Л. Н Толстой. "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Скворцова Валентина Александровна

Проект учебного занятия

Предмет: литературное чтение

Класс: 3.

Продолжительность: 45 минут.

Тема: Л. Н Толстой. "Прыжок"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n_tolstoy_pryzhok_urok_3_klass.docx47.27 КБ

Предварительный просмотр:

Проект учебного занятия

Предмет: литературное чтение

Класс: 3.

Продолжительность: 45 минут.

Тема: Л. Н Толстой. "Прыжок"

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к учебному материалу

У обучающихся могут быть сформированы:

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Обучающиеся получат возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

- слушать и понимать речь других и коллектива

Обучающиеся получат возможность научиться:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных - связей

Предметные

Обучающиеся научатся:

- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);

- устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам

Тип учебного занятия – урок открытия нового знания

Ведущий метод – частично-поисковый

Форма организации деятельности обучающихся – фронтальная,  работа в паре

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение» 3 класс, Климанова Л.Ф, Горецкий М.В.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, презентация, интерактивная доска.

Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД:

Элементы учебного занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Александровна и сегодня я проведу у вас занятие по литературному чтению.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Приветствуют.

2.

Первичный синтез. Актуализация опорных знаний.

Ребята, наш урок начнем с проверки домашнего задания. Что вам нужно было сделать?

 Молодцы, теперь мы продолжаем наше путешествие по Стране Литературное Чтение.

Подготовить пересказ текста Л. Н Толстого "Акула"

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

3.

Формулирование темы, цели и задач занятия. Планирование.

Посмотрите на слайд. Что вы видите?

Давайте рассмотрим его строение.

(Словарная работа)

Ребята, сейчас перед вами появится предложение, попробуем составить изнего целый рассказ.

Вы не должны добавлять в предложение ничего лишнего.

Прочитайте предложение:

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.

Все ли слова понятны?

Кто такие матросы?

С чего начнем наш рассказ? Где может происходить действие?

Кто герои нашего рассказа?

Что делали матросы?

Как поступил мальчик?

Прочтите слова, которые использовал автор, описывая действия мальчика.

А можно заменить слово «скинул» куртку словом «снял»?

Замените синонимом слово «бросился».

Можно сказать, почему он бросился за обезьянкой?

А можно ли сказать какой была погода?

А теперь давайте все, о чем мы сказали, выстроим в связный рассказ.

Как вы думаете, почему мы составляли рассказ, используя именно это предложение?

Хотите познакомиться с рассказом и узнать, как развивались события с героями дальше?

Где мы можем прочитать название нового произведения?

Откройте страницу 156 прочитайте название. Кто автор рассказа? Что вы знаете о Л. Н. Толстом?

В молодости Л.Н Толстой был военным, ему пришлось участвовать в боевых действиях. Также он много путешествовал по морям.

Его рассказ «Прыжок» также написан  на основании морских впечатлений и воспоминаний.

Рассмотрите подзаголовок к рассказу. Быль. Что это за жанр?

Старинный корабль

палуба – открытое место на корабле, куда пассажиры и члены команды могут выходить из своих кают;

мачта – конструкция на палубе, которая служит основой для крепления парусов;

каюта – небольшая жилая комната на корабле;

Читают

Моряк, служащий на флоте.

На судне. Мачта находится на корабле.

Мальчик, матросы.

Они стояли на корабле и громко смеялись.

Мальчик скинул куртку и полез вверх.

Мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту.

Можно, но точнее слово скинул, ведь скинул – это быстро выполнил действие.

Кинулся, полез.

Нет, мы точно этого не знаем. Но что-то случилось. Ведь «матросы громко смеялись, а мальчик покраснел». Значит, он рассердился, огорчился.

Да, ведь только во время хорошей погоды матросы собрались бы на палубе.

Был хороший денек. Матросы стояли на палубе. Рядом была обезьянка. Всем было весело, матросы громко смеялись. Вдруг мальчик сбросил куртку и полез вверх за обезьянкой.

Мы будем знакомиться с текстом, в котором есть такое предложение.

Да

В учебнике.

Быль представляет собой краткий устный рассказ о реальном случае

Л: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения

4.

Анализ литературного произведения.

Что означает слово "Прыжок?"

В словаре словом «прыжок» называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

Подберите родственные слова к названию текста.

Просмотр диафильма до слов «…ахнул от страха…»

Попробуем предположить, что может случиться дальше? Поработайте в парах.

Просмотр диафильма до конца.

Совпали ваши предположения с событиями в рассказе?

Поделитесь впечатлением о прослушанном тексте. Какой момент рассказа показался наиболее напряженным? Когда вам было особенно страшно?Из-за чего мальчик совершил прыжок?

Почему ответы у всех разные?

Какая возникла проблема? На какой вопрос нам необходимо дать ответ?

Высказывают свое мнение

Прыгать, прыгун.

Работа в паре,высказывают свои предположения.

Высказывают свое мнение

Крикнул отец, мальчик испугался, стало страшно, хотел быстрее оказаться внизу, но спуститься было нельзя.

Разное отношение к рассказу, не все поняли, не знаем.

Почему мальчик совершил прыжок?

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

5.        

Вернемся к тексту. Прочтите первый абзац рассказа. О чем нам сообщил автор в этом отрывке?

Почему автор нам рассказывает о хорошей погоде?

Назовите главных героев рассказа.

Что сообщает Толстой о мальчике? Подтвердите словами из текста.

Как появилась на корабле обезьяна?

Как вы понимаете фразу «еще больше расходилась»?

Что обезьяна сделала со шляпой?

Как повел себя мальчик в первые две минуты, оставшись без шляпы? Зачитайте.

Почему мальчик полез за обезьянкой? Выберите ответ.

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за насмешек матросов.

Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

Каким вы представили себе мальчика в этом рассказе? Какие слова подходят для характеристики героя рассказа? Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

(Слайд)

  • смелость
  • безрассудство
  • геройство
  • необдуманность
  • хвастовство
  • решительность
  • самолюбие

Какие слова вы подобрали для характеристики героя?

Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Прочитайте.

Как вы понимаете фразу «мальчик раззадорился»?

Как можно сказать другими словами?

Какое расстояние было от мачты до конца перекладины, где висела шляпа?

Что такое аршин?

Какими словами автор передает угрозу жизни мальчика? Прочтите отрывки.

Найдите и перечитайте ту часть текста, героем которой является капитан.

Как вы считаете, прав ли капитан, когда он стал целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Может быть, стоило было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?

Какими качествами обладал капитан? Работа в парах, записывают на листочках

Подумайте, почему капитан заплакал и убежал в свою каюту?

 (слайды)

Что изображено на иллюстрации? Найти в тексте отрывки, которые соответствуют данным иллюстрациям.

Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? Какой смысл вкладывает в слово «прыжок» Л. Толстой?

Что хотел автор сказать читателям этим произведением?

Сравните произведения Л.Н Толстого "Акула" и "Прыжок".

Что общего в этих произведениях?

Хорошая погода, люди собрались на палубе.

Эти детали помогут понять настроение людей на палубе, люди устали от путешествия, им хочется новых впе­чатлений, поэтому они наблюдают за играющей обе­зьянкой.

Мальчик, капитан.

Сын капитана. Ему 12 лет.

Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли.

Стала сильно баловаться, шуметь, играть.

Отняла у мальчика и стала рвать.

+

Мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца.

Зачитывают выбранные слова и дают объяснение

1. Смелость – трусливый человек не смог бы забраться на такую высоту и подвергнуть себя опасности.

2. Безрассудство – его чувства взяли верх над разумом, над рассудком, и он не контролировал свои действия, им управлял один только задор.

4. Необдуманность – он не стал думать о последствиях.

5. Решительность – мальчик не стал медлить, его движения были быстрыми: он добрался до верха мачты за одну минуту.

6. Самолюбие - ведь насмешки матросов раззадорили его, мальчик обиделся, ему

стало стыдно за себя, что он, сын капитана, не уследил за шляпой, позволил обезьяне над ним насмехаться и дразнить.

Читают: «Но мальчик очень раззадорился»

Вошёл в азарт, не смог остановиться, так как хотелось отнять шляпу у обезьянки.

Разгорячился, разошелся, воодушевился, вошел в азарт, забылся

Два аршина

Аршин – старинная мера длины, чуть меньше метра.

"Стоило ему только оступиться.."

"Вдруг в народе кто-то ахнул"

Читают: «В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты»

Решительный и грозный крик отца «Застрелю!» и вскинутое ружье заставили мальчика подчиниться и, не раздумывая, прыгнуть в воду. Любая нерешительность и мягкость со стороны капитана могли бы привести к смерти сына.

Находчивый, решительный, бесстрашный, обладает силой духа, умеет принимать решение в сложной ситуации, смог не растеряться в трудной ситуации, уверенность в себе.

Не хотел, чтобы видели слезы. Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

1 ил-ция: "Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу,надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать."

2 ил-ция:

"Вдруг в народе кто – то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался."

3 ил-ция:

"Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!"

Это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца; он спас свою жизнь и избавил от горя отца.

Это поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти

Место действия, переживания, настроение, отец спасает сына

П:

осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

К: слушать и понимать речь других и коллектива

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Попробуем передать свои впечатления, сочиняя синквейн (вид творческого письма, нерифмованное стихотворение из пяти строк) работа по группам по 4 человека.

План составления синквейна:

1 строка – тема – состоит из одного слова – имени существительного.

2 строка – описание темы – состоит из двух слов – прилагательных.

3 строка – описание действия в рамках темы – состоит из трёх слов – глаголов.

4 строка – отношение к теме – фраза из четырёх слов.

5 строка – синоним к названию темы – одно существительное.

1 группа – об обезьянке

2 группа – о мальчике

3 группа – о капитане (Группы будут повторяться)

К: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

7.

Итог урока.

Рефлексия.

1. Сегодня на уроке я открыл…

2. На уроке меня удивило…

3. Мне на уроке было трудно…

4. Мне захотелось помочь …

5. Сегодня я приобрёл …

У вас на столах лежат рисунки кораблика. Давайте раскрасим парус кораблю.

Для этого вам надо оценить свою работу на уроке:

  • Отлично работал и все понял – зеленый парус
  • Хорошо работал, но остались вопросы – жёлтый парус.
  • Ничего не понял и не узнал новое - синий парус.

         https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_55c2066b1ae65/user_file_55c2066b1ae65_0_1.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""

Цель данного урока - через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением....

урок литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

Урок литертурного чтения  по произведению Л.Н.Толстого "Прыжок" с элементами развития критического мышления....

Л.Н. Толстой. «Прыжок»

Урок литературного чтения в 3 классе. "Школа России"....

Конспект урока литературного чтения Л.Н. Толстой "Прыжок"

На данном уроке формируется умение анализировать содержание текста через создание системы образов. Большое внимание уделяется развитию умения высказывать собственное мнение....

Урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого "Прыжок"

Считаю одной из важных задач уроков литературного чтения - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Учу детей чтению-общению, чтобы они как можно скорее научились читать-думать,...

разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....

Чтение. Л.Н.Толстой «Прыжок»

Урок чтения. 2 класс....