Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «И.А. Крылов «Ворона и Лисица». УМК «Школа России»
проект по чтению (3 класс)

Элла Викторовна Зубенкова

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_literaturnogo_chteniya_vorona_i_lisitsa_1.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

урока литературного чтения в 3 классе

по теме: «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

УМК «Школа России»

(авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. , Голованова М.В.)

Тип урока: чтение и анализ художественного произведения.

Цель: познакомить с произведением И.А. Крылова «Ворона и Лисица», совершенствовать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, учить навыкам выразительного осознанного чтения, чтения целыми словами; развивать речь, мышление младшего школьника; учить анализировать, сравнивать, оценивать поступки героев произведения, находить мораль произведения; воспитывать уважительность, справедливость по отношению к себе и окружающих.

Оборудование:

1) Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.- 223 с.;

2) карточки со скороговоркой;

3) картинки с изображением солнышка.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сейчас урок литературного чтения. Я желаю всем быть активными на уроке, высказывать свою точку зрения. Мы вместе, и у нас все получится!

II. Актуализация опорных знаний (на основе речевой разминки)

У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой.

Осип орет,

Архип не отстает.

Кто кого переорет?

Осип охрип.

Архип осип.

- Прочитайте медленно, затем с ускорением.

- Потренируемся в скорочтении.

- К какому жанру относится данный текст? (Скороговорка)

- Докажите ваше мнение. (Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков.)

- Какие жанры в литературном чтении вам известны? (Рассказ, былина, сказка, стихотворение, басня).

-Что такое басня? (Литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение - мораль.)

III. Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом? (чтение басни обучающимися) 

- Какие строчки басни стали крылатым выражением? (Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»)

- Объясните, как вы их понимаете?

- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других? (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)

- Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?

(выставляем 3-4 учащимся отметки)

IV. Сообщение темы и цели урока

- Отгадайте загадки, и вы узнаете название басни, с которой мы познакомимся сегодня на уроке.

Окраской - сероватая,

Повадкой - хитроватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона.

Это - … (ворона).

(на доске появляется рисунок вороны)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт.

В деревне кур крадёт (лиса).

(на доске появляется рисунок вороны)

- Кто скажет, как называется басня?

- Что такое басня?

- Сегодня на уроке мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл.

- Зная тему, давайте попробуем определить, чему будем учиться? (Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнаем, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль)

- Будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.

V. Знакомство с произведением

5.1. Первичное знакомство с произведением

- Откройте учебник. Найдите басню. А теперь сядьте поудобнее и послушайте басню.

(звучит аудиозапись)

5.2. Проверка качества первичного восприятия

- Понравилась вам басня? Почему?

- С какими персонажами знакомит нас автор?

- Какая же история приключилась с вороной?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

- Побываем в лесу, где живут наши герои.

- Изобразим ворону, как она машет крыльями.

- Изобразим лисицу, идёт, виляя хвостом.

- Скрылась лисица за деревьями, а вы, ребята тихо сели.

5.3. Вторичное восприятие (самостоятельное чтение обучающимися текста с пометкой непонятных слов)

5.4. Словарная работа

- Какие слова вам встретились впервые?

(Лесть – лицемерное угодливое восхваление; льстец – льстивый человек; гнусный – внушающий отвращение, омерзительный, взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое; пленил – привлёк внимание, привёл в восторг; вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница; зоб – у птиц, насекомых, расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища).

5.5. Анализ содержания текста, выборочное чтение

- Опишите внешний вид лисы. Какая она?

- Не зря Крылов назвал её так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова басни раскрывают характер Лисицы? Прочитайте.

- Опишите какая по внешнему виду ворона.

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?

- А что говорит лиса о Вороне? Прочитайте.

- Кто из вас слышал ворону? Какой у неё голос? (Неприятный, она не поёт, а каркает. Крик вороны напоминает сочетание звуков «кар-кар»)

- А что говорит о голосе Вороны Лисица?

- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Прочитайте.

-Для чего Лисица так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться Вороне. Лисице нужно было, чтобы она запела и выронила сыр)

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Иван Андреевич Крылов в своей басне? Почему?

- В чём же состоит мораль этой басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть)

- Бывает так у людей? Приведите пример.

- Прочитайте первые три строки басни.

- Как вы понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру..» (Много раз повторяли одно и тоже)

- Что значит «лесть гнусна..» (Некрасиво, когда кто-то льстит)

- Объясните как вы понимаете выражение «только всё не впрок» (Бесполезно)

- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые впускают в своё сердце льстивых людей, позволяя говорить им льстивые слова)

- Чему учит басня? (Быть правдивыми, искренними)

6. Творческая работа

Работа в парах, подготовка к выразительному чтению по ролям

1. Подготовительный этап (распределение ролей).

2. Чтение по ролям в группах.

3. Оценивание прочитанной басни группой (интонация, темп, громкость).

- Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?

- Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения баснописцев помогут вам стать лучше.

7. Итог урока

- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

- Назовите жанр этого произведения.

- Перечислите героев бани.

- Чтобы вы посоветовали вороне?

- Так в чём же заключается главная мысль басни?

8. Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу.

- У вас на столе лежат солнышки – грустные и весёлые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после сегодняшнего урока.

Отметки, комментирование.

9. Домашнее задание

- Подготовьте выразительное чтение басни И.А.Крылова по ролям; нарисуйте (по желанию) иллюстрацию к понравившемуся эпизоду произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".А.П.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П.Платонов «Цветок на земле» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умен...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Г.Б. Остер «Как получаются легенды»" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Г.Б. Остер «Как получаются легенды»Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Как получаются легенды&raq...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "А.П.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и  пр...