Как происходит понимание прочитанного текста
статья по чтению
В статье описывается как у ребенка формируется осмысленное чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_proishodit_ponimanie_prochitannogo_teksta.docx | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Как происходит понимание прочитанного текста
Понимание прочитанного текста начинается не в первом классе, как ошибочно думают многие родители. До самостоятельного чтения текста ребенку надо проделать длинный путь, пройти несколько ступеней, главной из которых будет понимание контекстной речи. А если одна из ступеней пропущена, недоработана, то и смысл прочитанного будет ускользать от школьника.
Еще в раннем, и затем дошкольном детстве, когда родственники разговаривают с малышом, он учится понимать простые рассказы о том, что происходило в его отсутствие. Если мама пришла с работы, может быть она купила продукты и рассказывает, как зашла в магазин, что там еще продавалось, кого встретила из знакомых по дороге домой.
⠀⠀Помню, моя мама рассказывала, что встречала по дороге зайчика и он мне передавал какие-то маленькие подарочки все время. Вот я себе четко представляла этого зайчика, любила воображать, как он встречается с мамой и как просит передать подарок.
⠀⠀Позже, когда родители читают ребенку книги, он знакомится с художественной литературой, содержание которой выходит за рамки личного опыта.
⠀⠀В детских книгах повествование может вестись от лица автора, либо от лица рассказчика, который играет роль посредника между автором и читателем. И в этом процессе дети учатся понимать контекстную речь, представлять себе обстановку в которой разворачиваются события. Прослеживать действия героев и давать им эмоциональную оценку! Смотрите, какую работу надо проделать ребенку, еще до того, как он сядет за парту и начнет складывать буквы в слоги.
Понимать смысл текста ребенок в «условной норме» учится еще до самостоятельного чтения.
⠀⠀Ребенку не просто нужно слушать речь взрослого, но и понять в данный момент от какого персонажа ведется рассказ. Может быть это слова автора, а вот уже кто-то из героев рассказывает свою историю. Как бы не запутаться!
⠀⠀Помню, когда моему сыну Степе было пять, попыталась читать ему вслух Туве Янсон, рассказы про Муми-Троллей. Минут через пять чтения, Степа спросил: «Мама, а это что, на английском?». Стало ясно, что текст настолько выходит за рамки опыта ребенка, что слова не несут для него никакой смысловой нагрузки и кажутся ему иностранной речью! Пришлось отложить чтение сказок Туве Янсон (но мы еще вернемся к ним, в младшей школе).
Для того, чтобы ребенок самостоятельно читал и понимал прочитанное, он должен пройти путь от ситуативной речи до понимания контекстной, этот путь строится на базе устной речи. У современного ребенка он выглядит так:
- ситуативная речь, эмоциональное общение;
- восприятие рассказов близких родственников;
- слушание чтения детских книг;
- просмотр детских видео;
- слушание аудиозаписей.
Если в силу каких-то причин, стадии формирования контекстной речи нарушены, то у ребенка возникают трудности с пониманием прочитанных текстов. Такой ребенок любить читать не будет, смысл текста ему не понятен. Часто практикуется детьми "бездумное чтение", когда вроде бы и правильно прочитал, и быстро, выразительно, четко, но о чем - не понял. Дети, пользуясь хорошей ассоциативной памятью даже могут ответить на несложные вопросы по прочитанному тексту, если для этого надо просто воспроизвести отрывок. Но как задаешь вопрос посложнее, требующий умения находить связи в тексте, тут и оказывается, что ничего он и не понял.
Итак, чтобы у ребенка сформировался процесс понимания текста, необходимо заниматься чтением задолго до школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задание на проверку техники чтения и понимания прочитанного в 1 полугодии 1 класса в 1 полугодии
Задание даёт возможность учителю проверить навык чтения и понимания прочитанного у первоклассников. Задания составлены в виде теста, занимают небольшое количество времени на уроке, но позволяют учител...
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Тест помогает выявить степень усвоения умения учащихся находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты, заданные в явном и внеявном виде; определять тему и главную мысль текста; де...
"Закрепление лексики по теме «Части тела», «Одежда». Притяжательный падеж. Чтение текста с полным или частичным пониманием прочитанного."
Урок проводился оп УМК В. П. Кузовлева. Содержит несколько игровых приемов при отработке изученной лексики. Урок проводится в интерактивном режиме....
3 класс. Контрольная работа. 2-я четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного.
3 класс. Контрольная работа. 2-я четверть. Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного....
4 класс. Контрольная работа. 4-я четверть. . Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного.
4 класс. Контрольная работа. 4-я четверть. . Контроль сформированности лексико-грамматических навыков и умения чтения с полным пониманием прочитанного....