рабочая программа
рабочая программа по чтению (4 класс)

литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_b_literaturnoe_chtenie.docx71.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 8 имени Героя Советского Союза А.Ф.Щербакова»

Принята

на заседании педагогического совета

                 Протокол от 30.08. 2019 г. № 1

Утверждена и введена в действие

приказом  директора

МБОУ «Средняя школа № 8»

  от 30.08.2019 г. № 55 о/д

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

учителя начальных классов

1квалифакационной категории

Королевой Ирины Анатольевны

по литературному чтению  4 класс б

базовый уровень

на 2019- 2020 учебный год

                    Королева Ирина Анатольевна

(Ф.И.О. разработчика, подпись)

Количество часов:

всего - 68 ч., в неделю - 2 ч.

Промежуточная аттестация - тестовая работа - 1

УМК

1. Авторы: Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова «Литературное чтение»: учебное пособие по литературному чтению издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г. 

Пособие для учителя:

1. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение» Авторы: Г.С.Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова М.: ООО «Русское слово», 2013г.

г. Рославль

2019

I. Планируемые  результаты изучения учебного предмета

      В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения к выпускнику начальной школы в качестве  требований предъявляются три группы результатов освоения программы (личностные, метапредметные, предметные).
     
Личностные результаты включают «готовность и способность  обучающихся к  саморазвитию, сформированность  мотивации  к  обучению  и  познанию,  ценностно-смысловые  установки  обучающихся,  отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» (ФГОС).
   
Метапредметные  результаты  включают  «освоенные  обучающимися  универсальные  учебные  действия (познавательные,  регулятивные  и  коммуникативные),  обеспечивающие  овладение  ключевыми  компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» (ФГОС).
   
Предметные результаты включают «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической  для  данной  предметной  области  деятельности  по  получению  нового  знания,  его  преобразованию  и  применению,  а  также  систему  основополагающих  элементов  научного  знания,  лежащих  в основе современной научной картины мира» (ФГОС).
     Применительно к курсу «Литературное чтение» мы выделили следующие планируемые результаты, которые характеризуют личность выпускника начальной школы.

Личностные  

  • осознание школьником важности процесса обучения, формирование готовности к получению новых знаний, их применению и преобразованию.
  • понимание  школьником  значимости  чтения  и  литературы  для  своего  дальнейшего  развития  и успешного обучения.
  • осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и самого себя.
  • осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
  • формирование любви к отечественной литературе и уважения к литературе народов России и мира.
  • усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.
  • развитие восприятия литературы как особого вида искусства, умения соотносить его с другими видами искусства.
  • формирование культуры общения.

Метапредметные

  • формирование способности принимать, сохранять и решать учебные задачи в процессе чтения и обсуждения литературного произведения.
  • формирование умения планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.
  • формирование умения оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • развитие умения выбирать средства для успешного решения поставленной учебной задачи.
  • развитие умения запоминать правило.  
  • развитие  умения  предвосхищать  промежуточные  и  конечные  результаты  своих  действий,  а  также возможные ошибки.
  • развитие  логических  операций  (установление  причинно-следственных  связей,  сравнение,  классификация, обобщение, доказательство, вывод) при работе с содержанием литературных произведений.
  • формирование умений осознанно читать и осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.
  • развитие умения извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, использовать различные источники информации (в т.ч. интернет-ресурсы) в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  • развитие умения свободно ориентироваться в различных видах текстов и воспринимать тексты художественные, научно-популярные, учебные.
  • развитие  умения  адекватно,  осознанно  и  произвольно  строить  речевое  высказывание  в  устной  и письменной форме, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи).
  • развитие умения слушать одноклассников и вступать в диалог.
  • развитие  умения  участвовать  в  коллективном  обсуждении  проблем,  интегрироваться  в  группу сверстников  и  строить  продуктивное  взаимодействие  и  сотрудничество  со  сверстниками  и  взрослыми,  адекватно оценивать собственное поведение и действия окружающих.
  • формирование готовности конструктивно разрешать конфликты, учитывать интересы разных сторон.
  • развитие умения высказывать и обосновывать свое мнение о прочитанном произведении и уважать мнение собеседника.
  • овладение базовыми метапредметными понятиями

 Предметные

  • формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке   Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности  представлены в четырех содержательных разделах курса «Литературное чтение»:
  • 1 раздел — «Виды речевой и читательской деятельности»,
  • 2 раздел — «Круг детского чтения»,
  • 3 раздел — «Литературоведческая пропедевтика»,
  • 4 раздел — «Творческая деятельность».

   Раздел 1. Виды речевой и читательской деятельности

  Обучающийся научится:

 

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  •  читать (вслух) выразительно доступные для младшего школьного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • различать  на  практическом  уровне  виды  текстов  (художественный,  научно-популярный,  учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и характеризовать героев произведения; тему и микротемы ; основные события и устанавливать их последовательность;  
  • выбирать  из  текста  или  подбирать  заголовок,  соответствующий  общему  смыслу  текста;  отвечать  на  вопросы и задавать вопросы по содержанию услышанного или прочитанного произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты);
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать  их;  составлять  простой  план;  устанавливать  взаимосвязь  между  событиями,  поступками  героев,  
  • явлениями,  фактами,  опираясь  на  содержание  текста;  находить  средства  выразительности:  сравнение, олицетворение, метафору, эпитет, определяющие отношение автора к герою, событию);  
  • использовать  различные  формы  интерпретации  содержания  текстов  (формулировать,  основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр произведения, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас;  
  • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, связывая их с содержанием текста);
  • оформлять  свою  мысль  в  монологическое  речевое  высказывание  небольшого  объема  (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по

предложенной теме или отвечая на вопрос;  

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного или прочитанного произведения;
  •  ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  •  передавать  содержание  прочитанного  или  прослушанного  с  учетом  специфики  научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
  • участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать  и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • предвосхищать содержание литературного произведения по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • выделять не только главную, но и второстепенную информацию в тексте;
  • осмысливать  эстетические  и  нравственные  ценности  художественного  текста  и  высказывать  свое суждение об этом;  
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;  
  • отмечать  изменения  своего  эмоционального  состояния  в  процессе  чтения  литературного  произведения;
  • оформлять свою мысль в виде письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
  • высказывать  эстетическое  и  нравственно-этическое  суждение  и  подтверждать  высказанное  суждение примерами из текста;  
  • делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.

                                      Раздел 2. Круг детского чтения

  Обучающийся научится:

 

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений разных авторов от книги одного писателя;
  • самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  •  составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
  • пользоваться алфавитным каталогом, а также соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой.

                Раздел 3. Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:

  • сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от стихотворного;  
  • распознавать особенности построения фольклорных жанров: сказки, загадки, пословицы.  

  Обучающийся получит возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных видов текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет, гипербола);  
  • определять позицию автора художественного текста;
  • создавать по аналогии прозаический или поэтический текст на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).  

                                     Раздел 4. Творческая деятельность

   Обучающийся научится:

  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи, определять этапы в выполнении действий;  
  • составлять текст на основе готового плана;  
  • давать характеристику героя.  

 Обучающийся получит возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  •  создавать иллюстрации к произведениям, диафильмы;
  • работать в группе, создавая инсценировки произведений, сценарии, проекты;
  •  создавать собственный текст (повествование — по аналогии; рассуждение — развернутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя);
  • писать изложения;
  • писать сочинения по картине.

    В  соответствии  со  Стандартом  планируемые  результаты  выступают основным объектом системы оценки результатов образования на ступени начального общего образования.

II. Содержание учебного предмета.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий)

НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (13 ч )

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» 

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

РНС «Шабарша», «Сивка Бурка», И.С. Тургенев «Сказка о о серебряной птице и желтой лягушке»; В.М. Гаршин «Лягушка- путешественница»; В.И. Даль «Старик-годовик»

РНС «Солдатская шинель».

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сивка- бурка», внеклассное чтение по теме «Русские волшебные сказки»

Контрольный урок

Литературоведческие понятия: авторское отношение; композиция; кольцевая композиция (развитие представлений); народная лексика в авторском произведении; афоризм; сюжет (развитие представлений); сказочные элементы (зачин, концовка); волшебная сказка (развитие представлений); устойчивые выражения в народной сказке; антитеза; тема и идея (развитие представлений); эпиграф. Развитие речи: различные виды чтения (в том числе выборочное чтение, повторное чтение) и пересказа; характеристика эпизода; беседа по вопросам; формулирование личного впечатления от отдельных элементов сюжета; определение значения данных слов; подбор синонимов к словам и словосочетаниям; сопоставление двух сказок с близким сюжетом.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника.  Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать  конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова  с противоположным значением: трудолюбие- леность, честность – ложь, доброта – злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.  Умение работать с детской книгой и свободно в ней ориентироваться; понимание прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; рассматривать репродукцию картины и соотносить ее с содержанием раздела;

Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Называть изученные жанры фольклора, высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России. Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам. Объяснять смысл пословицы.

Ра  Различать     виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета.

Знакомиться со стихотворными, понятиями «стихотворная сказка», «композиция», «кольцевая композиция»;

совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя;

развитие умения: слушать стихотворную сказку и работать с ее содержанием; выделение отличаев  авторской сказки от других жанров литературы; находить в тексте средства художественной выразительности; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; делить текст на смысловые части; читать выразительно и по ролям; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к героям сказки;

- совершенствование знаний о жанре сказки;

совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя;

развитие умения: работать с содержанием сказки; характеризовать героев сказки и оценивать их поступки; читать по ролям; делить текст на части и озаглавливать каждую часть; пересказывать текст по составленному плану; сравнивать близкие по сюжету сказки; формулировать свое отношение к прочитанному;

развивать творческие способности;

развивать интерес к русским народным сказкам. Подбирать пословицы. Умение писать сочинение по картине.

НАША СЕМЬЯ  (16 ч)

РНС «Две сестры» ,

 Х.К. Андерсен «Снежная королева», А. А. Дорохова «Улыбка матери», Я.Л. Аким  «Моя родня», З.И. Воскресенской «На кончике нитки»,

А.Л. Барто  «Петя на футболе»; В.А. Осеева «Хорошее» и Л.Н. Толстой «Подкидыш»; сочинение рассуждение на тему «Снежная королева» Х.К. Андерсена – сказка о семье.

сочинение по картине В.М.Максимова «Материнство»

Контрольный урок

Третье место в стиле баттерфляй. Литературоведческие понятия: традиционные образы в русских волшебных сказках (падчерица и мачеха); тема и идея (развитие представлений); поучительный характер сказки; обращение; бытовая сказка; образ писателя; основная мысль (основной мотив) и ее развитие в эпическом произведении; пейзаж; образы центральные и вспомогательные; сюжет волшебной сказки; вставные эпизоды в волшебной сказке; портрет (развитие представлений);кульминация; рассуждение (развитие представлений); роль образно-выразительных средств в авторской сказке; деталь (развитие представлений); пьеса; ритм (формирование первоначальных представлений); рифма (развитие представлений); лирическое стихотворение (развитие представлений); рефрен (формирование первичных представлений); гипербола. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе чтение по ролям, повторное чтение, чтение наизусть; подбор ключевых слов для характеристики персонажа и антонимов к ним; сопоставительные характеристики разных типов; обсуждение содержания сказки по главам и формулирование микро выводов; устный рассказ, построенный на личных впечатлениях; характеристика героя по его портрету; сочинение-рассуждение «“Снежная королева” Х.К. Андерсена – сказка о семье»; нахождение слов, заключающих в себе основную мысль произведения; составление плана для рассказа по картине; устный рассказ о бабушке или дедушке.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём Изменять ( убыстрять или замедлять) темп чтения в зависимости от поставленной задачи. Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Понимать конкретный смысл основных понятий Читать выразительно, учитывая интонацию. Различать виды малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, песенки, загадки. Сочинять загадки на основе заданных свойств предмета.

Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было бы использовать одну из прочитанных пословиц. Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев. Инсценировать произведение.

Письмо сочинениея–рассуждения на заданную тему;

Контролирование уровеня сформированности  читательских умений на примере работы с произведениями В.А. Осеевой «Хорошее» и Л.Н. Толстого «Подкидыш»;

НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (7 ч)

В.В. Голявкин «Пара пустяков», A.JI. Барто «Три очка за старичка»; В.  А. Солоухин «Мститель»; Л.Ф. Воронкова «Трудный овражек», Ю.И. Ермолаев «Навестили» и Н.Г. Гарин- Михайловский «Детство Темы» (отрывок) сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет».

Внеклассное чтение А.В. Митяев «Юлька + Петька = любовь»

Контрольный урок

Литературоведческие понятия: тема и идея (развитие представлений); конфликт; рассказчик (развитие представлений); эпитет; комментарий; юмористический рассказ (развитие представлений). Развитие речи: различные виды чтения, в том числе самостоятельное чтение вступительной статьи, чтение наизусть, чтение по ролям; устный рассказ по личным впечатлениям; определение значения слов по контексту; ответы на вопросы и формулирование микро выводов.

Читать  самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать с другом значения понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать  другом», « Что такое настоящая дружба», « Как найти друзей», «Правильно ли поступили герои рассказа А. Гайдара?». Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать порядок событий на основе рисунков. Составлять план рассказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя.  Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Развитие творческих способностей

НАШИ ДЕЛА И ЗАБОТЫ (9 ч)

А.В. Кольцов «Песня пахаря», К.Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», Л.В. Куклин «Подумайте, что было бы» Г. Р. Граубин  «Чем пахнут ветры», В.А. Осеева «Строитель» и Б.С. Житков «Наводнение»; сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Лен»; коллективный исследовательский проект «Старые вещи»- презентация проекта; внеклассное чтение по теме «Рассказы Э.Н. Успенского»

Контрольный урок

Литературоведческие понятия: притча (формирование первичных представлений); иносказание; олицетворение (развитие представлений); пейзаж и его художественная роль; авторское отношение к событиям и героям (развитие представлений); комментарий (исторический комментарий); художественный образ в произведении искусства: образ-персонаж, образ-пейзаж, образы животных. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; различные виды пересказа; рассказ по картине; характеристика особенности лексики; речь персонажа; устный рассказ-размышление по материалам прочитанного; устное сочинение.

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие   произведения  будут рассматриваться в данном разделе.  Умение: работать с учебной книгой и свободно в ней ориентироваться; понимать прямой и переносный смысл пословиц; вступать в диалог с авторами учебника; делать выводы по теме урока; расширять словарный запас и кругозор; воспитание положительного отношения к урокам литературы.

Знакомство с понятием «олицетворение»;

совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя;

развитие умения: работать с содержанием стихотворения; характеризовать труд пахаря с использованием художественновыразительных средств  произведения; находить в тексте стихотворения предложение, в котором заключена главная мысль, обосновывать свой выбор; читать стихотворение, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; формулирование отношение автора к герою стихотворения;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему.

Формирование умения создавать и защищать проект по заданной теме;

НАША ПРИРОДА (9 ч)

А.К. Толстой «Колокольчики мои...», И.С. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи»,  Я.П. Полонский  «Зимний путь» и К.М. Фофанов «Нарядили елку в праздничное платье...»,  И.С. Никитин «Лес»  З.И. Воскресенская «Петя-пересмешник», Ф.А. Абрамов «Во крестьянстве выросла», «В ответ на доверие»; С.А. Есенина «Черемуха», «С добрым утром!»; Н.М. Рубцов «Про зайца», «Ворона», «Воробей»; М. Пляцковский  «Сосульки» и

И. Соколов- Микитов «Зимняя ночь»;

сочинение по картине Б.В.Щербакова «Колокольчики мои». Сочинение по картине И.И.Шишкина «Дубовая роща»

Контрольный урок

Как и о чем разговаривают птицы. Литературоведческие понятия: кольцевая композиция (развитие представлений); метафора, очерк. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе участие в конкурсе выразительного чтения, чтение наизусть; рассказ по личным впечатлениям; текст-описание; текст-повествование; описание природных объектов; рассказ по самостоятельно составленному плану; различные виды пересказа, в том числе пересказ по самостоятельно составленному плану

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие   произведения  будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий:  творчество, стихотворение, рассказ, настроение. Читать вслух и про себя. Называть особенности поэтического творчества. Выявлять особенности текста - описания. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. Сравнивать произведения живописи и литературы. Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Выявлять авторское отношение к изображаемому и передавать настроение при чтении. Определять тему и название выставки книг.  Группировать книги по подтемам. Представлять выбранную книгу.  Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения.

Уметь работать с информацией самостоятельно, искать и упорядочивать  информацию, давать разнообразные по форме ответы (с выбором одного или нескольких правильных ответов; со свободным развернутым ответом, на установление последовательности и соответствия; со свободным кратким ответом

МИР ВОКРУГ НАС (9 ч)

Ю.И. Коринец «Лошадиная сила»; А. М. Волков «Как люди ведут счет времени»;

 Э. Юбелакер «Время»;М.В. Водопьянов «106 минут вне Земли»; Ю.А. Гагарин «Дорога в космос», с понятием «рассказ- воспоминание», П.Г. Антокольский  «Апрель 1961 года»; Е.А. Чайковская «Как появились коньки»,  А.А. Светов  «О том, как “обули” велосипед»; В.А. Ситников «Пчелиные профессии»,  В.Н. Танасий- чук «Кто видит все вокруг себя», А. И. Куприн «Люди- птицы» , В.П. Астафьев «Ночь космонавта»

Контрольный урок. Внеклассное чтение В.П. Крапивин «Крылья»

Литературоведческие понятия: очерк (развитие представлений); научно-популярный текст. Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; различные виды пересказа; размышление на заданную тему; составление плана; рассказ по плану; обсуждение.

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Обсуждать в классе, что такое  сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом. Задавать вопросы к тексту; оценивать эти вопросы. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Владеть навыком беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя; развитие умения: анализировать содержание стихотворения; составлять характеристику образов; находить в тексте средства художественной выразительности; определять эмоциональный строй стихотворения; читать выразительно, подбирая интонацию, тон, темп речи, тембр голоса, паузы; определять тему произведения; формулирование выводов;

-развитие любознательности;

Контроль уровня сформированности читательских умений

НАША СТРАНА (5 ч)

И.П. Бауков «Говори мне о России», А.П. Рогов «Вначале было дерево» (фрагментами из книги «Черная роза»);

 С.П. Алексеев «Капитан бомбардирской роты»,М.Ю. Лермонтов «Сашка», А.И. Фатьянов «Как становится тихо у переднего края...»,  Л.А. Кассиль «Прямой наводкой» , «Саперы»,  Л.К. Татьяничева «Братство» и К.М. Симонов «Родина»; Л.А. Кассиль «Катюша» , А.Т. Твардовский «Дети и война» (отрывок).Сочинение по картине А.М.Васнецова «Родина» Контрольный урок

Проверка навыков читательских умений на промежуточной аттестации за курс 4 кл.

Комплексная метапредметная проверочная  работа

Литературоведческие понятия: образ-символ; тема и идея (развитие представлений); историко-литературный комментарий (развитие представлений). Развитие речи: различные виды чтения, в том числе чтение наизусть; обсуждение; рассуждение; формулирование микровыводов и выводов.

Знакомство  с новым разделом учебника «Наша страна», шмуцтитулом, вступительной статьей, содержанием и иллюстративным рядом;

Знакомство со стихотворением И.П. Баукова «Говори мне о России» и репродукцией картины А.М. Васнецова «Родина»;

-совершенствование навыка беглого, выразительного чтения текста целыми словами, вслух и про себя;

-развитие умения: определять жанр произведения; анализировать содержание стихотворения, образ России; находить

в тексте средства художественной выразительности; определять идею стихотворения; читать выразительно, подбирая интонацию, темп речи, тембр голоса, паузы; соотносить репродукцию картины с текстом; сопоставлять произведения разных видов искусства; формулировать на основе прочитанного выводы; определять авторское отношение к России;

Формирование умения писать сочинение по картине; 

Знакомство  с произведением А.П. Рогова «Вначале было дерево» (фрагментами из книги «Черная роза»);

Знакомство  с произведениями С.П. Алексеева «Капитан бомбардирской роты» и репродукцией картины Поля Делароша «Петр I»;

Знакомство  с фрагментом поэмы М.Ю. Лермонтова «Сашка» и стихотворением А.И. Фатьянова «Как становится тихо у переднего края...», с понятием «комментарий к тексту»;

Знакомство с рассказами Л.А. Кассиля «Прямой наводкой» и «Саперы», с репродукцией картины К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»;

Занкомство со стихотворениями Л.К. Татьяничевой «Братство» и К.М. Симонова «Родина»;

Формирование умения самостоятельно читать книги на заданную тему;

Контроль уровня сформированности  читательских умений на примере работы с произведениями Л.А. Кассиля «Катюша» и А.Т. Твардовского «Дети и война» (отрывок);

Обобщение и систематизация.

III. Календарно - тематическое планирование 4 класс б

Дата/

план

Дата/

факт

№ по теме/

разделу

                                Тема урока

НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ (13 ч )

04 09

 Вводный урок «Наши любимые сказки» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

05 09

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

11 09

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

12 09

Русская народная сказка «Шабарша».

18 09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

19 09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

25 09

 Р/р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Сивка- бурка»

26 09

И.С. Тургенев «Сказка о серебряной птице и желтой лягушке»

02 10

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

03 10

Внеклассное чтение по теме «Русские волшебные сказки»

09 10

Обобщение и систематизация по теме «Наши любимые сказки»

10 10

Контрольный урок. В.И. Даль «Старик- годовик». Русская народная сказка «Солдатская шинель».

16 10

Урок – спектакль по теме «Наши любимые сказки»

НАША СЕМЬЯ  (16ч)

17 10

14

Вводный урок. «Наша семья». Русская волшебная сказка «Две сестры».

23 10

15

Русская волшебная сказка «Две сестры».

24 10

16

Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ первый. Зеркало и его осколки»)

30 10

17

Х.К. Андерсен  «Снежная королева»  («Рассказ второй.  Мальчик и девочка»).

31 10

18

Х.К. Андерсен «Снежная королева». («Рассказ третий. Цветник женщины, умевшей колдовать»)

13 11

19

Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ четвертый. Принц и принцесса»)

14 11

20

Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ пятый. Маленькая разбойница»).

20 11

21

Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ 6ой. Лапландка и Финка».

21 11

22

Х.К. Андерсен «Снежная королева» («Рассказ седьмой. Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом»)

27 11

23

Р/р Сочинение рассуждение на тему «Снежная королева» Х.К. Андерсена – сказка о семье

28 11

24

А.А. Дорохов «Улыбка матери».

 Я.Л. Аким «Моя родня»

04 12

25

 З. И. Воскресенская «На кончике нитки»

05 12

26

А.Л. Барто «Петя на футболе».

11 12

27

Р/р Сочинение по картине В.М.Максимова «Материнство»

12 12

28

Обобщение и систематизация по теме «Наша семья»

18 12

29

Контрольный урок. Проверочная работа по теме «Наша семья» . В.А. Осеева «Хорошее».  

Л.Н. Толстой «Подкидыш»

НАША ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (7 ч)

19 12

    30

 Вводный урок «Наша школьная жизнь». В.В. Голявкин «Пара пустяков»

25 12

31

 Р/р Сочинение по картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет».

26 12

     32

A.JI. Барто «Три очка за старичка» Урок творчества  Инсценировка произведения А. Л. Барто «Три очка за старичка»

15 01

    33

В. А. Солоухин «Мститель». Л.Ф. Воронкова «Трудный овражек»

16 01

    34

Обобщение и систематизация по теме «Наша школьная жизнь» Н. Н. Власов  «Портфель»

22 01

    35

Контрольный урок. Ю.И. Ермолаев «Навестили». Н.Г Гарин - Михайловский «Детство Темы» (отрывок).

23 01

     36

Внеклассное чтение А.В. Митяев «Юлька + Петька = любовь»

НАШИ ДЕЛА И ЗАБОТЫ (9 ч)

29 01

37

1

 Вводный урок. «Наши дела и заботы». А.В. Кольцов «Песня пахаря»

30 01

38

2

К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

05 02

39

3

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок из поэмы)

06 02

40

4

Л.В. Куклин «Подумайте, что было бы». Г. Р. Граубин «Чем пахнут ветры»

12 02

41

5

 Р/р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Лен»

13 02

42

6

Внеклассное чтение по теме «Рассказы Э.Н. Успенского»

19 02

43

7

Обобщение и систематизация по теме «Наши дела и заботы

20 02

44

8

Контрольный урок. В.А. Осеева «Строитель».

Б.С. Житков «Наводнение»

26 02

45

9

Урок творчества по теме «Стихи о труде». Коллективный исследовательский проект «Старые вещи»- презентация проекта

НАША ПРИРОДА  (9 ч)

27 02

46

1

 Вводный урок «Наша природа». А. К. Толстой «Колокольчики мои...» (отрывок)

05 03

47

2

 Р/р Сочинение по картине Б.В.Щербакова «Колокольчики мои»

06 03

48

3

И.С. Тургенев «Касьян с Красивой Мечи» (отрывок)

12 03

49

4

Я.П. Полонский «Зимний путь»

 К.M. Фофанов «Нарядили елку в праздничное платье...»  И .С. Никитин «Лес»

13 03

50

5

Р/р Сочинение по картине И.И.Шишкина Дубовая роща»

19 03

51

6

З.И. Воскресенская «Петя - пересмешник». Первичное знакомство с текстом.

20 03

52

7

Ф.А. Абрамов «Во крестьянстве выросла»,   «В ответ на доверие» С.А. Есенин «Черемуха»,  «С добрым утром!»

02 04

53

8

Н.М. Рубцов «Про зайца», «Ворона», «Воробей». 

03 04

54

9

M.C. Пляцковский «Сосульки». И.С. Coколов-Микитов «Зимняя ночь»

МИР ВОКРУГ НАС (9 ч)

09 04

55

1

Вводный урок «Мир вокруг нас» 

Ю.И. Коринец «Лошадиная сила»

10 04

56

2

A.M. Волков «Как люди ведут счет времени» 

Э. Юбелакер «Время» (фрагменты из книги)

16 04

57

3

М.В. Водопьянов «106 минут вне Земли» Ю.А. Гагарин «Дорога в космос»

П.Г. Антокольский «Апрель 1961 года» (отрывок)

17 04

58

4

Е.А. Чайковская «Как появились коньки». А.А. Светов «О том, как “обули” велосипед»

23 04

59

5

Комплексная метапредметная проверочная работа

24 04

60

6

Обобщение и систематизация по теме «Мир вокруг нас» Урок творчества по теме «Для вас, любознательные!»

30 04

61

7

А.И. Куприн «Люди-птицы» (отрывок).

В.П. Астафьев «Ночь космонавта» (отрывок)

08 05

62

8

Промежуточная аттестация. Тестовая работа.

14 05

63

9

Внеклассное чтение В.П. Крапивин «Крылья»

НАША СТРАНА (5 ч)

15 05

64

1

Вводный урок «Наша страна». И.П. Бауков «Говори мне о России».

21 05

65

2

А.П. Рогов «Вначале было дерево» (фрагменты из книги «Черная роза»)

22 05

66

3

Р/р Сочинение по картине А.М.Васнецова «Родина»

28 05

67

4

С.П. Алексеев «Капитан бомбардирской роты»

29 05

68

5

Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...