План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: Иван Бунин «Листопад» .
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему
План-конспект урока по литературному чтению в 4 классе: Иван Бунин «Листопад» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_chistovoy_8.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе:
Иван Бунин «Листопад» .
Цель: познакомить детей с новым произведением, дать образец выразительного чтения, помочь понять чувства автора.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны уметь читать выразительно стих, передавая настроение стихотворения;
- прогнозировать содержание произведений;
- отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
- рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Формируемые УУД:
Личностные:
- сохранять мотивацию к усвоению материала, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке;
- выражать свое собственное мнение;
- развить внимание, память, мышление, воображение, фантазию;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
- планировать свои действия;
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
- эмоционально читать наизусть лирическое стихотворение;
- самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
- высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
- анализировать поступки, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
- формировать умения работать в паре;
- учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
- задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
- развить умение высказывать своё мнение, доказывать, слушать и слышать собеседника
Характеристика деятельности учащихся:
- Читать стихотворение, отражая настроение;
- Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
- Определять авторское отношение к литературному произведению;
- Самостоятельно оценивать свои достижения.
Ход занятия
- Орг. момент.
- Речевая разминка.
- Для начала мы проведем речевую разминку.
- Ребята, представьте, что вы гуляете в солнечный день по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный (сукт аипшоквин). ----Попробуйте собрать слово ( анаграмма)).
Среди цветов малокровных,
Теряющих к осени краски,
Пылает поздний шиповник,
Шипящий, закатно-красный.
……………………………………………..
(И.Сельвинский «Шиповник»)
-Каким тоном будем читать это стихотворение?
- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
-С каким тоном будем читать первую строку?
- Вторую?
-А третью и четвертую строчки?
-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
- Ребята, как вы думаете, о каком времени года будет идти речь в стихотворении? (Выслушать предположения учеников).
- Ребята, сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива природа в осеннее время года.
(Портрет) Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
1. Словарная работа
- Прежде чем читать стихотворение, выясним значение трудных слов.
Терем – высокий – боярский или княжеский – дом в виде башни. Жилое помещение в таком доме, верхний ярус такого здания, где жила женская часть семьи боярина, князя.
Расписной - расписная, расписное (разг.). Разрисованный красками.
Багряный - густо-красный, пурпуровый цвет.
Пестрою(стеной)- пестрый,пёстрая, пёстрое; пёстр, пестра, пёстро и пестро.Разноцветный, не одного цвета, составленный из чегонибудь, что окрашено в различные цвета,
такой, поверхность которого состоит из полос или пятен разного цвета.
Резьбой – резьба;1) Вырезывание, выделка разных узоров на твердых материалах.2) Узорчатый рисунок, вырезанный на каком-л. твердом материале.Спиральная, винтовая нарезка.
Вдовой - вдовы, вдов, вдовам. Женщина, у которой умер муж. Уменьш.,ласк., вдовушка.
Серебра – серебро, драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета.
Завороженный - заколдованный, околдованный, плененный, очарованный, обвороженный, зачарованный.
Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И. Бунина о золотой осени.
Я буду читать, а вы представьте себе все то, что увидел И. Бунин, и так прекрасно описал в стихотворении.
Вопросы по содержанию
- Как вы думаете, почему поэт сравнивает лес с теремом? Выслушать ответы детей. (Он, как терем, нарядный и пестрый).
- Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? ? Выслушать ответы детей. (Веселое, разноцветное, радостное).
- Теперь мы будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор в свой терем, как он «построен» и где стоит. Читая, старайтесь представить себе лесной терем. В конце урока, каждый из вас сможет передать красоту лесного терема с помощью мелков.
- Прочитайте первые десять строк. Какие краски-слова нам понадобятся для «постройки терема»?Ответы детей.(Цвет золота, красный, лиловый, желтый)
- Ребята, прочитайте первые четыре строки. Обратите внимание, из какого «строительного материала» построен терем. Выслушать ответы детей. (Терем состоит из желтых березок).
- Прочтите следующие шесть строк.
- Как они стоят? Прочитайте.
- Какие деревья(кроме берез) упоминает автор при описании терема? Выслушать ответы детей. (Елочки стоят, как вышки, они темно-зеленые).
- О каких деревьях еще упоминает поэт? Ответы детей. (Клены).
- Да, они тоже расписные, и к ним можно отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у кленов? Ответы детей ( Они золотые, красные, багряные, а некоторые бывают желто-красные, очень красивые).
Ребята, терем готов, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? Ответы детей (Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца).
- Ребята, а где стоит терем? Найдите эти строки. Ответы детей (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора).
- Обратите внимание, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитайте его. Красив ли двор?
- Перечитаем все стихотворение до конца вслух. Давайте словесно «нарисуем» картину прочитанного. Давайте еще раз соберем краски. (Цвет: лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый ).
- А теперь назовем объекты – что будет нарисовано. (Лес. Голубое небо. Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы – оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек).
- Но мы должны еще изобразить тишину, «мертвое молчанье», как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки).
- И вся картина залита солнцем. Не забудьте его нарисовать. Без солнца краски не были бы такими яркими.
-Ребята, закройте глаза. Представьте себе всю картину целиком. Теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и «мертвую тишину».
- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? Ответы учеников. (Спокойно, с восхищением).
- Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, березы, клены, елочки, оконца, поляна, паутина, мотылек).
(3 ученика(представители групп) по очереди читают стихотворения).
- Ребята, а сейчас, я предлагаю вам немного отдохнуть. Приглашаю вас на веселую разминку!
Физкультминутка
(Танцевальные движения под музыку)
Рисование:
Ребята, вы отдохнули, а теперь предлагаю вам разбиться на три группы и на отдельных ватманах нарисовать лесной терем. Ваша задача передать эмоции и краски которые использовал в стихотворении автор, картину которую вы представили, читая стихотворение. (На партах у учеников ватман и мелки.) Просмотр рисунков.
Анализ работы в группах:
Ребята, оценивают работы друг друга (какая группа работала быстро, правильно, творчески)
Итог занятия:
- Наше урок подходит к концу. А вам урок понравился?
- Что вы на нем узнали нового?
- С каким поэтом познакомились?
- Чем сегодня занимались, что выяснили полезного сегодня на уроке?
Рефлексия:
- Закончи предложения
- На уроке я…..
- На уроке мне было….
- Спасибо, ребята, за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Иван Алексеевич Бунин «Листопад»
Цели урока:учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);упражняться в выразительном чтении;видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;воспитание любви к природе, чуткого и бережного о...
План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе
Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"
Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»
План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...
План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе
Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...
Урок литературного чтения. 4класс И. А. Бунин «Листопад» (отрывок)
Урок литературного чтения. 4классИ. А. Бунин «Листопад» (отрывок)...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...