Пушкин 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Ривман Евгения Александровна

Пушкин 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pushkin.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ЧЕЛОВЕК МИРА

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК:

«ЛЕКЦИЯ О А.С. ПУШКИНЕ»

4 КЛАСС

Редкодубская средняя школа

Учитель: Ламзина Т.А.

Тема: А.С.Пушкин – великий русский поэт.

Цели: познакомить с некоторыми страницами биографии великого русского поэта; пробудить интерес к творчеству поэта; воспитывать умение видеть красоту родной природы, воссоздавать её в своём воображении, слушая и читая стихи поэта.

Планируемые результаты: учащиеся получат возможность прочувствовать эпоху, в которой жил Пушкин.  

Оборудование:

1. Портрет А.С.Пушкина.

2. Отдельные иллюстрации из альбома «А.С. Пушкин»: портреты матери, отца сестры Ольги, брата Льва, барельефы няни, маленького Пушкина, фотографии старинной Москвы, лицея в Петербурге.

3. Презентация «Детство Пушкина».

4. Грамзаписи: Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Вальс №1 и №2» А. Грибоедов, русская народная пляска «Комаринская», «Танец розовых девушек»», «Сладкая греза».

5. Конторка пушкинских времен (серебряный подсвечник с огарком свечи хрустальная чернильница, стаканчик с гусиными перьями).

6. Иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина.

7. Рисунки детей по произведениям поэта на тему: «Моя любимая сказка».

8. Выставка книг (детские издания стихов и сказок А.С. Пушкина).

9. На партах учащихся копии рукописей поэта.

10. У каждого ученика открытка с изображением памятника А.С. Пушкину (скульптор Опекушин) в Москве. На оборотной стороне открытки записан план урока-лекции (для дальнейшего приготовления домашнего задания).

11. Плакат, на котором напечатаны слова А.С. Пушкина из стихотворения «О себе».

...Великим быть желаю,

Люблю России честь…

Ход урока.

Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила».

…Великим быть желаю,

Люблю России честь…

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лежа в кроватке, слушая дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого  русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». Прошло более 150 лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все также не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью великого поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии. (У портрета А.С. Пушкина зажигаются свечи памяти). Прочитайте план, написанный на доске. Такой же план есть и на ваших открытках. По нему вы должны будите дома составить устный рассказ об Александре Сергеевиче Пушкине.

План.

1. Детские годы поэта.

2. Значение няни и бабушки в жизни поэта.

3. В Лицее

4. Пушкин поэт-пейзажист.

5. Пушкин-сказочник.

6. Пушкин всегда с нами.

Кто знает из вас, когда и где родился А.С. Пушкин? Правильно, 6 июня 1799 года, в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин. В том самом прекрасном городе, в котором живете вы.

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

Москва пушкинского детства поражала странным смешением древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты. В то время, когда родился Пушкин, столицей России был Петербург, город новый, европейский, а Москва была местом сбора для всего русского дворянства, которые из всех русских провинций съезжались сюда на зиму. Блестящая гвардейская молодежь приезжала сюда из Петербурга. Во всех концах древней столицы гремела музыка. Москва жила по-своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург издали смеялся над старушкой Москвой, но не вмешивался в ее затеи. (Звучит мелодичный вальс Грибоедова, ученик и ученица исполняют танец. На этом фоне я продолжаю свой рассказ).

- Но была еще и другая Москва, просвещенная. Знатные вельможи, оставив царский двор в Петербурге, селились в Москве и украшали ее великолепными дворцами. Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать по книгам, издаваемым в Москве.

К образованной Москве относился и дом Пушкиных. Отец поэта - Сергей Львович (показываю портрет) - был потомок знатного рода. Об этом свидетельствует летописи 19 века и фамильный герб. Отец поэта любил литературу; он был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку. Мать поэта – Надежда Осиповна (обращаюсь к портрету) – урожденная Ганнибал, внучка арапа Петра Великого; была образованна, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах. Дядя Пушкина, брат отца, был довольно известным в то время поэтом. И отец, и дядя поэта были в то время образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой и театром. Дом Пушкиных с удовольствием посещали известнейшие люди того времени: Карамзин, Жуковский. Мальчиком Пушкин был свидетелем литературных споров, чтения новейших произведений.

В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых осталось трое: старшая дочь Ольга (первый слушатель и критик ранних стихов поэта), два сына – Александр и Лева (показываю портреты). Мать больше любила младшего сына Льва. Александр рос молчаливым и замкнутым. (Далее рассказ продолжают заранее подготовленные учащиеся).

1-ый ученик:

- Как было принято в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров-иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки, где в основном была французская литература.

2-ой ученик:

- Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитывал их великое множество. В основном он читал французских классиков – Вольтера, Мольера. «Чтение – вот лучшее учение», - любил говорить Пушкин.

3-ий ученик:

- Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Импровизировал и разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.

Далее продолжаю рассказ я:

- Французы – гувернеры не оставили доброй памяти в сердце мальчика. Но в отличие от многих дворянских детей Пушкин уже был с детства тесно связан  с русской народной жизнью и рано услышал меткую народную речь. Бабушка поэта и крестная няня Арина Родионовна Матвеева стали настоящими воспитанницами и самыми близкими к сердцу его людьми.

Когда Александру было 5 лет, бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. Село было расположено в живописной местности. Березовая роща, пруд, еловый лес, речка, прибрежные холмы окружали старинный господский дом с флигелями. Впервые дети попали в деревню, лес, в поле. Там дичок, бука Александр необыкновенно развеселился, расшумелся, разыгрался. Теперь читал на берегу реки, в роще, в саду. По вечерам перед сном часто слушал сказки. Иногда вместо сказок бабушка рассказывала удивительную родословную Ганнибалов. (Звучит русская народная пляска «Камаринская». Ученик лихо отплясывает, я продолжаю свой на этом фоне рассказ.)  

- По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни, любоваться девичьими хороводами. Здесь все было простое и значительное, приветливое милое, свое. Бродя вместе со своим дядькой Никитой Козловым по деревне, мальчик не раз наблюдал, как тяжко живет и трудиться крепостной народ. Он видел, как от зари до зари крестьянин идет в поле за сохой, которую помнит его замученный костлявый Гнедко. Не раз, гуляя, замечал он усталых жниц, склонившихсяся над серпом, слышал плач ребенка, взятого матерью в поле. Случалось ему слышаться грустные, хватающие за сердце песни о тоске – кручинушке, о несчастной долюшке. Так еще в детском возрасте Пушкин все время соприкасался с народной жизнью. Вспоминая детство, поэт писал:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово.

На холмах домик мой; с балкона

Могу сойти в веселый сад.

Где старых кленов темных ряд

Возносится до небосклона

И глухо тополи шумят.

2. Страсть к поэзии проявилась в Пушкине с первыми понятиями на восьмом году жизни, он уже умел писать и читать, сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Поэт проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал книги одну за другой. Мальчик был одарен памятью необыкновенной. Помимо французов – гувернеров, в детстве около Пушкина  были и русские люди: дядька Никита Козлов, бабушка и особенно няня Арина Родионовна Матвеева крепостная Пушкиных простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин и пословиц. Она, как и бабушка, передавала ему волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, воспитывала в нем народные чувства. (Показываю барельеф А.Г. Матвеевой).талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Весь сказочный мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от своей бабушки и няни. Многие рассказы записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках, романе «Евгений Онегин», в прологе, к поэме «Руслан и Людмила».

Ах! Умолчу ль я о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня.

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса, не шелохнусь, бывало

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, не головы.

(Все стихи А. Пушкина на уроке я читала (А.С. Пушкин «Сон») наизусть).

Далее рассказ продолжаю на фоне музыки «Сладкая греза»

-В годы ссылки в Михайловском, Пушкин особенно сроднился с няней. В длинные зимние вечера, в ветхом доме Арина Родионовна, как в детстве, рассказывала поэту сказки (сейчас в Михайловском есть домик-музей Арины Родионовны). Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено - и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Она была тогда единственным собеседником Пушкина. Он, любя всем сердцем няню, посвящал ей свои стихи. (Ученик читает наизусть стихотворение «подруга дней моих суровых»).

3. Детство Пушкина прошло в Москве. Поэт посвятил этому городу строки:

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет.

Часы беспечности я тратил золотые.

А юность поэта прошла в Петербурге. В 1811 году в Царском Селе, летней резиденции императора, открывался Лицей – учебное заведение для юношества благородного происхождения.  Прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина Сергей Львович, решил отдать туда,  учиться своего старшего сына. Он добился того, что Александр был записан среди 30 претендентов в кандидаты Лицея.  Вступительный экзамен был назначен на август.  Ученик продолжает рассказ:

- В роскошном зале дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой курчавый, быстроглазый мальчик Александр Пушкин – отвечал легко и уверенно.

- какого французского писателя ты знаешь лучше всего? – был один вопрос.

- Вольтера! Бойко ответил Александр.

Все засмеялись. Но в свои 12 лет действительно любил и знал Вольтера. Он готов был прочесть им наизусть Счастливый день! Экзамен сдан.

(Далее рассказ продолжаю я).

- Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. В Лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант. В те времена Пушкин был живой, шаловливый мальчик, курчавый  с быстро выразительными глазами. В своем развитии он опередил товарищей, многое прочел, о чем они не слыхали, все, что он читал, помнил. При этом он не важничал. В садах Лицея Пушкин стал поэтом. Он бойко и читал свои эпиграммы на своих друзей. В Лицее пришла к нему слава. На публичном экзамене (показываю из альбома «А.С. Пушкин») в 1815 году Пушкин читает свое стихотворение «воспоминание о Царском Селе». Это стихи о величии Родины, ее сынов, ее побед. Голос его звенел, сердце билось от счастья. На экзамене присутствовал знаменитый русский поэт Державин. Он с восторгом слушал юного Пушкина и сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина!» «Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал, - вспоминал Пушкин, - Державин был восхищении; он требовал, хотел меня обнять…Меня искали, но не нашли. Старый поэт высоко оценил талант юного Пушкина, его стихи привели в восхищение Державина, который увидел в юном поэте достойную себе замену. Кончив чтение своих стихов, Пушкин убежал. Эта была застенчивость, скромность, желание скрыть от людей  переполнявшие его чувства. Восхищение Державина, признание им поэтического дара в себя. Пушкин уже в Лицее был признан замечательным поэтом. Пушкин полюбил величественный Петербург, с которым он встретился в юности. Он восхищался этим городом и посвятил ему одно из своих стихотворений. (Ученица читает наизусть стихотворение А.Пушкина «Люблю тебя Петра творения»).

4. Ученик выходит к портрету поэта и рассказывает:

-Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, ясные глаза. Один из портретов написан художником Тропининым. При первом же взгляде нас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека полного жизни.  Это вдохновенный образ поэта исполненного творческих сил. (Звучит вальс № 2 Грибоедова). Ученик предлагает взять в руки рукописи поэта.

-Много раз Пушкин  изображал себя сам. Сохранилось около 90 его автопортретов. Он был блестящим портретистом-графистом. Рисовал точно, верно, несколькими штрихами, передавая (несколькими) самое характерное, самое главное, хорошо знал свое лицо.

Продолжаю рассказ.

-Его характерный профиль разбросан по его рукописям на полях среди стихов в окружении других портретов, рисунков. Сохранилось множество автографов поэта, 800 писем. Рукописное наследие Пушкина является одним из величайших сокровищ русской культуры. Оно хранится для потомков в специальных сейфах в Пушкинском доме-музее в Санкт-Петербурге.

Взгляните на эти листы. Перед вами воспроизведения черновых тетрадей поэта. Как они разнообразны, как живописны. Быстрый стремительный почерк. Строчки бегут одна за другой. Некоторые слова недописаны. Очень многое зачеркивается – найдены другие слова, более точные и выразительные. Рядом с текстом, а иногда в самом тексте, разбросаны рисунки. Вот Пушкин перестал писать, задумался, а рука его рисует чей-то профиль, пейзаж, женскую голову. Эти рисунки как бы авторский комментарий к творчеству и биографии поэта.

Глядя на эти рукописные листы, можно представить себе, как Пушкин работал. (Подхожу к конторке, которая стоит у доски. А работал он вот за такой конторкой. Электричества тогда еще не было, поэтому на столе стоит подсвечник с огарком свечи. Писали в то время чернилами и гусиными перьями. Вот Пушкин окинул голову, задумался:

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Нет у русского человека полноценного ощущения зимы, весны, осени, лета без пушкинских строк. Стихи Пушкина можно читать  и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Поэт все изображал легко, с блеском, бодро, весело. Таков был солнечный гений Пушкин.

Ежегодно в начале июня, в день рождения поэта, во всех пушкинских местах (Москве, Санкт-Петербурге, Михайловском, Болдине, Одессе) проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого певца. Представим себя участниками одного из таких праздников и еще раз насладимся пушкинскими стихами о природе. (Несколько учащихся читают наизусть стихи Пушкина).

5. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин прежде всего поэт-сказочник. (Обращаюсь к выставке книг, на которой представлены сказки Пушкина).

- Какие сказки Пушкина вы знаете? (Ответы детей).

Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все сказки его стали любимы русским народом и детьми. «Что за прелесть эти сказки,- говорил он.- Каждая есть поэма…». Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистоимные и  удивительные богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает «У лукоморья дуб зеленый…».

(Дети подхватывают эти строчки и хором читают все стихотворение наизусть. Читают очень выразительно, передавая чувства поэта).

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив в двойне.

К нам на урок пришли сказочные герои из сказок Пушкина. (Звучит музыка «Танец розовых девушек»). Под эту музыку, взявшись за руку, в ярких костюмах выходят к доске персонажи из сказок Пушкина. Они поочередно читают наизусть в лицах отрывки из пушкинских сказок, а дети отгадывают название сказки.

- Сказку Пушкина нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Первые иллюстрации к Пушкина появились еще при жизни поэта. Среди художников, вдохновленных его сюжетами, немало больших мастеров: Левитан, Репин, Васнецов, Врубель, Серов. Наши дети тоже нарисовали иллюстрации к сказкам. (Рассматриваем рисунки учащихся, которые помещены на доске).

6. Погиб А.С.Пушкин очень рано: в 37 лет он был убит на дуэли французом Дантесом. Поэт был похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко от Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта.

Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалование за свои литературные произведения. Его имя носит город (бывшее Царское Село), площади и улицы в Москве, Санкт-Петербурге. Именем Пушкина названы театры, библиотеки, школы, парки.

Стихи Пушкина переведены на многие языки мира, они легли в основу прекрасных музыкальных произведений. Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи, воздвигнуты десятки памятников. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Опекушин создал образ поэта понятный, доступный и близкий всем. Пушкин, склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу. Пророческими стали строки стихотворения:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…

- Многими учеными-пушкинистами продолжается изучение жизни и творчества А.С.Пушкина. Имя Пушкина никогда не забудется; он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.

… Великим быть желаю,

Люблю России честь…

Так оно и есть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»Цели:-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотво...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Час чтения",тема "О Пушкин! Пушкин! Наш любимый поэт!". "Литературная гостиная" .2 класс

Конспект занятия  по внеурочной деятельности "Час чтения" , посвященный творчеству А.С. Пушкина....

Конспект урока литературного чтения 3 класс "Определение главной мысли произведения. Произведения А.С. Пушкина Стихи о природе. А. С. Пушкин. «Зимний вечер».

Идея произведения. Мир нуждается в нашей защите. 1. Познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворением, посвящённым няне поэта.2. Развить навыки выразительного чтения, ум...