Бездумное чтение школьника
статья по чтению

Ляшенко Ирина Владимировна

В статье рассмативается феномен "бездумного чтения", то есть чтения без осмысления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezdumnoe_chtenie.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Бездумное чтение – поверхностное, фрагментарное, непродуктивное и незаинтересованное чтение.

Прежде всего, надо понимать, что бездумное чтение практикуем и мы, взрослые. И этот прием бывает очень полезен, особенно при чтении литературы, в которой много «воды».

Если бы я внимательно вчитывалась во все методички, которые рекомендовали преподаватели в вузе, то читала бы их до сих пор. Но, мы, взрослые можем переключаться между «бездумным», когда глаз просто скользит по поверхности текста, пока вдруг не появится ощущение, что мы выпали из контекста и упускаем мысль. Тогда взрослый переключается на осмысленное чтение, разбирается в сложной ситуации, и процесс продолжается. Это нормальный читательский навык. С ним мы можем честно сказать, что прочитали "Войну и мир" :))

С детьми все не так. У ребенка еще не развиты читательские компетенции. И бездумное чтение свидетельствует о нарушении восприятия и осмысления текста.

Что же не так? Почему родители говорят: «Чтобы понять несложный текст, нашему Васе надо прочитать его три раза! Никогда не понимает с первого, такой невнимательный!»

Причин такому поведению может быть несколько. О первой мы уже говорили: не произошел переход от понимания ситуативной речи к контекстной. Ребенок с трудом понимает события, выходящие за рамки его опыта.

Следующая причина. Некоторые дети, не успевают перейти к восприятию контекстной речи, в те сроки, которые мы от них ждем. Это примерно рубеж раннего и дошкольного возраста (около трех лет). Но взрослые могут упустить этот момент (мы же все хотим делать как в норме, написано в книжке по воспитанию, что пора сказки читать, значит пора). И вот родитель, который уверен во всесторонней развитости своего ребенка, начинает читать ему сложные тексты, основанные на контекстной речи.

Ориентируется он на то что принято читать в этом возрасте, игнорируя (а может быть не замечая) реальные возможности ребенка. Когда ребенок слушает произведение, он на самом деле воспринимает только то, что было в его собственной жизни, то что он сам пережил, а то что противоречит его опыту – игнорирует.

Таким образом формируется привычка бездумного восприятия текста, которая закрепляется вторично, когда ребенок начинает самостоятельно читать тексты.

Итак, есть два варианта бездумного чтения:

  1. бездумное чтение ребенка, у которого путь понимания от ситуативной речи к контекстной не пройден полностью;
  2. бездумное чтение школьника, успешно прошедшего переход восприятия контекстной речи.

Второй вариант более сложен для коррекции. Но прежде всего, необходимо определить причину чтения без осмысления. Затем, приступать к работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО КЛАССОВ

Главным источником развития навыков смыслового чтения  является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим нам миром. В широком смысле слово читать   умение объяснять...

Исследовательский проект "Апробация методов, повышающих технику чтения школьников"

Паспорт проекта.Проблема исследования: какие методы и приёмы будут более эффективными при увеличении техники чтения у учащихся начальной школы.Цель работы: выявить эффективные приёмы и методы по увели...

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ и пути их решения

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ  и пути их решения. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

"Методы и приёмы преодоления бездумного чтения у младших школьников"

Умение правильно произносить слова при чтении не означает хорошо понимать прочитанное....