ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
Цели:познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках, показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, опера, живопись, поэзия); воспитывать интерес к чтению; обогащать читательский опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_r_o_k.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
У р о к .
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
Цели: познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках, показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, опера, живопись, поэзия); воспитывать интерес к чтению; обогащать читательский опыт.
Ход урока
I. Организационный момент.
У наших зим – особенная прелесть:
Под вечер успокоится пурга
И хлынет свет, как будто загорелись
Закатом подожженные снега!
Сидит ворона на дубу жар-птицей,
Стоят оградой терема-леса,
И кажется: вот-вот начнут твориться,
Как в мудрой русской сказке, чудеса.
Н. Рыленков
- А вы любите читать сказки?
- Почему вы любите читать сказки ?
- Я знаю, что на прошлом уроке вы познакомились со сказкой ?
- Что это за сказка?
Русские народные сказки — это настоящая энциклопедия, в которой собран многовековой опыт русского народа. Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу?
Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.
Давайте обратимся к эпиграфу к нашего урока.
эпиграф: «Сказки – это те мостки, которые связывают прошлое с настоящим» (Н. М. Ведерникова).
- Как вы понимаете эти слова? (Читая сказки, мы узнаем о том, как жили раньше, в сказках встречаются слова, которые сейчас не употребляются, герои русских сказок до сих пор «живут» с нами.)
Цель нашего урока, найти эти мостики, которые связывают нас с прошлым.
- Что же скрывает от нас русская народная сказка?
Сегодня вы будете работать в группах, побудете исследователями, откроете тайну о прошлом русского народа. Перечитывая сказку, каждая группа будет открывать свои знания. ( на столах карточки с заданиями)
В течение 5минут дети работают.
Работа по теме урока
- Слова угасшей старины
Выступление детей
Что вы испытываете , когда вдруг встречаете устаревшее слово?
- хочется узнать , что значит это слово
- пытаюсь найти его в другом тексте
- всегда обращаюсь к словарю
Значит, устаревшее слово тоже будит мысль, воображение, фантазию, дарит радость познания нам современным ученикам.
- Как жили раньше, чем занимались наши предки
Выступление детей
Таким образом, сказки знакомят нас с древними обрядами, бытом, мы узнаем, как жили русские люди.
Физминутка
- Образ Снегурочки
Выступление детей.
Образ этой девушки вдохновил и вдохновляет поэтов, драматургов, художников, композиторов на создание новых произведений.
Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник
В. М. Васнецов в 1899 году . Какая Снегурочка у Васнецова?
Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её тулупчик, парчовую шапочку, сафьяновые сапожки . Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблёскивание снежного наста и мягкость выпавшего снега.
- Вам ребята знакомы слова: тулупчик, парча, сафьян?
Давайте поработаем.
Работа со словарями.
“сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества.
«тулупчик»– шубка с малым воротом
«парчовая шапочка» - золотая или серебряная шапочка
А вот в творчестве А. Н. Островского эта сказка явилась неожиданным чудом. Серьезный автор-прозаик написал драматическую сказку в стихах, которая сразу стала известной и полюбилась многим: и детям, и взрослым. В 5 классе вы подробно познакомитесь с этим произведением.
А композитор Н. А. Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.
Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями какая она: главная героиня сказки и оперы.
Какую Снегурочку вы увидели, слушая оперу?
Мы с вами рассмотрели образ снегурочки и в сказке и на картине, и в музыке
Чем похожи образы и чем различаются в разных видах искусства: в литературе, искусстве ,музыке?
Вы правы, ребята, сходство образа Снегурочки во всех видах искусства: – это чистота, доброта, весёлость , таинственность.
Различие: в литературе создан образ деревенской девушки- Снегурочки, у художника Васнецова-баярыня, у А.Н.Островского- дикарка,
Наше исследование подошло к концу. Мы снова возвращаемся к эпиграфу урока и подводим итог. Какие же мостики связывают нас с прошлым русского народа?
Читая сказки, мы будем знакомиться с историей своего народа, будем узнавать прошлое, учиться находить сходные и различные художественные образы в живописи, музыке и сравнивать с литературными образами.
Вы все хорошо сегодня работали, но я хочу отметить особо активных детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...
Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)
Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...
«Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка "Снегурочка"». 2 класс
Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами содержания программного материала и организации учебной деятел...
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс
Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...
П.И. Чайковский «Детский альбом», пьеса «Баба яга» Урок музыки в 1 классе по теме «Разыграй сказку. «Баба - Яга» - русская народная сказка.»
Методическая разработка урока в 1 классе. В документе описывается работа с классом с использованием метода создание композиции. Описывается работа с детьми на инструментах Карла Орфа....
Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»;Т. Белозёров «Подснежники».
Урок литературного чтения 2 класс...
Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки “Гуси – лебеди»
Задачи : содействовать формированию УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....