Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»;Т. Белозёров «Подснежники».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок литературного чтения 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2класс
Учитель:
Минаева О.И.
Урок литературного чтения
2 класс
Тема: Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»;
Т. Белозёров «Подснежники».
Цели: - Ознакомить детей с отражением древних обрядов и верований в народных
сказках, легендах;
- Развивать целостное восприятие художественных образов, созданных
средствами разных искусств;
- Формировать первичные исследовательские навыки, развивать
познавательную активность;
- Воспитывать внимательное отношение друг к другу в семье; чувство
сопереживания;
- Не допускать переутомления учащихся.
Оборудование: учебник Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение,
часть 1: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
«Фёдоров», Самара, 2014;
Компьютерная презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Доброе утро! С каким настроением пришли на урок? Давайте улыбнёмся друг
другу, чтобы это радостное чувство осталось с нами на весь урок.
II. Актуализация знаний.
1.Ученик читает стихотворение:
Одно время года сменяет другое,
Идут чередою по годичному кругу.
И зимние месяцы к нам возвратились,
Не уступая дорогу друг другу.
Мы в сказку зимнюю студёную войдём.
В ней древние тайны с тобою найдём.
- Чему будет посвящён урок? ( Мы займёмся поиском в сказке тайн далёкого
прошлого, в которые верил народ.)
2. Упражнение на развитие памяти, внимания:
Жили-были…
Не по дням, по часам…
Запоёт-заслушаешься…
Души не чаяли…
- Из какой сказки эти выражения? Докажите, что произведение «Снегурочка» -
сказка. ( зачин и концовка; волшебные превращения; сказочные выражения;
повторы; употребление уменьшительно-ласкательных слов).
III. Работа над темой урока.
1. - К какому типу эта сказка относится? ( Это сказка волшебная.)
- Назовите героев сказки. ( Иван да Марья, Снегурочка )
- Кто же такая Снегурочка? ( Девочка из снега)
- Кто её оживил? ( Солнышко)
Ученик:
( Наши предки называли солнце – Ярило, и верили, что жизнь на Земле возникла благодаря богу Яру. Так и нашу Снегурочку оживило Солнце – Ярило.)
- Прочитайте как выглядела Снегурочка. ( С. 135, 1 абзац)
- В чём её необычность? ( В отличии от других девушек, у неё нет румянца, она
холодная, она из волшебного мира).
- Какая она по характеру? ( Ласковая, приветливая, смышленая, все с ней хотят
дружить).
.
2. Постановка проблемы.
- О ком эта сказка? А о чём она?
Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником
жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить
снежные фигуры? Нет, в сказке прячется тайна и мы попытаемся её раскрыть.
3. Решение проблемы приёмом подводящего диалога.
- Читаем начало сказки ( первый абзац).
- Что узнали об Иване и Марье?
- Были ли они счастливы? Почему?
- А когда счастье поселилось в их доме?
- Почему Именно Ивану и Марье была дарована Снегурочка?
- Прочитайте как Снегурочка появилась на свет? ( с. 134,3 абзац)
- Докажите, что её лепили с любовью. ( уменьшительно-ласкательные слова)
- Какую же тайну сказки мы с вами раскрыли?
- Без детей нет в жизни счастья. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает. Смысл и счастье в жизни – это дети. Родители мечтают о послушных, ласковых, добрых детях. Вот и ваши мамы и папы мечтают о воспитанных детях. Всегда ли вы поступаете так, чтобы их мечты сбылись? А что нужно, чтобы родители вас понимали?
Физминутка.
. Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
4. Определение настроения сказки.
- Какое настроение вызвала у вас сказка? ( чтение отрывков, которые вызвали
грустные чувства)
- Только ли грустное настроение? Может быть оно меняется?
- Когда в сказке звучит радость? ( В сказке описывается древний праздник – день Ивана Купалы) – чтение отрывков.
. Какие обряды совершались в этот день? ( рвали цветы, плели венки, пели песни, водили хороводы, разжигали костры и прыгали через них.)
Ученик: В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купалы. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветёт папоротник. Девушки собирают цветы, плетут венки, водят хороводы, а вечером разжигают юноши костёр и прыгают через него. Существует поверье – прыгнешь через костёр – станешь здоровым.
Вот и второй секрет сказки – мы узнали о красивом празднике Ивана Купалы.
- Какой обряд принёс беду в дом Ивана да Марьи?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка? Может ли она появиться на земле?
( Зимой из облачка пойдёт снег и покроет землю пушистым ковром; а летом -
пройдёт дождь и распустятся белые, нежные цветы, похожие на Снегурочку.)
5. Легенда о цветке.
- Все ли секреты сказки мы раскрыли? Прочитайте конец сказки.( с.137)
- Слышали ли вы когда-нибудь такое сочетание Иван-да-Марья?
- Сравните внешний вид цветка с описанием из сказки. Что заметили?
Этой сказкой народ нам поведал легенду о происхождении цветка Иван-да-Марья.
- Что такое легенда? ( Легенда – это предание, переходящее из поколения в
поколение.)
6. Образ Снегурочки.
- Снегурочка одна из любимых героинь русских сказок. Образ Снегурочки –
это чистота, доброта, таинственность, красота. Её образ вдохновлял поэтов,
музыкантов, художников.
Ученик: Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу
«Снегурочка». Его Снегурочка – юная девушка, мечтающая о любви.
Ученик: По пьесе А. Н. Островского, русский композитор Николай Андреевич
Римский-Корсаков сочинил замечательную оперу «Снегурочка»,
премьера которой состоялась в 1882 году в Петербурге.
Ученик: Виктор Михайлович Васнецов, великий русский художник, изобразил
Снегурочку на своём полотне, которое находится в Третьяковской галерее.
7. Знакомство с произведением, в основе которого лежит легенда.
Ученик: Современные авторы тоже используют в своём творчестве легенды. Тимофей Максимович Белозёров в своём стихотворении « Подснежники» создал необыкновенный образ Снегурочки. Всё своё творчество поэт посвятил детям. Его книги – очень светлые и по-весеннему тёплые.
- Послушайте, какой образ Снегурочки создал в своём стихотворении Тимофей Максимович Белозёров.
(с.138) – читает ученик.
- О ком это стихотворение?
- Почему Снегурочка плакала?
Самостоятельное чтение учащимися.
- Что роднит стихотворение и сказку?
- Какой ещё образ рисует поэт?
- Что вы можете сказать о цветке?
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Мы раскрыли секреты сказки?
- Какие мысли пробудила сказка?
- Своё настроение, впечатление можно выразить в синквейне.
Синквейн – это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
1). Существительное.
2). Два прилагательных.
3). Три глагола.
4). Фраза из четырёх слов – отношение автора к герою.
5). Существительное – новое имя героя.
Пример:
Снегурочка Снегурочка
Добрая, приветливая Чужая, печальная
Радует, улыбается, поёт Плакала, провожала, трогала
Добрая дочка принесла радость Красивый цветок для людей
Мечта Подснежник
V. Домашнее задание по выбору:
Придумать своё продолжение сказки.
Найти легенды о цветке. ( придумать)
Выучить стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...
Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)
Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...
«Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка "Снегурочка"». 2 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами содержания программного материала и организации учебной деятел...
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс
Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...
П.И. Чайковский «Детский альбом», пьеса «Баба яга» Урок музыки в 1 классе по теме «Разыграй сказку. «Баба - Яга» - русская народная сказка.»
Методическая разработка урока в 1 классе. В документе описывается работа с классом с использованием метода создание композиции. Описывается работа с детьми на инструментах Карла Орфа....
Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки “Гуси – лебеди»
Задачи : содействовать формированию УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....