Конспект урока по лит.чтению. Г. Цыферов
план-конспект урока по чтению
Тема: «Геннадий Цыферов. Что у нас во дворе? »
Цели:
- учить выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного;
- выразительно читать;
- работать над образным языком, художественными средствами рассказа;
- довести до учащихся главную мысль произведения;
- учить составлять картинный план.
Оборудование:
1.Презентация по теме «Геннадий Цыферов. Что у нас во дворе?».
2.Мультимедийный проектор.
3.Карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Универсальные учебные действия:
Личностные
1.Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения.
2.Иметь общее представление о моральных нормах поведения.
3.Осознавать личностный смысл учения, желать учиться.
Познавательные
1.Проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление).
2.Самостоятельно проводить краткий анализ объектов.
3.Под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных литературных понятий).
4.Давать характеристики изучаемым литературным объектам на основе их анализа.
Регулятивные
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной деятельности.
3.Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
4.Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
5.В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Воспринимать мнение других людей о литературных явлениях;
3.Понимать задаваемые вопросы.
4.Адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, понимать их позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_lit.chteniyu._g._tsyferov.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока по литературному чтению
«Геннадий Цыферов. Что у нас во дворе?»
Тема: «Геннадий Цыферов. Что у нас во дворе? »
Цели:
- учить выражать свои мысли и чувства по поводу прочитанного;
- выразительно читать;
- работать над образным языком, художественными средствами рассказа;
- довести до учащихся главную мысль произведения;
- учить составлять картинный план.
Оборудование:
1.Презентация по теме «Геннадий Цыферов. Что у нас во дворе?».
2.Мультимедийный проектор.
3.Карточки с заданиями.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Универсальные учебные действия:
Личностные
1.Проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению литературного чтения.
2.Иметь общее представление о моральных нормах поведения.
3.Осознавать личностный смысл учения, желать учиться.
Познавательные
1.Проводить сравнение (последовательно по 2-3 основаниям, наглядное и по представлению; сопоставление и противопоставление).
2.Самостоятельно проводить краткий анализ объектов.
3.Под руководством учителя осуществлять действие подведения под понятие (для изученных литературных понятий).
4.Давать характеристики изучаемым литературным объектам на основе их анализа.
Регулятивные
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной деятельности.
3.Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
4.Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
5.В сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Воспринимать мнение других людей о литературных явлениях;
3.Понимать задаваемые вопросы.
4.Адекватно относиться к мнению одноклассников, взрослых, понимать их позицию.
Ход урока.
Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. |
Ι. Мотивация к коррекционной деятельности. - Здравствуйте! Меня зовут Анна Алексеевна, и сегодня ваше занятие проведу я! Прозвенел опять звонок, Начинается урок. Если будем на уроке Речь свою мы развивать, Выразительно читать. Идею рассказа стараться понять, Фантазировать, мечтать, То тогда скажи, дружок, На какой пришли урок? (1 сл.) ΙΙ. Актуализация знаний и пробное учебное действие. - Сегодня на уроке чтения мы будем читать новый раздел учебной книги по чтению «Капельки солнца». (с.65) - Как называется этот раздел? - Как вы думаете, о чем будут литературные произведения в этом разделе? - Ребята, а что такое дом? - У писательницы Анны Михайловны Сусловой есть замечательные строчки о доме: А дом, заставленный добром, ещё не дом. И даже с люстрой над столом – ещё не дом. И на окне с живым цветком – ещё не дом. И даже с чайника баском – ещё не дом. Так что же такое - дом? - Это место, где тебя любят и ждут. Где переживают за тебя и радуются вместе с тобой, и надеются на твою доброту , помощь и заботу. - Согласны, ребята? - Как слово очень тесно связано со словом дом? - Рассмотрите с.66 - Что мы видим? Расскажите. - Прочитайте, что сказал расстроенный Петя друзьям. - Как отнесся к его словам Вова? Прочитайте. ΙΙΙ. Локализация индивидуальных затруднений. - Ребята, сегодня наш автор Геннадий Михайлович Цыферов, поможет понять, что такое двор, и что в нем находится интересного. Но сначала несколько слов о самом Геннадии Михайловиче Цыферове.(2 сл.) Писатель вёл детские передачи на радио и телевидении. Сказки Геннадия Цыферова всемирно известны. В Чехии пользовались популярностью сказки «Весна будет всегда», «Дневник медвежонка», «Сказки старинного города», (3 сл.) в Японии – «Туфельки принцессы, «Про чудака лягушонка», (4 сл.) в Венгрии – «Жил на свете слонёнок, « Как стать большим», (5 сл.) а в Германии любима «История про поросёнка». (6 сл.) Милые и добрые герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Медвежонок и цыплёнок, слонёнок и ослик – все они своим примером показывают нам, как нужно дружить и заботиться друг о друге. - Сегодня мы будем читать с вами рассказ. - Что такое рассказ? Как вы понимаете? - Ребята: 1. Прочитайте название рассказа. (7 сл.) 2. Рассмотрите иллюстрацию. Где происходят события? Как вы думаете, о чем будет рассказ? 3. Почему авторы- составители этой книги выбрали именно рассказ с таким названием? 4. Кто автор этого рассказа? 5. Прочитайте ключевые слова (8 сл.) На слайде: ДОМ ДВОР КАЧЕЛИ КЛУМБА ПЕСОЧНИЦА - По названию, иллюстрации, ключевым словам предположите, о чём будет рассказ? ΙV. Построение проекта выхода из затруднений. - Из скольких частей состоит рассказ? - Каким предложением начинается каждая глава? Это предложение является и названием рассказа «Почему?» - Чему мы учимся, работая с рассказами? - Для чего? - Сегодня на уроке мы поставим целью: учиться составлять необычный, словарный план, а картинный. - Работаем и с учебником, и с тетрадью. V. Реализация проекта выхода из затруднений. - Прочитаем с вами первую главу.(9 сл.) - Чей дом описан в рассказе? - Что первым описал во дворе Г. Цыферов? Почему? - Какой прием использует автор? Выборочное чтение : - С чем сравнивает дом? - С чем сравнивает антенны? - Где мог видеть рассказчик такой корабль? - Какое слово главное? Работа в тетради: - Откройте рабочие тетради на стр.18; №3, первым пунктом плана будет рисунок дома. - Прочитайте вторую главу. (10 сл.) - Почему о нем написано именно в этой главе? - Что это за мухомор? Настоящий гриб? - Прочитайте описание мухомора. - Где сравнение? - У меня чтение этой главы вызвало 2 чувства: гордости и грусти. - В этой главе две части- веселая и грустная. Прочитайте веселую часть, а теперь грустную часть. - Какое слово главное? - Что появиться в картинном плане? - Нарисуйте. - Прочитаем третью главу.(11 сл.) - Какие строчки говорят о том, что он любит и знает свой двор? - Передайте голосом смех и плач тополя. - Какие главные слова в этой главе? - Какая иллюстрация появиться в плане? VΙ. Обобщение во внешней речи. - Начинаем читать четвертую главу. (12 сл.) - Прочитайте первые два предложения. О чем эта глава? - Кто герои этой главы? - В этой главе писатель тоже использует сравнение. Где? Прочитайте. Прочитаем в тетради стр. 18 . Что такое корабельные снасти? - Какое же слово будет главным в этой главе? - В тетради нарисуйте качели, о которых прочитали. - Читаем пятую часть.(13 сл.) - Прочитаем первую строчку. - Что она нам подсказывает? - В этой части, автора тоже есть сравнение. Найдите и прочитайте. - Почему рассказчику стало жаль цветы? Прочитайте. - Какие чувства автор испытывает в этой части? - Что нарисуем в тетради под цифрой 5? - Читаем шестую часть. (14 сл.) - Что показалось интересным в 6 главе? - Прочитайте ее. - В загадке есть сравнение? - Кто ещё знает загадки о скворечнике? На шесте – дворец. Во дворце – певец. А зовут его - скворец. - Прочитайте грустные строчки. - Какой картинкой заполним 6 квадрат? VΙΙ. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. - Ребята, давайте разделимся на 3 варианта. 1 ряд от окна – 1 вариант , 2 ряд – по- середине - 2 вариант , 3 ряд- 3 вариант. -Ребята вам нужно будет, так же проанализировать рассказ. Сначала я вам его прочитаю. 1 вариант анализирует 7 часть и рисует в тетради рисунок, 2 вариант анализирует 8 часть и рисует в тетради рисунок, з вариант анализирует 9 часть и рисует рисунок. 1 вариант, 7 част. (15 сл.) - Какое главное слово в 7 части? - Что помогает нам её наглядно представить? - О чем эта часть? - Кто ее герои? -Что нарисуем в тетради под цифрой 7? 2 вариант, 8 часть.(16 сл.) - Эта часть одна из самых красивых, волшебных. Найдите в тексте слова, которые помогают представить фонари. - Где здесь самое красивое, «мечтательное» предложение? - Что же похоже на золотую рыбку? - Что общего между фонарем и жирафом? Какое слово помогло? - Что поместили в план? 3 вариант, 9 часть. (17 сл.) - О чем главном поведал автор в этой главе? - Какие новые герои появились в этой главе? - В чем особенность главы? - Прочитаем диалог по ролям. - Чей ответ лучше понравился вам? - Что будет в плане? - Молодцы! - Ребята, выполни задание из тетради на стр. 18 №1 VΙΙΙ. Включение в систему знаний и повторение. - Понравился ли вам рассказ Г. Цыферова? Чем? - Оправдались ли ваши предположения относительно того, о чем будет рассказ? - Итак, у вас в тетрадях получился план из рисунков, а на доске вот такой дворик. Нравится он вам? - Что можно было бы добавить к этой иллюстрации? Пофантазируйте. - От чего зависит, какой будет двор: уютный и чистый или грязный и неухоженный? - Я тоже так думаю и посчитала, что слова этой пословицы подойдут к нашему уроку: «ВСЯКИЙ ДВОР ХОЗЯИНОМ ДЕРЖИТСЯ» - Как вы понимаете эту пословицу? - Только ли взрослые должны об этом заботиться? Если мы посмотрим на фото – газету, то видно, что вы с большим удовольствием проводите время во дворе. Встаньте те, кто уже помогал взрослым в благоустройстве своего двора. Что вы делали? - Ответим на вопросы стр.72 № 1, 3, 5 - Молодцы! ΙХ. Рефлексия. – Что нового узнали? - С каким рассказом познакомились? - Ребята, давайте проговорим идею рассказа. – Научились составлять план с помощью картинок? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? | - Здравствуйте! - Дети проверяют, все ли лежит у них на парте. - Литературное чтение.
- Дети смотрят иллюстрации - «Наш дом»
- О доме; о людях, живущих рядом; о дворе; о семье; о Родине - Ответы детей. - Ответы детей. - Двор - Свободное высказывание детей: собака зарычала, залаяла и бросилась на Петю. Петя и Катя испугались. Вова прогнал собаку. Когда собака убежала, Петя Зайцев был огорчен, что он трусишка и ребята не будут с ним дружить. - Оказывается, я тоже боюсь собак, и вы не будете со мной дружить. - « Что ты! Вовсе нет! Идем к нам во двор играть!» - Дети слушают. - Рассказчик повествователь; небольшое произведение; немного действующих лиц; это описание какого-либо случая, события в жизни героя. - Что у нас во дворе? - Во дворе. - О дворе - Они хотели рассказать Пете Зайцеву, что такое двор и что в нем находится. - Геннадий Цыферов. - О доме, дворе, качелях, клумбе, песочнице. - Из 9 - «Что у нас во дворе?» - Автор еще раз подчеркивает, о чём идёт речь в рассказе; в нем выражена тема рассказа. - Составлять план. - Для пересказа текста. - Дети читают. - Двор, где прошло детство автора. - Дом. - Без дома не было бы двора. - С кораблем. - С мачтами. - Дом. - Стр. 68 «Мухомор-великан». - Нет. Это место где играют дети. - Мухомор-великан. У него красная шляпа, а на шляпе – пуговки белые. - Точки мухомора, как пуговки. - Гордости: в моем дворе гриб-великан. Грусти: этот гриб не растет. -Чтение детей. - Мухомор-великан. - Если ветер, тополь смеется: «У-у-у». Если дождь- плачет: «Кап- кап…» - Смех( весело): ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе. Плач ( печально): а-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, ой-ой-ой, ай-ай-ай. -Дерево, тополь. -Дерево. - О качелях. - Дети и дедушка. - Качели скрипят, точно корабельные снасти. - Корабельные снасти- веревки, которые служат на корабле для управления парусами. - Качели - Клумба. А на ней цветы, цветы… - О чем будем читать. - Маленькие цветы « просто лепестками машут, будто бабочки». - «У них зеленые ножки в землю уходят». - Восхищение, радость, жалость, обиду. - Клумбу с цветами. - Домик-скворечник представлен в виде загадки. - «Домик тот на цветок похож. Тогда домик пустой и скучный …- будто длинная ножка плачет». - Иллюстрация скворца. - «Тогда домик пустой и скучный». - Сад. - Песочница. - Иллюстрация на стр.70. - О песочнице. - Мальчик, щенок, котенок, оловянный солдатик. - Песочницу. - Прием сравнения: 1 фонарь – как жираф, 2 фонарь – как сундучок, аквариум. - «О том, на что похож свет фонаря зимним вечером, когда идет снег». - Огонь. - Высокий. - Фонарь. - Что днем месяца нет. - Папа, дедушка. - Есть диалог. - Ответы детей. - Месяц. - Большой, розовая, мачты, бабочка, качели, жираф. - Да. - Ответы детей. - Да. - Веселый, чистый, уютный, красивый. - Да. - Ответы детей. - От людей - « Что у нас во дворе?». - Да. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Конспект урока по литературному чтению (обучение чтению) "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р.
Разработка урока по обучению чтению в 1 классе по ФГОС "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р....
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Внеклассное чтение. Творчество Э.Успенского"...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)
Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...