Пушкинский альбом
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Пушкинский альбом»
Интегрированный урок
литературного чтения и музыки
в 4 классе
Интегрированный урок литературы и музыки
в 4 классе
«Пушкинский альбом»
Цели:
- Обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку, театр.
- Научить видеть через прекрасное жизненные истины: добро, зло, всепрощение, красоту.
Ход урока
Доска закрыта. Слайд 1.
Звучит песня «Читайте, читайте»
- Вступительное слово.
У.Л. - Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и дорогие дети! Урок сегодня у нас не обычный, а интегрированный. Мы предлагаем вам отправиться в мир новых музыкально-литературных открытий.
- Догадайтесь, творчеству какого великого писателя посвящен сегодняшний урок. Вам помогут названия некоторых его произведений.
Открываем доску.
(ответы детей: А.С. Пушкину)
Слайд 2.
- Тема урока «Пушкинский альбом»
Слайд 3.
- Попробуйте сформулировать цели нашего урока:
1) Вспомним знакомые вам стихи и сказки А.С.Пушкина.
2) Познакомимся с некоторыми музыкальными произведениями, которые появились благодаря сказкам и стихам А.С. Пушкина.
3) Мы не только познакомимся, но постараемся услышать, как композиторы с помощью музыки рисуют пушкинских героев. И с помощью богатого русского языка, будем учиться давать характеристику услышанной музыке.
Слайд 4.
Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Прошло более 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с творчеством великого поэта.
- Ребята, разделите названия произведений на две группы. По какому признаку?
(делят у доски)
(Вспомнить литературные жанры:
Рассказ
Повесть
Сказка (народная, авторская)
Стихотворение
Басня
- К какому литературному жанру относятся произведения 1 группы?
(ответы детей)
- К какому литературному жанру относятся произведения 1 группы?
(ответы детей)
- Мы условно разделили класс на три группы.
1 группа: Лирики
2 группа: Актёры
3 группа: Искусствоведы
- Предлагаю предоставить слово группе лириков, которые помогут вспомнить уже знакомые вам стихи А.С. Пушкина.
(чтение стихов: Мясина «Унылая пора», Кацапкин «Зимняя дорога»)
У.Л.: Пожалуй, трудно найти такое произведение Пушкина, которое не привлекло композиторов. По произведениям поэта было создано более 20 опер и 10 балетов.
Учитель музыки:
Музыка, что может быть чудесней? Она рождает в людях красоту, она способна излечить недуги, осуществить заветную мечту. Красота спасает мир, а знакомство с красивой музыкой заряжает нас положительными эмоциями, что благотворно сказывается на нашем здоровье.
Многие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай».
Ребята, как вы думаете, если на стихи наложить мелодию, то какой музыкальный жанр получится?
(Ответ детей: песня) Вешаю на доску табличку!
Слайд 5.
- Композитор Виссарион Яковлевич Шебалин на стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» сочинил песню.
- Послушайте эту песню и постарайтесь ответить на вопрос: на сколько (по характеру звучания) частей можно разделить это произведение?
Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога».
(Ответы детей)
- Сопровождалось ли пение музыкальными инструментами?
(Ответы детей)
- Вспомните, как называется такое исполнение песни.
(Ответ детей: А капелла) Вешаю на доску табличку!
Слайд 6.
У.Л. - Ребята, а вы любите сказки?
Д: Да!
У: Почему?
Д: Там происходят чудеса, волшебство.
- Итак, я приглашаю вас в мир сказок Александра Сергеевича Пушкина.
- Уважаемые Актёры, вам слово.
Музыка фоном («В гостях у сказки»)
(Сценка «Три девицы…»)
- Конечно же вы узнали отрывок из «Сказки о царе Салтане». А помните ли вы полное название.
(Дети называют название сказки)
- Вспомните основные признаки сказки.
(Ответы детей)
Слайд 8.
Слово учителю музыки
Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о таком гениальном композиторе, как Н.А. Римский – Корсаков.
Вдохновленный вечными идеалами любви, верности, добра человеческого достоинства, воспетыми в сказке Пушкина Н.А. Римский - Корсаков создает в 1900 году одноименную оперу «Сказка о царе Салтане».
- А что такое «опера»? (ответы учеников) Вешаю карточку на доску!
Одним из признаков сказки является троекратность. Какие три чуда были в этой сказке? (ответы учеников)
Слайд 9.
- Какую р.н.п. пела Белочка?
(ответ детей)
- Пришло время немного отдохнём.
Слайд 10.
Физминутка.
- А сейчас, ребята, прослушаем фрагмент из этой оперы «Три чуда» и постараемся услышать, какими увидел композитор пушкинских героев.
Прослушивание фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане»
- Какое настроение передал композитор? Как меняется музыка в зависимости от того, какое чудо описывается?
Слайд 11.
У.л. – Произведения А.С. Пушкина нашли своё отражение и в живописи. Группа искусствоведов нашего класса готова рассказать о картине великого русского художника Михаил Александрович Врубель «Царевна-Лебедь».
Рассказ о картине. (Харькина М. – история, Изосимов М. – описание)
- У кого есть дополнения? (В настоящее время картина храниться в Третьяковской галерее)
У.л Продолжим наш урок. Выполните задание в парах.
Работа в парах: Соединить стрелками литературные и музыкальные жанры с их определениями, вставив пропущенные понятия.
Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.
Сказка - литературное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
Песня - словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором.
Опера - музыкально-вокальное произведение в драматической форме, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра.
Проверка задания.
Подведение уроков урока.
Сегодня мы:
- Вспомнили стихи и сказки А.С. Пушкина
- Познакомились с некоторыми музыкальными произведениями, созданными по творчеству А.С. Пушкина
- Учились слушать и понимать, и анализировать музыкальные произведения.
Вывод – обобщение.
У.М. Как вы думаете, что было бы, если А.С.Пушкин не создал бы «Сказку о царе Салтане», не написал бы множество своих великих творений?
У.Л. Пушкин был и остается гениальным поэтом, который умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг; Пушкин – самое дорогое, самое родное и близкое для каждого из нас. Он всегда с нами.
Читайте же Пушкина! Читать его стихи надо умело, не спеша, с пониманием. Обращайтесь к Пушкину всегда, в любое время, в любом возрасте, чтобы попасть в его сказки, окунуться в чудо.
Песня « Библиотека»
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"
Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...
Пушкинская литературная гостиная
О Пушкине,сказки Пушкина....
Пушкинский бал
Разработка включает следующие сцены:1."Нравится нам 19 век"2.Древняя Греция3. "В садах лицея"4.Сцена бала в лицее5. "Стрекоза и муравей"6. История любви великого поэта"Чистейшей прелести чистейший обр...
Пушкинский бал
Данное мероприятие проводится в пришкольном летнем оздоровительном лагере для детей от 7 до 11 лет. Предварительно к мероприятию готовятся танцы, игры и песни....
Пушкинский бал (сценарий)
«Пушкинский бал»2 классучитель Немазанникова Наталья Юрьевна. ЦЕЛИ:Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей.Развивать творческие способности...
Блиц -викторина по пушкинским сказкам
Блиц- викторина по произведениям А.С.Пушкина содержит по 3 вопроса к "Сказке о царе Салтане", к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях, к "Сказке о золотом петушке", к поэме "Руслан и Людмила"Мо...
"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна
"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2, Ивантеевка"Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспи...