ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

Цели:познакомить учащихся с произведениями  устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках,  показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, опера, живопись, поэзия); воспитывать интерес к чтению; обогащать читательский опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_r_o_k.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к .
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

Цели: познакомить учащихся с произведениями  устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках,  показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, опера, живопись, поэзия); воспитывать интерес к чтению; обогащать читательский опыт.

Ход урока

I. Организационный момент.

У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега!

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема-леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

                                

                                                 Н. Рыленков

  1. А вы любите читать сказки?    
  2. Почему вы любите читать сказки ?
  3. Я  знаю, что  на прошлом  уроке вы познакомились со сказкой ?
  4. Что это за сказка?

 

  Русские народные сказки — это настоящая энциклопедия, в которой собран многовековой опыт русского народа. Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу?

 Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну.

Давайте обратимся к эпиграфу к нашего урока.

эпиграф: «Сказки – это те мостки, которые связывают прошлое с настоящим» (Н. М. Ведерникова).

  1. Как вы понимаете эти слова? (Читая сказки, мы узнаем о том, как жили раньше, в сказках встречаются слова, которые сейчас не употребляются, герои русских сказок до сих пор «живут» с нами.)

Цель нашего урока, найти эти мостики, которые связывают нас с прошлым.

  1. Что же скрывает от нас русская народная  сказка?

 Сегодня вы будете работать в группах, побудете исследователями, откроете  тайну  о прошлом русского народа. Перечитывая сказку, каждая группа будет открывать свои знания. ( на столах карточки с заданиями)

В течение 5минут дети работают.

Работа по теме урока

  1. Слова угасшей старины

Выступление детей

Что вы испытываете , когда вдруг встречаете устаревшее слово?

- хочется узнать , что значит это слово

- пытаюсь найти его в другом тексте

- всегда обращаюсь к словарю

  Значит, устаревшее слово тоже будит мысль, воображение, фантазию,  дарит радость познания нам современным ученикам.

  1. Как жили раньше, чем занимались наши предки

Выступление детей

Таким образом, сказки знакомят нас с древними обрядами, бытом, мы узнаем, как жили  русские люди.

Физминутка

  1. Образ Снегурочки

Выступление детей.

         

   

 Образ этой девушки вдохновил и вдохновляет поэтов, драматургов, художников, композиторов на создание новых произведений.

         Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник

В. М. Васнецов в 1899 году .   Какая  Снегурочка у Васнецова?

     Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её тулупчик, парчовую  шапочку, сафьяновые сапожки . Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблёскивание снежного наста и мягкость выпавшего снега.

  1. Вам ребята знакомы слова: тулупчик, парча, сафьян?

Давайте поработаем.

                                        Работа со словарями.

“сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества.

«тулупчик»–  шубка с малым воротом

«парчовая шапочка» - золотая или серебряная шапочка  

А вот в творчестве А. Н. Островского эта сказка явилась неожиданным чудом. Серьезный автор-прозаик написал драматическую сказку в стихах, которая сразу стала известной и полюбилась многим: и детям, и взрослым. В 5 классе вы подробно познакомитесь с этим произведением.

А композитор Н. А. Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.

Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями какая она:  главная героиня сказки и оперы.

 Какую Снегурочку вы увидели, слушая оперу?  

     

Мы с вами рассмотрели образ снегурочки и в сказке и на картине, и в музыке

Чем похожи образы и чем различаются в разных видах искусства: в литературе, искусстве ,музыке?  

    Вы правы, ребята, сходство   образа Снегурочки во всех видах искусства: – это чистота, доброта, весёлость , таинственность.

Различие: в литературе создан образ деревенской девушки- Снегурочки, у художника Васнецова-баярыня, у А.Н.Островского- дикарка,

     Наше исследование подошло к концу. Мы снова возвращаемся к эпиграфу урока и подводим итог. Какие же мостики связывают нас с прошлым русского народа?

 Читая сказки, мы будем знакомиться с  историей своего народа, будем  узнавать прошлое, учиться  находить сходные и различные  художественные образы  в живописи, музыке и   сравнивать с  литературными образами.

Вы все хорошо сегодня работали, но я хочу отметить особо активных детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СКАЗКИ ИЗ МИФА. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»Цели:познакомить учащихся с произведениями  устного народного творчества – сказкой; познакомить детей с отражением древних обряд...

Презентация " В гостях у сказки" ( загадки по русским народным сказкам)

Загадки по русским народным сказкам можно разбить на три раздела: первый "Узнай сказку по загадке" слайды 3 - 12, второй "Узнай сказочный предмет или персонажа" слайды 13 - 17, третий - "Загадки- обма...

«Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка "Снегурочка"». 2 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.Цель урока: формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами содержания программного материала и организации учебной деятел...

«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс

Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...

П.И. Чайковский «Детский альбом», пьеса «Баба яга» Урок музыки в 1 классе по теме «Разыграй сказку. «Баба - Яга» - русская народная сказка.»

Методическая разработка урока в 1 классе. В документе описывается работа с классом с использованием метода создание композиции. Описывается работа с детьми на инструментах Карла Орфа....

Законы волшебной сказки на примере русской народной сказки “Гуси – лебеди»

Задачи : содействовать формированию УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....