Конспект открытого урока по литератрному чтению Бунин Листопад
план-конспект урока по чтению

Дармаева Сэсэг Цыреновна

Конспект открытого урока по литератрному чтению Бунин "Листопад"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока
Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин  «Листопад»

Цель урока: Ознакомление  учащихся с творчеством  И.А.Бунина  и его стихотворением «Листопад».

Задачи:

1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

6. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Предметные:

Совершенствование умения анализировать лирическое стихотворение, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас.

Личностные:

Проявлять интерес к поэзии.

Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Метапредметные:

Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Планировать деятельность на уроке под руководством учителя.

Работать в паре и оценивать товарища.

Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.

Технологии: технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, технология формирования продуктивного чтения, здоровьесберегающие, деятельностная, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения.

Оборудование: портрет И.А. Бунина, осенние листочки из цветной бумаги, картина И.И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей с осенним пейзажем, проектор, ноутбук, видео-презентация, тексты стихотворения для работы в парах, группах.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся:  в паре, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Игра – приветствие «Здравствуйте!»

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

Давайте поздороваемся и улыбнёмся нашим гостям и друг другу.

- Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)         Дети садятся

Учитель Каждый день - всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, четко говорим

И красиво все сидим.

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас не мало дел.

Поудобнее устройтесь,

Чтобы каждый проявить себя сумел.

У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

II. Актуализация знаний. Определение темы урока

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … 
(листопад).

- Прочитайте птичьим базаром.

-Прочитайте с ускорением.

-Прочитайте с замедлением.

-Назовите имена существительные. (Подчеркнуть)
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные

А что такое листопад?

1.Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

2. Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

А с точки зрения биологии – это биологический процесс, сбрасывания листвы растениями.

Хлорофилл – зеленый пигмент, который дает окраску растений в зеленый цвет

Хотя у нас за окном поздняя осень. Но  в разделе Поэтическая тетрадь мы знакомимся с поэзией разных времён года.

- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке? (Листопад).  

Какие поставим перед собой задачи урока?

  1. Познакомиться с отрывком стихотворения
  2. Провести словарную работу с целью понимания содержания.
  3. Исследование текста на использование средств выразительности стихотворного произведения. Литературный эксперимент
  4. Работать над выразительностью чтения произведения

      Действительно, сегодня мы будем говорить о самом прекрасном и немножко грустном времени года. Об осени. Именно, осень воодушевляла на творчество поэтов, Каких? (Пушкина, Есенина, Тютчева, Бальмонта) художников. Перед вами картины известных русских художников: Ильи Остроухова, Василия Поленова, Исаака Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень», а также композиторов. Чтобы нарисовать картину, у художника есть краски, у поэтов - слова, а у композитора только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же как это сделал польский композитор Фредерик Шопен. Послушайте. (Прослушивание и отдых учащихся под музыку Шопена)

Комментирование учителя.  В пьесе «Осень»  слышится не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Вот эту тишину осени, задумчивость природы передал Шопен  в своей «Осенней песне». Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно оговорились. На самом деле, конечно они не договаривались -  просто красивое в природе привлекает любого человека, мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

Знакомство с автором и его произведением. Основная тема стихотворений Бунина: о природе, родном крае, но писал он не только стихи, но и прозу (рассказы, повести) Знал хорошо иностранные языки, много переводил. Лауреат Нобелевской премии (высшей награды за литературные произведения)

-Иван Алексеевич Бунин провел свои ранние детские годы в фамильном имении на Орловщине. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего, он вспоминал свое детство. За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Листопад». Хотите оказаться внутри стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт, но и почувствовать это душой.

III. Первичное  усвоение новых знаний.

И вот мы подошли к теме нашего  урока «Стихотворение Листопад»

- Внимательно послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Листопад».  Читает учитель

Понравилось ли вам это стихотворение? ( решаемая  проблема:  умение высказывать своё мнение об услышанном произведении );

  1. Первичная проверка понимания

Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?

 (Восхищение красотой, а также печали и тревоги перед холодами задумчивость, умиротворённость, печаль и т.д.)

- Сейчас прочитайте произведение сами, найдите не очень понятные вам слова.

  2. Словарная работа

Были ли в тексте слова или выражения малознакомые вам?

Терем -  дом, который на Руси издавна расписывали резными узорами и разноцветными красками

Вдова – женщина, потерявшая мужа.

Багряный  - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка.

Пестрый  - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.

Резьба - резной  - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.

В дворе  -  во дворе.

Лазурь - светло - синий цвет, синева

3.  Чтение 1 части до слов (Сегодня на пустой поляне.) По цепочке

- С   чем сравнивает лес? А почему лес расписной,  кто его расписал?

Что говорит поэт о ёлочках?  С темными ывшками Почему?  (они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берёз)

- Как вы понимаете выражение «Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой» (сравнивает угасающую красоту леса с жизнью женщины, потерявшей мужа)

- Почему автор слово Осень написал с заглавной буквы? (Она – хозяйка леса. Имя этой хозяйки - Осень)

- Какой литературный прием использует для этого автор? (олицетворение)

- Как вы понимаете выражение «лес стоит весёлой пестрою стеной» (когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами).

4. Чтение 2 части  со слов (Сегодня на пустой поляне.) По цепочке

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям? ( что красота осени недолговечна)
- Только ли  глазами воспринимает  поэт лес, только ли зрительные образы передает?

- Найдите и прочитайте,  что говорит поэт о запахах и звуках.

Лес Пахнет дубом и сосной

 Такое мертвое молчанье,

Расслышать листика шуршанье,

Завороженной тишиной,

Мертвую тишину

- А разве тишину можно услышать?

- Почему говорит,  что она мертвая? (чтобы мы поняли, что в лесу нет звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»)

- А еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика. Автор использует прием звукописи. Найдите эти строки, которые передают шуршание листика             (слайд)

- Что значит «заворожённой тишиной» (околдованной тишиной леса)

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.

  1. Художественные средства (работа в группах)

А сейчас я предлагаю поработать в группах. На ваши столы опустились листочки разного цвета. На обратной стороне, которого написано слова. Сейчас каждая группа будет находить и подчеркивать в стихотворении олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения.

Давайте послушаем, что у вас получилось.

1 группа – олицетворения

  1. Осень….вступает в терем свой.
  2. ….Играет…..мотылёк.

2 группа – метафоры

1. Лес….пёстрою стеной стоит.

2. ….Берёзы жёлтою резьбой….

  1. …И осень … вдовой.

3 группа – эпитеты.

1. …В листве сквозной….

2. …Воздушной паутины….

3. …Мёртвое молчанье….

  1. Лес….лиловый, золотой, багряный.
  2. Лес, заворожённый тишиной.

4 группа – сравнения

  1. Лес, точно терем…
  2. Как вышки, ёлочки темнеют…
  3. … мотылёк … точно … лепесток
  4. Просветы…, что оконца

Проведем небольшой литературный эксперемент.  А теперь давайте прочитаем произведение без эпитетов и сравнений.

С какой же целью автор использовал сравнения , эпитеты? (Чтобы стихотворение звучало более выразительно, картина была более богатой, яркой и понятной. Эпитеты подчеркивают какие- либо характерные признаки, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций).

Определение главной мысли стихотворения

А теперь скажите,  о чем это стихотворение? ( об осени,  о красоте осенней природы, о чувствах от увиденной красоты)

А как вы думаете,  для чего Бунин написал его?

(чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его любоваться ею,  чтобы выразить свои чувства и настроения , свое душевное состояние и свою любовь к природе)

Что автор хотел сказать своим стихотворением? Чтобы человек обращал внимание на красоту природы и берёг её.

Подготовка к выразительному чтению  

- Что значит выразительно? (точно передать настроение)

- Какие ещё средства выразительного чтения мы не отметили?  (пауза,  логическое ударение) Возьмите карандаши и отметьте.

- Назовите главные инструменты чтеца (жесты, мимика, голос, тембр, интонация)

1 ряд –до слов «Сегодня на пустой поляне»

2 ряд – до слов «Сегодня так светло кругом»

3 ряд – последние 8 строк

Составление синквейна «Листопад» в паре.  Проверка

 Итог урока.

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

Все ли поставленные задачи мы решили на уроке.

- Вывод учителя  Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту. Что мы должны помнить, находясь в лесу?

Домашнее задание

Подготовиться к конкурсу чтецов со стихотворением И.А. Бунина “Листопад”, по желанию наизусть,  нарисовать иллюстрацию и сделать подпись словами стихотворения., Составить синквейн.

 Рефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 
у меня получилось… 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
урок дал мне для жизни… 
мне захотелось…

Как вы работали сегодня? Если активно, прикрепите в левую часть дерева свой листочек, если дружно, то в правую. А если старательно, то в нижнюю.( На ватмане )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок на тему: И. Бунин "Листопад"

Ознакомить детей с жизнью и творчеством И.Бунина, привить любовь к поэзии. Продолжать работу над выразительностью чтения, понимать стихи....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Конспект урока по литературному чтению. Бунин. Листопад

На уроке происходит знакомство с репродукциями картин разных художников из серии "Золотая осень".Звучит музыка Чайковского "Октябрь". После такого эмоционального настроя  учен...

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.

УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...

Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл

Открытый урок по литературному чтению "Бунин И.А. "Листопад"" 4 кл...