рабочая программа
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»
Принята на заседании педагогического совета Протокол от 30.08. 2019 г. № 1 | Утверждена и введена в действие приказом директора МБОУ «Средняя школа № 8» от 30.08.2019 г. № 55 о/д |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
1квалифакационной категории
Королевой Ирины Анатольевны
по литературному чтению 4 класс б
базовый уровень
на 2019- 2020 учебный год
Королева Ирина Анатольевна
(Ф.И.О. разработчика, подпись)
Количество часов:
всего - 68 ч., в неделю - 2 ч.
Промежуточная аттестация - тестовая работа - 1
УМК
1. Авторы: Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова «Литературное чтение»: учебное пособие по литературному чтению издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.
Пособие для учителя:
1. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» Авторы: Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова М.: ООО «Русское слово», 2013г.
г. Рославль
2019
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения к выпускнику начальной школы в качестве требований предъявляются три группы результатов освоения программы (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» (ФГОС).
Метапредметные результаты включают «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» (ФГОС).
Предметные результаты включают «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» (ФГОС).
Применительно к курсу «Литературное чтение» мы выделили следующие планируемые результаты, которые характеризуют личность выпускника начальной школы.
Личностные
- осознание школьником важности процесса обучения, формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию.
- понимание школьником значимости чтения и литературы для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
- осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
- осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.
- усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
- развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.
- развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.
- формирование культуры общения.
Метапредметные
- формирование способности принимать, сохранять и решать учебные задачи в процессе чтения и обсуждения литературного произведения.
- формирование умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.
- формирование умения оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- развитие умения выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи.
- развитие умения запоминать правило.
- развитие умения предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки.
- развитие логических операций (установление причинно-следственных связей, сравнение, классификация, обобщение, доказательство, вывод) при работе с содержанием литературных произведений.
- формирование умений осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.
- развитие умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, использовать различные источники информации (в т.ч. интернет-ресурсы) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- развитие умения свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно-популярные, учебные.
- развитие умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи).
- развитие умения слушать одноклассников и вступать в диалог.
- развитие умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.
- формирование готовности конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы разных сторон.
- развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника.
- овладение базовыми метапредметными понятиями
Предметные
- формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности представлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»:
- 1 раздел — «Виды речевой и читательской деятельности»,
- 2 раздел — «Круг детского чтения»,
- 3 раздел — «Литературоведческая пропедевтика»,
- 4 раздел — «Творческая деятельность».
Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
- читать (вслух) выразительно доступные для младшего школьного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- различать на практическом уровне виды текстов (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и характеризовать героев произведения; тему и микротемы ; основные события и устанавливать их последовательность;
- выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты);
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев,
- явлениями, фактами, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию);
- использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр произведения, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;
- устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, связывая их с содержанием текста);
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или отвечая на вопрос;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
- участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- предвосхищать содержание литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать свое суждение об этом;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
- оформлять свою мысль в виде письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
- делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Раздел 2. Круг детского чтения
Обучающийся научится:
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;
- самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом, а также соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
- определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
Раздел 3. Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
- отличать прозаический текст от стихотворного;
- распознавать особенности построения фольклорных жанров: сказки, загадки, пословицы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет, гипербола);
- определять позицию автора художественного текста;
- создавать по аналогии прозаический или поэтический текст на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Раздел 4. Творческая деятельность
Обучающийся научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, определять этапы в выполнении действий;
- составлять текст на основе готового плана;
- давать характеристику героя.
Обучающийся получит возможность научиться:
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации к произведениям, диафильмы;
- работать в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты;
- создавать собственный текст (повествование — по аналогии; рассуждение — развернутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя);
- писать изложения;
- писать сочинения по картине.
В соответствии со Стандартом планируемые результаты выступают основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования.
II. Содержание учебного предмета.
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий) |
НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (13 ч ) | |
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» РНС «Шабарша», «Сивка Бурка», И.С. Тургенев «Сказка о о серебряной птице и желтой лягушке»; В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница»; В.И. Даль «Старик-годовик» РНС «Солдатская шинель». Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сивка- бурка», внеклассное чтение по теме «Русские волшебные сказки» Контрольный урок Литературоведческие понятия: авторское отношение; композиция; кольцевая композиция (развитие представлений); народная лексика в авторском произведении; афоризм; сюжет (развитие представлений); сказочные элементы (зачин, концовка); волшебная сказка (развитие представлений); устойчивые выражения в народной сказке; антитеза; тема и идея (развитие представлений); эпиграф. Развитие речи: различные виды чтения (в том числе выборочное чтение, повторное чтение) и пересказа; характеристика эпизода; беседа по вопросам; формулирование личного впечатления от отдельных элементов сюжета; определение значения данных слов; подбор синонимов к словам и словосочетаниям; сопоставление двух сказок с близким сюжетом. | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие- леность, честность – ложь, доброта – злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека. Умение работать с детской книгой и свободно в ней ориентироваться; понимание прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; рассматривать репродукцию картины и соотносить ее с содержанием раздела; Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы. Ра Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Знакомиться со стихотворными, понятиями «стихотворная сказка», «композиция», «кольцевая композиция»; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: слушать стихотворную сказку и работать с ее содержанием; выделение отличаев авторской сказки от других жанров литературы; находить в тексте средства художественной выразительности; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к героям сказки; - совершенствование знаний о жанре сказки; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: работать с содержанием сказки; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; читать по ролям; делить текст на части и озаглавливать каждую часть; пересказывать текст по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету сказки; формулировать свое отношение к прочитанному; развивать творческие способности; развивать интерес к русским народным сказкам. Подбирать пословицы. Умение писать сочинение по картине. |
НАША СЕМЬЯ (16 ч) | |
РНС «Две сестры» , Х.К. Андерсен «Снежная королева», А. А. Дорохова «Улыбка матери», Я.Л. Аким «Моя родня», З.И. Воскресенской «На кончике нитки», А.Л. Барто «Петя на футболе»; В.А. Осеева «Хорошее» и Л.Н. Толстой «Подкидыш»; сочинение рассуждение на тему «Снежная королева» Х.К. Андерсена – сказка о семье. сочинение по картине В.М.Максимова «Материнство» Контрольный урок Третье место в стиле баттерфляй. Литературоведческие понятия: традиционные образы в русских волшебных сказках (падчерица и мачеха); тема и идея (развитие представлений); поучительный характер сказки; обращение; бытовая сказка; образ писателя; основная мысль (основной мотив) и ее развитие в эпическом произведении; пейзаж; образы центральные и вспомогательные; сюжет волшебной сказки; вставные эпизоды в волшебной сказке; портрет (развитие представлений);кульминация; рассуждение (развитие представлений); роль образно-выразительных средств в авторской сказке; деталь (развитие представлений); пьеса; ритм (формирование первоначальных представлений); рифма (развитие представлений); лирическое стихотворение (развитие представлений); рефрен (формирование первичных представлений); гипербола. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе чтение по ролям, повторное чтение, чтение наизусть; подбор ключевых слов для характеристики персонажа и антонимов к ним; сопоставительные характеристики разных типов; обсуждение содержания сказки по главам и формулирование микро выводов; устный рассказ, построенный на личных впечатлениях; характеристика героя по его портрету; сочинение-рассуждение «“Снежная королева” Х.К. Андерсена – сказка о семье»; нахождение слов, заключающих в себе основную мысль произведения; составление плана для рассказа по картине; устный рассказ о бабушке или дедушке. | Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём Изменять ( убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смысл основных понятий Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну из прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение. Письмо сочинениея–рассуждения на заданную тему; Контролирование уровеня сформированности читательских умений на примере работы с произведениями В.А. Осеевой «Хорошее» и Л.Н. Толстого «Подкидыш»; |
НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (7 ч) | |
В.В. Голявкин «Пара пустяков», A.JI. Барто «Три очка за старичка»; В. А. Солоухин «Мститель»; Л.Ф. Воронкова «Трудный овражек», Ю.И. Ермолаев «Навестили» и Н.Г. Гарин- Михайловский «Детство Темы» (отрывок) сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет». Внеклассное чтение А.В. Митяев «Юлька + Петька = любовь» Контрольный урок Литературоведческие понятия: тема и идея (развитие представлений); конфликт; рассказчик (развитие представлений); эпитет; комментарий; юмористический рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды чтения, в том числе самостоятельное чтение вступительной статьи, чтение наизусть, чтение по ролям; устный рассказ по личным впечатлениям; определение значения слов по контексту; ответы на вопросы и формулирование микро выводов. | Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать с другом значения понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», « Что такое настоящая дружба», « Как найти друзей», «Правильно ли поступили герои рассказа А. Гайдара?». Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать порядок событий на основе рисунков. Составлять план рассказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Развитие творческих способностей |
НАШИ ДЕЛА И ЗАБОТЫ (9 ч) | |
А.В. Кольцов «Песня пахаря», К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.В. Куклин «Подумайте, что было бы» Г. Р. Граубин «Чем пахнут ветры», В.А. Осеева «Строитель» и Б.С. Житков «Наводнение»; сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Лен»; коллективный исследовательский проект «Старые вещи»- презентация проекта; внеклассное чтение по теме «Рассказы Э.Н. Успенского» Контрольный урок Литературоведческие понятия: притча (формирование первичных представлений); иносказание; олицетворение (развитие представлений); пейзаж и его художественная роль; авторское отношение к событиям и героям (развитие представлений); комментарий (исторический комментарий); художественный образ в произведении искусства: образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; различные виды пересказа; рассказ по картине; характеристика особенности лексики; речь персонажа; устный рассказ-размышление по материалам прочитанного; устное сочинение. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Умение: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; делать выводы по теме урока; расширять словарный запас и кругозор; воспитание положительного отношения к урокам литературы. Знакомство с понятием «олицетворение»; совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: работать с содержанием стихотворения; характеризовать труд пахаря с использованием художественновыразительных средств произведения; находить в тексте стихотворения предложение, в котором заключена главная мысль, обосновывать свой выбор; читать стихотворение, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; формулирование отношение автора к герою стихотворения; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему. Формирование умения создавать и защищать проект по заданной теме; |
НАША ПРИРОДА (9 ч) | |
А.К. Толстой «Колокольчики мои...», И.С. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи», Я.П. Полонский «Зимний путь» и К.М. Фофанов «Нарядили елку в праздничное платье...», И.С. Никитин «Лес» З.И. Воскресенская «Петя-пересмешник», Ф.А. Абрамов «Во крестьянстве выросла», «В ответ на доверие»; С.А. Есенина «Черемуха», «С добрым утром!»; Н.М. Рубцов «Про зайца», «Ворона», «Воробей»; М. Пляцковский «Сосульки» и И. Соколов- Микитов «Зимняя ночь»; сочинение по картине Б.В.Щербакова «Колокольчики мои». Сочинение по картине И.И.Шишкина «Дубовая роща» Контрольный урок Как и о чем разговаривают птицы. Литературоведческие понятия: кольцевая композиция (развитие представлений); метафора, очерк. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе участие в конкурсе выразительного чтения, чтение наизусть; рассказ по личным впечатлениям; текст-описание; текст-повествование; описание природных объектов; рассказ по самостоятельно составленному плану; различные виды пересказа, в том числе пересказ по самостоятельно составленному плану | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста - описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения живописи и литературы. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом |
МИР ВОКРУГ НАС (9 ч) | |
Ю.И. Коринец «Лошадиная сила»; А. М. Волков «Как люди ведут счет времени»; Э. Юбелакер «Время»;М.В. Водопьянов «106 минут вне Земли»; Ю.А. Гагарин «Дорога в космос», с понятием «рассказ- воспоминание», П.Г. Антокольский «Апрель 1961 года»; Е.А. Чайковская «Как появились коньки», А.А. Светов «О том, как “обули” велосипед»; В.А. Ситников «Пчелиные профессии», В.Н. Танасий- чук «Кто видит все вокруг себя», А. И. Куприн «Люди- птицы» , В.П. Астафьев «Ночь космонавта» Контрольный урок. Внеклассное чтение В.П. Крапивин «Крылья» Литературоведческие понятия: очерк (развитие представлений); научно-популярный текст. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; различные виды пересказа; размышление на заданную тему; составление плана; рассказ по плану; обсуждение. | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом. Задавать вопросы к тексту; оценивать эти вопросы. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Владеть навыком беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: анализировать содержание стихотворения; составлять характеристику образов; находить в тексте средства художественной выразительности; определять эмоциональный строй стихотворения; читать выразительно, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; определять тему произведения; формулирование выводов; -развитие любознательности; Контроль уровня сформированности читательских умений |
НАША СТРАНА (5 ч) | |
И.П. Бауков «Говори мне о России», А.П. Рогов «Вначале было дерево» (фрагментами из книги «Черная роза»); С.П. Алексеев «Капитан бомбардирской роты»,М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.И. Фатьянов «Как становится тихо у переднего края...», Л.А. Кассиль «Прямой наводкой» , «Саперы», Л.К. Татьяничева «Братство» и К.М. Симонов «Родина»; Л.А. Кассиль «Катюша» , А.Т. Твардовский «Дети и война» (отрывок).Сочинение по картине А.М.Васнецова «Родина» Контрольный урок Проверка навыков читательских умений на промежуточной аттестации за курс 4 кл. Комплексная метапредметная проверочная работа Литературоведческие понятия: образ-символ; тема и идея (развитие представлений); историко-литературный комментарий (развитие представлений). Развитие речи: различные виды чтения, в том числе чтение наизусть; обсуждение; рассуждение; формулирование микровыводов и выводов. | Знакомство с новым разделом учебника «Наша страна», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом; Знакомство со стихотворением И.П. Баукова «Говори мне о России» и репродукцией картины А.М. Васнецова «Родина»; -совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; -развитие умения: определять жанр произведения; анализировать содержание стихотворения, образ России; находить в тексте средства художественной выразительности; определять идею стихотворения; читать выразительно, подбирая интонацию, темп речи, тембр голоса, паузы; соотносить репродукцию картины с текстом; сопоставлять произведения разных видов искусства; формулировать на основе прочитанного выводы; определять авторское отношение к России; Формирование умения писать сочинение по картине; Знакомство с произведением А.П. Рогова «Вначале было дерево» (фрагментами из книги «Черная роза»); Знакомство с произведениями С.П. Алексеева «Капитан бомбардирской роты» и репродукцией картины Поля Делароша «Петр I»; Знакомство с фрагментом поэмы М.Ю. Лермонтова «Сашка» и стихотворением А.И. Фатьянова «Как становится тихо у переднего края...», с понятием «комментарий к тексту»; Знакомство с рассказами Л.А. Кассиля «Прямой наводкой» и «Саперы», с репродукцией картины К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»; Занкомство со стихотворениями Л.К. Татьяничевой «Братство» и К.М. Симонова «Родина»; Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему; Контроль уровня сформированности читательских умений на примере работы с произведениями Л.А. Кассиля «Катюша» и А.Т. Твардовского «Дети и война» (отрывок); Обобщение и систематизация. |
III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б
Дата/ план | Дата/ факт | № | № по теме/ разделу | Тема урока |
НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (13 ч ) | ||||
04 09 | Вводный урок «Наши любимые сказки» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | |||
05 09 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | |||
11 09 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | |||
12 09 | Русская народная сказка «Шабарша». | |||
18 09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |||
19 09 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | |||
25 09 | Р/р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сивка- бурка» | |||
26 09 | И.С. Тургенев «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке» | |||
02 10 | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | |||
03 10 | Внеклассное чтение по теме «Русские волшебные сказки» | |||
09 10 | Обобщение и систематизация по теме «Наши любимые сказки» | |||
10 10 | Контрольный урок. В.И. Даль «Старик- годовик». Русская народная сказка «Солдатская шинель». | |||
16 10 | Урок – спектакль по теме «Наши любимые сказки» | |||
НАША СЕМЬЯ (16ч) | ||||
17 10 | 14 | Вводный урок. «Наша семья». Русская волшебная сказка «Две сестры». | ||
23 10 | 15 | Русская волшебная сказка «Две сестры». | ||
24 10 | 16 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ первый. Зеркало и его осколки») | ||
30 10 | 17 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ второй. Мальчик и девочка»). | ||
31 10 | 18 | Х.К. Андерсен «Снежная королева». («Рассказ третий. Цветник женщины, умевшей колдовать») | ||
13 11 | 19 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ четвертый. Принц и принцесса») | ||
14 11 | 20 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ пятый. Маленькая разбойница»). | ||
20 11 | 21 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ 6ой. Лапландка и Финка». | ||
21 11 | 22 | Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ седьмой. Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом») | ||
27 11 | 23 | Р/р Сочинение рассуждение на тему «Снежная королева» Х.К. Андерсена – сказка о семье | ||
28 11 | 24 | А.А. Дорохов «Улыбка матери». Я.Л. Аким «Моя родня» | ||
04 12 | 25 | З. И. Воскресенская «На кончике нитки» | ||
05 12 | 26 | А.Л. Барто «Петя на футболе». | ||
11 12 | 27 | Р/р Сочинение по картине В.М.Максимова «Материнство» | ||
12 12 | 28 | Обобщение и систематизация по теме «Наша семья» | ||
18 12 | 29 | Контрольный урок. Проверочная работа по теме «Наша семья» . В.А. Осеева «Хорошее». Л.Н. Толстой «Подкидыш» | ||
НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (7 ч) | ||||
19 12 | 30 | Вводный урок «Наша школьная жизнь». В.В. Голявкин «Пара пустяков» | ||
25 12 | 31 | Р/р Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет». | ||
26 12 | 32 | A.JI. Барто «Три очка за старичка» Урок творчества Инсценировка произведения А. Л. Барто «Три очка за старичка» | ||
15 01 | 33 | В. А. Солоухин «Мститель». Л.Ф. Воронкова «Трудный овражек» | ||
16 01 | 34 | Обобщение и систематизация по теме «Наша школьная жизнь» Н. Н. Власов «Портфель» | ||
22 01 | 35 | Контрольный урок. Ю.И. Ермолаев «Навестили». Н.Г Гарин - Михайловский «Детство Темы» (отрывок). | ||
23 01 | 36 | Внеклассное чтение А.В. Митяев «Юлька + Петька = любовь» | ||
НАШИ ДЕЛА И ЗАБОТЫ (9 ч) | ||||
29 01 | 37 | 1 | Вводный урок. «Наши дела и заботы». А.В. Кольцов «Песня пахаря» | |
30 01 | 38 | 2 | К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла» | |
05 02 | 39 | 3 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок из поэмы) | |
06 02 | 40 | 4 | Л.В. Куклин «Подумайте, что было бы». Г. Р. Граубин «Чем пахнут ветры» | |
12 02 | 41 | 5 | Р/р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Лен» | |
13 02 | 42 | 6 | Внеклассное чтение по теме «Рассказы Э.Н. Успенского» | |
19 02 | 43 | 7 | Обобщение и систематизация по теме «Наши дела и заботы | |
20 02 | 44 | 8 | Контрольный урок. В.А. Осеева «Строитель». Б.С. Житков «Наводнение» | |
26 02 | 45 | 9 | Урок творчества по теме «Стихи о труде». Коллективный исследовательский проект «Старые вещи»- презентация проекта | |
НАША ПРИРОДА (9 ч) | ||||
27 02 | 46 | 1 | Вводный урок «Наша природа». А. К. Толстой «Колокольчики мои...» (отрывок) | |
05 03 | 47 | 2 | Р/р Сочинение по картине Б.В.Щербакова «Колокольчики мои» | |
06 03 | 48 | 3 | И.С. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи» (отрывок) | |
12 03 | 49 | 4 | Я.П. Полонский «Зимний путь» К.M. Фофанов «Нарядили елку в праздничное платье...» И .С. Никитин «Лес» | |
13 03 | 50 | 5 | Р/р Сочинение по картине И.И.Шишкина Дубовая роща» | |
19 03 | 51 | 6 | З.И. Воскресенская «Петя - пересмешник». Первичное знакомство с текстом. | |
20 03 | 52 | 7 | Ф.А. Абрамов «Во крестьянстве выросла», «В ответ на доверие» С.А. Есенин «Черемуха», «С добрым утром!» | |
02 04 | 53 | 8 | Н.М. Рубцов «Про зайца», «Ворона», «Воробей». | |
03 04 | 54 | 9 | M.C. Пляцковский «Сосульки». И.С. Coколов-Микитов «Зимняя ночь» | |
МИР ВОКРУГ НАС (9 ч) | ||||
09 04 | 55 | 1 | Вводный урок «Мир вокруг нас» Ю.И. Коринец «Лошадиная сила» | |
10 04 | 56 | 2 | A.M. Волков «Как люди ведут счет времени» Э. Юбелакер «Время» (фрагменты из книги) | |
16 04 | 57 | 3 | М.В. Водопьянов «106 минут вне Земли» Ю.А. Гагарин «Дорога в космос» П.Г. Антокольский «Апрель 1961 года» (отрывок) | |
17 04 | 58 | 4 | Е.А. Чайковская «Как появились коньки». А.А. Светов «О том, как “обули” велосипед» | |
23 04 | 59 | 5 | Комплексная метапредметная проверочная работа | |
24 04 | 60 | 6 | Обобщение и систематизация по теме «Мир вокруг нас» Урок творчества по теме «Для вас, любознательные!» | |
30 04 | 61 | 7 | А.И. Куприн «Люди-птицы» (отрывок). В.П. Астафьев «Ночь космонавта» (отрывок) | |
08 05 | 62 | 8 | Промежуточная аттестация. Тестовая работа. | |
14 05 | 63 | 9 | Внеклассное чтение В.П. Крапивин «Крылья» | |
НАША СТРАНА (5 ч) | ||||
15 05 | 64 | 1 | Вводный урок «Наша страна». И.П. Бауков «Говори мне о России». | |
21 05 | 65 | 2 | А.П. Рогов «Вначале было дерево» (фрагменты из книги «Черная роза») | |
22 05 | 66 | 3 | Р/р Сочинение по картине А.М.Васнецова «Родина» | |
28 05 | 67 | 4 | С.П. Алексеев «Капитан бомбардирской роты» | |
29 05 | 68 | 5 | Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...