Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «И.А. Крылов «Ворона и Лисица». УМК «Школа России»
проект по чтению (3 класс)
Тип урока: чтение и анализ художественного произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_literaturnogo_chteniya_vorona_i_lisitsa_1.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
урока литературного чтения в 3 классе
по теме: «И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
УМК «Школа России»
(авторы учебника Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. , Голованова М.В.)
Тип урока: чтение и анализ художественного произведения.
Цель: познакомить с произведением И.А. Крылова «Ворона и Лисица», совершенствовать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, учить навыкам выразительного осознанного чтения, чтения целыми словами; развивать речь, мышление младшего школьника; учить анализировать, сравнивать, оценивать поступки героев произведения, находить мораль произведения; воспитывать уважительность, справедливость по отношению к себе и окружающих.
Оборудование:
1) Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл.на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1/[Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2015.- 223 с.;
2) карточки со скороговоркой;
3) картинки с изображением солнышка.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сейчас урок литературного чтения. Я желаю всем быть активными на уроке, высказывать свою точку зрения. Мы вместе, и у нас все получится!
II. Актуализация опорных знаний (на основе речевой разминки)
У каждого обучающегося на парте карточки со скороговоркой.
Осип орет,
Архип не отстает.
Кто кого переорет?
Осип охрип.
Архип осип.
- Прочитайте медленно, затем с ускорением.
- Потренируемся в скорочтении.
- К какому жанру относится данный текст? (Скороговорка)
- Докажите ваше мнение. (Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков.)
- Какие жанры в литературном чтении вам известны? (Рассказ, былина, сказка, стихотворение, басня).
-Что такое басня? (Литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение - мораль.)
III. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом? (чтение басни обучающимися)
- Какие строчки басни стали крылатым выражением? (Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться»)
- Объясните, как вы их понимаете?
- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других? (В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)
- Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?
(выставляем 3-4 учащимся отметки)
IV. Сообщение темы и цели урока
- Отгадайте загадки, и вы узнаете название басни, с которой мы познакомимся сегодня на уроке.
Окраской - сероватая,
Повадкой - хитроватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это - … (ворона).
(на доске появляется рисунок вороны)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт.
В деревне кур крадёт (лиса).
(на доске появляется рисунок вороны)
- Кто скажет, как называется басня?
- Что такое басня?
- Сегодня на уроке мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Разберем ее смысл.
- Зная тему, давайте попробуем определить, чему будем учиться? (Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнаем, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль)
- Будем анализировать поступки героев произведения, делать выводы, находить мораль басни, совершенствовать навыки выразительного чтения.
V. Знакомство с произведением
5.1. Первичное знакомство с произведением
- Откройте учебник. Найдите басню. А теперь сядьте поудобнее и послушайте басню.
(звучит аудиозапись)
5.2. Проверка качества первичного восприятия
- Понравилась вам басня? Почему?
- С какими персонажами знакомит нас автор?
- Какая же история приключилась с вороной?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
- Побываем в лесу, где живут наши герои.
- Изобразим ворону, как она машет крыльями.
- Изобразим лисицу, идёт, виляя хвостом.
- Скрылась лисица за деревьями, а вы, ребята тихо сели.
5.3. Вторичное восприятие (самостоятельное чтение обучающимися текста с пометкой непонятных слов)
5.4. Словарная работа
- Какие слова вам встретились впервые?
(Лесть – лицемерное угодливое восхваление; льстец – льстивый человек; гнусный – внушающий отвращение, омерзительный, взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое; пленил – привлёк внимание, привёл в восторг; вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница; зоб – у птиц, насекомых, расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища).
5.5. Анализ содержания текста, выборочное чтение
- Опишите внешний вид лисы. Какая она?
- Не зря Крылов назвал её так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова басни раскрывают характер Лисицы? Прочитайте.
- Опишите какая по внешнему виду ворона.
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей?
- А что говорит лиса о Вороне? Прочитайте.
- Кто из вас слышал ворону? Какой у неё голос? (Неприятный, она не поёт, а каркает. Крик вороны напоминает сочетание звуков «кар-кар»)
- А что говорит о голосе Вороны Лисица?
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Прочитайте.
-Для чего Лисица так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться Вороне. Лисице нужно было, чтобы она запела и выронила сыр)
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Иван Андреевич Крылов в своей басне? Почему?
- В чём же состоит мораль этой басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть)
- Бывает так у людей? Приведите пример.
- Прочитайте первые три строки басни.
- Как вы понимаете смысл выражения «Уж сколько раз твердили миру..» (Много раз повторяли одно и тоже)
- Что значит «лесть гнусна..» (Некрасиво, когда кто-то льстит)
- Объясните как вы понимаете выражение «только всё не впрок» (Бесполезно)
- Подумайте, что значит «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Есть люди, которые впускают в своё сердце льстивых людей, позволяя говорить им льстивые слова)
- Чему учит басня? (Быть правдивыми, искренними)
6. Творческая работа
Работа в парах, подготовка к выразительному чтению по ролям
1. Подготовительный этап (распределение ролей).
2. Чтение по ролям в группах.
3. Оценивание прочитанной басни группой (интонация, темп, громкость).
- Какая группа лучше всех справилась с заданием и почему?
- Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения баснописцев помогут вам стать лучше.
7. Итог урока
- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
- Назовите жанр этого произведения.
- Перечислите героев бани.
- Чтобы вы посоветовали вороне?
- Так в чём же заключается главная мысль басни?
8. Рефлексия
- Наше занятие подходит к концу.
- У вас на столе лежат солнышки – грустные и весёлые, покажите мне то солнышко, которое соответствует вашему настроению после сегодняшнего урока.
Отметки, комментирование.
9. Домашнее задание
- Подготовьте выразительное чтение басни И.А.Крылова по ролям; нарисуйте (по желанию) иллюстрацию к понравившемуся эпизоду произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".А.П.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А.П.Платонов «Цветок на земле» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умен...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Г.Б. Остер «Как получаются легенды»" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Г.Б. Остер «Как получаются легенды»Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Как получаются легенды&raq...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Зеркало и обезьяна»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать признаки басниУметь определять мораль басниЛи...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "А.П.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А.П.Платонова ; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и пр...
Технологическая карта открытого урока литературного чтения 3 класс по теме "И. А. Крылов "Ворона и Лисица."
Урок изучения нового....
Презентация к уроку литературного чтения 3 класс по теме "И. А. Крылов "Ворона и Лисица."
Урок изучения нового....