Урок литературного чтения 2 класс В,И,Даль Девочка Снегурочка
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предмет | Литературное чтение. |
Тема урока | Знакомство с произведением В.И. Даля «Девочка Снегурочка». |
УМК, руководитель проекта | УМК «Начальная школа XXI века», чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова. |
Учебно-методическое обеспечение: | Учебник «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012.; Рабочая тетрадь «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2017; методическое пособие «Литературное чтение. Комментарии к урокам», 2 класс, автор Л.А. Ефросинина - М.: «Вентана–Граф», 2012. |
Место и роль урока в изучаемой теме | Урок из тематического раздела «Произведения о детях и для детей». |
Тип урока | Урок формирования новых знаний. |
Форма урока | Проблемный урок. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №41» города Костромы
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Подготовила учитель начальных классов
Голубкова Ольга Николаевна
2020 год
ФИО учителя | Голубкова Ольга Николаевна. | |
Образовательное учреждение | «Лицей № 41» города Костромы. | |
Класс | 2 «А». | |
Дата | 25.11.2020 | |
Предмет | Литературное чтение. | |
Тема урока | Знакомство с произведением В.И. Даля «Девочка Снегурочка». | |
УМК, руководитель проекта | УМК «Начальная школа XXI века», чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова. | |
Учебно-методическое обеспечение: | Учебник «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина – М.: Вентана-Граф, 2012.; Рабочая тетрадь «Литературное чтение, 2 класс», ч.1, автор Л.А. Ефросинина - М.: Вентана-Граф, 2017; методическое пособие «Литературное чтение. Комментарии к урокам», 2 класс, автор Л.А. Ефросинина - М.: «Вентана–Граф», 2012. | |
Место и роль урока в изучаемой теме | Урок из тематического раздела «Произведения о детях и для детей». | |
Тип урока | Урок формирования новых знаний. | |
Форма урока | Проблемный урок. | |
Цель урока |
Создание условий для полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания обучающимися текста прозаического произведения, выявление основной мысли текста, через характеристику героев. | |
Задачи урока | Образовательные: - учить детей слушать и читать художественный текст, полноценно и глубоко воспринимая его; - показать, как автор сказки, при помощи художественных приёмов передаёт своё отношение к героям. - учить находить в тексте ответы на вопросы; - формировать умение определять жанр художественной литературы. - расширять читательский кругозор детей; - продолжать формирование навыка выразительного чтения. Развивающие: - развивать связную речь, мышление, внимание, память; - расширять словарный запас детей; -развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий и отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться принимать и сохранять учебную задачу. Воспитательные: - учить видеть в поведении героев положительные и отрицательные качества; - прививать любовь к чтению; - воспитывать навыки самостоятельности, инициативности; - формировать чувство ответственности и умение оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; - формировать эмоционально - положительное отношение к предмету. | |
Планируемые результаты | Предметные умения: - формирование эмоционального восприятия прозаического текста на слух; - формирование умения участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному; - умение находить в тексте ответы на вопросы; Метапредметные Регулятивные: - освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; - планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; - формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; - внесение необходимых коррективов в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывание своих предположений. Познавательные: - знакомство с новым писателем; - формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; - возложение на себя ответственности за результат своих действий; - наблюдение за действиями партнера, поиск неточностей и корректировка их. Личностные: - развитие умения видеть положительные и отрицательные качества героев; - привитие любви к чтению; - осознание алгоритма учебного действия; - способность к самооценке на основе критерия «успешность учебной деятельности». | |
Основные понятия | Жанры произведений, былина, сказка, автор произведения, основная мысль произведения, модель обложки, приметы сказок. | |
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство. | |
Оборудование и технические средства обучения | - классная доска; - интерактивная доска, проектор, компьютер; - портрет В.И. Даля;
| |
Рабочие материалы для обучающихся: | - учебник Л. А. Ефросинина “Литературное чтение”, 2 класс, 1 часть; рабочая тетрадь № 1; - презентация. - карточки | |
Технологии | Проблемно-диалогическая, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология, технология деятельностного подхода, технология дифференцированного подхода. | |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | |
Методы обучения | Частично-поисковый, деятельностный, объяснительно-иллюстративный, дифференцированный, игровой. |
Конспект урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Слайд № 1 | 1.Приветствует учеников. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настраивает на работу. - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение. Подарите это хорошее настроение соседу по парте. Я не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. 2.Предлагает прочитать девиз урока. Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! Учиться – старательно! И открытия нас ждут обязательно!
| 1.Приветствуют учителя и одноклассников. 2. Читают девиз урока.
|
II. Актуализация опорных знаний обучающихся. Слайд № 2 Слайд № 3
Слайд № 4 Слайд № 5 Слайд № 6 | 1. Предлагает отгадать загадку Много жанров есть на свете: - Как думаете, о чем идет речь? - Сегодня будем работать с жанром сказка. 2. Предлагает работу для обсуждения в паре. - Возьмите белые карточки и выберите из 3 вариантов определение, которое подходит к жанру сказка. 3.Предлагает ответить на вопросы. - На какие группы делятся сказки?
4. Предлагает вспомнить признаки сказок. - Выберите приметы, которые относятся к сказкам. Зачин Главные герои богатыри Припев Зло побеждает добро. Устаревшие слова 5. Предлагает работу для обсуждения коллективно. - Сказки любят и взрослые и дети. Великий русский писатель А.С. Пушкин любил сказки и говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». - Как вы понимаете слова Пушкина? -Чтобы разгадать намёк, нужно потрудиться – почувствовать всей душой. И тот, кто найдёт в ней урок, знание, станет счастливым человеком.
| 1.Выполняют задание. Разгадывают загадку с ответом «Сказка». Отвечают на вопрос.
2. Обсуждение в паре. Работают на карточках. ( Приложение 1) - Сказка - это вымысел, который содержит в себе поучение. Через этот жанр мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо. 3. Отвечают на вопросы. - Авторские и литературные. - Бытовые, волшебные, о животных. 4. Выбирают правильные ответы и вывешивают на доску. Сравнивают с эталоном. (Приложение 2) 5.Высказывают своё мнение. - Нужно понять сказку, определить главную мысль, чему учит сказка. |
III. Постановка цели и задач.
| 1. Проговаривает цель урока. Вывешивает на доску задачи урока. - Сегодня на уроке мы будем извлекать урок из сказки, которую вы читали дома. Что для этого нужно сделать? - Какие задачи поставим?
| 1.Ставят учебные задачи (приложение 3) - Проанализировать сказку. - Дать характеристику героям. - Сделать вывод. |
IV. Открытие новых знаний Слайд № 7 | 1. Предлагает проверить домашнее задание. - Какое было домашнее задание? - О чём может рассказать модель обложки?
2.Предлагает посмотреть видео об авторе сказки. 3.Предлагает отдохнуть и провести физкультминутку. 4.Предлагает прочитать сказку. 5.Предлагает выбрать жюри для оценки выразительного чтения.
6. Предлагает провести словарную работу.
- В тексте сказки встретились, возможно, не всем понятные слова, давайте разберём их. - Как старик называл Снегурочку, когда пел ей песню. - Чем накрыл старик комочек снегу? - На с.145 найдите слово выделенное курсивом (пестовать) и прочитайте предложение. - На с.150 найдите слово лобызала. Прочитайте предложение с этим словом. - Хлевушек - Докажите, что это сказка. 7. Предлагает поработать в группах. - Вспомните правила работы в группе. - Заполните таблицу (герои сказки) | 1. Отвечают на вопросы. Читают сказку выразительно. - Выразительно прочитать сказку, сделать модель обложки к сказке. - Сказку Девочка Снегурочка написал Владимир Иванович Даль. 2.Смотрят видео. Заранее подготовленный ученик задаёт детям вопросы по просмотренному видео. 3.Выполняют физкультминутку. 4.Читают сказку. 5.Оценивают одноклассников. 6.Работают с непонятными словами. - Кокурочка – булочка, булка. Ветошкой - лоскутом старой ткани. Пестовать - нянчить, лелеять, заботливо воспитывать. - Целовала.
Помещение для домашних животных. -Есть зачин, сказочные герои, сказочные превращения, троекратный повтор,устаревшие слова,добро побеждает зло. 7. Работают в группах, заполняют таблицу. |
V. Реализация построенного проекта
| 1. Предлагает вернуться к задачам урока. - Над какой задачей будем работать? 2.Предлагает группам дать характеристику героям. 1- Снегурочка 2- Жучка. 3 - Лиса 4- Старик и старуха. 5- Подружки. - Найдите памятку №6 в учебнике, опираясь на памятку, составьте небольшой рассказ о предложенном герое по плану.
| 1.Отвечают на вопросы. - Характеристика героев. 2. Дают характеристику героям. Делают вывод.
- Характеристика героев. Снегурочка Главным героем в сказке является снегурочка. Она появилась у старика со старухой «беленькая как снежок и кругленькая как комок из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Старики любили её. Снегурочка была умная, любила своих родителей, Жучку. Жалостливая, опасливая, весёлая. Все её любили за доброту, скромность. Старик и старуха. Старик и старуха – герои сказки. У них не было детей. Но вдруг произошло чудо. Из снега появилась Снегурочка. Они обрадовались, любили, растили её. Были добрыми, заботливыми, трудолюбивыми. Старуха была жалостливая, а старик не всегда. Не разобравшись, прогнал жучку со двора. Но потом простил её. Автор относится к старикам с уважением, но старика осуждает.
Лиса. Лиса - хитрая, бессчетная, льстивая.
Жучка Добрая, ласковая, доверчивая, простодушная, верная, послушная, безобидная, настоящий друг. Автор относится к ней с уважением, жалостью. Подружки Подружки - второстепенные герои сказки. Автор показывает их необязательными, беспечными, безответственными. Они позвали Снегурочку в лес и оставили её.
|
VI. Итог урока. | 1.Предлагае вернуться к высказыванию А.С. Пушкина. - Какие уроки мы извлекли из сказки В.И. Даля? | 1. Делают вывод. Сказка эта учит не принимать скоропалительных решений. Учит тому, что верный друг всегда заслуживает прощения, если он совершил проступок по неосторожности. Учит прощать и не держать зла. Учит не верить посторонним, чужим людям. Учит тому, что если чего-то очень хочется, то это всегда сбывается. |
VII. Рефлексия
| 1. Предлагает подвести итог деятельности. - Выскажите, пожалуйста, своё мне о нашем уроке. Сегодня я узнал … - Нарисуйте шкалу и отметьте смайликом, как вы потрудились сегодня на уроке. | 1.Высказывают своё мнение, делают самооценку. |
VIII. Домашнее задание. | 1. Предлагает выполнить и записать домашнее задание. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. - Рабочая тетрадь с.66 з.4 | 1. Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
Автор: Черентаева Людмила Ивановна...
Урок литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Снегурочка"" (программа Л.Занкова)
Тема: Происхождение сказки из легенды: русская народная сказка «Снегурочка»Задачи:Ознакомить учащихся с отражением древних обрядов и верований в русской народной сказке;Формирование исследовательских ...
Конспект урока Литературное чтение 2 класс. Тема: В.Даль «Девочка Снегурочка» «Начальная школа XXI века»
Литературное чтение 2 класс. (Слушание)...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Даль «Девочка снегурочка». 3 класс "Перспектива".
В.Даль «Девочка снегурочка»....
Урок литературного чтения по теме: «Русская народная сказка «Снегурочка» с применением образовательной технологии формирования типа правильной читательской деятельности
Тип урока: Урок открытия новых знанийМетоды обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, проблемные.Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, группова...
Урок литературного чтения посвященный творчеству В. Даля
Урок литературного чтения посвященный творчеству В. Даля...
Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.
Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо,...