«С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении» (4 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (4 класс)


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении»

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией С.А. Есенина, стихотворением «Лебедушка».

Планируемые результаты

Предметные

Знать: стихотворение «Лебедушка», биографию поэта, традиции народного творчества.

уметь: анализировать лирический текст с помощью опорных слов; читать вслух, воспринимать на слух поэтические произведения.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. -М.: Академкнига\ Учебник, 2011. -Ч.2., презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1-2 мин

Фронтальная форма работы

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II. Актуализация знаний и мотивация

         

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

2 мин

 - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством удивительного поэта

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

-Почему с этих строк я начинаю наш урок? Кому они посвящены?

Правильно, Сергею Есенину!

- С какими его произведениями вы уже знакомы?

 

Слушают стихотворение

«Черемуха», «Береза»

П: осмысление читаемого текста

П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог

4-5м

- Отгадайте ребус, и вы поймете, что за тема сегодня будет у нас.

- Кто назовет тему урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

- Составим план на урок.

Что будет первым? Вторым…?

  1. Биография С. Есенина.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Работа со словарем.

Тема: С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении.

Цели: познакомиться с биографией С. А. Есенина, прочитать лирическое произведение «Лебедушка».

  1. Биография С. Есенина.
  2. Чтение стихотворения.
  3. Работа со словарем.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

IV. Открытие нового знания

Практический: самост. чтение

Словесный: подводящий диалог

7 мин

Дистанционная форма работы

(смотрят презентацию)

- Вспомним биографию поэта.

№ 1 – титульный лист.

№ 2.

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

№ 3.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

№ 4.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

№ 5.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

№ 6.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

№ 7.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Итог: Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

 

Смотреть презентацию и слушают учителя

 

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление

Словесный:, выразительное чтение с взаимооценкой

5 мин

Дистанционная и индивидуальная формы работы

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

-Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осмысленное чтение худож Т, синтез

Динамическая пауза

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа

4 мин

-Послушайте аудиозапись   стихотворения С. Есенина «Лебёдушка».

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

- Кто главные герои стихотворения?  

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит?

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;

молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

трава шелковая – нежная;

тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

цветы лазоревые - светло-синий тон;

волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания?

дозорила – стерегла, охраняла;

хоронились – прятались;

не чуяла – не чувствовала;

- Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?

Отвечают на вопросы учителя

Чувство грусти, печали

Называет их ласково, с любовью

Дистанционно выписывают в тетрадь

Описание природы

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: взаимодействие с партнером

П: осмысленное чтение худож. текста

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответ. с задачей

П: осознанное построение речевого высказывания

VII. Включение в систему знаний

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

7мин

Дистанционная форма работы

Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И. Чайковского.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например, французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

- Русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.

- Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится?

 

Слушают отрывки из музыкальных произведений и отвечают на вопросы учителя

Лебедята

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

1 мин

- Какого поэта мы сегодня с вами на уроке проходили?

- Все ли пункты плана нами выполнены?

- Мы достигли цели?

- Запишите домашнее задание: (дистант.) – выписать из стихотворения «Лебедушка» эпитеты, сравнения и олицетворения.

-С каким настроением заканчиваете урок? Почему?  

-За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?

- Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви.

- Спасибо за урок, урок окончен!

Отвечают на вопросы

Есенина

Да все

Записывают домашнее задание

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С.Есенин Черёмуха. Анализ лирического произведения 3 класс

Этот  традиционный урок - полный анализ лирического произведения С.Есенина "Черёмуха".  Урок разработан по методике В. Лазаревой.Ученики на уроке анализа произведения лирического не остаются...

Урок литературного чтения в 4 классе С.Есенин "Лебедушка"(УМК Школа России)

Разработка урока по стихотворению С.Есенина "Лебедушка" с использованием презентации...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

обобщающий урок Устное народное творчество Литературное чтение 2 кл УМК Школа России

Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Обобщение знаний детей по данному разделу, закрепление литературоведческих понятий; развитие воображения и фантазии ребенка; воспитание ...

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу «Устное народное творчество. Сказки» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу"Устное народное творчество.Сказки" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью...