстот стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
- находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
- создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
- работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
4 класс
Учащиеся должны уметь:
- сознательно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами (темп чтения не менее 90 слов в минуту);
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
- придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план прочитанного (полный, краткий, картинный);
- вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения, цитаты из текста;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основных действующих лиц произведения;
- полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, о чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны знать:
- названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классиков;
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- не менее 10 пословиц, 2-3 крылатых выражений, понимать их смысл и уметь объяснять, в какой жизненной ситуации можно их употребить.
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:
- читать по ролям литературное произведение;
- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- способам написания изложения
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
- сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от поэтического;
- распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
- наизусть не менее 15 стихотворений;
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
- повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
- соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
- определять тему и главную мысль произведения;
- воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
- подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
- раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
- делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
- сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
- ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
- овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 75 – 95 слов в минуту.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
- работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)
Календарно - тематический план. 4б,в класс
Учитель: Просекова В.В., Васильева Р.Н.
№ п/п | Тема | Дата прохождения | Скорректированные сроки |
4 г | 4 г | ||
Летописи, былины, сказания, жития – 8 часов | |||
Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 03.09 | ||
«И вспомнил Олег коня своего» | 04.09 | ||
Былина – жанр устного народного творчества. Поэтический текст былины «Ильины три поездочки» | 07.09 | ||
«Три поездки Ильи Муромца» ( текст былины в пересказе И. Карнауховой) | 10.09 | ||
Герой былины – защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри» | 11.09 | ||
Житие Сергия Радонежского Сергий Радонежский – святой земли Русской. | 14.09 | ||
Житие Сергия Радонежского. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». | 17.09 | ||
Обобщающий урок-игра по разделу "Летописи, былины, сказания, жития". Проект "Создание календаря исторических событий" | 18.09 | ||
Чудесный мир классики - 19 часа | |||
Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. П.П. Ершов "Конек-Горбунок" | 21.09 | ||
П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев. | 24.09 | ||
П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев. | 25.09 | ||
Подготовка сообщения о А.С. Пушкине. «Няне». | 28.09 | ||
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..» | 1.10 | ||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 2.10 | ||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 05.10 | (07.10-11.10-каникулы) | |
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 12.10 | ||
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | 15.10 | ||
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» | 16.10 | ||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев. | 19.10 | ||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев. | 22.10 | ||
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. Характеристика героев. | 23.10 | Каникулы из-за короновируса 26.10-08.11.2020г | |
Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа. | 26.10 | ||
Л.Н. Толстой Басня «Как мужик камень убрал» | 29.10 | ||
А.П. Чехов «Мальчики». | 30.10 | ||
А.П. Чехов «Мальчики». | 02.11 | ||
А.П. Чехов «Мальчики». | 05.11 | ||
Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». | 06.11 | ||
Поэтическая тетрадь - 8 часов | |||
. Ф.И. Тютчев "Еще земли печален вид", "Как неожиданное и ярко..." | 09.11 | ||
А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка" | 12.11 | ||
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!» , «Где сладкий шёпот…» | 13.11 | ||
А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения | 23..11 | (16.11-22.11 каникулы) | |
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении | 26.11 | ||
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…». | 27.11 | ||
И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина | 30.11 | ||
Обобщение по разделу "Поэтическая тетрадь". | 03.12 | ||
Литературные сказки - 13 часов | |||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» | 04.12 | ||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 07.12 | ||
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». | 10.12 | ||
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. | 11.12 | ||
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра. | 14.12 | ||
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 17.12 | ||
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 18.12 | ||
П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. | 21.12 | ||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | 24.12 | ||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои произведения. | 25.12 | ||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | 28.12 | ||
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование | 31.12 | (01.01.21-10.01.21 каникулы) | |
48. | Обобщение по разделу «Литературные сказки» | 11.01 | |
Делу время – потехе час - 8 часов | |||
49. | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 14.01 | |
50. | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». | 15.01 | |
51. | В.Ю. Драгунский «Главные реки». | 18.01 | |
52. | В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка» | 21.01 | |
53. | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 22.01 | |
54. | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. | 25.01 | |
55. | В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения. | 28.01 | |
56. | Обобщение по разделу "Делу время - потехе час". | 29.01 | |
Страна детства - 8 часов | |||
57. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 01.02 | |
58. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Б.С. Житков «Как я ловил человечков» | 04.02 | |
59. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 05.02 | |
60. | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 08.02 | |
61 | М.М. Зощенко «Елка» | 11.02 | |
62. | М.М. Зощенко «Елка» | 12.02 | |
63 | Обобщение по разделу "Страна детства". | 15.02 | |
64. | Обобщение по разделу "Страна детства". | 18.02 | |
Поэтическая тетрадь - 5 часов | |||
65. | В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». | 19.02 | (22.02-28.02- каникулы) |
66. | С.А. Есенин «Бабушкины сказки». | 01.03 | |
67. | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». | 04.03 | |
68 | М.И. Цветаева «Наши царства» | 05.03 | |
69. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 11.03 | |
Природа и мы - 13 часов | |||
70. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Отношение человека к природе. | 12.03 | |
71. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». | 15.03 | |
72. | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». | 18.03 | |
73. | А.И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения. | 19.03 | |
74. | А.И. Куприн «Барбос и Жулька».Поступок как характеристика героя произведения. | 22.03 | |
75. | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | 25.03 | |
76. | М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка | 26.03 | |
77. | Е.И. Чарушин «Кабан». | 29.03 | |
78. | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 01.04 | |
79 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | 02.04 | |
80. | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. | 05.04 | |
81. | Проект "Природа и мы" | 08.04 | |
82. | Обобщение по разделу "Природа и мы".. | 09.04 | |
Поэтическая тетрадь - 6 часов | |||
83. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б.Л. Пастернак «Золотая осень». | 12.04 | (14.04.-18.04.-каникулы) |
84. | С.А. Клычков «Весна в лесу». | 19.04 | |
85. | Д.Б. Кедрин «Бабье лето». | 22.04 | |
86. | Н.М. Рубцов «Сентябрь» | 23.04 | |
87. | С.А. Есенин «Лебедушка». | 26.04 | |
88. | Обобщающий урок-конкурс "Поэзии прекрасные страницы". | 29.04 | |
Родина - 3часов | |||
89. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте | 30.04 | |
90. | С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». | 06.05 | |
91 | Обобщение по разделу «Родина». Проект «Они защищали Родину». Оценка достижений. | 07.05 | |
Страна Фантазия - 5часов | |||
92. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». | 13.05 | |
93. | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. | 14.05 | |
94. | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | 17.05 | |
95. | Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов | 20.05 | |
96. | Путешествие по стране Фантазии. | 21.05 | |
Зарубежная литература - 6 часов | |||
97. | Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». | 24.05 | |
98. | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».Особое развитие сюжета в современной литературе. Герои приключенческой литературы | 25.05 | |
99. | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка. Деление произведения на части. Характеристика героев. | 27.05 | |
100. | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков. | 28.05 | |
101. | С. Лагерлеф «Святая ночь». | 31.05 | |
102. | С. Лагерлеф «В Назарете». Святое семейство. Иисус и Иуда. | ||
Итого: 102 часа |
Система оценки планируемых результатов освоения предмета
Критерии оценивания
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания текста учитель после чтения задает вопросы. -
Критерии сформированности навыка чтения второклассников:
- умение читать целыми словами и словосочетаниями;
- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 50-60 слов в минуту (на конец года);
- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
- безошибочность чтения.
К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно-измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку к тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса). На контрольную работу отводится весь урок.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.
Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов
чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
- индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики,
темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.
Способами оценивания результативности обучения чтению являются:
- замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению
и жанровой принадлежности литературных произведений; - выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
- выполнение заданий по ориентировке в книгах;
- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой
деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.); - наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
- наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
- анализ читательского дневника;
- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
- анализ творческих работ учащихся.
Список литературы
- Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы.-М. «Просвещение», 2011.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1,2. – М.: Просвещение, 2012.
- Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. – М.: ВАКО, 2014.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО,2015.
- Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.2 класс.-М.:Баласс. (Образовательная система «Школа 2100»)
Приложение 1
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учащихся:
- Литературное чтение.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.В 2 ч. Ч 1 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] - 6-е изд.-М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил. - (Школа России).
- Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.] - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил. - (Школа России).
Для учителя
Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 384 с. – (В помощь школьному
учителю).
Дополнительная литература для учителя:
- Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение. 2011. – 223 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
- Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс / автор – составитель О.Ф.Брыскина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
- Современный урок в начальной школе: опыт, идеи, рекомендации / автор – составитель А.Б.Носкова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
- Тикунова, Л.И. Литературное чтение: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ: 1-4 кл./ Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 192 с. – (Библиотека учителя начальной школы).
- Титкова Т.В., Горбачёва Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2011.- 288 с. – (Мастерская учителя).
Средства обучения
ТСО
- Компьютер с выходом в Интернет.
- Интерактивная доска.
- Проектор.
- Цифровой фотоаппарат
ЦОРы
Таблицы:
- О тебе, моя родина.
- Фольклор народов России.
- Малые жанры фольклора.
- Фольклор народов мира.
- Литературные сказки.
- Русские народные волшебные сказки.
- Сказки народов России.
- Народные сказки.
- Сказки писателей России.
- Сказки зарубежных писателей.
- Стихи о родной природе.
- О детях и для детей.
- О наших друзьях животных.
- О родине и родной природе.
- Волшебный мир сказок.
- По страницам любимых книг.
Интернет-ресурсы и образовательные Интернет-порталы.
- Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
- Газета «1 сентября» www.1september.ru
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://www.sckool-collection.edu.ru
- Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
- Журнал «Начальная школа» www.openworld/school
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
- Методический центр.- Режим доступа:http://numi.ru/register.php
- МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. – http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
- Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» .- Режим доступа: www:vneuroka.ru
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики http://www.math.ru
- Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru
- Презентации уроков «Начальная школа».- Режим доступа: http://nachalka.info/193
- Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
- Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
- Сайт "Начальная школа" .- Режим доступа: http://1-4. prosv.ru
- Сеть творческих учителей www.it-n.ru
- Учительская газета www.ug.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».- Режим доступа: www/km/ru/edu.ru
- Учитель-национальное достояние! Завуч. инфо. Режим доступа: http://www.zavuch.info
- Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную з...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ( 3 часа в неделю)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа России" из расчёта 3 часа в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...