Конспект урока по литературному чтению по сказке "Лисичка-сестричка и волк"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Два конспекта уроков по сказке "Лисичка-сестричка и волк"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vvodnyy.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
Организационный момент | Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее- Начнем скорей урок! | Слушают учителя. Повторяют хором. | Настраиваются на урок. | Наблюдение. |
Постановка учебной задачи | - Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? - Чем отличается сказка от других жанров литературы? - Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? - Назовите авторские сказки. - Назовите народные сказки. - Отгадайте загадку, и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Знают всё о ней соседи, Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. 6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк. Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». -Ка вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? - Найдите значение слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫ. | Вспоминают названия русских народных сказок. Отвечают на вопросы. Отгадывают загадку. Отгадывают сказки. Высказывают свои предложения, работают со словарем. | Учатся сравнивать, делать выводы. Группируют сказки. Настраиваются на изучение нового материала. Актуализируют свой жизненный опыт. Отрабатывают чтение сложных слов. | Фронтальная. Наблюдение. Фронтальная. Групповая. |
Физкультминутка | Только в лес мы вошли, Появились комары. А впереди из-за куста Волк вот рыщет быстро в поле, Подражаем мы волчишке Непоседы-ребятишки. | Выполняют: - Хлопки над головой - Бег на цыпочках. - Подражают волку. - Садятся за парты. | Осуществляют профилактику утомления. | Наблюдение. |
Изучение нового материала | А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т. Пельтцер. Вы прослушали первую часть сказки, скажите можете ли вы пересказать ее? Пересказывает учитель, используя первый критерий таблицы (последовательность), но нарушая ее. Задает вопрос: -Правильно ли было пересказано? Разбираем по таблице: критерии оценки (в приложении), знакомимся с первым критерием. Пересказывает учитель второй раз, используя второй критерий таблицы(правдивость), но тоже нарушая ее. Задает вопрос: -Правильным ли в этот раз был пересказ? Разбираем по таблице: критерии оценки (в приложении), знакомимся со вторым критерием. Пересказывает учитель третий раз, используя третий критерий таблицы (культура речи), но тоже нарушая ее. Задает вопрос: - Правильным ли в этот раз был пересказ? Разбираем по таблице: критерии оценки (в приложении), знакомимся с третьим критерием. | Слушают аудио - запись. Отвечают на вопрос. Слушают пересказ. Отвечают. Слушают пересказ. Отвечают на вопросы. Слушают пересказ. Отвечают на вопросы. | Воспринимают монолог актера. Отрабатывают критерий. Отрабатывают критерий. Отрабатывают критерии. | Наблюдение. Фронтальная. Фронтальная. Фронтальная. |
Обобщение изученного | Учитель читает повторно сказку и задает вопрос: - Расскажите, что делала лисичка, чтобы добыть рыбку? | Слушают учителя. Отвечают на вопрос. | Воспроизводят последовательность действий персонажей в конкретной ситуации. | Фронтальная. |
Итог урока. Рефлексия | - У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся лисичка и плачущий волк. Если вам было интересно на уроке, то покажите лисичку, а если неинтересно- то волка. Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок! | Показывают карточки с изображением животных. | Учатся оценивать свое состояние. | Индивидуальное. |
Урок 1. «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка).
Педагогические цели: Систематизировать знания, обучающихся по теме «Русские народные сказки»; создать условия для развития умений пересказывать сказку «Лисичка- сестричка и волк»; работать с толковым словарем.
Тип урока: Вводный урок. Урок по ознакомлению с новым материалом.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся научатся находить нужные фрагменты текста; работать с текстом; воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающиеся научатся определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: обучающиеся научатся осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; работать с источниками информации;
Коммуникативные: обучающиеся научатся принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Личностные: демонстрируют интерес к чтению произведений устного народного творчества.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательный ресурс: учебник (стр.66-67). Карточки с таблицами, изображение животных, конспект урока, аудиосказка.
Урок 2. «Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка).
Педагогические цели: Систематизировать знания, обучающихся по теме «Русские народные сказки»; создать условия для развития умений пересказывать сказку «Лисичка- сестричка и волк»; работать с толковым словарем.
Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся научатся находить нужные фрагменты текста; работать с текстом; воспроизводить последовательность событий, определять основные качества героев.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающиеся научатся определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; оценивать процесс и результат деятельности;
Познавательные: обучающиеся научатся осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; работать с источниками информации;
Коммуникативные: обучающиеся научатся принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Личностные: демонстрируют интерес к чтению произведений устного народного творчества.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно- поисковый.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, в паре.
Образовательный ресурс: учебник (стр.68-71). Карточки с таблицами, изображение животных, конспект урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Форма контроля | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
Организационный момент | Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья. -Улыбаемся друг другу и пожелаем хорошего настроения. | Слушают учителя. | Настраиваются на урок. | Наблюдение. |
Постановка учебной задачи | -Почему сказку «Лисичка – сестричка и волк» называют народной? -Какие еще бывают сказки? -Какие сказки появились раньше? -Как дошли до наших дней народные сказки? -Чем отличаются сказки от других литературных произведений- рассказов, повестей и т.д.? -Докажите, что сказка «Лисичка- сестричка и волк» - это сказка о животных. -Сегодня мы дочитаем сказку «Лисичка – сестричка и волк». | Систематизируют знания. Открывают учебник. | Учатся сравнивать, делать выводы. Актуализируют свой жизненный опыт. | Фронтальная. Наблюдение. |
Изучение нового материала | -Найдите значения слов в словаре: «прорубь», «коромысло», «находчивый». Читает учитель вторую часть сказки. -В парах потренируйтесь пересказать текст сказки, используя таблицы. | Осуществляют поиск в словаре. Слушают учителя. Пересказывают сказку по критериям в парах. | Отрабатывают умение работать со словарем. Воспринимают монолог. Работают с критериями и оценивают друг друга. | Фронтальная. Наблюдение. Парная. |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку. Зайцы утром рано встали, Весело в лесу играли. По дорожкам прыг- прыг- прыг! Кто к зарядке не привык? Вот лиса идет по лесу. Кто ж там скачет интересно? Чтоб ответить на вопрос, Тянет лисонька свой нос. Но зайчата быстро скачут. Как же может быть иначе? Тренировки помогают! И зайчишки убегают. Вот голодная лисичка Грустно смотрит в небеса. Тяжело вздыхает, Садится,отдыхает. | Повторяют движения за учителем. | Осуществляют профилактику утомления. | Наблюдение. |
Обобщение изученного | Следит за соблюдением интонации, помогает детям вовремя читать слова своего персонажа. -С какой сказкой вы познакомились на уроке? -О ком эта сказка? -Чему учит эта сказка? | Читают по ролям (сказка читается несколько раз разными учениками). Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. | Учатся читать по ролям, осуществляют взаимоконтроль. Анализируют. | Индивидуальная. Фронтальная. |
Итог урока. Рефлексия | -В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса, а бывают доверчивые, глупые, как волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса, и добрыми, как волк. Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выходить из сложной ситуации. -Какие личные качества ученика вам помогали сегодня на уроке? -Выразите ваше отношение к уроку. - У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся лисичка и плачущий волк. Если вам было интересно на уроке, то покажите лисичку, а если неинтересно- то волка. Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок! | Высказывают свое мнение. Говорят, что им понравилось на уроке, что было интересно, где возникала трудность и как они с ней справились. Называют личные качества, которые помогли им работать на уроке. Выражают свое отношение к уроку. | Соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями. | Индивидуальная. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"
На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....
Конспект урока по литературному чтению: Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну (сказка афроамериканская)
На уроке дети знакомятся с особенностями афроамериканской сказки...
Конспект урока по Литературному чтению Тема: Рудольф Эрих Распе. ВОЛК НАИЗНАНКУ. (Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»)
Целевая установка урока: · Познакомить учащихся с фрагментом книги Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»;· раз...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению «Школа России» 1 классТема урока: «И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк».
Цель урока: познакомить с юмористическими произведениями.Планируемые результаты:Предметные:-умение читать по ролям и пересказывать по опорным словам; умениевыразительно читать целыми словами.Личностны...