Урок литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Снегурочка"" (программа Л.Занкова)
план-конспект урока по чтению (2, 3 класс) на тему

Китаева Ольга Павловна

Тема: Происхождение сказки из легенды:

русская народная сказка «Снегурочка»

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с отражением древних обрядов и верований в русской народной сказке;
  • Формирование исследовательских умений, умений анализировать литературное произведение;
  • Формирование представлений о мифах и легендах, ознакомить с мифами о некоторых цветах;
  • Совершенствование навыков чтения;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Пробудить любознательность к изучению мифов, легенд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока 45 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.72 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения во 2 классе

проведён учителем

МОУ «СОШ №2» пос. Суксун, Пермского края

Китаевой Ольгой Павловной

Тема: Происхождение сказки из легенды:

русская народная сказка «Снегурочка»

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с отражением древних обрядов и верований в русской народной сказке;
  • Формирование исследовательских умений, умений анализировать литературное произведение;
  • Формирование представлений о мифах и легендах, ознакомить с мифами о некоторых цветах;
  • Совершенствование навыков чтения;
  • Расширение кругозора учащихся;
  • Пробудить любознательность к изучению мифов, легенд.

Оборудование: медиапроектор, презентация, аншлаги с предполагаемыми задачами целеполагания учащихся.

Ход урока.

I. Организационный момент

Психологическая гимнастика.

- Какое сейчас время года? (Зима)  Слайд 1

Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!  Какие красивые снеговики у вас получились. (Слайд 2)

Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

II. Целеполагание учащихся:

- Белая звёздочка с неба упала  мне на ладошку, но не пропала, А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке литературы?

III. Постановка учебной задачи учителем:

Отгадать сказку – шифровка: 19, 15, 6, 4, 21, 18, 16, 25, 12, 1(Слайд 3 - 4)

Мы в сказку зимнюю, студёную войдём,

В ней древние тайны с вами найдём!

Попробуем вместе секрет разгадать,

Что автор той сказкой хотел нам сказать

IV.Работа по теме урока.

  1. Первичное чтение сказки хорошо читающими учащимися: приём «Вперебивалочку» (Слайды 5 – 11)

  1. Проверка восприятия прочитанного: (Слайд 12)

- Какое настроение вызвала сказка?

- Когда было особенно интересно?

- Когда было особенно грустно?

- Кто автор?

3. Докажите, что это сказка.

  • Зачин, концовка.
  • Волшебные превращения
  • Повторы слов
  • Сказочные выражения
  • Уменьшительно – ласкательная форма

4.Герои сказки.

- Кто герои? (Иван да Марья, Снегурочка)

- Как выглядит Снегурочка? В чём её необычность? (выборочное чтение)

(Слайд 13 Снегурочка и девочки)

 

- Знаете ли вы, что наши предки называли солнце – Ярило. (Слайд 14)

 Яр – жар, ярый – жаркий. Они верили в то, что жизнь на Земле возникла благодаря богу Яру. Оно разбудило Землю и всё, что в ней обитает. Так и нашу Снегурочку оживило Солнце.

В отличие от других девушек, она холодная, у неё нет румянца, она из волшебного мира.

- Какая она по характеру? (Ласковая, приветливая, смышлёная, с ней все хотят дружить) ( Слайд 15 – Снегурочка и девочки)

- Почему именно Ивану да Марье она была дарована? Зачитать.

(Прожили они дружно, любили друг друга. Снегурочка для них волшебный помощник, скрашивающий старость) (Слайд 16 – Иван да Марья)

5.Сообщение учителя о празднике Ивана Купала

- Кто знает, какой летний праздник упоминается в сказке?

- Знаете ли вы, вы что 22 июня день летнего солнцестояния, самый длинный день в году. В эту самую короткую ночь отмечали (по старому стилю) праздник Ивана Купалы. (Слайд 17)

- Найдите в сказке отрывок, где рассказывается об этом обычае.

- Какие обряды совершали в этот день? Перечислите эти действия.

(Пели песни, водили хороводы, плели венки, разжигали костёр, прыгали через него) (Слайды 18- 21)

- Какое из этих действий принесло беду  в дом Ивана  да Марьи?

(Снегурочка прыгнула через костёр и превратилась в облако)

Слайд из сказки 22

6. Легенда о Иване да Марье.

- Прочитайте последний абзац.

Слышали ли вы когда-нибудь такое сочетание, как Иван да Марья?

- Сравните внешний вид цветка с описанием Ивана да Марьи из сказки. Что заметили? ( Слайд 23 – цветок)

- Этой сказкой народ поведал нам легенду о происхождении названия цветка Иван да Марья.

- Что такое легенда?

Работа с Толковым словарём. – 1 ученик.

Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом. ( Слайд 24)

7.Творческое задание:

- Какие чувства вызывает у вас сказка?

Попробуйте придумать своё продолжение этой сказки!

V.Рефлексия.

1. Составить синквейн о Снегурочке. Заслушивание 5 – 6 работ

2.- Исполнились ли ваши желания, загаданные вначале урока

VI. Итог: - Мы познакомились с народным произведением, в основе которого лежат обряды, легенды, традиции нашего народа.

Современные авторы тоже используют в своём творчестве мифы и легенды

VII. Домашнее задание:

прочитать стр.138, попробовать придумать легенду о каком-нибудь цветке

(Слайды цветов)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

19 15 6 4 21 18 16 25 12 1 с н е г у р о ч к а

Слайд 3

Снегурочка Русская народная сказка

Слайд 11

Снегурочка Русская народная сказка

Слайд 13

Бог Солнца – Ярило Яр – жар Ярый - жаркий

Слайд 16

22 июня – день летнего солнцестояния По старому стилю – 7 июня Иванов день

Слайд 21

Иван да Марья

Слайд 22

Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом.

Слайд 23

1 слово: кто? 2 слова: какая? 3 слова: что делала? 4 слова: предложение 1 слово: ваше настроение как?

Слайд 25

Легенда о Нарциссе О происхождении нарцисса существует миф. У речного бога Кефисса был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. В настоящее время особенно увлекаются разведением нарциссов англичане. У них такой же интерес к нарциссам, как двести лет назад в Голландии к тюльпанам и гиацинтам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Программа Занкова» Учитель: Решетникова Елена Борисовна. Тема: Е.И.Чарушин. «Томка испугался»

Знакомство с рассказом Е.Чарушина "Томка испугался" Формировать умение точно характеризовать героя, персонажа,воспитывать бережное отношение к животным, природе....

Урок литературного чтения в 1 классе по программе Л.В. Занкова "Олицетворение как художественный приём".

Представлена технологическая карта урока с использованием интерактивной доски....

Урок литературного чтения в 3 классе по программе" Перспективная начальная школа" по теме: Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"

Урок литературного чтения разработан по технологии" Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива»

Презентация к уроку литературного чтения «Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль» 2 класс Программа «Перспектива» ...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...