Пушкинский альбом
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Прусакова Елена Валериевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx65.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Пушкинский альбом»

Интегрированный урок

литературного чтения и музыки

в 4 классе

       

 


Интегрированный урок литературы и музыки

 в 4 классе  

«Пушкинский альбом»

Цели:

  1. Обогатить внутренний мир детей, соединив воедино несколько видов искусства: литературу, живопись, музыку, театр.
  2. Научить видеть через прекрасное жизненные истины: добро, зло, всепрощение, красоту.

 

Ход урока

Доска закрыта. Слайд 1.

Звучит песня «Читайте, читайте»

  1. Вступительное слово.

 У.Л. - Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и дорогие дети! Урок сегодня у нас не обычный, а интегрированный. Мы предлагаем вам отправиться в мир новых музыкально-литературных открытий.

- Догадайтесь, творчеству какого великого писателя посвящен сегодняшний урок. Вам помогут названия некоторых его произведений.

Открываем доску.

(ответы детей: А.С. Пушкину)

Слайд 2. 

- Тема урока «Пушкинский альбом»

Слайд 3.

- Попробуйте сформулировать цели нашего урока:

1)  Вспомним знакомые вам стихи и сказки А.С.Пушкина.

2) Познакомимся с некоторыми музыкальными произведениями, которые появились благодаря сказкам и стихам А.С. Пушкина.

3) Мы не только познакомимся, но постараемся услышать, как композиторы с помощью музыки рисуют пушкинских героев. И с помощью богатого русского языка, будем учиться давать характеристику услышанной музыке.

Слайд 4.

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Прошло более 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с творчеством великого поэта.

- Ребята, разделите названия произведений на две группы. По какому признаку?

(делят у доски)

(Вспомнить литературные жанры:

Рассказ

Повесть

Сказка (народная, авторская)

Стихотворение

Басня

- К какому литературному жанру относятся произведения 1 группы?

(ответы детей)

- К какому литературному жанру относятся произведения 1 группы?

(ответы детей)

- Мы условно разделили класс на три группы.

1 группа: Лирики

2 группа: Актёры

3 группа: Искусствоведы

- Предлагаю предоставить слово группе лириков, которые помогут вспомнить уже знакомые вам стихи А.С. Пушкина.

(чтение стихов: Мясина «Унылая пора», Кацапкин «Зимняя дорога»)

У.Л.:  Пожалуй, трудно найти такое произведение Пушкина, которое не привлекло композиторов. По произведениям поэта было создано более 20 опер и 10 балетов.

Учитель музыки:

Музыка, что может быть чудесней? Она рождает в людях красоту, она способна излечить недуги, осуществить заветную мечту. Красота спасает мир, а знакомство с красивой музыкой заряжает нас положительными эмоциями, что благотворно сказывается на нашем здоровье.

Многие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай».

Ребята, как вы думаете, если на стихи наложить мелодию, то какой музыкальный жанр получится?

(Ответ детей: песня) Вешаю на доску табличку!

Слайд 5.

- Композитор Виссарион Яковлевич Шебалин на стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога» сочинил песню.

- Послушайте эту песню и постарайтесь ответить на вопрос: на сколько (по характеру звучания) частей можно разделить это произведение?

Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога».

     

(Ответы детей)

- Сопровождалось ли пение музыкальными инструментами?

(Ответы детей)

- Вспомните, как называется такое исполнение песни.

(Ответ детей: А капелла) Вешаю на доску табличку!

Слайд 6.

У.Л. - Ребята, а вы любите сказки?

Д: Да!

У: Почему?

Д: Там происходят чудеса, волшебство.

- Итак, я приглашаю вас в мир сказок Александра Сергеевича Пушкина.

- Уважаемые Актёры, вам слово.

Музыка фоном («В гостях у сказки»)

(Сценка «Три девицы…»)

- Конечно же вы узнали отрывок из «Сказки о царе Салтане». А помните ли вы полное название.

(Дети называют название сказки)

- Вспомните основные признаки сказки.

(Ответы детей)

Слайд 8.

Слово учителю музыки

Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, который не слышал бы о таком гениальном композиторе, как Н.А. Римский – Корсаков.

Вдохновленный вечными идеалами любви, верности, добра человеческого достоинства, воспетыми в сказке Пушкина Н.А. Римский - Корсаков создает в 1900 году одноименную оперу «Сказка о царе Салтане».

- А что такое «опера»? (ответы учеников) Вешаю карточку на доску!

Одним из признаков сказки является троекратность. Какие три чуда были в этой сказке? (ответы учеников)

Слайд 9.

- Какую р.н.п. пела Белочка?

(ответ детей)

- Пришло время немного отдохнём.

Слайд 10.

Физминутка.

- А сейчас, ребята, прослушаем фрагмент из этой оперы «Три чуда» и постараемся услышать, какими увидел композитор пушкинских героев.

Прослушивание фрагмента оперы «Сказка о царе Салтане»

- Какое настроение передал композитор? Как меняется музыка в зависимости от того, какое чудо описывается?

Слайд 11.

У.л. – Произведения А.С. Пушкина нашли своё отражение и в живописи. Группа искусствоведов нашего класса готова рассказать о картине великого русского художника Михаил Александрович Врубель «Царевна-Лебедь».

Рассказ о картине. (Харькина М. – история, Изосимов М. – описание)

- У кого есть дополнения? (В настоящее время картина храниться в Третьяковской галерее)

У.л       Продолжим наш урок. Выполните задание в парах.

Работа в парах: Соединить стрелками литературные и музыкальные жанры с их определениями, вставив пропущенные понятия.

Стихотворение - небольшое художественное произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Сказка - литературное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Песня - словесно-музыкальное произведение, исполняемое одним лицом или хором.

Опера - музыкально-вокальное произведение в драматической форме, в котором речи действующих лиц поются с сопровождением оркестра.

Проверка задания.

Подведение уроков урока.

Сегодня мы:

  • Вспомнили стихи и сказки А.С. Пушкина
  • Познакомились с некоторыми музыкальными произведениями, созданными по творчеству А.С. Пушкина
  • Учились слушать и понимать, и анализировать музыкальные произведения.

Вывод – обобщение.

У.М. Как вы думаете, что было бы, если А.С.Пушкин не создал бы «Сказку о царе Салтане», не написал бы множество своих великих творений?

У.Л. Пушкин был и остается гениальным поэтом, который умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг; Пушкин – самое дорогое, самое родное и близкое для каждого из нас. Он всегда с нами.

Читайте же Пушкина! Читать его стихи надо умело, не спеша, с пониманием. Обращайтесь к Пушкину всегда, в любое время, в любом возрасте, чтобы попасть в его сказки, окунуться в чудо.    

Песня « Библиотека»                          

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги.»

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.Тема урока:"Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой... (Пушкин "Зимний вечер")"

Разработка урока по теме "А.С.Пушкин. "Зимний вечер". В ходе урока через содержание стихотворения дети получат представление об огромном влиянии Арины Родионовны на развитие поэтического таланта поэта...

Пушкинская литературная гостиная

О Пушкине,сказки Пушкина....

Пушкинский бал

Разработка включает следующие сцены:1."Нравится нам 19 век"2.Древняя Греция3. "В садах лицея"4.Сцена бала в лицее5. "Стрекоза и муравей"6. История любви великого поэта"Чистейшей прелести чистейший обр...

Пушкинский бал

Данное мероприятие проводится в пришкольном летнем оздоровительном лагере для детей от 7 до 11 лет. Предварительно к мероприятию готовятся танцы, игры и песни....

Пушкинский бал (сценарий)

«Пушкинский бал»2 классучитель Немазанникова Наталья Юрьевна. ЦЕЛИ:Познакомить с биографией А. С. Пушкина; с жизнью 18 века: традициями, культурой, историей.Развивать творческие способности...

Блиц -викторина по пушкинским сказкам

Блиц- викторина по произведениям А.С.Пушкина содержит по 3 вопроса к "Сказке о царе Салтане", к "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях, к "Сказке о золотом петушке", к поэме "Руслан и Людмила"Мо...

"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна

"Час пушкинской поэзии" сценарий для 3 класса. Мирзоян Лариса Юрьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2, Ивантеевка"Цель: пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта. Воспи...