Урок литературного чтения 2 класс В,И,Даль Девочка Снегурочка
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Голубкова Ольга Николаевна

Предмет

Литературное чтение.

Тема урока

Знакомство с произведением В.И. Даля «Девочка  Снегурочка».

УМК, руководитель проекта

УМК «Начальная школа XXI века», чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012.; Рабочая тетрадь «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2017; методическое пособие «Литературное чтение. Комментарии к урокам», 2 класс, автор Л.А. Ефросинина -  М.: «Вентана–Граф», 2012.

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок из тематического раздела  «Произведения о детях и для детей». 

Тип урока

Урок формирования новых знаний.

Форма урока

Проблемный урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №41» города Костромы

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

        

 

        

                                                         

                                                          Подготовила учитель начальных классов

                                                          Голубкова Ольга Николаевна

2020 год

ФИО учителя

Голубкова Ольга Николаевна.

Образовательное учреждение

«Лицей № 41» города Костромы.

Класс

2 «А».

Дата

25.11.2020

Предмет

Литературное чтение.

Тема урока

Знакомство с произведением В.И. Даля «Девочка  Снегурочка».

УМК, руководитель проекта

УМК «Начальная школа XXI века», чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова.

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012.; Рабочая тетрадь «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2017; методическое пособие «Литературное чтение. Комментарии к урокам», 2 класс, автор Л.А. Ефросинина -  М.: «Вентана–Граф», 2012.

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок из тематического раздела  «Произведения о детях и для детей». 

Тип урока

Урок формирования новых знаний.

Форма урока

Проблемный урок.

Цель урока      

 

Создание условий для полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания обучающимися текста прозаического произведения, выявление основной мысли текста, через характеристику героев.

Задачи урока

Образовательные: 

- учить детей слушать и читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его; 

- показать, как автор сказки, при помощи художественных приёмов передаёт своё отношение к героям.        

- учить находить  в тексте ответы на вопросы;

- формировать умение определять жанр художественной литературы.

- расширять читательский кругозор детей;

- продолжать формирование навыка выразительного чтения.

Развивающие:

- развивать связную речь, мышление, внимание, память;

- расширять словарный запас детей;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий и отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться принимать и сохранять учебную задачу.

Воспитательные:

- учить видеть в поведении героев положительные и отрицательные качества;

- прививать  любовь к чтению;

- воспитывать навыки самостоятельности, инициативности;

- формировать чувство ответственности и умение оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; 

- формировать эмоционально - положительное отношение к предмету.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- формирование эмоционального восприятия прозаического текста на слух;

- формирование умения участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному;

- умение находить в тексте ответы на вопросы;

Метапредметные

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                                   - освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;                                                                                                   - планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления;                                                                                                                                                                                               - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;                                                                                                                                                           - внесение  необходимых коррективов в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывание своих предположений.                                                                                                                                                                                    

Познавательные:

- знакомство с новым писателем;  

- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные: 

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- возложение на себя ответственности за результат своих действий;

- наблюдение за действиями партнера, поиск неточностей и корректировка их.

Личностные:

- развитие умения видеть положительные и отрицательные качества героев;

- привитие  любви к чтению;

- осознание алгоритма учебного действия;

- способность к самооценке на основе критерия «успешность учебной деятельности».

Основные понятия

Жанры произведений, былина, сказка, автор произведения, основная мысль произведения, модель обложки, приметы сказок.

Межпредметные связи

Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.

Оборудование и технические средства обучения

- классная доска;

- интерактивная доска, проектор, компьютер;

- портрет В.И. Даля;  

   

 

Рабочие материалы для обучающихся:

- учебник Л. А. Ефросинина “Литературное чтение”, 2 класс, 1 часть; рабочая тетрадь № 1;                                                          

- презентация.

- карточки

Технологии

Проблемно-диалогическая,  технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода, технология дифференцированного подхода.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Методы обучения

Частично-поисковый, деятельностный,  объяснительно-иллюстративный, дифференцированный, игровой.

Конспект урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

 Слайд № 1

1.Приветствует учеников.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Настраивает на работу.

- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение. Подарите это хорошее настроение соседу по парте. Я не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2.Предлагает прочитать девиз урока.

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Учиться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно! 

       

1.Приветствуют учителя и одноклассников.

2. Читают девиз урока.

 

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

Слайд № 2

Слайд № 3

 

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

1. Предлагает отгадать загадку  

  Много жанров есть на свете:
 Басня, повесть и рассказ,
 Но с рождения любят дети
 Волшебство и без прикрас.

- Как думаете, о чем идет речь?        

- Сегодня будем работать с жанром сказка.

2. Предлагает работу для обсуждения в паре.

- Возьмите белые карточки и выберите из 3 вариантов определение, которое подходит к жанру сказка.

3.Предлагает ответить на вопросы.

- На какие   группы делятся сказки?

 

4. Предлагает вспомнить признаки сказок.

- Выберите приметы, которые относятся к сказкам.

Зачин
Присказка
Сказочные явления
Сказочные предметы
Сказочные герои
Концовка
Троекратный повтор
Добро побеждает зло

 Главные герои богатыри

Припев

 Зло побеждает добро.

Устаревшие слова

  5. Предлагает работу для обсуждения коллективно.

- Сказки любят и взрослые и дети.

Великий русский писатель А.С. Пушкин любил сказки и говорил:  «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Как вы понимаете слова Пушкина?

-Чтобы разгадать намёк, нужно потрудиться – почувствовать всей душой. И тот, кто найдёт в ней урок, знание, станет счастливым человеком.

 

1.Выполняют задание.

Разгадывают загадку с ответом «Сказка».

Отвечают на вопрос.

 

2. Обсуждение в паре.

Работают на карточках.

( Приложение 1)  

- Сказка -  это вымысел, который содержит в себе поучение. Через этот жанр мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.

3. Отвечают на вопросы.  

- Авторские и литературные.

- Бытовые, волшебные, о животных.

 4. Выбирают правильные ответы и вывешивают на доску. Сравнивают с эталоном.

(Приложение 2)

5.Высказывают своё мнение.

 - Нужно понять сказку, определить главную мысль, чему учит сказка.

III. Постановка цели и задач.

 

1. Проговаривает цель урока. Вывешивает на доску задачи урока.

 - Сегодня на уроке мы будем извлекать урок из сказки, которую вы читали дома. Что для этого нужно сделать?

- Какие задачи поставим?

 

 1.Ставят учебные задачи

 (приложение 3)

- Проанализировать сказку.

- Дать характеристику героям.

- Сделать вывод.

IV. Открытие новых знаний

Слайд № 7

1. Предлагает проверить домашнее задание.

 - Какое было домашнее задание?

- О чём может рассказать модель обложки?

 

2.Предлагает посмотреть видео об авторе сказки.

3.Предлагает отдохнуть и провести физкультминутку.

4.Предлагает прочитать сказку.

5.Предлагает выбрать жюри для оценки выразительного чтения.

 

6. Предлагает провести словарную работу.  

 

- В тексте сказки встретились, возможно, не всем понятные слова, давайте разберём их.

- Как старик называл Снегурочку, когда пел ей песню.

- Чем накрыл старик комочек снегу?

- На с.145 найдите слово выделенное курсивом (пестовать) и прочитайте предложение.

- На с.150 найдите слово лобызала. Прочитайте предложение с этим словом.

- Хлевушек

- Докажите, что это сказка.

7. Предлагает поработать в группах.

- Вспомните правила работы в

группе.

 - Заполните таблицу (герои сказки)

1. Отвечают на вопросы. Читают сказку выразительно.

- Выразительно прочитать сказку, сделать модель обложки к сказке.

 - Сказку Девочка Снегурочка написал Владимир Иванович Даль.

2.Смотрят видео.

Заранее подготовленный ученик  задаёт детям вопросы по просмотренному видео.

3.Выполняют физкультминутку.

4.Читают сказку.

5.Оценивают одноклассников.

6.Работают с непонятными   словами.

- Кокурочка – булочка, булка.

Ветошкой - лоскутом старой ткани.

Пестовать - нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.

- Целовала.

 

Помещение для домашних животных.

-Есть зачин, сказочные герои, сказочные превращения, троекратный повтор,устаревшие слова,добро побеждает зло. 

7. Работают в группах, заполняют таблицу.

V. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

1. Предлагает  вернуться  к задачам урока.

 - Над какой задачей будем работать?

2.Предлагает группам дать характеристику героям.

1- Снегурочка

2-   Жучка.

3 - Лиса

4- Старик и старуха.

5- Подружки.

- Найдите памятку №6 в учебнике, опираясь на памятку, составьте небольшой рассказ о предложенном герое по плану.

 

 

 

 

1.Отвечают на вопросы.  

- Характеристика героев.

2. Дают характеристику героям. Делают вывод.

 

- Характеристика героев.

        Снегурочка

Главным героем в сказке является снегурочка. Она появилась у старика со старухой «беленькая как снежок и кругленькая как комок из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Старики любили её. Снегурочка была умная, любила своих родителей, Жучку. Жалостливая, опасливая, весёлая. Все её любили за  доброту, скромность.

 Старик и старуха.

  Старик и старуха – герои сказки. У них не было детей. Но вдруг произошло чудо. Из снега появилась Снегурочка. Они обрадовались, любили, растили её. Были добрыми, заботливыми, трудолюбивыми. Старуха была жалостливая, а старик не всегда.  Не разобравшись, прогнал жучку со двора. Но потом простил её. Автор относится к старикам с уважением, но старика осуждает.  

 

                Лиса.

Лиса - хитрая, бессчетная, льстивая.  

 

              Жучка

Добрая,  ласковая, доверчивая, простодушная, верная, послушная, безобидная, настоящий друг. Автор относится к ней с уважением, жалостью.

             Подружки

Подружки - второстепенные герои сказки. Автор показывает их необязательными, беспечными, безответственными. Они позвали Снегурочку в лес и оставили её.

 

VI. Итог урока.

1.Предлагае вернуться к высказыванию А.С. Пушкина.  

- Какие уроки мы извлекли из сказки В.И. Даля?

1. Делают вывод.

Сказка эта учит не принимать скоропалительных решений. Учит тому, что верный друг всегда заслуживает прощения, если он совершил проступок по неосторожности. Учит прощать и не держать зла. Учит не верить посторонним, чужим людям. Учит тому, что если чего-то очень хочется, то это всегда сбывается.

 

VII. Рефлексия

 

 1. Предлагает подвести итог деятельности.

- Выскажите, пожалуйста, своё мне о нашем уроке.

Сегодня я узнал …
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Хочу ли ещё прочитать сказки В.И. Даля.

- Нарисуйте шкалу и отметьте смайликом, как вы потрудились сегодня на уроке.

1.Высказывают своё мнение, делают самооценку.

VIII. Домашнее задание.

1. Предлагает выполнить и записать домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

- Рабочая тетрадь с.66 з.4

 1. Записывают домашнее задание.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Снегурочка"" (программа Л.Занкова)

Тема: Происхождение сказки из легенды: русская народная сказка «Снегурочка»Задачи:Ознакомить учащихся с отражением древних обрядов и верований в русской народной сказке;Формирование исследовательских ...

Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности

Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...

Урок литературного чтения посвященный творчеству В. Даля

Урок литературного чтения посвященный творчеству  В. Даля...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...