Использование диалоговых технологий на уроках литературного чтения.
статья по чтению
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azmuka_dialog_.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Азьмука Наталья Юлиановна учитель начальных классов МАОУ СОШ №13
им. П.А Леонова . Стаж работы 18 лет , высшая квалификационная категория.
Использование диалоговых технологий на уроках литературного чтения.
Образование вне диалога превращается в искусственную, мёртвую систему.
М.М.Бахтин
Конец ХХ в. начало ХХI в. часто называют временем диалога. В экономике и политике, культуре и педагогике монологическое стремление к отстаиванию одной истины уступает место диалогическому сознанию и мышлению.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Актуальность данной технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемно – диалогического обучения отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.
По мнению, в термине «проблемно-диалогическое», первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем: обогатить читательский опыт, развить читательский интерес, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы.
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилась к формуле «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Современные ученые-методисты, в частности Наталья Николаевна Светловская, говорят о необходимости обеспечения уже на начальной ступени обучения такого языкового и речевого развития учащихся, без которого «они через 10-15 лет просто не смогут читать хорошую литературу, а тем более классику, потому что она окажется для них написана на незнакомом языке». Формирование речевой деятельности – сложный и длительный процесс, требующий «долгой и кропотливой работы учащихся и учителя». Сегодня мы развиваем диалогическую речь младших школьников на каждом уроке
Следует отметить, что диалоговые уроки в методической науке пока не разработаны применительно к начальной школе, поскольку представляют собой явление достаточно сложное именно для учащихся этого возраста. Почему? Потому что детям надо научиться не просто обмениваться информацией, а, слушая, слышать друг друга, ставить себя на место другого, соглашаться или не соглашаться с предлагаемой точкой зрения. При этом каждое сообщение в диалоге «рассчитано на его интерпретацию собеседником и возвращение в таком преломленном, обогащенном, интерпретированном виде для дальнейшей аналогичной обработки другим партнером и т. д.». Такому общению, конечно, детей нужно учить специально, а работа эта очень трудоемкая.
Под учебным диалогом мы понимаем не только особую форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности. В ходе учебного диалога формируется равноправное общение между учителем и учениками.
К факторам, блокирующим общение, а, значит, и диалог на уроке, относятся следующие:
1. Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. Всё это является проявлением авторитарной, монологической деятельности педагога. А также недоверие взрослого к ребёнку: « Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сама ему всё объясню, помогу, подскажу или сделаю за него».
2. Отсутствие эмоциональных "поглаживаний" по отношению к ребёнку. "Поглаживание" – это единица внимания взрослого к ребёнку. Чем больше таких "поглаживаний", тем увереннее чувствует себя ученик; ему комфортно, удобно на уроке с таким учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным "поглаживаниям" можно отнести: улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт.
3. Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают скучные односложные ответы. Предпочтение в плане разворачивания диалога надо отдавать вопросам открытым, проблемным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ.
4. Неумение учителя быть хорошим слушателем ( т.е. перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано учеником). А ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его. Для этого мы все пользуемся приемами пассивного и активного слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания: зрительный контакт, кивки головой, слова: « Да», « Так!», « Хорошо!», « Продолжай!», « Молодец!»
Итак, первое условие организации учебного диалога – это снятие факторов, охлаждающих и тормозящих общение педагога с детьми. Учитель - диалогист хочет и умеет общаться с ребёнком, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремиться не оценить, а услышать, понять и принять мнение ребёнка
Во-вторых, сам педагог должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности побуждающего и подводящего диалога.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. Во-вторых, важно заранее отобрать для работы в течение цикла уроков круг произведений, содержащих в себе «диалогическое наполнение», то есть большое количество проблемных текстовых ситуаций. Таковыми произведениями могут стать, прежде всего, нравоописательные психологические или драматические рассказы с обязательным включением элементов психологизма. Замечательными образцами в этом плане являются рассказы Л. Н. Толстого, В. А. Осеевой, «Совесть» А. П. Гайдара.
В-третьих, необходимо познакомить учащихся с особыми приемами понимания текста в диалоговой структуре. При этом нужно позаботиться о создании таких ситуаций на уроке, при которых ученики сами ставят себе вопросы по ходу чтения и пытаются на них ответить. Подобные вопросы не внешний, а внутренний стимул осмысления текста. Знакомство младших школьников с таким приемом можно оценить как «разговор с текстом», «разговор с автором», т. е. как диалог.
К разновидностям приема «самопостановки» вопросов следует отнести антиципацию (предвосхищение, предугадывание событий в тексте), ее проверку в процессе чтения и осмысления текста и прием реципации — воспоминание старой мысли и ее повторное осмысление.
Если многократно использовать вышеперечисленные приемы на диалоговых уроках, у учеников возникает навык и привычка применять их в нужных случаях.
В-четвертых, необходимо определить структуру диалогового урока, т. е. вычленить смысловые блоки, которые будут методически насыщены соответствующими для подобного урока ситуациями.
Структура диалогового урока.
Структура диалогового урока включает в себя семь блоков.
1. Размышление над смыслом названия произведения.
2. Чтение — «разговор с текстом».
3. Выявление смысловой структуры текста. Составление плана.
4. Оценка героев произведения в ходе анализа их поступков и личностных качеств при акцентном вычитывании.
5. Выделение самого главного.
6. Вновь размышления над названием текста (с использованием приема реципации).
7. Творческая интерпретация прочитанного.
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Китайская мудрость.
В школьном обучении возможны разные виды учебного диалога:
УЧИТЕЛЬ – КЛАСС;
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК;
УЧЕНИК – КЛАСС;
УЧЕНИК – УЧЕНИК.
Самый распространённый вид диалога в начальной школе УЧИТЕЛЬ-КЛАСС требует к себе определённого мастерства от учителя.
Литературное чтение, внеклассное чтение –это те предметы, которые обращены к душе ребёнка. Тема художественного произведения должна быть близка и понятна учащимися, вызывать интерес и эмоциональные переживания. Осваивая опыт человеческой деятельности, художественно осмысленный в литературных произведениях, учащиеся перерабатывают его собственным сознанием, взаимодействуют с текстами в рамках определенной культуры. Понимая текст, читатель включается в некое культурное пространство, при этом сокращается до минимума дистанция между эпохами. При таком подходе к познанию в процессе обучения должны актуализироваться два субъекта - учитель и ученик. Задача учителя в области обучения чтению — грамотно выстраивая диалог с учащимися, поддерживать интерес к чтению и обдумыванию прочитанного, способствовать формированию собственной читательской позиции ученика. Задача ученика — включиться в диалог с другими учениками, с учителем, а также с автором читаемого произведения, с целью проникновения в глубинный смысл прочитанного им художественного текста.
Используя как традиционные, так и новаторские методы обучения, мы достигаем цели литературного образования – учим школьников, анализируя тексты, понимать смысл текста и замысел автора. Существуют следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных умений у младшего школьника:
На уроках литературного чтения используются следующие виды следующие виды проблемных диалогов:
• Через использование цитат
• Через ключевой вопрос урока
• Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры
• Через столкновение мнений и проблемных вопросов
• Прием сравнения
• Прием сопоставления репродукций
• Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными
• Использование иностранного языка
Работа с текстом в 1 классе по произведению
Виталия Валентиновича Бианки «Голубые лягушки»
Перед работой с текстом предложить ответить на вопрос « О ком или о чём будет этот рассказ?»
Прошёл месяц, снег совсем почти стаял и все канавки в лесу разлились в целые ручьи. В них громко кричали лягушки.(О каком времени года идёт речь? Подтвердите словами из текста.)
Раз мальчик подошёл к канаве. Лягушки сразу замолчали — бульк-бульк-бульк! — попрыгали в воду. (Почему лягушки замолчали и прыгнули в воду?)
Канава была широка. Мальчик не знал, как через неё перебраться. Он стоял и думал: «Из чего бы тут сделать мостик?»( А из чего вы предложили сделать мостик?)
Понемногу из воды стали высовываться треугольные головы лягушек. Лягушки со страхом пучеглазились на мальчика. Он стоял неподвижно. Тогда они начали вылезать из воды. Вылезли и запели. (Как вы понимаете слово «пучеглазились»? Почему лягушки перестали бояться мальчика?)
Их пение нельзя было назвать очень красивым. Есть лягушки, которые звонко квакают; другие крякают вроде уток. А эти только громко урчали, хрипели:
— Тур-лур-лурр! (А как пели лягушки, которых увидел мальчик?Какие звуки могут издавать другие лягушки?)
Мальчик взглянул на них и ахнул от удивления: лягушки были голубые!
До этого ему приходилось видеть много лягушек. Но все они были обыкновенного лягушачьего цвета: серо-буро-коричневые или зелёные. Он даже держал одну зелёную дома, в большой банке из-под варенья. Когда она квакала, она надувала у себя на шее два больших пузыря.
А эти — в канаве — только горлышки раздували, и горлышки у них тоже были красивого светло-голубого цвета. (Что удивило мальчика? Опишите , каких лягушек приходилось видеть мальчику до этого?)
Мальчик подумал: «Наверно, ещё никто на свете не видел голубых лягушек. Это я первый открыл их!»
Он живо поймал трёх лягушек, посадил их в кепку и побежал домой. ( Почему мальчику захотелось поделиться своим открытием?)
Дома были гости. Мальчик вбежал в комнату и закричал:
— Смотрите, голубые лягушки!
Все обернулись к нему и замолчали. Он взял и вытряхнул из кепки всех трёх лягушек прямо на стол.
Раздался громкий хохот. (Предположите, почему гости засмеялись?)
Мальчик глянул на лягушек и раскрыл рот от удивления: все три его лягушки были не голубые, а обыкновенного лягушачьего цвета — серо-буро-коричневые. (Чему удивился мальчик?)
Но отец мальчика сказал:
— Нечего смеяться над мальчишкой: он ловил лягушек в то время, когда они урчали. Это обыкновенные травяные лягушки, лягушки-турлушки. Они некрасивы. Но когда их освещает весеннее солнце и они поют, они очень хорошеют: становятся нежно-голубого цвета.
Не всякий это видел.(Почему отец не стал смеяться над мальчиком? Как вы думаете , почему главному герою удалось увидеть голубых лягушек?)
На уроке можно провести творческую работа, предложив детям раскрасить трафареты лягушек и поместить их на общее панно.
Основные выводы
Технология диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Данная технология является:
- результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
- здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
- носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой
Литература
1.Светловская.Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению\\Учеб.пособ.для вузов//2-е изд., доп.и испр.М.: Изд-во ЮРАЙТ,.2017.-293 с.(Серия Университеты России).
2. Соколова Н.Б. Педагогические возможности использования диалоговых технологий на уроках литературного чтения //Вестник ТГПУ,2014.- № 10
3.Туисова Л.В. Диалоговые технологии: практические аспекты. // Профессиональная инициатива, 2016. - №4
4.Шепшинская И.М. Учебная дискуссия как форма обучения // Новые технологии в образовании, 2013. - №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивной технологии на уроке литературного чтения
В работе представлен опыт использования в начальной школе интерактивной технологии на уроке литературного чтения в 4 классе. Урок разработан по УМК «Гармония», авт. О.В.Кубасова. Тема: «И грустно, и с...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»
«Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе»...
Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе
Учитель – профессия творческая.Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятел...
Использование ТРИЗ-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.
Работа содержит описание некоторых приёмов решения изобретательских задач на уроке литературного чтения....
Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.
В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для появления у детей интереса к чтению....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной л...