Конспект урока по Литературному чтению Тема: Рудольф Эрих Распе. ВОЛК НАИЗНАНКУ. (Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Доцоева Залина Солтановна

Целевая установка урока:

·        Познакомить учащихся с фрагментом книги Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»;

·        развивать умения: читать текст вслух, целыми словами, правильно и выразительно;

·        отвечать на вопросы; на основе прочитанного делать выводы;

·        формулировать свое отношение к произведению; различать понятия «фантазер» и «лгун»;

·        анализировать поступки и характер героя;

·        развивать творческие способности, логическое мышление, память;

·        развивать интерес к творчеству Р.Э. Распэ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: урок литературного чтения во 2 классе.

УМК «Начальная инновационная школа»; Авторы: Г.С. Меркин,  Б.Г. Меркин,  С.А. Болотова;

Автор: учитель начальных классов Доцоева Залина Солтановна

Место работы: МБОУ СОШ № 11 г. Владикавказа

Тема: Рудольф Эрих Распе. ВОЛК НАИЗНАНКУ.

(Отрывок из книги «Приключения  барона Мюнхгаузена»)

Целевая установка урока:

  • Познакомить учащихся с фрагментом книги Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»;
  • развивать умения: читать текст вслух, целыми словами, правильно и выразительно;
  • отвечать на вопросы; на основе прочитанного делать выводы;
  • формулировать свое отношение к произведению; различать понятия «фантазер» и «лгун»;
  • анализировать поступки и характер героя;
  • развивать творческие способности, логическое мышление, память;
  • развивать интерес к творчеству Р.Э. Распэ.

Понятия:

  • Рассказ, отрывок из произведения, герой произведения, главная мысль произведения.
  • Фантазер, обманщик, лгун.

Предметные результаты:

  • Научатся: правильному, осознанному чтению текста целыми словами;
  • вчитыванию в художественный текст и анализу произведения; составлению характеристики героя произведения;
  • определению главной мысли произведения;
  • выразительному чтению рассказа; составлению устного и письменного рассказа на заданную тему.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

  • понимать содержание прочитанного художественного произведения;
  •  выявлять смысл поступка героя на основе анализа его внутреннего состояния;
  • находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном и неявном виде;
  • объяснять и сравнивать слова «фантазировать» и «обманывать»;
  • ставить вопросы к тексту;
  • формулировать несложный вывод о прочитанном.

Коммуникативные:

  • участвовать в парной работе по составлению характеристики главного героя;
  • формулировать свое отношение к прочитанному;
  • составлять устный и письменный рассказ о том, как прошел самый интересный день каникул.

Личностные результаты:

  • Интерес к творчеству Р.Э. Распэ

Оборудование:

  • презентация ПК; интерактивная доска ; учебник литературного чтения, рабочая тетрадь.

Содержание и технология урока:

Этапы урока;

задачи в деятельности обучающися

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Актуализация знаний обучающихся.

Установка на восприятие.

музыкальная заставка — запись песни «Где водятся волшебники…», муз. М. Минкова, стихи Ю. Энтина.

Организационный момент

+Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

+Я предлагаю вам встать, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова. 

+Девиз нашего урока:

«Было бы желание, а путь найдётся!»

Прослушав музыкальную заставку – Как вы думаете, о чём сейчас пойдёт речь?

2 слайд.

Самоконтроль готовности к уроку

- Высказывания детей

- Объяснение девиза.

- Ответы детей

- О волшебниках, фокусниках, выдумщиках…

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные (логические)

2.Целеполагание

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий

+На предыдущем уроке было дано задание: найти интересные факты о бароне Мюнхгаузене, связанные с жизнью этого человека.

+Посмотрите на доску и скажите:

+Как вы думаете кто это? 3 слайд

+О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 8 (по закладке), прочитайте тему урока

+Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения?

+Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

+Для чего вам это нужно?

+Давайте наметим план наших действий

А сейчас послушайте, кто же такой Рудольф Эрих Распэ.

Немецкий писатель Рудольф Эрих Распе (1737—1794) родился в Ганновере (Германия). Обучался в Геттингенском и Лейпцигском университетах, служил университетским библиотекарем, а в 1767 году был назначен хранителем ландграской библиотеки 16 Касселя. В 1769 году Распе был избран членом Королевского литературного общества. Он был замешан в скандале, связанном с

кражей бриллиантов из кассельского собрания, и вынужден был покинуть Англию. Р. Распе перебрался в Ирландию, где умер в Макросе в 1794 году.

В 1781 и 1783 годах в Германии вышел сборник «Спутник веселых людей». Сюжеты, восходящие к фольклорным, античным и восточным анекдотам, были сгруппированы вокруг фигуры реально жившего барона Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена, который служил в русской армии. Распе перевел эту книгу на английский язык, дополнил ее сюжетами из английской истории и издал ее анонимно. Автором он объявил К.Ф. Мюнхгаузена. В России книга вышла в 1923 году в переводе под редакцией К.И. Чуковского.

+Все факты о бароне Мюнхгаузене
•  Его полное имя Иероним Карл Фридрих, барон фон Мюнхгаузен. В русских документах его фамилия писалась и произносилась по-разному: Минихгоузин или Минигаузин.

•   Родился барон Мюнхгаузен 11 мая 1720 года в Германии.

•  Предки Мюнхгаузена были богатыми людьми. Они владели десятками замков в Германии.

•  В 1739—1754 годах Мюнхгаузен состоял на русской военной службе, затем был помещиком.

•  Его охотничьи истории дополняли собственными фантазиями три немецких писателя — Бюргер, Распе, Иммерман. Благодаря им Мюнхгаузен еще при жизни получил прозвище Барон-враль, и это немало отравляло его жизнь.

•  Самый яркий эпизод службы барона — встреча на российской границе в феврале 1744 года проезжавшей в Петербург 15-летней принцессы Ангальт-Цербстской Софии Августы Фредерики, будущей императрицы Екатерины II, в сопровождении матери.

•  В жизни прямой и правдивый человек, «барон» обладал особым свойством — когда он начинал рассказывать, то сочинял, терял голову и сам был убежден в правдивости всего, что говорит.

•  Обычно барон начинал рассказывать после ужина. Он жестикулировал, крутил руками на голове свой маленький паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии.

4 , 5 слайды к рассказу учителя

6 слайд на доске намеченный план:

-Познакомиться с произведением

-Узнать новое

-Научиться читать выразительно

7 слайд

+В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Какие черты характера помогали Мюнхгаузену в самых трудных и неожиданных ситуациях»? (на доске)  

+Что мы уже с вами сделали?

Ответы детей

Рудольф Эрих Распе

«Волк наизнанку».

(Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».

Высказывают свои предположения

Ответы детей

+Познакомиться с рассказом, узнать, кто является главным героем, научиться читать рассказ выразительно, находить в нём крылатые выражения, узнать новые слова.

+Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов

+1. Прочитать или прослушать рассказ

+2. Ответить на вопросы учебника

+3. Перечитать рассказ

+4. Поработать над содержанием рассказа

+5. Подготовить выразительное чтение

+6. Оценить свою работу на уроке

- Слушают рассказ учителя

+Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий

Познавательные (информационные - извлечение информации)

Коммуникативные

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом)

Регулятивные (составление плана и последовательности действий)

Познавательные:

понимать содержание рассказа

Регулятивные:

принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

3.Открытие новых знаний

Познакомиться с рассказом;

Чтение и работа с материалами учебника

Терминологическая минутка

+Какова наша 1 цель?

+Я предлагаю вам два варианта знакомства с рассказом: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя

- Слушание рассказа (учебники закрыты)

- Первичное восприятие:

+Понравился вам рассказ?

+Какой следующий пункт плана наших действий?

+Беседа по вопросам учебника (№ 1-4, с.9).

+Найдите в тексте фрагмент и объясните, чем барон Мюнхгаузен поразил вас?

8 слайд

+Фрагмент – часть текста. (на доске – учитель даёт необходимые пояснения

9 слайд

+Задание в «Рабочей тетради» (№ 1, с. 9).

10 слайд

+Задание в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 9).

+Вот мы и ответили на проблемный вопрос урока.

+Чем песня «Где водятся волшебники…», муз.  М. Минкова, стихи Ю. Энтина близка рассказам Р.Э. Распе о бароне Мюнхгаузене? Дайте развернутый ответ.

+Какой следующий  пункт плана?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

 Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

+Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали?

+Какие непонятные слова встретились вам в этом рассказе?

+Кто может объяснить значения этих слов?

+А если мы не знаем значение слова, как нам поступить?

+Посмотрите на доску. Что мы с вами  ещё сделали?

+Познакомиться с произведением

+Мы хотим, чтобы вы прочитали

Высказывания детей

Ответить на вопросы учебника

Высказывания детей

Ответы учащихся.

Работа в рабочих тетрадях

Сначала вопрос обсуждается устно, потом письменно выполняется задание в «Рабочей тетради» (№ 2, с. 9).)
По желанию ученики зачитывают ответы.

Дети пробуют объяснить значение слов «фантазировать», «обманывать».

Ответы детей

Перечитать рассказ

Ответы детей

Обратится к словарю.

+Узнали много нового (пометить на доске)

Регулятивные (удержание цели урока)

Коммуникативные: формулировать свое отношение к прочитанному;

Познавательные:

понимать содержание прочитанного художественного произведения; выявлять смысл поступка героя на основе анализа его внутреннего состояния; находить в тексте фактическую информацию, заданную в явном и неявном виде;

Коммуникативные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные (поиск информации, знаково-символические)

Коммуникативные

Познавательные (информационные – представление информации)

4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться читать выразительно

+Что значит прочитать выразительно?

+Я предлагаю поработать в группе над составлением характеристики главного героя.

+На ваших партах лежат «Волшебные ступеньки». Какие критерии выберем для самооценки?

+Предположите, как вы справитесь с составлением характеристики?

+Начинаем подготовку

+Проверим работу

+Отметьте на «Волшебных ступеньках» результаты работы

+Встаньте те, у кого совпали?

+Встаньте те, у кого выше?

+Встаньте те, у кого ниже?

+Выскажите друг другу пожелания

+Какую важную работу мы с вами проделали?

+Научиться читать выразительно

+Обдумывание характера героя.

Помечают

Работа в группе

Помечают (самооценка)

Высказывания детей

+Учились составлять характеристику главного героя (пометить на доске)

Регулятивные

Познавательные: участвовать в парной работе по составлению характеристики главного героя;

Регулятивные (контроль, оценка)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

5.Рефлексия

Контрольно – оценочный этап

Формировать умение оценивать себя

+Подведём итоги урока

+Какой рассказ читали?

+Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?

+Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?

Самооценка

+Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:

11 слайд

Рудольф Эрих Распе

«Волк наизнанку».

(Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».

Ответы детей

Ответы детей

Самооценка

Личностные

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)

Регулятивные

6. Домашнего задания

- Нарисуйте иллюстрации к своему рассказу.

- Задание в «Рабочей тетради» (№ 4, с. 10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: «Мы по-разному видим одно и то же. Почему?»

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А. Усачева «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих на виду....»; формировать умение анализировать стихотворение и видеть ...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела; - знать ...