«С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении» (4 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: «С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении»
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией С.А. Есенина, стихотворением «Лебедушка».
Планируемые результаты
Предметные
Знать: стихотворение «Лебедушка», биографию поэта, традиции народного творчества.
уметь: анализировать лирический текст с помощью опорных слов; читать вслух, воспринимать на слух поэтические произведения.
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник Литературное чтение: 4кл.: Учебник: В 2 ч./ Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. -М.: Академкнига\ Учебник, 2011. -Ч.2., презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1-2 мин | Фронтальная форма работы -Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация
Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 2 мин | - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством удивительного поэта Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его - Россия - Земля добра и голубая даль. И в дом его со ставнями резными По-прежнему мы входим не дыша. Сергей Есенин - то не просто имя, - России стихотворная душа… -Почему с этих строк я начинаю наш урок? Кому они посвящены? Правильно, Сергею Есенину! - С какими его произведениями вы уже знакомы? |
Слушают стихотворение «Черемуха», «Береза» | П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Словесный: подводящий диалог | 4-5м | - Отгадайте ребус, и вы поймете, что за тема сегодня будет у нас. - Кто назовет тему урока? - Какие цели мы поставим на урок? - Составим план на урок. Что будет первым? Вторым…?
| Тема: С.А. Есенин «Лебедушка». Традиции народного творчества в лирическом произведении. Цели: познакомиться с биографией С. А. Есенина, прочитать лирическое произведение «Лебедушка».
| П: подведение под понятие П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практический: самост. чтение Словесный: подводящий диалог | 7 мин | Дистанционная форма работы (смотрят презентацию) - Вспомним биографию поэта. № 1 – титульный лист. № 2. С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. № 3. Родители Есенина были бедные крестьяне. № 4. У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра. № 5. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных. В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. № 6. Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. № 7. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище. Итог: Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью. |
Смотреть презентацию и слушают учителя
| П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Словесный:, выразительное чтение с взаимооценкой | 5 мин | Дистанционная и индивидуальная формы работы - Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях? - Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. -Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным. | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: осмысленное чтение худож. текста П: поиск и выделение необходимой информации П: осмысленное чтение худож Т, синтез | |
1м | Динамическая пауза | |||
VI. Самостоятельная работа с проверкой Практический: самост. работа | 4 мин | -Послушайте аудиозапись стихотворения С. Есенина «Лебёдушка». - Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? - Кто главные герои стихотворения? - Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? - Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний: покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи; гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале; тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением; молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки; трава шелковая – нежная; тихозвонные ручейки - спокойно протекающие; росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро; цветы лазоревые - светло-синий тон; волны пряные - издающие запах; - Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? дозорила – стерегла, охраняла; хоронились – прятались; не чуяла – не чувствовала; - Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам? | Отвечают на вопросы учителя Чувство грусти, печали Называет их ласково, с любовью Дистанционно выписывают в тетрадь Описание природы | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: взаимодействие с партнером П: осмысленное чтение худож. текста П: поиск и выделение необходимой информации Р: планирование своих действий в соответ. с задачей П: осознанное построение речевого высказывания |
VII. Включение в систему знаний Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера | 7мин | Дистанционная форма работы Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И. Чайковского. - Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например, французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой. Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь». - Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.) - Русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене. - Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? |
Слушают отрывки из музыкальных произведений и отвечают на вопросы учителя Лебедята | П: построение рассуждения; осуществление синтеза П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 1 мин | - Какого поэта мы сегодня с вами на уроке проходили? - Все ли пункты плана нами выполнены? - Мы достигли цели? - Запишите домашнее задание: (дистант.) – выписать из стихотворения «Лебедушка» эпитеты, сравнения и олицетворения. -С каким настроением заканчиваете урок? Почему? -За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось? - Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви. - Спасибо за урок, урок окончен! | Отвечают на вопросы Есенина Да все Записывают домашнее задание | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.Есенин Черёмуха. Анализ лирического произведения 3 класс
Этот традиционный урок - полный анализ лирического произведения С.Есенина "Черёмуха". Урок разработан по методике В. Лазаревой.Ученики на уроке анализа произведения лирического не остаются...
Урок литературного чтения в 4 классе С.Есенин "Лебедушка"(УМК Школа России)
Разработка урока по стихотворению С.Есенина "Лебедушка" с использованием презентации...
Литературное чтение в 4-м классе. С.Есенин. "Лебедушка"
кнспек урока...
урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»
Деятельностная цель: Познакомить с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...
обобщающий урок Устное народное творчество Литературное чтение 2 кл УМК Школа России
Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Обобщение знаний детей по данному разделу, закрепление литературоведческих понятий; развитие воображения и фантазии ребенка; воспитание ...
Повторение и обобщение по теме "Устное народное творчество" Урок литературного чтения 2 класс.
Урок закрепления знаний по теме "Устное народное творчество"...
Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу «Устное народное творчество. Сказки» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью
Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу"Устное народное творчество.Сказки" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью...