Конспект открытого урока по литератрному чтению Бунин Листопад
план-конспект урока по чтению
Конспект открытого урока по литератрному чтению Бунин "Листопад"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_literatrnomu_chteniyu_bunin_listopad.docx | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин «Листопад»
Цель урока: Ознакомление учащихся с творчеством И.А.Бунина и его стихотворением «Листопад».
Задачи:
1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Предметные:
Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.
Личностные:
Проявлять интерес к поэзии.
Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Метапредметные:
Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.
Работать в паре и оценивать товарища.
Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
Технологии: технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, технология формирования продуктивного чтения, здоровьесберегающие, деятельностная, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения.
Оборудование: портрет И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги, картина И.И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей с осенним пейзажем, проектор, ноутбук, видео-презентация, тексты стихотворения для работы в парах, группах.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: в паре, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Игра – приветствие «Здравствуйте!»
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
Давайте поздороваемся и улыбнёмся нашим гостям и друг другу.
- Что гостям сказать нам надо?
(-Видеть Вас мы очень рады!) Дети садятся
Учитель Каждый день - всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, четко говорим
И красиво все сидим.
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас не мало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.
У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II. Актуализация знаний. Определение темы урока
Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).
- Прочитайте птичьим базаром.
-Прочитайте с ускорением.
-Прочитайте с замедлением.
-Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные
А что такое листопад?
1.Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.
2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.
3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.
4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.
А с точки зрения биологии – это биологический процесс, сбрасывания листвы растениями.
Хлорофилл – зеленый пигмент, который дает окраску растений в зеленый цвет
Хотя у нас за окном поздняя осень. Но в разделе Поэтическая тетрадь мы знакомимся с поэзией разных времён года.
- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке? (Листопад).
Какие поставим перед собой задачи урока?
- Познакомиться с отрывком стихотворения
- Провести словарную работу с целью понимания содержания.
- Исследование текста на использование средств выразительности стихотворного произведения. Литературный эксперимент
- Работать над выразительностью чтения произведения
Действительно, сегодня мы будем говорить о самом прекрасном и немножко грустном времени года. Об осени. Именно, осень воодушевляла на творчество поэтов, Каких? (Пушкина, Есенина, Тютчева, Бальмонта) художников. Перед вами картины известных русских художников: Ильи Остроухова, Василия Поленова, Исаака Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень», а также композиторов. Чтобы нарисовать картину, у художника есть краски, у поэтов - слова, а у композитора только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это сделал польский композитор Фредерик Шопен. Послушайте. (Прослушивание и отдых учащихся под музыку Шопена)
Комментирование учителя. В пьесе «Осень» слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Шопен в своей «Осенней песне». Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно оговорились. На самом деле, конечно они не договаривались - просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
Знакомство с автором и его произведением. Основная тема стихотворений Бунина: о природе, родном крае, но писал он не только стихи, но и прозу (рассказы, повести) Знал хорошо иностранные языки, много переводил. Лауреат Нобелевской премии (высшей награды за литературные произведения)
-Иван Алексеевич Бунин провел свои ранние детские годы в фамильном имении на Орловщине. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего, он вспоминал свое детство. За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Листопад». Хотите оказаться внутри стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт, но и почувствовать это душой.
III. Первичное усвоение новых знаний.
И вот мы подошли к теме нашего урока «Стихотворение Листопад»
- Внимательно послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад». Читает учитель
Понравилось ли вам это стихотворение? ( решаемая проблема: умение высказывать своё мнение об услышанном произведении );
- Первичная проверка понимания
Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
(Восхищение красотой, а также печали и тревоги перед холодами задумчивость, умиротворённость, печаль и т.д.)
- Сейчас прочитайте произведение сами, найдите не очень понятные вам слова.
2. Словарная работа
Были ли в тексте слова или выражения малознакомые вам?
Терем - дом, который на Руси издавна расписывали резными узорами и разноцветными красками
Вдова – женщина, потерявшая мужа.
Багряный - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка.
Пестрый - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.
Резьба - резной - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.
В дворе - во дворе.
Лазурь - светло - синий цвет, синева
3. Чтение 1 части до слов (Сегодня на пустой поляне.) По цепочке
- С чем сравнивает лес? А почему лес расписной, кто его расписал?
Что говорит поэт о ёлочках? С темными ывшками Почему? (они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берёз)
- Как вы понимаете выражение «Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой» (сравнивает угасающую красоту леса с жизнью женщины, потерявшей мужа)
- Почему автор слово Осень написал с заглавной буквы? (Она – хозяйка леса. Имя этой хозяйки - Осень)
- Какой литературный прием использует для этого автор? (олицетворение)
- Как вы понимаете выражение «лес стоит весёлой пестрою стеной» (когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами).
4. Чтение 2 части со слов (Сегодня на пустой поляне.) По цепочке
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям? ( что красота осени недолговечна)
- Только ли глазами воспринимает поэт лес, только ли зрительные образы передает?
- Найдите и прочитайте, что говорит поэт о запахах и звуках.
Лес Пахнет дубом и сосной
Такое мертвое молчанье,
Расслышать листика шуршанье,
Завороженной тишиной,
Мертвую тишину
- А разве тишину можно услышать?
- Почему говорит, что она мертвая? (чтобы мы поняли, что в лесу нет звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»)
- А еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика. Автор использует прием звукописи. Найдите эти строки, которые передают шуршание листика (слайд)
- Что значит «заворожённой тишиной» (околдованной тишиной леса)
— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.
- Художественные средства (работа в группах)
А сейчас я предлагаю поработать в группах. На ваши столы опустились листочки разного цвета. На обратной стороне, которого написано слова. Сейчас каждая группа будет находить и подчеркивать в стихотворении олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения.
Давайте послушаем, что у вас получилось.
1 группа – олицетворения
- Осень….вступает в терем свой.
- ….Играет…..мотылёк.
2 группа – метафоры
1. Лес….пёстрою стеной стоит.
2. ….Берёзы жёлтою резьбой….
- …И осень … вдовой.
3 группа – эпитеты.
1. …В листве сквозной….
2. …Воздушной паутины….
3. …Мёртвое молчанье….
- Лес….лиловый, золотой, багряный.
- Лес, заворожённый тишиной.
4 группа – сравнения
- Лес, точно терем…
- Как вышки, ёлочки темнеют…
- … мотылёк … точно … лепесток
- Просветы…, что оконца
Проведем небольшой литературный эксперемент. А теперь давайте прочитаем произведение без эпитетов и сравнений.
С какой же целью автор использовал сравнения , эпитеты? (Чтобы стихотворение звучало более выразительно, картина была более богатой, яркой и понятной. Эпитеты подчеркивают какие- либо характерные признаки, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций).
Определение главной мысли стихотворения
А теперь скажите, о чем это стихотворение? ( об осени, о красоте осенней природы, о чувствах от увиденной красоты)
А как вы думаете, для чего Бунин написал его?
(чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его любоваться ею, чтобы выразить свои чувства и настроения , свое душевное состояние и свою любовь к природе)
Что автор хотел сказать своим стихотворением? Чтобы человек обращал внимание на красоту природы и берёг её.
Подготовка к выразительному чтению
- Что значит выразительно? (точно передать настроение)
- Какие ещё средства выразительного чтения мы не отметили? (пауза, логическое ударение) Возьмите карандаши и отметьте.
- Назовите главные инструменты чтеца (жесты, мимика, голос, тембр, интонация)
1 ряд –до слов «Сегодня на пустой поляне»
2 ряд – до слов «Сегодня так светло кругом»
3 ряд – последние 8 строк
Составление синквейна «Листопад» в паре. Проверка
Итог урока.
- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?
- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).
Все ли поставленные задачи мы решили на уроке.
- Вывод учителя Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?
Домашнее задание
Подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”, по желанию наизусть, нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения., Составить синквейн.
Рефлексия
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Как вы работали сегодня? Если активно, прикрепите в левую часть дерева свой листочек, если дружно, то в правую. А если старательно, то в нижнюю.( На ватмане )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Открытый урок на тему: И. Бунин "Листопад"
Ознакомить детей с жизнью и творчеством И.Бунина, привить любовь к поэзии. Продолжать работу над выразительностью чтения, понимать стихи....
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Конспект урока по литературному чтению. Бунин. Листопад
На уроке происходит знакомство с репродукциями картин разных художников из серии "Золотая осень".Звучит музыка Чайковского "Октябрь". После такого эмоционального настроя учен...
Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.
УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...
Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл
Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл...