"Поэтическая тетрадь". Урок литературного чтения . 4 класс. "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема урока: "Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» (произведения русских поэтов XIX века)".
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Произведения русских поэтов XIX века», создать условия для определения уровня усвоения материала раздела.
При подготовке к уроку частично использованы материалы .других учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_maskaykina_shk25.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
УМК | «Школа России» | |||
Тема урока | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» (произведения русских поэтов XIX века). | |||
Тип урока | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). | |||
Цель урока | Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Произведения русских поэтов XIX века», создать условия для определения уровня усвоения материала раздела. | |||
Задачи урока | Образовательная: научить обучающихся структурировать полученные знания; формировать навык осознанного выразительного чтения; активизировать словарь учащихся; учить определять настроение лирического текста; на основе элементов литературоведческого анализа текстов находить необходимые средства выразительности; расширить кругозор учащихся о творчестве поэтов 19 века. Развивающая: развивать связную речь, мышление, творческие способности; интерес к поэзии. Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного через любовь к природе; любовь к книге; уважение друг к другу. | |||
Планируемые результаты изучение темы | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Ученик научится - принимать учебную задачу урока и следовать инструкции учителя; - понимать алгоритм выполнения заданий; -называть изученные литературные произведения и их авторов; - анализировать поэтические произведения с точки зрения использования средств художественной выразительности;, использовать интонацию; - понимать значение слов «строфа», «строка», «ритм»; - выразительно читать текст | Познавательные УУД: - умение на основе анализа объектов делать выводы; анализ художественного текста; - умение обобщать и классифицировать по признакам; - умение находить ответы на вопросы в иллюстрации; - ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; - перерабатывать информацию: анализировать; - подведение под понятие, выбор оснований и критериев для классификации объектов Регулятивные УУД: - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа учебных материалов в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока; - умение действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, выносить необходимые коррективы); - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; - умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - осмысление правил взаимодействия в паре, группе. | -умение эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - определять под руководством педагога правила поведения при сотрудничестве; -понимать причины успеха и неудач в собственной деятельности; - воспитание чувства гордости за свою Родину | ||
Ресурсы | ||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ | ||
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс | Раздаточный рабочий и диагностический материал, презентация. | Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки обучающихся. | ||
Межпредметные связи | Изобразительное творчество, музыка |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный 1 мин. Цель: настрой на продуктивную деятельность | Приветствует обучающихся. Проверка готовности к нашему уроку. Приглашение к сотрудничеству. | Организация рабочего места. | Л мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений Цель: осознание обучающимися потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении затруднений в деятельности 4 минут | Вводит в тему. Задаёт вопросы. - Посмотрите на доску. Кто изображён на портрете? (Ф.И.Тютчев) Эпиграфом для урока могут служить слова Ф.И. Тютчева: « В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык…» - О чём говорит Тютчев? - Ответом на этот вопрос могут стать изученные нами произведения. Начиная работу по разделу «Поэтическая тетрадь», мы вспоминали наши затруднения, которые возникают при встрече с поэтическими произведениями, и ставили перед собой задачи работы на уроках. Давайте вспомним. (познакомиться с авторами поэтических произведений; уверенно соотносить название произведения и его автора; выразительно читать и понимать поэтическое произведение; находить в тексте средства художественной выразительности). | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют строки эпиграфа урока. Обсуждают тему раздела и трудности в освоении учебного материала | Л. Проявление интереса к поэзии Р. Волевая саморегуляция, умение определять и формулировать деятельность на уроке, целеполагание. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, своих знаний П. Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Выбор оснований и критериев для классификации объектов К. умение аргументировать, управлять деятельностью партнёра, работать в паре Л. Нравственное оценивание Р. Оценка как осознание того, что усвоено, качества, уровня усвоения. К. учёт разных мнений, умение аргументировать, оформлять свою мысль в устной речи |
Постановка учебной задачи, целей урока Цель: организовать постановку цели урока, выработать план действий 2 мин | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. - Всему этому мы старались научиться в течение предшествующих уроков. Так, какова же цель нашего урока сегодня? (Систематизировать свои знания и оценить работу по разделу. -Чем мы будем заниматься на уроке? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи и составляют план работы на уроке | |
Систематизация и закрепление знания Цель: формирование умения осознанно применять способы действий; коррекция собственных ошибок 20 мин
| Предлагает вспомнить изученные произведения, их авторов. Давайте вспомним фамилии поэтов и их произведения (по биографическим фактам) Соотнесите фамилию автора и название произведения или строки из стихотворения | Выполняют задания на карточках. Осуществляют самопроверку Самостоятельно, по карточкам; затем,1 чел. выполняет на доске, одновременно – самопроверка, сравнить с доской. | Л. Эмоционально оценочное отношение к прочитанному Р. Умение выполнять свои действия в соответствии с намеченным планом, коррекция П. Смысловое чтение, умение находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать полученную информацию осуществлять анализ произведения, делать выводы в результате индивидуальной и совместной работы всего класса Подведение под понятие, Сохранять учебные задачи Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Доказательство К. Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух, выразительно читать текст. Согласовывать усилия по решению учебной задачи Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре, в группе Л Умение применять правила охраны своего здоровья |
| Комментирует задания. Выслушивает и анализирует ответы детей. Тютчев пишет: «… в ней есть язык». -Что помогает сделать язык красивым, ярким, выразительным? - Какие средства выразительности вы знаете? Сейчас вам предстоит поработать с текстами произведений и найти в них средства выразительности. | Работают с текстом. Выполняют задание по нахождению в тексте эпитетов, олицетворения, сравнений. Работают в парах, осуществляя взаимопроверку. 1 ряд Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять? / « Ещё зимы печален вид» Ф.И.Тютчев, «В синем небе плывут над полями» И.С.Никитин/ 2 ряд Вспомните, что такое эпитеты. Найдите в отрывках стихотворений эпитеты. Для чего их использует автор? / «Весна! Весна!» Е.А. Баратынский, «Листопад» И.А. Бунин/ 3 ряд Найдите в отрывках стихотворений сравнения. Что такое сравнение? Как называют скрытое сравнение? Приведи примеры. / «Где сладкий шёпот …» Е.А.Баратынский , «Листопад» И.А. Бунин / - Обменяйтесь местами, проверьте работу соседа по парте, обсудите свои варианты ответов, аргументируйте свой выбор. | |
| Проводит физкультминутку. При этом акцентирует внимание на понятие «ритм» - Вы прекрасно справились с работой. Пришло время отдохнуть. А поможет нам аудиозапись стихотворения А.А.Фета «Бабочка». Мы попытаемся изобразить ритм стихотворения движением рук. А что такое ритм? Ритм - равномерное чередование каких-нибудь элементов (в звучании, в движении). | Выполняют упражнение. Дают определение понятия «ритм» | |
| Обращает внимание на понятие «ритм». Выслушивает ответы детей, выразительное чтение стихотворения. - В каком стихотворении автор умышленно меняет ритм стихотворения, чтобы передать смену настроения времён года? Прочитайте его. | Выразительное чтение стихотворения А.Н. Плещеев «Дети и птичка») | |
| Знакомит с пейзажами русских художников. Предлагает подписать иллюстрации строфами из стихотворений. Акцентирует внимание на понятии «строфа». Выслушивает ответы, анализирует их. - Вы сами почувствовали, как органично поэзия связана с музыкой. С каким ещё видом искусства связана поэзия? Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Перед вами репродукции известных русских художников. - К каким стихотворениям из раздела «Поэтическая тетрадь» подходят эти картины? Наши ребята тоже делали иллюстрации к стихотворениям. Предлагаю подписать каждый рисунок подходящими строфами стихотворений. - И свои собственные иллюстрации и иллюстрации художников вы подписывали строфами из стихотворений. Что такое строфа? Какие бывают строфы? Подводит обучающихся к определению общей темы раздела. Знакомит с новым произведением нового автора. Даёт промежуточную оценку деятельности на уроке. - Мы вспомнили все произведения раздела. Вернёмся к словам Тютчева « В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык…» - О чём же говорит Тютчев? (О природе) - Эту же мысль отразил в своём стихотворении Апполон Майков. С произведениями этого поэта вы встретитесь в старших классах. Послушайте его стихотворение «Октава». Как вы понимаете название произведения? Какую цель урока мы достигли? (Систематизировали знания) | Работа в группах. Рассматривают пейзажи, иллюстрации. Работают с текстами. Подбирают подходящие строфы из прочитанных произведений - Работать вы будете в группе. Вас четверо, договоритесь, какую роль будет выполнять каждый. Из слов эпиграфа выводят общую тему раздела «Поэтическая тетрадь». Слушают стихотворение, определяют его главную мысль. Работают со словарём (по необходимости) | |
Самостоятельная работа и проверка качества усвоения темы 8-9мин Цель: обеспечить проверку изученного учебного материала | Даёт установку на самостоятельную работу обучающихся. Координирует их работу. - Проверим знания по разделу (выполняется тестовая работа трёх уровней сложности). | Выполняют тестовую работу трёх уровней сложности: на компьютере, на бумажных носителях | Р Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; |
Рефлексия 3 мин | Учитель оценивает работу детей на уроке. Наш заключительный урок по разделу «Поэтическая тетрадь» подходит к концу. Обратимся к листам оценки поставленных задач. Отметьте те пункты, с которыми вам удалось справиться. Остались ли ещё затруднения? | Дети оценивают свою деятельность на уроке в листе самооценки. | Р Осуществлять |
Творческое задание Акростих (выполняется при наличии времени) Цель: применение способов действия, повторение и закрепление ранее изученного 5-6 мин | Объясняет, что такое «акростих». Заслушивает ответы детей. Обращает внимание на понятие «рифма» | Знакомятся с правилами сложения акростихов. Сочиняют свои акростихи. | Л. Творческое отношение к процессу выполнения задания П. Свободная ориентация в использовании средств выразительности речи К. оформлять свои мысли в письменной и устной форме |
Домашнее задание 1 мин | Задаёт д/з по выбору учащихся. - Дома я предлагаю вам выполнить задание на выбор: подготовить выразительное чтение любого стихотворение поэта 19 века; проиллюстрировать стихотворение; выучить наизусть. | Записывают д/з. Задают уточняющие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс Тема: Портретная характеристика героев сказа Бажова П.П. «Серебряное копытце»
Урок литературного чтения с применением технологии РКМЧП...
Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».
Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....
Урок литературного чтения (УМК «Школа России»). 4 класс. Тема урока: В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Урок-исследование соответствует требованиям ФГОС, содержит технологическую карту. Урок открытия новых знаний для детей с ЗПР....
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
КТП уроков литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс
КТП уроков литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс...
Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2» в 3 классе «Школа России»
Цели:• повторить и обобщить изученный материал;• развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их;• развивать творческие способности, речь, память, мышлен...
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "А.Блок ""Ветхая избушка", "Ворона", "Сны""
Предлагаю Вам мою разработку урока....