Литературное чтение. Тема: Биография Лермонтова М.Ю.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шныпко Алёна Сергеевна

Литературное чтение. Тема: Биография Лермонтова М.Ю., для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_biografiya_m._yu._lermontov_3_klass.docx245.66 КБ

Предварительный просмотр:

ЭСКИЗ ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Ф.И.О. Шныпко Алёна Сергеевна

Предмет: литературное чтение

Тема: Биография М. Ю. Лермонтов

Класс: 3

Тип урока: Открытие новых знаний.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Биография М. Ю. Лермонтов

Цели

Создать условия для ознакомления с творчеством М. Ю. Лермонтова

Образовательные: формировать знаний о биографии М. Ю. Лермонтова, о творчестве М. Ю. Лермонтова.способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи

Развивающая: развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- ЛичностныеУУД:  формирование навыков самооценки своей деятельности; умея высказывать свою позицию; уважительно относиться к взрослым и одноклассникам.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель учебной деятельности с помощью учителя.

- Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: находить ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знать: года жизни М. Ю. Лермонтова, знать басни М. Ю. Лермонтова.

Уметь: применять знания о И. А. Крылове, уметь выразительно читать басни.

Личностные: формирование интереса к учебному процессу, положительное отношение к школе, учителю и одноклассникам.

Метапредметные:

Регулятивные: научиться принимать результат своих действий, воспринимать оценку своей работы.

Познавательные: строить ответы в устной форме.

Основные понятия

Поэт, драматург

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы (оборудование):

- основные

- дополнительные

Тсо( Интерактивная доска, компьютер), карточки.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока

II. Актуализация

– Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Но чтобы узнать его фамилию, вам нужно разгадать ребус

- Кто уже разгадал?

- Правильно, сегодня мы будет говорить о поэте, драматурге Михаиле Юрьевиче Лермонтове.

Формулируют тему и цели урока.

Отвечают на вопросы

Открытие новых знаний

- Михаил Юрьевич родился 15 октября 1814 года, был поэт, прозаик, драматург.

- А кто знает, что обозначает прозаик и драматург?

- Прозаик – это человек пишущий стихотворения в формате прозы, а драматург – это поэт, которым пишет драматические произведения.

- Михаил Юрьевич продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы родился в Москве. Детство его прошло в Тарханах – имении бабушки в Пензенской губернии. Ранняя смерть матери и  ссора отца с Е.А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании  личности поэта.

- Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось рано, в 14 лет. В Тарханах поэт узнал и полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины

- а теперь давайте обратим внимания на стихотворения Лермонтова (Выдаются карточки со стихотворения)

- первое прочитай, пожалуйста, ….

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

- а второе прочитает нам, …

Светает – вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна

- Давайте разберем, что описывается в этих стихотворениях

- Молодцы, в отрывках его стихотворениях, описывается горы, природа, Кавказ, а вы знаете почему?

- Может, кто-нибудь догладывается или есть предположения?

- Впервые Кавказ поразил Михаила Юрьевича еще в детстве. К тому же, на Кавказе Лермонтов впервые ощутил чувство влюбленности. Первая любовь, слившаяся с глубокими впечатлениями от Кавказа, оставила в душе Лермонтова неизгладимые впечатления, отразившиеся на его литературном творчестве.

- Не думая всерьез о литературном поприще, поэт ведет лирический дневник. Пережитые им увлечения становятся материалом для раннего творчества Лермонтова. Лирический дневник юноши – зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью.

- Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина.

- В этом же году поэт публикует  гениальное стихотворение «Бородино» – это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о невозвратимых героических днях. В стихотворении изображена самая гуща боя, показан ратный труд. Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории.

- Возвращаясь на Кавказ в 1841 году, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к печальной дуэли и гибели поэта.

Физкультминутка

Видеоролик

Выполняют физкультминутку

Закрепление

Чтение стихотворения «Горные вершины»

Словарная работа

Тьма – отсутствие света, темнота

Долина – низменность

Мгла – сумрак.

Это произведение – перевод М.Ю.Лермонтова стихотворения немецкого поэта Гёте.

- Прочитайте стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.

- Ваши впечатления от прочитанного.

- Какое настроение возникает от прочитанного?

-Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Что для этого надо?

- Надо понять картину из жизни, рисуемую автором, представить картину, о чем нам хочет сказать поэт.

- Что представили?

- Если это стихотворение, что еще должны почувствовать? (Ритм, рифму)

-Найдите рифмующиеся слова

-Как надо читать это стихотворение? (Медленно)

-Почему?

Прочитайте выразительно.

- Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную могли бы подобрать к стихотворению?

- На слова М.Лермонтова композитор А.Варламов написал романс «Горные вершины». Послушайте этот романс.

- Теперь я предлагаю вам тест по биографии Михаила Юрьевича, за который вы все получите отметки.

Годы жизни М. Ю. Лермонтова?

  1. 1769 – 1844 гг.
  2. 1200-1300 гг.
  3. 1814 – 1841 гг
  4. 1756 – 1835 гг.

М. Ю. Лермонтов –

  1. Писатель
  2. Баснописец
  3. Поэт

Что чаще всего описывает Михаил Юрьевич в своих стихотворения?

  1. Страну
  2. Машины
  3. Пейзажи, Кавказ

Имя и отчество Лермонтова?

  1. Михаил Аркадьевич
  2. Михаил Юрьевич
  3. Иван Андреевич

Сколько лет прожил М. Ю. Лермонтов?

  1. 75
  2. 27
  3. 39
  4. 20

Какое произведение написал М. Ю. Лермонтов?

  1. Ворона и лисица
  2. Золотая рыбка
  3. Горные вершины
  4. Конек-горбунок

- Теперь вы передаете свои тесты вперед на первую парту, за перемену я их проверю и скажу потом отметки.

- Медленно, протяжно, мелодично

- Спокойное, хорошее

- Горные вершины, успокоение

Подведение итогов

- А теперь давайте вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?

Рефлексия.

– Закончите предложения:

•  Сегодня я узнал…

•  Было интересно…

•  Урок дал мне для жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"

Методическая  разработка урока по программе развивающего  обучения  Л.В.Занкова...

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

Презентация к уроку литературного чтения "Обыкновенная биография в необыкновенное время".

Данный материал рассказывает о  личной жизни А.П.Гайдара,  содержит основные  сведения из биографии писателя. Материал предназначен для урока  литературного чтения 4 класса....

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Биография и стихотворение А. Л. Барто «В театре»»

Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Л. Барто  и ее произведений;Планируемые результаты:...