Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Роо Елена Васильевна

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Цели:

Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательная: Воспитывать ценностное отношение к человеку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Цели:

Образовательная: Познакомить с биографией и творчеством И. Бунина; развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас детей.

Развивающая: Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, анализировать; способствовать развитию творческих способностей.

Воспитательная: Воспитывать ценностное отношение к человеку.

Оборудование: презентация к уроку, мультфильм «Мама для мамонтенка», учебник «Родная речь».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок,

Все за парты тихо сели

И на доску посмотрели

Ведь сегодня мы опять

Учиться будем размышлять!

Артикуляционная разминка.

Внимание на экран

Какая проблема возникла перед Мамонтенком?

А для чего нужна мама? Какую роль в жизни человека играет мама?

Он потерял свою маму.

Мама – самый главный человек на свете. Она самый родной человек, жалеет, понимает, помогает, любит и т.п.

2.Разъяснение учащимся целей и задач обучения.

Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения.

Определите тему нашего урока.

Чем же будем заниматься?

Мы познакомимся с произведением И.Бунина «Матери»; будем развивать навык выразительного, правильного, осознанного чтения; обогащать словарный запас.  

А воспитывать будем любовь и уважение к маме.

Вы сказали, что мама вам очень дорога и важна. А как вы думаете, как относился к своей маме поэт?

Мы можем сами открыть это знание или прочитать в учебнике. Какой путь выбираем?

Почему?

Мы познакомимся с произведением о маме.

Будем анализировать текст  стихотворения, сравнивать свои мысли с размышлениями автора.

Откроем это знание сами.

Знание лучше запоминается, когда открываешь его сам.

3. Ознакомление обучаемых с новыми знакомыми.

Когда Иван Бунин был еще не великим писателем ,а маленьким мальчиком, то его семья перебрались из города в деревню, Ваня был потрясен природой. Ему запомнилось, как он мечтал взобраться на облачко и плыть на нем в жуткой высоте. Когда мама укачивала его, Ваня просил дать поиграть со звездой, которую он видел из своей кроватки. Этот эпизод детства Бунин пронес через всю жизнь, отразив его в стихотворении “Матери”, с которым мы сегодня познакомимся.

Перед тем, как мы начнем читать стихотворение, давайте объясним значение слов, которые, может, не очень вам знакомы:

Открываем учебники.

Читаю стихотворение детям. Прочитайте стихотворение про себя. Прочтем стихотворение хором.

Послушаем ваше чтение. Читать будем по строфам (четверостишие)

А проанализируем мы стихотворение, надев 6 шляп мышления. (Раздаю шляпы)

4.Управление процессом осознания научных закономерностей и законов.

Белая шляпа – мыслим фактами

Черная шляпа – поиск недостатков, противоречий.

Желтая шляпа – позитивные эмоции.

Зеленая – творчество, новые идеи.

Красная – чувства, переживания

Синяя шляпа – шляпа философов. От вас мы ждем выводы, подведение итогов.

Как будем читать с какой интонацией? Какие звуки помогают нам понять автора?

Такой специальный подбор согласных звуков называется звукопись или аллитерация. Повторение каких звуков настраивает на сладкий, спокойный сон.

Восприятие новых знаний, умений.

Лампадка – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами.

Кроткий голос – покорный, смирный.

Ангел – хранитель – в религиозной мифологии посланец Бога, покровительствующий человеку, изображается крылатым мальчиком.

Полушепот – тихая речь.

Глаза туманя – засыпая

Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

Сумрак – полумрак, неполная темнота

Познание закономерностей, законов, понимание причинноследственных связей.

Стихотворение написано от имени автора.

Мама автора умерла, ее уже  нет на этом свете

Мы вспоминаем своих мама, испытываем любовь

Это мама была ангелом- хранителем.

Любовь, грусть, нежность

Мама, как ангел, оберегает нас, даёт советы, заботится о нас, поддерживает всегда - и в горе,  и в радости.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь

Я помню, помню голос твой!

5.Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений.

На партах лежат карточки с частями пословиц о матери. Составьте.

Какая на ваш взгляд пословица больше соответствует стихотворению И.Бунина?

Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация.

Нет друга нежнее матери.

При солнце тепло, а при матери добро.

Птица рада весне, а дитя матери.

Материнская молитва со дна моря вынимает.

Без матери и солнце не греет.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

6. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся.

Зачем И.А.Бунин написал это стихотворение?

Что понравилось?

Что запомнилось?

Получилось ли выразительное чтение? Оцените свою работу.

Д/з

1.Написать синквейн

Мы с вами уже встречались с синквейном, предлагаю вам выполнить такое домашнее задание к данному стихотворению.

Вот пример такого синквейна:

Мама

Родная, заботливая

Помогает, прощает, любит

Мама – главное воспоминание о детстве

Счастье

Ваше домашнее задание: составить свой синквейн и записать его в тетрадь, подготовить выразительное чтение стихотворения.

2.Признаться маме в любви.

Самоконтроль, самодиагностика достижений. 

Таким образом благодарит маму за счастливые дни в детстве, через это стихотворение передает любовь к ней, говорит читателям о том, что надо ценить эти моменты жизни и говорить о любви близким людям, пока они рядом с вами.

Вспомним его структуру:

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

1 предложение

1 слово – обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению по теме И.А.Бунин "Листопад" УМК "Начальная школа XXIвека"

Материал представлен разработкой урока в форме технологической карты. Данное произведение проходят в разных классах начальной школы: лирический отрывок, слушание полного произведения. Этот урок дан в ...

Технологическая карта урока по Литературному чтению "Стихотворения Н.Матвеевой"

Задачи урока: Обучать детей приёмам работы с текстом до чтения во время и после чтения.Совершенствование техники чтения; развитие устной речи, мышления, памяти, внимания; пополнять словарный запас; со...

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: Иван Бунин «Листопад» .

План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе:  Иван Бунин «Листопад» ....

Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин.

Урок по литературному чтению Стихотворение «Матери» И.А. Бунин....

урок по литературному чтеню 4 класс И.А. Бунин «Листопад»

Урок способствует фоормированию целостногопредставления об основной идее произведений....

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...