Конспект урока по лит. чтению. Сочиняем считалку
план-конспект урока по чтению

Казьмина Анна Алексеевна

Тип урока: Рефлексия

Цель:

Углублять и расширять знания учащихся о жанрах устного народного творчества, ритме, как основе искусства;

Учить овладевать умением составлять считалки, выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения, реализуя личностные особенности учащихся через восприятие и осознание ими народного творчества;

Развивать творческий потенциал детей, интеллект, речь;

Личностные:

 Освоить  статус  ученика; формировать мотивацию к учению.

Регулятивные:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

4.Отличать верно выполненное задание от неверного

5. Использовать в своей деятельности простейшие смысловые модели.

6. Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3.Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге на уроке.

2.Донесить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   речи.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Работать в коллективе.

Ресурсы: Презентация, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_lit._chteniyu._sochinyaem_schitalku.docx737.16 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект  по

литературному чтению на тему:

«Сочиняем считалку»

Тип урока: Рефлексия

Цель:

Углублять и расширять знания учащихся о жанрах устного народного творчества, ритме, как основе искусства;

Учить овладевать умением составлять считалки, выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения, реализуя личностные особенности учащихся через восприятие и осознание ими народного творчества;

Развивать творческий потенциал детей, интеллект, речь;

Личностные:

 Освоить  статус  ученика; формировать мотивацию к учению.

Регулятивные:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.

4.Отличать верно выполненное задание от неверного

5. Использовать в своей деятельности простейшие смысловые модели.

6. Давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Познавательные:

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3.Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

1. Участвовать в диалоге на уроке.

2.Донесить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной   речи.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Работать в коллективе.

Ресурсы: Презентация, карточки.

Деятельность учителя

Деятельность обучаемого

1.Мотивация к познавательной деятельности.

Проверь, дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль  на месте?

 Всё ль  в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь!

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Анна Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок.

 -Сегодня у нас будет необычный урок, к нам сегодня придет гость, а какой гость, вы узнаете в течение урока.

Эмоциональный настрой на познавательную деятельность.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном ученом действии.

-Ребята, вспомните, что такое устное народное творчество.

- Ребята, вспомните, какие вы знаете жанры устного народного творчества?

-Определите, к каким жанрам относятся следующие строки?

-«Проворонила  ворона вороненка». К какому жанру относится эта строка?

-  «Нет друга – ищи, а нашел – береги».  

- Правильно, ребята.

Слушаем следующую  строку?

-«Дон-дон-дон! Загорелся кошкин дом.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом». 

-Ребята, потешка- это жанр устного народного творчества. Потешка помогает научить маленького человечка понимать человеческую речь, выполнять различные движения, которыми руководит слово.

-«Жили-были муж да жена. Иван да Марья. Все бы хорошо, да детей нет. Наступила зима. Иван с Марьей у окошка сидели, на чужих ребят смотрели».

-« Кто угадай-ка, сидит в темнице, а коса на улице» К какому жанру это относится?

-«А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало,

Что осталось на трубе?»

- Правильно, ребята.

Это фольклор.

Загадки, пословицы, сказки, потешки,

скороговоркии, считалки.

К жанру скороговорка.

 К жанру пословица.

Это потешка.

 

Это сказка.

К жанру загадка.

Это считалка.

3.Выявление места и причины затруднения.

Как вы думаете, какая тема урока?

- Ребята, как вы думаете, что такое считалки, и для чего они нужны?

Правильно, ребята.  Считалка  как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой ритмической структурой в шутливой форме. У считалки две главные особенности: во-первых, в основе большинства из них лежит счет, а во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.  

- Ребята, а когда возникла  считалка?

Считалка –  это жанр устного народного творчества,  стишок.

 С помощью считалок распределяют участников игры.

        

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Ребята, считалка возникла в глубокой древности и играла серьезную роль, помогая людям распределить работу. В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очередности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.

- А какие вы знаете виды считалок ?

Считалки бывают народные и авторские.

5.Реализация проекта выхода из затруднения.

- Ребята, как нужно произносить считалки?

Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте считалку.

Плыл- по морю-чемо-дан,

В чемо- дане –был- диван,

На-диване-ехал- слон.

Кто- не верит-выйди- вон!

- Ребята, почему раздельно записаны слова чемодан? Что означает тире в считалке?

- Ритм в считалке очень важен.

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.

 Также в считалках важно громкое произнесение отдельных, наиболее важных слов. Ритм   в  считалке  можно поддерживать по-разному: отсчитывая одно или два слова, часть слова. Главное, чтобы выходило складно, чтобы чувствовался ритм.

-Давайте, послушаем считалку.

О чем эта считалка?

Ребята, что важно при произношении считалки?

- Давайте с вами вместе под счет произнесем считалку.

Плыл- по морю-чемо-дан,

В чемо- дане –был- диван,

На-диване-ехал- слон.

Кто- не верит-выйди- вон!

- Ребята, а помните,  в начале урока  я говорила, что к нам придет гость?

Ребята, посмотрите, кто это?

 Ребята, Вова ничего не знает о считалках.  И хочет узнать все о них у вас. Вы поможете  ему?

Четко, ясно, плавно, громко.

Тире обозначает ритмический рисунок.

Да

о цифра

важно произносить четко, ясно, плавно, держа ритм.

Это Вовка из  тридевятого царства.

да

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Ребята, Вова написал нам письмо

 где он задает вам вопросы.

Прочитайте первый вопрос

 Скажите мне, что такое считалка?

- А для чего нужны считалки?

-Какие бывают считалки?

-Ребята, а какие вы знаете считалки?

- Ребята, Вова передал мне считалки, но как их читать, не знаю, поможем  ему ребята?

Ребята, давайте прочитаем следующий вопрос Вовы.

  - Ребята, как нужно произносить считалки?

Физкультминутка

Дети читают.

Считалка – это жанр устного народного творчества  ритмично произносимый стишок, в шутливой форме.

С помощью считалок распределяют участников игры.

Авторские и народные.         

Дети рассказывают считалки.

 

Да.

Дети по очереди читают считалки.

Четко, ясно, ритмично.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Ребята, Вова просил помочь ему ритмически  продолжить считалку.   Сейчас я вам раздам карточки с заданием которые передал мне Вова.

- Ребята, давайте проверим задание.

Молодцы ребята, мы помогли Вове, и теперь он все знает о считалках и теперь может поделиться своими знаниями с другими.

Дети, самостоятельно выполняют задания.

Дети читают по очереди, выполненное задание.

8. Включение в систему знаний и повторение. 

- Ребята, давайте прочитаем отрывок «считалия» на стр. 97.

Ребята, посмотрите на слайд. Установите соответствие между жанрами устного народного творчества и их признаками.

http://festival.1september.ru/articles/620351/img1.jpg

Загадки - хитрые.

Скороговорки - быстрые.

Пословицы - мудрые

Потешки-смешные.

Сказки – поучительные.

Считалки - ритмичные.

9. Рефлексия.

- Что нового сегодня вы узнали о считалках?

- Что показалось сложным?

- Что понравилось больше всего?

Домашние задание стр. 97-99. Выразительное чтение.

Мы узнали виды считалок.

Что в считалках главное ритм, четкость произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «О чём говорят считалки? «Считалия» Бориса Заходера»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по литературному чтениюна тему:«О чём говорят считалки?«Считалия» Бориса Заходера»...

Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...

конспект урока по литературному чтению "Сочиняем сказку"

конспект урока по литературному чтению "Сочиняем сказку" 2 класс...

План конспект урока музыки 1 класс "Сочини мелодию"/"Музыкальная азбука"

План конспект урока музыки 1 класс "Сочини мелодию"/"Музыкальная азбука"...