Урок литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Снегурочка"" (программа Л.Занкова)
план-конспект урока по чтению (2, 3 класс) на тему
Тема: Происхождение сказки из легенды:
русская народная сказка «Снегурочка»
Задачи:
- Ознакомить учащихся с отражением древних обрядов и верований в русской народной сказке;
- Формирование исследовательских умений, умений анализировать литературное произведение;
- Формирование представлений о мифах и легендах, ознакомить с мифами о некоторых цветах;
- Совершенствование навыков чтения;
- Расширение кругозора учащихся;
- Пробудить любознательность к изучению мифов, легенд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока | 45 КБ |
Презентация к уроку | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
проведён учителем
МОУ «СОШ №2» пос. Суксун, Пермского края
Китаевой Ольгой Павловной
Тема: Происхождение сказки из легенды:
русская народная сказка «Снегурочка»
Задачи:
- Ознакомить учащихся с отражением древних обрядов и верований в русской народной сказке;
- Формирование исследовательских умений, умений анализировать литературное произведение;
- Формирование представлений о мифах и легендах, ознакомить с мифами о некоторых цветах;
- Совершенствование навыков чтения;
- Расширение кругозора учащихся;
- Пробудить любознательность к изучению мифов, легенд.
Оборудование: медиапроектор, презентация, аншлаги с предполагаемыми задачами целеполагания учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент
Психологическая гимнастика.
- Какое сейчас время года? (Зима) Слайд 1
Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. (Слайд 2)
Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
II. Целеполагание учащихся:
- Белая звёздочка с неба упала мне на ладошку, но не пропала, А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке литературы?
III. Постановка учебной задачи учителем:
Отгадать сказку – шифровка: 19, 15, 6, 4, 21, 18, 16, 25, 12, 1(Слайд 3 - 4)
Мы в сказку зимнюю, студёную войдём,
В ней древние тайны с вами найдём!
Попробуем вместе секрет разгадать,
Что автор той сказкой хотел нам сказать
IV.Работа по теме урока.
- Первичное чтение сказки хорошо читающими учащимися: приём «Вперебивалочку» (Слайды 5 – 11)
- Проверка восприятия прочитанного: (Слайд 12)
- Какое настроение вызвала сказка?
- Когда было особенно интересно?
- Когда было особенно грустно?
- Кто автор?
3. Докажите, что это сказка.
- Зачин, концовка.
- Волшебные превращения
- Повторы слов
- Сказочные выражения
- Уменьшительно – ласкательная форма
4.Герои сказки.
- Кто герои? (Иван да Марья, Снегурочка)
- Как выглядит Снегурочка? В чём её необычность? (выборочное чтение)
(Слайд 13 Снегурочка и девочки)
- Знаете ли вы, что наши предки называли солнце – Ярило. (Слайд 14)
Яр – жар, ярый – жаркий. Они верили в то, что жизнь на Земле возникла благодаря богу Яру. Оно разбудило Землю и всё, что в ней обитает. Так и нашу Снегурочку оживило Солнце.
В отличие от других девушек, она холодная, у неё нет румянца, она из волшебного мира.
- Какая она по характеру? (Ласковая, приветливая, смышлёная, с ней все хотят дружить) ( Слайд 15 – Снегурочка и девочки)
- Почему именно Ивану да Марье она была дарована? Зачитать.
(Прожили они дружно, любили друг друга. Снегурочка для них волшебный помощник, скрашивающий старость) (Слайд 16 – Иван да Марья)
5.Сообщение учителя о празднике Ивана Купала
- Кто знает, какой летний праздник упоминается в сказке?
- Знаете ли вы, вы что 22 июня день летнего солнцестояния, самый длинный день в году. В эту самую короткую ночь отмечали (по старому стилю) праздник Ивана Купалы. (Слайд 17)
- Найдите в сказке отрывок, где рассказывается об этом обычае.
- Какие обряды совершали в этот день? Перечислите эти действия.
(Пели песни, водили хороводы, плели венки, разжигали костёр, прыгали через него) (Слайды 18- 21)
- Какое из этих действий принесло беду в дом Ивана да Марьи?
(Снегурочка прыгнула через костёр и превратилась в облако)
Слайд из сказки 22
6. Легенда о Иване да Марье.
- Прочитайте последний абзац.
Слышали ли вы когда-нибудь такое сочетание, как Иван да Марья?
- Сравните внешний вид цветка с описанием Ивана да Марьи из сказки. Что заметили? ( Слайд 23 – цветок)
- Этой сказкой народ поведал нам легенду о происхождении названия цветка Иван да Марья.
- Что такое легенда?
Работа с Толковым словарём. – 1 ученик.
Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом. ( Слайд 24)
7.Творческое задание:
- Какие чувства вызывает у вас сказка?
Попробуйте придумать своё продолжение этой сказки!
V.Рефлексия.
1. Составить синквейн о Снегурочке. Заслушивание 5 – 6 работ
2.- Исполнились ли ваши желания, загаданные вначале урока
VI. Итог: - Мы познакомились с народным произведением, в основе которого лежат обряды, легенды, традиции нашего народа.
Современные авторы тоже используют в своём творчестве мифы и легенды
VII. Домашнее задание:
прочитать стр.138, попробовать придумать легенду о каком-нибудь цветке
(Слайды цветов)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
19 15 6 4 21 18 16 25 12 1 с н е г у р о ч к а
Снегурочка Русская народная сказка
Снегурочка Русская народная сказка
Бог Солнца – Ярило Яр – жар Ярый - жаркий
22 июня – день летнего солнцестояния По старому стилю – 7 июня Иванов день
Иван да Марья
Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом.
1 слово: кто? 2 слова: какая? 3 слова: что делала? 4 слова: предложение 1 слово: ваше настроение как?
Легенда о Нарциссе О происхождении нарцисса существует миф. У речного бога Кефисса был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. В настоящее время особенно увлекаются разведением нарциссов англичане. У них такой же интерес к нарциссам, как двести лет назад в Голландии к тюльпанам и гиацинтам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Программа Занкова» Учитель: Решетникова Елена Борисовна. Тема: Е.И.Чарушин. «Томка испугался»
Знакомство с рассказом Е.Чарушина "Томка испугался" Формировать умение точно характеризовать героя, персонажа,воспитывать бережное отношение к животным, природе....
Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века". Произведения о родной природе. Народная песня "ВЕСНА, ВЕСНА КРАСНАЯ!". А. П. Чехов "Весной".
Расширение кругозора знания детей о родной природе....
Урок литературного чтения в 1 классе по программе Л.В. Занкова "Олицетворение как художественный приём".
Представлена технологическая карта урока с использованием интерактивной доски....
Урок литературного чтения в 3 классе по программе" Перспективная начальная школа" по теме: Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"
Урок литературного чтения разработан по технологии" Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения во 2 классе по программе Л.В. Занкова
театрализованный урок-суд...
Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива»
Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива» ...
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...