урок литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Произведение П.П. Бажова изучается три урока. Данная разработка относится к 1 уроку и раскрывает тему "Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Урок соответствует нормам ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.chteniya_4_klass.docx | 931.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Урок литературного чтения
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
4 класс
Подготовила:
Гребенщикова Оксана Викторовна,
учитель начальных классов
высшей категории
Урок литературного чтения П.П. Бажов «Серебряное копытце» (учебник лит. чтение 4 класс I часть /Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Школа России»)
Учебный предмет: литературное чтение 4 класс
Тема урока: Знакомство с жанром сказа в произведении П.П.Бажова «Серебряное копытце»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний (1 урок)
Цели урока: Знакомство с жанром сказа и формирование навыка анализа художественного произведения
Задачи урока, направленные на достижение результатов:
Личностные: Осознавать ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека
Предметные: Уметь ориентироваться в различных жанрах произведений, знакомство с жанром сказа на примере произведения П.П.Бажова.
Способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения.
Метапредметные: активизировать познавательную активность, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Технологии: информационно-коммуникационная (презентация, муз. сопровождение, звуковая запись притчи, тест); здоровьесбережение,
проблемное обучение
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности | Добрым утром начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать, отвечать. | Настрой на внимание, работу на уроке. | Личностные: формирование положительного отношения, основ для эмоционального переживания художественного текста | ||||
II.Актуализации знаний (создание проблемной ситуации) | Работа в парах. 1 слайд - Прочитайте записи на слайде и подумайте: - Какое задание можете предложить своему соседу? Стихи, загадка, потешка, рассказ, сказка, пословица, сказ, скороговорка, авторские жанры, фольклорные жанры. | Работа в парах. Распределение слов по группам. (авторские жанры: рассказ, стихи, повесть) фольклорные жанры: загадка, потешка, сказка, пословица, скороговорка Проблема: к какой группе относится жанр сказ? | Регулятивные: участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; корректировать выполнение заданий Познавательные: анализ и классификация объектов | ||||
III. Постановка учебной задачи | - О чём пойдёт речь на уроке? - С произведением какого жанра будем знакомиться? -Что отличает сказ от других литературных жанров? -Разгадаем ещё одну тайну литературы. | Цели: На уроке поговорим о различных литературных жанрах, сравним их. Узнаем, что отличает сказ. Познакомимся с произведением П. Бажова «Серебряное копытце». | Регулятивные: принимать алгоритм выполнения учебной задачи | ||||
Практическая работа в группах | 2 слайд Как отличить жанры: рассказ, сказка, сказ? 3слайд. Научное понятие рассказа 4 слайд. Научное понятие сказки 5 слайд. Научное понятие сказа. Работа в группах: определите жанр отрывков произведений. 6 слайд. «Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половинка. Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса. Давайте я поделю вам сыр…» (отрывок из сказки «Два жадных медвежонка) 7 слайд. «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, зачуяв перед собой дичь…» (отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Воробей») | Учащиеся вспоминают отличительные особенности: Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл, борьба добра со злом. Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести волшебное заклинание или иметь волшебный предмет. Сказ – это жанр произведения, в котором умело переплетаются вымысел и реальность. Ученики работают с текстами, определяют жанры. | Личностные: смыслообразование – какое значение это имеет для меня Коммуникативные: контролировать свои действия в групповой работе; | ||||
IV.Знакомство с автором и произведением | Задача: Познакомимся со сказом Бажова 8 слайд. Портрет П. Бажова и биография: Знакомство с биографией писателя. 28 января 1879 г. в городе Сысерти, недалеко от Екатеринбурга, родился Павел Петрович Бажов, он был единственный ребёнок в семье. Павел Бажов получил начальное образование в духовной школе. Затем учился в Пермской духовной семинарии. Учился прилежно и в 1899 году продолжил обучение в духовной академии. - В 18 лет Бажов начал работать учителем русского языка сначала в деревне, потом в городе Екатеринбурге в училище. - Свои произведения начал писать в 1924 г., когда вышли его “Уральские Были”, они повествуют о быте уральских заводов. Но главным литературным трудом П. П. Бажова считается книга сказов “Малахитовая шкатулка”, в которой 52 сказа. Сейчас приоткроем эту шкатулку. | учащиеся зачитывают и прослушивают информацию, работа с текстом учебника, чтение произведения «Серебряное копытце» учителем и хорошо читающими учениками | Регулятивные: формирование умения высказывать своё мнение, предположение на основе работы с материалом учебника | ||||
V .ФИЗМИНУТКА | 9 слайд. Здоровьесберегающая игра Игра на внимание «У оленя дом большой». У оленя дом большой, он глядит в своё окно, заяц по полю бежит, в дверь ему стучит: «Тук-тук, дверь открой, там в лесу охотник злой, заяц, заяц, забегай, лапу подавай.» | Ученики повторяют движения и слова за учителем. | Регулятивные: следить за действиями других участников процесса | ||||
VI. Первичное закрепление Поисковая работа | 10 слайд. С какими героями познакомились? Это вымысел или реальность? Объяснить значение слов: (толковые словари) Рукоделие, пособник, похлёбка, очаг, пожитки, балаган | Ответы на вопросы, объяснение значений слов Рукоделие – ручной труд (шитьё, вышивание, вязание). Пособник – помощник. Похлёбка – жидкая пища, типа супа. Очаг – устройство для разведения и поддержания огня. Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи. Балаган – временная деревянная постройка. | Познавательные: планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей, Личностные: проявление интереса к родному языку, Коммуникативные: умение приходить к общему решению | ||||
VII.Самостоятельная исследовательская работа с текстом Творческое задание | Задача. На уроке мы должны понять, как соединил волшебство и реальность уральский сказитель, и что нравится в людях Бажову. 11 слайд Построим и заполним таблицу.
Работа в парах: 1 вариант Что делает повествование сказочным? 2 вариант Какие реальные события происходят в сказе? Итог: Назовите моменты, когда реальность и сказка тесно переплетаются. Придумайте продолжение, если камешки найдутся. | Учащиеся выписывают вымысел и реальные события. Проверка выполненной работы. 1. Волшебные герои Мурёнка, Серебряное Копытце; У них один язык, они понимают друг друга. Оба таинственны. Козлик выбивает копытом камушки. Чудесная награда за добро. 2. Девочка очень хотела увидеть сказочное животное; Охотник Кокованя хотел просто увидеть козлика. Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; | Познавательные: осуществлять поиск авторского текста Коммуникативные: участвовать в диалоге, уважать мнение собеседников | ||||
VII.Включение в систему знаний | Беседа: У рассказчика своё отношение к героям. Почему всё-таки “чудо” произошло именно с Дарёнкой и Кокованей? - Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы. -Какие пословицы подойдут к содержанию этого произведения: Чёрствое сердце не знает благодарности. Чем беднее, тем щедрее, а чем богаче, тем скупее. Делай добро и бросай его в реку. Объяснить значение слов: -В каких пословицах есть антонимы? -Разгадали ещё одну тайну литературы? Какую? (Авторы в своих произведениях используют особенности фольклорных жанров.) -Кто из вас задумался над произведением? Для чего Павел Петрович Бажов написал произведение «Серебряное копытце»? -Что нравится в людях Бажову? -Хотели бы вы встретить такого оленя? - С каким жанром литературы познакомились? -В какую группу надо было поместить сказ? | Ответы учащихся: У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает их богатством, но они не поддаются искушению. Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку. Антонимы: щедрый – скупой. Отвечают на вопросы. Вывод: Чтобы люди жили счастливо, у них должны быть общие интересы, дела… Как надо любить природу, животных, сказки, верили в чудеса. Сказы – это авторские жанры. | Коммуникативные: выражать своё мнение о явлениях жизни качествах людей, отражённых в литературном произведении | ||||
VIII. Рефлексия | Слайд 12. Большое солнышко. -Что дарит солнышко? (Например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста.) Оно светит в сердце каждого из нас. -Что можете вы подарить от своего сердца? Учитель проигрывает звукозапись притчи «Тепло души» | Дети должны перечислить, что солнышко дарит земле: щедрость, добро, помощь, улыбка. Дети рисуют в своих тетрадях солнце своей души. | Личностные: осознавать ценности духовно-нравственных качеств личности, анализировать содержание художественных текстов | ||||
Дифференцированное домашнее задание | Слайд 13. Представление обложек книг 1.Найдите и прочитай другие произведения этого автора: «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Две ящерки», «Каменный цветок, Золотой волос», «Медной горы хозяйка». 2. Творческое задание: сочините свою историю, где будут вымысел и реальность. | Записывают домашнее задание: Добрый волшебник с Урала Павел Петрович Бажов, чтобы нам грустно не стало, сказочный отпер засов. Чтоб Огневушка смешная к кладам открыла нам путь или змея голубая, Книги прочесть не забудь! | Регулятивные: проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных задач |
«Самоцветы» из Уральских гор.
Приложение 1
Карточка 1 Жадину Я ни о чем Не прошу. В гости я Жадину Не приглашу. Не выйдет из жадины Друга хорошего, Даже приятелем Не назовешь его. Поэтому - Честно, ребята, скажу - С жадными Я никогда Не дружу! А. Яков (стихотворение) | Карточка 2 Пришла как-то к одной женщине ее соседка и стала жаловаться не обидевшую ее подругу. Женщина старалась как могла успокоить соседку, уговаривала простить подругу, но та продолжала негодовать. - Зло нельзя прощать! После того, что она сделала, я никогда не смогу ее простить. Вокруг все делают гадости, предают, обманывают. Почему же я должна делать добро, прощать? (рассказ) | Карточка 3 Богатство не синоним счастья. Желаешь себе добра – делай добро другим. Без семьи, без детей, без друзей нет смысла жизни. (пословицы) |
Карточка 4 Сказка помогает пережить такие ситуации, которых не может быть в реальной жизни, она переносит нас в волшебный мир, где чужие радости и горести можно пережить как свои. Она учит нас дружить, помогать слабым, отличать добро от зла. (статья) | Карточка 5 Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половинка. Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса. Давайте я поделю вам сыр. (сказка) | Карточка 6 Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, козлиного мяса насолили - на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить. (сказ) |
Приложение 2
Притча «Тепло души»
Жил как-то один человек, который все просил Матушку Природу, сделать так, чтобы солнце на заходило, было всегда светло и всегда было лето. Тогда не нужно будет свечи зажигать и печку топить. Но Природе виднее, что и как должно быть устроено, поэтому все оставалось по-прежнему. Рассердился человек и решил отомстить Природе. Решил он по вечерам свечи не зажигать, чтобы не светить Природе, а зимой не топить печь, чтобы Природе холодно было.
- Глупец! – воскликнула соседка
– Он что, решил, что греет Природу теплом своей печки и светит ей своими свечами?! Самодовольный глупец! Ведь тепло и свет в первую очередь нужны были ему самому.
- А ведь ты делаешь то же самое, - сказала женщина.
- Как так? – изумилась соседка.
- А вот как: ты сама говоришь, что вокруг делают много зла. На тебя веет холодом людских душ, а ты не хочешь разжечь очаг своей души. Не лучше ли, чем сидеть в темноте, самой зажечь в своем сердце свечу? Не лучше ли обогреть окружающих теплом своей души, а не ждать пока это добро сделает кто-то для тебя? Ведь тогда свет твоего сердца поможет тебе, а может и другим людям, увидеть верный путь, а тепло твоей души растопит лед в душах других людей.
Источник: http://www.znaxar.net/stati/parables/teplo-tvoei-dushi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"
План-коспект открытого урока по литературному чтению П.П.Бажов "Серебряное копытце"...
Презентация к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения по теме П.П.Бажов "Серебряное копытце" для 4 класса по программе Л.Ф.Климановой УМК "Школа России". Это своеобразный план урока. Надеюсь, что...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
Данная презентация и конспект урока составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...
Проверочная работа по литературному чтению Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце" в 4 классе УМК "Школа России"
Проверочная работа по литературному чтению Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце" в 4 классе УМК "Школа России"...
Конспект урока по литературному чтению П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Конспект по литературному чтению для 4 класса с применением технологий критического мышления....
Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.
Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...
Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_
Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов _Серебряное копытце_...