Открытый урок на тему: И. Бунин "Листопад"
материал по чтению (3 класс) по теме
Ознакомить детей с жизнью и творчеством И.Бунина, привить любовь к поэзии. Продолжать работу над выразительностью чтения, понимать стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listopad.odt | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: И.БУНИН «ЛИСТОПАД»
ЦЕЛЬ: ознакомить с жизнью и творчеством И.Бунина, привить любовь к поэзии. Продолжать работу над выразительностью чтения, понимать стихи.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Речевая разминка (скороговорки, чистоговорки).
- Введение в тему.
На интерактивной доске выведен портрет И.А.Бунина. Я знакомлю с биографическими данными поэта.
При подготовке к чтению и первой ориентировке в тексте я переношу детей в золотую осень.
- Ребята, чем интересна пора золотой осени? (Дети делятся своими впечатлениями от личного наблюдения.) Посмотрите на рисунок. Какие краски золотой осени использовал художник? А вот на известной вам картине И.Левитана краски богаче — посмотрите(на интерактивной доске картины И.Левитана).
Далее я сообщаю, что читать они будут прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени; показываю иллюстрированную книгу «Листопад», предлагаю ее прочитать дома целиком, поясняю слово “терем”.
(На доске портрет поэта.)
Первичное восприятие текста осуществлялось в процессе чтения рассказа мной.
- Как вы думаете, почему И.Бунин сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный и пестрый — лиловый, желто-золотой, красный.)
Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? (Лес он показывает
веселым, и сам радуется золотой осени.)
Вторичное осмысленное восприятие. Чтение и работа с текстом.
- А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает
автор в свой терем, как он “построен” и где стоит.
Важно, чтобы у детей сложилась яркая и точная картина осеннего леса и его окружения.
Дети читают первые десять строк.
- Итак, отметим еще раз краски-слова, которые нам понадобятся для рисования - “постройки терема” (ребята читают первое четверостишие).
А теперь посмотрим “строительный материал” (читаются следующие
шесть строк).
Ребята отмечают, что терем состоит из желтых березок.
- Как они стоят? Прочитайте. (Будто желтою резьбой блестят в лазури
голубой.) Смотрите внимательно, какая рисуется картина: березки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба.
- Что еще входит в наш терем? (Елочки стоят, как вышки, они
темно-зеленые.)
Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они
тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт
говорит вначале. Какие листья у кленов? (Они золотые, красные,
багряные, а некоторые, я видела, бывают смешанные, желто-красные,
очень красивые.)
Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? (Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца...)
- Где же стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают.)
- Так где же стоит наш терем? (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора.)
- Очень хорошо! Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его. (Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра. И еще во дворе летает, поэт говорит - “играет”, белый последний мотылек. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутине.)
- Красив ли наш двор? Давайте все вместе “нарисуем” и терем расписной,
и двор.
Перечитаем все стихотворение до конца вслух.
Далее “рисуются” словесные “картины”. Я неназойливо возвращаю детей к тексту, чтобы “уточнить рисунок”. Сначала “собираются” еще раз все краски для рисования (дети коллективно находят слова): цвет — лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый.
- Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта-художника! А теперь еще раз назовите “объекты” - что будет нарисовано. (Голубое небо. Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы — оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек.)
- Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, “мертвое молчание”, как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки.)
- Очень хорошо. И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закрыли глаза. Представили себе всю картину целиком. Ну а теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и “мертвую тишину”.
Договариваемся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно?
Выбирается последнее, но дети говорят, что еще и восхищение картиной надо передать — ведь им нравится картина леса.
Я замечаю, что при чтении следует выделять те слова, которые уже нашли, — это основные объекты картины: лес, березы, елочки, клены, оконца, поляна, паутина, мотылек.
Читается первая часть стихотворения до обобщения: “Сегодня так светло кругом...”. Когда дети убеждаются, что прочитали выразительно с учетом наших требований, продолжаем отрабатывать вторую часть.
- Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчание. Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо.
Поэт усиливает повтором этих слов свое впечатление о всей картине, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею. Вот теперь прочитаем, подчеркивая эти слова.
Учащиеся читают текст несколько раз, пробуя интонацию.
Последнее замечание, которое я делаю по тексту перед выразительным чтением всего стихотворения:
- Это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой
строки надо произносить с малым ударением, потому что они рифмуются и это надо показать. И еще обратите внимание на следующие строки, чтобы не ошибиться в постановке пауз:
...на паутине замирает,
пригретый солнечным теплом.
- После этой фразы делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей. Чтобы читать спокойно-торжественно, усильте паузы после слова лес и перед каждым перечислением красок леса (на интерактивной доске делается разметка):
Лес /, точно терем расписной, /
Лиловый, / золотой, / багряный, /
Веселой, / пестрою стеной /
Стоит над светлою поляной.
Дальнейшая разметка проводится на карточках.
ИТОГ УРОКА:
- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина?
- Чем интересна пора “Золотой осени”?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Выучить стихотворение «Листопад» наизусть, читать выразительно.
- Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ:
На этом уроке было показано, как осуществляется работа, каков характер предлагаемых упражнений. Постоянное внимание к выразительному чтению дало возможность добиться осознанного выбора задачи чтения, интонационных средств. Самый главный результат — учащиеся могли всегда пояснить свой выбор чтения осознанно. Мы знаем, учителя, что у детей данного возраста эмоциональный опыт незначителен, поэтому дети не всегда умеют отразить свои чувства, иногда затрудняются в выборе слов, отражающих конкретное эмоциональное состояние. Выразительное чтение невозможно без специальной подготовки, поэтому я требую от учащихся безошибочности в выборе интонации при первом чтении.
Результаты обучения достаточно высокие. Выразительно читают почти все учащиеся. Трудности, конечно, вызывает постановка логических ударений. Однако учащиеся достигли основного — умения аргументировать свой выбор ударений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Несклоняемые имена существительные". Презентация к уроку.
Конспект урока по программе "Школа России", 4 класс....
Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.
Цель урока: Формирование представлений обучающихся с назначениями различных приборов и инструментов. Развитие умений исследовать микропрепараты под микроскопом.Зада...
Открытый урок на тему: "Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе"
Тип урока: комбинированный.Вид урока: урок – игра.Цель: Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии на основе практических форм р...
Конспект открытого урока по теме "Орфограммы в корне слова. Итоговый урок" 2 класс. Для любого УМК
Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока....
Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."
Открытый урок по литературному чтению. Дата: 20.04.2018 г.Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....
Открытый урок по теме Спорт. Введение в тему. Формирование навыков устной речи. 7 класс
Открытый урок на тему Лексико-грамматический практикум. Имя существительноеЗадание для самостоятельной работы7 классНемецкий языкЛексико-грамматический практикум. Имя существительноеБардонова Ан...