"Методы и приёмы преодоления бездумного чтения у младших школьников"
статья по логопедии

Халитова Эльмира Маратовна

Умение правильно произносить слова при чтении не означает хорошо понимать прочитанное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы преодоления бездумного

 чтения у младших школьников

                                                                                                     Халитова Эльмира Маратовна,

                                                   учитель-логопед МБОУ ППМС «ЦДиК» НМР РТ,

                                                                         высшая квалификационная категория

Большинство из поступающих в первый класс детей умеют читать. Но умение правильно произносить слова при чтении не означает хорошо понимать прочитанное.

Постепенное нарастание объема текстов и их количества, нехватка свободного времени приводит к формированию чтения «бездумного», без понимания прочитанного. Пропадает  установка и на извлечение нового смысла.

Недостаток свободного времени ребенка для домашнего чтения, увлечение родителями и школы технической стороной чтения приводит к резкому снижению качества чтения в плане понимания содержания прочитанного. Риск появления бездумного чтения возникает всякий раз, когда усложнение предлагаемого материала для чтения предполагает серьезное изменение в структуре читательской компетенции ребенка.

Чтобы вернуть интерес к чтению, восполнить отсутствующую мотивацию и сформировать механизмы контроля за пониманием прочитанного, можно использовать чтение как форму совместного досуга с ребенком.

Рассмотрим некоторые приемы работы с текстом.

 1. «Выдвижение предположений, гипотез».

Прочитав заглавие текста, учащиеся, опираясь на личный жизненный опыт, выдвигают предположения, о чем будет текст. А по мере чтения идет проверка гипотез.

2. «Пиктограммы».

Приём пиктограмм очень хорошо использовать со школьниками, которые еще не умеют писать и читать, а воспринимают текст устно. Учащиеся, слушая текст,  условно зарисовывают смысл фразы с помощью пиктограмм. Затем пересказывают с опорой на пиктограммы.

3. «Визуализация».

После использования приема запоминания при помощи пиктограмм, постепенно переходим к приему визуализации. Закрыв глаза, ученик слушает текст, который прочитывается учителем и представляет услышанное в виде образов. Затем ребенок самостоятельно прочитывает и пересказывает текст.

4. «Опорные слова».

При чтении подчеркиваются опорные слова для лучшего запоминания и смыслового понимания содержание текста. Затем по этим опорным словам пересказывается содержание текста.

5. «Графическая модель».

При работе с текстовым материалом составляется графическая модель. Выделяются важные смысловые звенья, определяется связь между ними, составляется графическая схема текста. Эта схема служит опорой для понимания прочитанного и дальнейшего пересказа.

6. «Опорные сигналы».

Учащимся предлагается прочитать текст, а затем законспектировать, но в конспекте  не должно быть слов и предложений, а только рисунки, схемы, символы. Затем идёт демонстрация опорных сигналов и сравнение результатов.

7. «Постановка вопросов».

Учащиеся читают учебный текст и составляют к нему как можно больше вопросов. Затем одни зачитываю вопросы, а другие как можно полнее отвечают на них. Этот прием очень хорош для детей с речевой патологией, так как они  учатся не только вчитываться в текст, понимать текст, но и формулировать к нему вопросы.

8. «Выделение (маркировка) текста».

Учащимся предлагается при чтении текста подразделить заключенную в нем информацию следующим образом: галочкой  пометить то, что им уже известно; знаком минус - то, что не известно; восклицательным знаком - то, что является для них интересным; вопросительный знак ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

9.  «Прием снежного кома».

Для лучшего запоминания и понимания текста учащимся предлагается чтение текста в следующей последовательности: сначала читают 1-ое предложение, затем 1+2 предложение, потом 1+2+3  и т.д.

10. «Объясни другому».

Текст разделяется на абзацы. Каждый учащийся читает только один абзац и осмысливает его. Потом дети по порядку  пересказывают товарищам, таким образом, в процессе пересказа восстанавливается весь текст. Затем учащиеся прочитывают весь текст и оценивают свою работу.

 11. «Восстановление текста».

Учащимся предлагается прочитать части разрезанного учебного текста и коллективно восстановить его последовательность.    Затем результат работы  сравнивают с  образцом.

  12. «Приём отсечения».

При чтении текста учащиеся должны выделить второстепенные к основному содержанию мысли и факты и зачеркнуть.  Перечитать  оставшиеся фрагменты текста и пересказать.   

 13.  «Приём чередования чтения с осмыслением».

После того как учащийся прочитал абзац, важно остановиться и осмыслить прочитанное. При необходимости можно отметить важную информацию любым способом. Аналогичная работа проводится после прочтения каждого абзаца.

Для понимания прочитанного учащимся младшего школьного возраста необходимо научиться задавать вопросы:

 - что я уже знаю об этом предмете или факте;

 - что я нового могу узнать;

 - кому это нужно и зачем;

 - где и как это мне пригодится.

Для учащихся среднего и старшего звена -  главное условие хорошего запоминания - это понимание материала.  Для этого необходимо:

          - разбить текст на смысловые части;

          - выделить главное и второстепенное;

          - определить логические связи между частями;

          - составить схему, план, алгоритм и т.д.

Использование только приемов для запоминания недостаточно. Необходимо более глубокое осмысление получаемой информации. Для этого необходимо подготовить и улучшить мыслительную деятельность с помощью кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений,  позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.

   Виды кинезиологических упражнений: 

 - растяжки нормализуют гипертонус  и гипотонус;

 - дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

 - глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие;

 -  телесные движения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;

- упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

Упражнения должны проводиться систематически, в спокойной и доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Рассмотрим некоторые упражнения, которые помогут в работе на понимание и осмысления материала:

1. «Кнопки мозга». Упражнение приводит к получению мозгом большего объёма кислорода. Помогает проснуться и настроиться на работу. Приводит в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга.

Исходное положение: выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. «Крюки». Упражнение помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытянув руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Повторить 8-10 раз.

3. «Колено – локоть». Активизирует зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивает причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Сгибание пятки». Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: сидя. Положить лодыжку на другое колено. Найти руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибать и разгибать стопу. Повторить тоже для другой ноги.

5. «Кулак»-«Ребро»-«Ладонь». Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

6. «Ленивые восьмерки». Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков. Активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.

7. «Слон».  Стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи.

Исходное положение: стоя. Встать в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклонить голову к плечу. От этого плеча вытянуть руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Выводы:

- Степень осмысления и запоминания материала зависит от понимания логических связей между частями.

- Основное значение при запоминании имеет способность находить в вещах различие и сходство.

- При запоминании материала должны участвовать все виды памяти (аудиальная, кинетическая, кинестетическая, визуальная и т.д.). Чем больше видов памяти учащиеся будут использовать при запоминании, тем точнее сохранится материал, легче будет воспроизводиться, глубже будет понимание его содержания.

 - Постановка и осознание учащимися задачи на понимание и запоминание формируют у детей положительный, энергетически сильный мотив на необходимость запомнить, понять учебный материал. Данные приемы работы с текстом школьники  могут использовать  самостоятельно  при работе в классе, при выполнении  домашних заданий.

Список использованной литературы:

1.    Амонашвили Ш.А., Размышления о гуманной педагогике -  М, 1995.

2. Гончарова Е.Л.,  Методики оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии // Дефектология. - 2001 №.3

3. Гончарова Е.Л., Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса// Дефектология  - 2007.-№1

4. Корнев А.Н., Дислексия и дисграфия у детей  - СПБ, 1995

5. Лайло В.В., Развитие памяти и повышение грамотности. Пособие для учителя - М., Дрофа, 2001

6. Русецкая М.Н., Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушения чтения// Дефектология -2007.-№1

7. Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей детей. -Ярославль, Академия развития, 1997

8. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. Учебное пособие.- М.ТЦ. СФЕРА, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки и...

« Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников»

Данная разработка выступления знакомит с методами и приёмами профориентационной работы в начальной школе...

Использование методов и приёмов профориентационной работы в воспитании младших школьников

презентация к разработке выступления на тему "Использование методов и приёмов  профориентационной работы в воспитании младших школьников"...

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...

Доклад "Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

Данный доклад был подготовлен для участия в учительской конференции. Развитие речи ребенка один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием ...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование интерактивных методов и приёмов для развития орфографической зоркости младших школьников"...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...