урок литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Произведение П.П. Бажова изучается три урока. Данная разработка относится к 1 уроку и раскрывает тему "Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Урок соответствует нормам ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.chteniya_4_klass.docx931.52 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №24»

Урок литературного чтения

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

4 класс

Подготовила:

Гребенщикова Оксана Викторовна,

учитель начальных классов

высшей категории

Урок литературного чтения П.П. Бажов «Серебряное копытце» (учебник лит. чтение 4 класс I часть /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Школа России»)

Учебный предмет: литературное чтение 4 класс

Тема урока: Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний (1 урок)

Цели урока: Знакомство с жанром сказа и формирование навыка анализа художественного произведения

Задачи урока, направленные на достижение результатов:

Личностные: Осознавать ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека

Предметные: Уметь ориентироваться в различных жанрах произведений, знакомство с жанром сказа на примере произведения П.П.Бажова. 

Способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения.

Метапредметные: активизировать познавательную активность, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Технологии: информационно-коммуникационная (презентация, муз. сопровождение, звуковая запись притчи, тест); здоровьесбережение,

                     проблемное обучение

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной   деятельности

Добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать, отвечать.

Настрой на внимание, работу на уроке.

Личностные:

формирование положительного отношения, основ для эмоционального переживания художественного текста

II.Актуализации знаний

(создание проблемной ситуации)

Работа в парах. 1 слайд

- Прочитайте записи на слайде и подумайте:

- Какое задание можете предложить своему соседу?

Стихи, загадка, потешка, рассказ,  сказка, пословица, сказ, скороговорка, авторские жанры, фольклорные жанры.

Работа в парах.

Распределение слов по группам. (авторские жанры: рассказ, стихи, повесть)

фольклорные жанры: загадка, потешка, сказка, пословица, скороговорка

Проблема: к какой группе относится жанр сказ?

Регулятивные:

участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

корректировать выполнение заданий 

Познавательные: анализ и классификация объектов

III. Постановка учебной задачи

- О чём пойдёт речь на уроке?

- С произведением какого жанра будем знакомиться?

-Что отличает сказ от других литературных жанров?

-Разгадаем ещё одну тайну литературы.

Цели: На уроке поговорим о различных литературных жанрах, сравним их.

Узнаем, что отличает сказ.

Познакомимся с произведением

П. Бажова «Серебряное копытце».

Регулятивные: принимать алгоритм выполнения учебной задачи

Практическая работа в группах

2 слайд

Как отличить жанры: рассказ, сказка, сказ?

3слайд.  Научное понятие рассказа

4 слайд. Научное понятие сказки

5 слайд. Научное понятие сказа.

Работа в группах:

определите жанр отрывков произведений.

6 слайд.  «Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половинка. Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса. Давайте я поделю вам сыр…»

(отрывок из сказки «Два жадных медвежонка)

7 слайд. «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, зачуяв перед собой дичь…»

(отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Воробей»)

Учащиеся вспоминают отличительные особенности:

Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.

Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл, борьба добра со злом. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести волшебное заклинание или иметь волшебный предмет.

Сказ – это жанр произведения, в котором умело переплетаются вымысел и реальность.

Ученики работают с текстами, определяют жанры.

Личностные:

смыслообразование – какое значение это имеет для меня Коммуникативные:

контролировать свои действия в групповой работе;

IV.Знакомство с автором и произведением

Задача: Познакомимся со сказом Бажова

8 слайд. Портрет П. Бажова и биография:

Знакомство с биографией писателя.

 28 января 1879 г.  в городе Сысерти, недалеко от Екатеринбурга, родился Павел Петрович Бажов, он был единственный ребёнок   в семье. Павел Бажов получил начальное образование в духовной школе. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Учился прилежно и в 1899 году продолжил обучение в духовной академии.

- В 18 лет Бажов начал работать учителем русского языка сначала в деревне, потом в городе Екатеринбурге в училище.

- Свои произведения начал писать в 1924 г., когда вышли его “Уральские Были”, они повествуют о быте уральских заводов. Но главным   литературным   трудом П. П. Бажова считается книга сказов “Малахитовая шкатулка”, в которой 52 сказа.

Сейчас приоткроем эту шкатулку.

учащиеся зачитывают и прослушивают информацию,

работа с текстом учебника, чтение произведения «Серебряное копытце» учителем и хорошо читающими учениками

Регулятивные: формирование умения высказывать своё мнение, предположение на основе работы с материалом учебника

V .ФИЗМИНУТКА

9 слайд. Здоровьесберегающая игра

Игра на внимание «У оленя дом большой».

У оленя дом большой, он глядит в своё окно, заяц по полю бежит,

в дверь ему стучит: «Тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой, заяц, заяц, забегай, лапу подавай.»

Ученики повторяют движения и слова за учителем.

Регулятивные: следить за действиями других участников процесса

VI. Первичное закрепление

Поисковая работа

10 слайд. С какими героями познакомились?

Это вымысел или реальность?

Объяснить значение слов: (толковые словари)

Рукоделие, пособник, похлёбка, очаг, пожитки, балаган

Ответы на вопросы,

объяснение значений слов

Рукоделие – ручной труд (шитьё, вышивание, вязание).

Пособник – помощник.

Похлёбка – жидкая пища, типа супа.

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.

Балаган – временная деревянная постройка.

Познавательные: планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей,

Личностные: проявление интереса к родному языку, Коммуникативные: умение приходить к общему решению

VII.Самостоятельная исследовательская работа с текстом

Творческое задание

Задача. На уроке мы должны понять, как соединил волшебство и реальность уральский сказитель, и что нравится в людях Бажову.

11 слайд

Построим  и заполним таблицу.

вымысел

реальность

1

2

3

Работа в парах:

1 вариант

Что делает повествование сказочным?

2 вариант

Какие реальные события происходят в сказе?

Итог: Назовите моменты, когда реальность и сказка тесно переплетаются.

Придумайте продолжение, если камешки найдутся.

Учащиеся выписывают вымысел и реальные события.

Проверка выполненной работы.

1. Волшебные герои Мурёнка, Серебряное Копытце;

У них один язык, они понимают друг друга.

Оба таинственны. Козлик выбивает копытом камушки.

Чудесная награда за добро.

2. Девочка очень хотела увидеть сказочное животное;

Охотник Кокованя хотел просто увидеть  козлика. 

Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;

Познавательные: осуществлять поиск авторского текста

Коммуникативные:

участвовать в диалоге, уважать мнение собеседников

VII.Включение в систему знаний

Беседа:

У рассказчика своё отношение к героям.

Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей?

- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.

-Какие пословицы подойдут к содержанию этого произведения:

Чёрствое сердце не знает благодарности. 

Чем беднее, тем щедрее, а чем богаче, тем скупее. Делай добро и бросай его в реку.

Объяснить значение слов:

-В каких пословицах есть антонимы?

-Разгадали ещё одну тайну литературы? Какую? (Авторы в своих произведениях используют особенности фольклорных жанров.)

-Кто из вас задумался над произведением? Для чего Павел Петрович Бажов написал произведение «Серебряное копытце»?

-Что нравится в людях Бажову? 

-Хотели бы вы встретить такого оленя?

- С каким жанром литературы познакомились?

-В какую группу надо было поместить сказ?

Ответы учащихся:

У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает их богатством, но они не поддаются искушению.

 Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку.

Антонимы: щедрый – скупой.

Отвечают на вопросы.

Вывод:

Чтобы люди жили счастливо, у них должны быть общие интересы, дела…

 Как надо любить природу, животных, сказки, верили в чудеса.

Сказы – это  авторские жанры.

Коммуникативные: выражать своё мнение о явлениях жизни качествах людей, отражённых в литературном произведении

VIII. Рефлексия

Слайд 12. Большое солнышко.

-Что дарит солнышко?  (Например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста.)

 Оно светит в сердце каждого из нас.

-Что можете вы подарить от своего сердца?

Учитель проигрывает звукозапись  притчи

«Тепло души»

Дети должны перечислить, что солнышко дарит земле: щедрость, добро, помощь, улыбка.

Дети рисуют в своих тетрадях солнце своей души.

Личностные:

 осознавать ценности духовно-нравственных качеств личности, анализировать содержание художественных текстов

Дифференцированное домашнее задание

Слайд 13. Представление  обложек книг

1.Найдите и прочитай другие произведения этого автора: «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Две ящерки», «Каменный цветокЗолотой волос», «Медной горы хозяйка».

2. Творческое задание: сочините свою историю, где будут вымысел и реальность.

Записывают домашнее задание:

Добрый волшебник с Урала Павел Петрович Бажов, чтобы нам грустно не стало, сказочный отпер засов.

Чтоб Огневушка смешная к кладам открыла нам путь или змея голубая,

Книги прочесть не забудь!

Регулятивные: проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных задач


«Самоцветы» из Уральских гор.

Приложение 1

Карточка 1

Жадину

Я ни о чем

Не прошу.

В гости я

Жадину

Не приглашу.

Не выйдет из жадины

Друга хорошего,

Даже приятелем

Не назовешь его.

Поэтому -

Честно, ребята, скажу -

С жадными

Я никогда

Не дружу! А. Яков (стихотворение)

Карточка 2

Пришла как-то к одной женщине ее соседка и стала жаловаться не обидевшую ее подругу. Женщина старалась как могла успокоить соседку, уговаривала простить подругу, но та продолжала негодовать. - Зло нельзя прощать! После того, что она сделала, я никогда не смогу ее простить.  Вокруг все делают гадости, предают, обманывают. Почему же я должна делать добро, прощать? (рассказ)

Карточка 3

Богатство не синоним счастья.

Желаешь себе добра – делай добро другим.

Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни.  

(пословицы)

Карточка 4

Сказка помогает пережить такие ситуации, которых не может быть в реальной жизни, она переносит нас в волшебный мир, где чужие радости и горести можно пережить как свои. Она учит нас дружить, помогать слабым, отличать добро от зла.

(статья)

Карточка 5

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половинка. Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса. Давайте я поделю вам сыр.

        (сказка)

Карточка 6

Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, козлиного мяса насолили - на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить.

(сказ)

Приложение 2

Притча «Тепло души»

Жил как-то один человек, который все просил Матушку Природу, сделать так, чтобы солнце на заходило, было всегда светло и всегда было лето. Тогда не нужно будет свечи зажигать и печку топить. Но Природе виднее, что и как должно быть устроено, поэтому все оставалось по-прежнему. Рассердился человек и решил отомстить Природе. Решил он по вечерам свечи не зажигать, чтобы не светить Природе, а зимой не топить печь, чтобы Природе холодно было.

- Глупец! – воскликнула соседка

– Он что, решил, что греет Природу теплом своей печки и светит ей своими свечами?! Самодовольный глупец! Ведь тепло и свет в первую очередь нужны были ему самому.

- А ведь ты делаешь то же самое, - сказала женщина.

- Как так? – изумилась соседка.

- А вот как: ты сама говоришь, что вокруг делают много зла. На тебя веет холодом людских душ, а ты не хочешь разжечь очаг своей души. Не лучше ли, чем сидеть в темноте,  самой зажечь в своем сердце свечу? Не лучше ли обогреть окружающих теплом своей души, а не ждать пока это добро сделает кто-то для тебя? Ведь тогда  свет твоего сердца поможет тебе, а может и другим людям,  увидеть верный путь, а тепло твоей души растопит лед в душах других людей.
Источник: 
http://www.znaxar.net/stati/parables/teplo-tvoei-dushi.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"

План-коспект открытого урока по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"...

Презентация к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" для 4 класса по программе Л.Ф.Климановой УМК "Школа России". Это своеобразный план урока. Надеюсь, что...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс

Данная презентация и конспект урока  составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...

Проверочная работа по литературному чтению Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце" в 4 классе УМК "Школа России"

Проверочная работа по литературному чтению  Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце"  в 4 классе  УМК "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Конспект по литературному чтению для 4 класса с применением технологий критического мышления....

Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...

Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_

Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_...