ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по чтению

Фаткуллина Зилара Завиловна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАКСРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВслайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтениюхудожественной литературы, является одной из актуальных проблем современнойшколы. Резкое падение интереса учащихся к чтению, следствие этого –снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли,- не может не волновать учителя (слайд 3) Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Это так. Читая, ребенокзнакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, ихрадостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не толькона сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слайд 4 Как же формировать читательские умения? Рассматривая современные образовательные технологии, которые могутиспользоваться для развития читательских умений младших школьников, явыделила игровые технологии. Игра – привычная и желанная форма деятельностидля ребенка. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционноесодержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающейсредой. Приёмы, которые перечислены, являются важным средством формированиямотивации обучающихся, развивают навыки правильного осознанного чтения.Создание игровых ситуаций. Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). «Диалог с автором». Метод проектов Технология развития критического мышления Сегодня я хочу рассказать об игровых ситуациях на уроках литературногочтения. Слайд 5 Рассматривая современные образовательные технологии, которые могутиспользоваться при приобщении младших школьников к чтению, я выделилаигровые ситуации на уроках литературного чтения. 1. Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное, прочитывается такимобразом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым ит.д. Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительнымдля последующих упражнений. Слайд 6 2. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается какобычно, второе наоборот. Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать вусловиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампыи на новые, неожиданные комплексы.Слайд 7 3. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельныхпредложений с пропу щенными в них словами.Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтенияосуществлять смысловой анализ текста, способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска слов возникаетнеобходимость удерживать в памяти прочитанное ранее. Слайд 8 4. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок долженбудет закончить по смыслу и расставить по порядку. Это упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые частитекста. Слайд 9 5. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхнейЧистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части буквбыли хорошо видны, а нижние не видны и наоборот. Это упражнение формирует словесно-логическую память (т.к. необходимоудержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)Слайд 10 6. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок долженкак можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух.Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их,ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов иопираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память.Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами,ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к егоосмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов. Слайд 11 7. «Найди лишнее слово» Обучающимся предлагается выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее. Это упражнение позволяет тренировать аналитическое мышление, формируетумение выделять общие признаки путем сравнения. (Чем отличается рассказ отскороговорки, прибаутки, пословицы?) Слайд 12 Применение игровых технологий на уроке литературного чтения создаетпредпосылки для активизации познавательной деятельности и раскрытиятворческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологическойраскованности, способствует повышению общего развития, умениюориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zilara.doc41 КБ
Файл konf_z.z.pptx219.92 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

слайд 2Проблема приобщения ребенка к чтению, и, прежде всего, к чтению художественной литературы, является одной из актуальных проблем современной школы. Резкое падение интереса учащихся к чтению, следствие этого – снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно выражать свои мысли, - не может не волновать учителя

(слайд 3)

Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Это так. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слайд 4 Как же формировать читательские умения?

Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться для развития читательских умений младших школьников, я выделила игровые технологии. Игра – привычная и желанная форма деятельности для ребенка.

С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом, имея традиционное содержание учебных дисциплин, можно сделать процесс учения развивающей средой. Приёмы, которые перечислены, являются важным средством формирования мотивации обучающихся, развивают навыки правильного осознанного чтения.

  • Создание игровых ситуаций.
  • Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
  • «Диалог с автором».
  • Метод проектов
  • Технология развития критического мышления

Сегодня я хочу рассказать об игровых ситуациях на уроках литературного чтения.

Слайд 5 Рассматривая современные образовательные технологии, которые могут использоваться при приобщении младших школьников к чтению, я выделила игровые ситуации на уроках литературного чтения.

1. Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное, прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д.

Это упражнение развивает тонкость движения глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

Слайд 6

2. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот.

Это упражнение развивает способность речедвигательной системы работать в условиях двух противоположных установок: на хорошо знакомые образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы.

Слайд 7

3. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста, способствует развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска слов возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

Слайд 8

4. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу и расставить по порядку.

Это упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.

Слайд 9

5. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

Это упражнение формирует словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд)

Слайд 10

6. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте.

Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Возможно использование приема соревнования. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к его осмысленному прочтению с элементами запоминания некоторых слов.

Слайд 11

7. «Найди лишнее слово»

Обучающимся предлагается выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее.

Это упражнение позволяет тренировать аналитическое мышление, формирует умение выделять общие признаки путем сравнения. (Чем отличается рассказ от скороговорки, прибаутки, пословицы?)

Слайд 12

Применение игровых технологий на уроке литературного чтения создает предпосылки для активизации познавательной деятельности и раскрытия творческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ К ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Подготовил: учитель начальных классов ГКОУ УСШИ №2 Фаткуллина З.З.

Слайд 2

Проблема снижение грамотности; косноязычие; неумение правильно выражать свои мысли.

Слайд 3

Книга – это открытие мира. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слайд 4

Как же формировать читательские умения? Создание игровых ситуаций. Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности). «Диалог с автором». Метод проектов Технология развития критического мышления

Слайд 5

1. Чтение строчек, наоборот, по словам: написанное, прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. «Какая бывает роса на траве» Алмазы видны траве в, полях на то, лес в пойдёшь летом утро солнечное в когда. Синим и, красным и, жёлтым и- цветами разными переливаются и блестят эти алмазы все. Солнце на блестят и травы листах треугольных в собрались росы капли это что, увидишь то, такое это что, разглядишь и ближе подойдёшь когда. Бархат как, пушист и мохнат внутри травы этой листок, его мочат не и листку по катаются капли и. Стебля мимо проскользнёт как, увидишь не и светлый шарик как, скатится капелька то, росинкой с листок сорвёшь неосторожно когда. Кажется напитка всякого вкуснее эта росинка и, росинку выпьешь и рту ко поднесёшь потихоньку, чашечку такую сорвёшь, бывало. Л.Н. Толстой

Слайд 6

2. Поочередное чтение слов нормально и наоборот: первое слово читается как обычно, второе наоборот. «Мышонок Пик» Ребята илаксуп по екер кораблики. Тарб вырезал хи ножиком зи хытслот кусков йовонсос коры.Акнёртсес прилаживала асурап из кечопярт . На йымас большой килбарок понадобилась яаннилд мачта. В.Бианки

Слайд 7

3. Восполнение пропусков слов в предложении: дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. «Лев и собачка» В Лондоне _____ диких зверей и за ______ брали деньгами или собаками и кошками на _______ диким зверям. Одному _______ захотелось поглядеть ______: он ухватил на улице собачонку и принёс её в ________. Его _______ смотреть, а собачонку взяли и _____ в клетку ко льву на _______. Собачонка поджала _______ и прижалась в угол ______. _____ подошёл к ней и ________ её. Собачонка легла на _______, подняла ________ и стала, махать ________. Л.Н. Толстой

Слайд 8

4. Тексты с "хвостами" - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу и расставить по порядку. «Акула» Наш корабль стоял на якоре но потом стал отставать. Один мальчик сначала перегнал товарища, два мальчика. Перед закатом солнца и побежал к пушкам. На корабле с нами было жёлтое брюхо мёртвой акулы. Он сорвался с места у берега Африки. По волнам колыхалось капитан вышел на палубу. Л.Н.Толстой

Слайд 9

5. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной или верхней Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние не видны и наоборот.

Слайд 10

6. Поиск в тексте заданных слов: задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит: - Хочешь, я тебе обезьянку дам? Я не поверил - думал, он мне сейчас штуку какую-нибудь устроит, так что искры из глаз посыплются, и скажет: вот это и есть "обезьянка ". Не таковский я. - Ладно, - говорю, - знаем. - Нет, - говорит, - в самом деле. Живую обезьянку . Она хорошая. Её Яшкой зовут. А папа сердится. - На кого? - Да на нас с Яшкой. Убирай, говорит, куда знаешь. Я думаю, что к тебе всего лучше.

Слайд 11

7. «Найди лишнее слово» - Скороговорка, прибаутка, пословица, рассказ. - Присказка, зачин, пестушка , концовка. - Рассказ, поэма, сказка, роман.

Слайд 12

ВЫВОД Применение игровых технологий на уроке литературного чтения создает предпосылки для активизации познавательной деятельности и раскрытия творческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологической раскованности, способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения как один из способов приобщения к чтению младших школьников

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Статья "Использование игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Статья посвящена использованию игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе....