Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»;Т. Белозёров «Подснежники».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Минаева Ольга Ивановна

Урок литературного чтения 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок литературного чтения

2класс

        Учитель:

                                                                                 Минаева О.И.

Урок литературного чтения

                2 класс

            Тема: Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»;      

          Т. Белозёров «Подснежники».

 

Цели: - Ознакомить детей с отражением древних обрядов и верований в народных

             сказках, легендах;

                       - Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных

                          средствами разных искусств;  

         - Формировать первичные исследовательские навыки, развивать              

            познавательную активность;

                      - Воспитывать внимательное отношение друг к другу в семье; чувство    

           сопереживания;

                     -  Не допускать переутомления учащихся.

       

           Оборудование: учебник Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение,                

                       часть 1: Издательство «Учебная литература»: Издательский  дом

        «Фёдоров», Самара, 2014;

        Компьютерная презентация.

Ход урока

         

      I. Организационный момент.

                    -Доброе утро! С каким настроением пришли на урок? Давайте улыбнёмся друг            

        другу, чтобы это радостное чувство осталось с нами на весь урок.      

              II. Актуализация знаний.

        1.Ученик читает стихотворение:

Одно время года сменяет другое,

        Идут чередою по годичному кругу.

        И зимние месяцы к нам возвратились,

        Не уступая дорогу друг другу.

        Мы в сказку зимнюю студёную войдём.

        В ней древние тайны с тобою найдём.

             

               - Чему будет посвящён урок? ( Мы займёмся поиском в сказке тайн далёкого    

                   прошлого, в которые верил народ.)

        2. Упражнение на развитие памяти, внимания:

  Жили-были…

        Не по дням, по часам…

        Запоёт-заслушаешься…

        Души не чаяли…

           - Из какой сказки эти выражения? Докажите, что произведение «Снегурочка» -

 сказка. ( зачин и концовка; волшебные превращения; сказочные выражения;

 повторы; употребление уменьшительно-ласкательных слов).

III. Работа над темой урока.

     1. - К какому типу эта сказка относится? ( Это сказка волшебная.)

- Назовите героев сказки. ( Иван да Марья, Снегурочка )

- Кто же такая Снегурочка? ( Девочка из снега)

- Кто её оживил? ( Солнышко)

 Ученик:

           ( Наши предки называли солнце – Ярило, и верили, что жизнь на Земле возникла       благодаря богу Яру. Так и нашу Снегурочку оживило Солнце – Ярило.)

- Прочитайте как выглядела Снегурочка. ( С. 135, 1 абзац)

- В чём её необычность? ( В отличии от других девушек, у неё нет румянца, она          

        холодная, она из волшебного мира).

- Какая она по характеру? ( Ласковая, приветливая, смышленая, все с ней хотят        

  дружить).

 

.

2. Постановка проблемы.

   - О ком эта сказка?  А о чём она?

        Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником

        жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить        

        снежные фигуры? Нет, в сказке прячется тайна и мы попытаемся её раскрыть.

           

           3. Решение проблемы приёмом подводящего диалога.

                - Читаем начало сказки ( первый абзац).

                - Что узнали об Иване и Марье?

                 - Были ли они счастливы?  Почему?

               - А когда счастье поселилось в их доме?

               - Почему Именно Ивану и Марье была дарована Снегурочка?

               - Прочитайте как Снегурочка появилась на свет? ( с. 134,3 абзац)

              - Докажите, что её лепили с любовью. ( уменьшительно-ласкательные слова)

              - Какую же тайну сказки мы с вами раскрыли?

                         - Без детей нет в жизни счастья. Эта сказка о семейном счастье, которое без         детей не бывает. Смысл и счастье в жизни – это дети. Родители мечтают о послушных, ласковых,  добрых  детях. Вот и ваши мамы и папы мечтают о воспитанных детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы их мечты сбылись? А что нужно, чтобы родители вас понимали?

                

Физминутка.

        . Мы снежинки, мы пушинки,

                                                              Покружиться мы не прочь.

                                                              Мы снежинки-балеринки,

                                                                          Мы танцуем день и ночь.

                                                                          Мы деревья побелили,

                                                                          Землю бархатом укрыли

                                                                          И от стужи сберегли.

        4. Определение настроения сказки.        

            - Какое настроение вызвала у вас сказка? ( чтение отрывков, которые вызвали  

        грустные чувства)

                - Только ли грустное настроение? Может быть оно меняется?

                - Когда в сказке звучит радость? ( В сказке описывается  древний праздник – день Ивана Купалы) – чтение отрывков.

.               Какие обряды совершались в этот день? ( рвали цветы, плели венки, пели песни, водили хороводы, разжигали костры и прыгали через них.)

               Ученик: В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купалы. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветёт папоротник. Девушки собирают цветы, плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши костёр и прыгают через него. Существует поверье – прыгнешь через костёр – станешь здоровым.

              Вот и второй секрет сказки – мы узнали о красивом празднике Ивана Купалы.

            - Какой обряд принёс беду в дом Ивана да Марьи?  

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка? Может ли она появиться на земле?

        ( Зимой из облачка пойдёт снег и покроет землю пушистым ковром; а летом -

          пройдёт дождь и распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)

   

       5. Легенда о цветке.

- Все ли секреты сказки мы раскрыли? Прочитайте конец сказки.( с.137)

- Слышали ли вы когда-нибудь такое сочетание Иван-да-Марья?

- Сравните внешний вид цветка с описанием из сказки. Что заметили?

Этой сказкой народ нам поведал легенду о происхождении цветка Иван-да-Марья.

- Что такое легенда? ( Легенда – это предание, переходящее из поколения в

        поколение.)

     6. Образ Снегурочки.

        - Снегурочка одна из любимых героинь русских сказок. Образ Снегурочки –

это чистота, доброта, таинственность, красота. Её образ вдохновлял поэтов,

музыкантов, художников.

         Ученик: Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу

        «Снегурочка». Его Снегурочка – юная девушка, мечтающая о любви.

         Ученик: По  пьесе А. Н. Островского, русский композитор Николай Андреевич

        Римский-Корсаков сочинил замечательную оперу «Снегурочка»,

        премьера которой состоялась в 1882 году в Петербурге.

       Ученик: Виктор Михайлович Васнецов, великий русский художник, изобразил

                      Снегурочку на своём полотне, которое находится в Третьяковской галерее.

  7. Знакомство с произведением, в основе которого лежит легенда.

       Ученик: Современные авторы тоже используют в своём творчестве легенды. Тимофей Максимович Белозёров в своём стихотворении « Подснежники»  создал необыкновенный образ Снегурочки.  Всё своё творчество поэт посвятил детям. Его книги – очень светлые и по-весеннему тёплые.

               - Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Максимович Белозёров.  

 (с.138) – читает ученик.

- О ком это стихотворение?

- Почему Снегурочка плакала?

Самостоятельное чтение учащимися.

    -    Что роднит стихотворение и сказку?

        - Какой ещё образ рисует поэт?

        - Что вы можете сказать о цветке?

IV. Итог урока. Рефлексия.

      - Мы раскрыли секреты сказки?

      - Какие мысли пробудила сказка?

     - Своё настроение, впечатление можно выразить в синквейне.

      Синквейн – это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:

       1). Существительное.

        2). Два прилагательных.

      3). Три глагола.

      4). Фраза из четырёх слов – отношение автора к герою.

      5). Существительное – новое имя героя.

    Пример:

                    Снегурочка        Снегурочка

               Добрая, приветливая        Чужая, печальная

        Радует, улыбается, поёт        Плакала, провожала, трогала

        Добрая дочка принесла радость        Красивый цветок для людей

        Мечта        Подснежник

V. Домашнее задание по выбору:

                                                          Придумать своё продолжение сказки.

        Найти легенды о цветке. ( придумать)

        Выучить стихотворение.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями  устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями  устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...

Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)

Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...

«Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка "Снегурочка"». 2 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами содержания программного материала и организации учебной деятел...

«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс

Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...

П.И. Чайковский «Детский альбом», пьеса «Баба яга» Урок музыки в 1 классе по теме «Разыграй сказку. «Баба - Яга» - русская народная сказка.»

Методическая разработка урока в 1 классе. В документе описывается работа с классом с использованием метода создание композиции. Описывается работа с детьми на инструментах Карла Орфа....

Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки “Гуси – лебеди»

Задачи : содействовать формированию УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....