Урок литературного чтения в 4 классе С.Есенин "Лебедушка"(УМК Школа России)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Разработка урока по стихотворению С.Есенина "Лебедушка" с использованием презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esenin.doc | 73.5 КБ |
esenin.ppt | 620 КБ |
Предварительный просмотр:
Горшкова Р.Р. учитель начальных классов
МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа»
Класс: 4класс
Тема: С.А.Есенин
Урок: стихотворение «Лебедушка».
Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.
Тип урока: комбинированный урок
Задачи урока:
1. Помочь детям вспомнить известные стихи Есенина.
2. Формирование навыков выразительного чтения.
3.Помочь осознать смысл стихотворения.
По завершении урока учащиеся должны:
- Знать особенности Городецкой росписи.
- Уметь создавать простейшую композицию
Методы:
информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, парная.
Оборудование: учебники
Дидактические материалы:
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
Программное обеспечение: презентация.
Этапы урока:
- Организационный.
- Проверка домашнего задания
- Постановка цели. Актуализация знаний
- Работа над новым материалом
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
| |
- Урок мне хотелось бы начать с отрывков известных стихотворений. Вы должны вспомнить название этого стихотворения и автора: Тихо дремлет река. Темный бор не шумит Соловей не поет, И дергач не кричит (Ночь) На пушистых ветках Снежною каймою Распустились кисти Белой бахромою (Береза) Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка (Воробышки) Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре (Черемуха) У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» («Задремали звезды золотые…») | |
. | |
- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Сергея Есенина «Лебедушка» (слайд 3) - Что вам известно о поэте – С. Есенине? (слайд 4) - Я прочитаю вам отрывки из его автобиографий, т. е то, что поэт говорил о себе: «Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии… Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна… Детство прошло среди полей и степей… Рос под призором бабки и деда… Стихи начал слагать рано, с 9 лет. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам… Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах…» Вместе с дядей ездили поить лошадей. Ночью луна при тихой погодестоит стоямя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она с кругами отплывала от их ртов… - О каких качествах характера говорят эти строки? | Учащиеся знакомятся с темой урока, целями и задачами |
IV. Работа над новым материалом. (20 мин.) | |
В своей автобиографии Есенин писал, что переделывал бабушкины сказки с плохим концом на свой лад. 1. Чтение учителем Послушайте стихотворение «Лебедушка» и подумайте, почему у этой сказки-былины такой печальный конец. - Как вы думаете, почему Есенин не придумал счастливый конец этой истории? - Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения? -Почему я назвала это стихотворение былиной? Только ли потому, что история могла произойти на самом деле? (Начало напевное, неторопливое, как в былине. Ритм напевный, как в былине, а рифмы нет. Есть много устаревших слов). Приведите пример. - Прочитайте стихотворение про себя и разделите на части. Но прежде давайте вспомним что такое: зачин, завязка, кульминация, развязка (слайд 5) поэтические средства (слайд 6) 2. Словарная работа Вам встретятся слова багровые, ватага, лазоревый, дозорила, доблестным. (слайд 7) 3. Чтение детьми 4. Работа над произведением - Прочитайте зачин. На какой тон он настраивает? Какие поэтические средства использованы? - О чем повествует следующая часть? -С какой интонацией ее надо читать? Почему? - Прочитайте эпизод о «надвигающейся туче черной». Почему змее удалось спастись от гибели? - Прочитайте кульминационный момент. Почему с лебедушкой произошла трагедия? - Какие слова из последней строфы уже встречались? Сопоставьте. (слайд 8) Хоронились лебежатушки А под кочками зелеными Под крыло ли материнское Хоронились лебежатушки - Последняя строфа замыкает композицию. Все осталось в природе, но нет лишь лебедушки. И материнское крыло заменено «кочками зелеными » - Проследите по тексту, какое Есенин питает чувство к прекрасной птице. Привидите примеры. (слайд 9) - Как автор описал орла? (слайд 10) - Как Есенин оценивает происшедшее? - Как нужно читать предпоследнюю строфу? Последнюю? (слайд 12) Почему? Рассмотрите иллюстрацию. Найдите строфы, которые подходят к ним. | Чтение стихотворения Ответы детей. Просмотр слайдов |
V. Итоги урока (3 мин). | |
Раскройте смысл пословицы: При солнышке тепло – при матери добро. (слайд 13) Подходит ли эта пословица к стихотворению Есенина - Почему Есенин назвал свое стихотворение «Лебедушка» | |
VI Домашнее задание (2 мин). | |
- На основании того о чем мы говорили на уроке – напевность, изменение настроения, нежность, лиричность – подготовить выразительное чтение или нарисовать свой рисунок | Учащиеся записывают задание в дневник. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»
Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...
Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...
Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...
План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс
Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные задания для работы в парах....
Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России
Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...