Литературное чтение. Тема: Биография Лермонтова М.Ю.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Литературное чтение. Тема: Биография Лермонтова М.Ю., для 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_biografiya_m._yu._lermontov_3_klass.docx | 245.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭСКИЗ ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Ф.И.О. Шныпко Алёна Сергеевна
Предмет: литературное чтение
Тема: Биография М. Ю. Лермонтов
Класс: 3
Тип урока: Открытие новых знаний.
Технологическая карта изучения темы
Тема | Биография М. Ю. Лермонтов |
Цели | Создать условия для ознакомления с творчеством М. Ю. Лермонтова Образовательные: формировать знаний о биографии М. Ю. Лермонтова, о творчестве М. Ю. Лермонтова.способствовать развитию умений сравнивать басни: находить общие и различные черты, способы воздействия на чувства, мысли читателей, анализировать басни, осуществлять поиск главной мысли; логического мышления, творческого воображения, выразительной речи Развивающая: развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: - ЛичностныеУУД: формирование навыков самооценки своей деятельности; умея высказывать свою позицию; уважительно относиться к взрослым и одноклассникам. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель учебной деятельности с помощью учителя. - Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. - Познавательные УУД: находить ответы на вопросы. |
Планируемый результат | Предметные: Знать: года жизни М. Ю. Лермонтова, знать басни М. Ю. Лермонтова. Уметь: применять знания о И. А. Крылове, уметь выразительно читать басни. Личностные: формирование интереса к учебному процессу, положительное отношение к школе, учителю и одноклассникам. Метапредметные: Регулятивные: научиться принимать результат своих действий, воспринимать оценку своей работы. Познавательные: строить ответы в устной форме. |
Основные понятия | Поэт, драматург |
Межпредметные связи | Русский язык |
Ресурсы (оборудование): - основные - дополнительные | Тсо( Интерактивная доска, компьютер), карточки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока | ||
II. Актуализация | – Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, необычной творческой личности. Но чтобы узнать его фамилию, вам нужно разгадать ребус - Кто уже разгадал? - Правильно, сегодня мы будет говорить о поэте, драматурге Михаиле Юрьевиче Лермонтове. | Формулируют тему и цели урока. Отвечают на вопросы |
Открытие новых знаний | - Михаил Юрьевич родился 15 октября 1814 года, был поэт, прозаик, драматург. - А кто знает, что обозначает прозаик и драматург? - Прозаик – это человек пишущий стихотворения в формате прозы, а драматург – это поэт, которым пишет драматические произведения. - Михаил Юрьевич продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы родился в Москве. Детство его прошло в Тарханах – имении бабушки в Пензенской губернии. Ранняя смерть матери и ссора отца с Е.А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. - Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось рано, в 14 лет. В Тарханах поэт узнал и полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины - а теперь давайте обратим внимания на стихотворения Лермонтова (Выдаются карточки со стихотворения) - первое прочитай, пожалуйста, …. Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. - а второе прочитает нам, … Светает – вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна - Давайте разберем, что описывается в этих стихотворениях - Молодцы, в отрывках его стихотворениях, описывается горы, природа, Кавказ, а вы знаете почему? - Может, кто-нибудь догладывается или есть предположения? - Впервые Кавказ поразил Михаила Юрьевича еще в детстве. К тому же, на Кавказе Лермонтов впервые ощутил чувство влюбленности. Первая любовь, слившаяся с глубокими впечатлениями от Кавказа, оставила в душе Лермонтова неизгладимые впечатления, отразившиеся на его литературном творчестве. - Не думая всерьез о литературном поприще, поэт ведет лирический дневник. Пережитые им увлечения становятся материалом для раннего творчества Лермонтова. Лирический дневник юноши – зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью. - Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1837), откликом на последнюю дуэль Пушкина. - В этом же году поэт публикует гениальное стихотворение «Бородино» – это поэма о бессмертном народном подвиге. И вместе с тем это слово грусти и тоски о невозвратимых героических днях. В стихотворении изображена самая гуща боя, показан ратный труд. Историческое значение «Бородино» состоит в том, что в этом произведении поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле всемирной истории. - Возвращаясь на Кавказ в 1841 году, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к печальной дуэли и гибели поэта. | |
Физкультминутка | Видеоролик | Выполняют физкультминутку |
Закрепление | Чтение стихотворения «Горные вершины» Словарная работа Тьма – отсутствие света, темнота Долина – низменность Мгла – сумрак. Это произведение – перевод М.Ю.Лермонтова стихотворения немецкого поэта Гёте. - Прочитайте стихотворение и подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении. - Ваши впечатления от прочитанного. - Какое настроение возникает от прочитанного? -Что нужно, чтобы прочитать стихотворение выразительно? Что для этого надо? - Надо понять картину из жизни, рисуемую автором, представить картину, о чем нам хочет сказать поэт. - Что представили? - Если это стихотворение, что еще должны почувствовать? (Ритм, рифму) -Найдите рифмующиеся слова -Как надо читать это стихотворение? (Медленно) -Почему? Прочитайте выразительно. - Какую музыку: печальную, грустную, протяжную, торжественную могли бы подобрать к стихотворению? - На слова М.Лермонтова композитор А.Варламов написал романс «Горные вершины». Послушайте этот романс. - Теперь я предлагаю вам тест по биографии Михаила Юрьевича, за который вы все получите отметки. Годы жизни М. Ю. Лермонтова?
М. Ю. Лермонтов –
Что чаще всего описывает Михаил Юрьевич в своих стихотворения?
Имя и отчество Лермонтова?
Сколько лет прожил М. Ю. Лермонтов?
Какое произведение написал М. Ю. Лермонтов?
- Теперь вы передаете свои тесты вперед на первую парту, за перемену я их проверю и скажу потом отметки. | - Медленно, протяжно, мелодично - Спокойное, хорошее - Горные вершины, успокоение |
Подведение итогов | - А теперь давайте вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили? | |
Рефлексия. | – Закончите предложения: • Сегодня я узнал… • Было интересно… • Урок дал мне для жизни… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению "Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Парус"
Методическая разработка урока по программе развивающего обучения Л.В.Занкова...
Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...
Презентация к уроку литературного чтения "Обыкновенная биография в необыкновенное время".
Данный материал рассказывает о личной жизни А.П.Гайдара, содержит основные сведения из биографии писателя. Материал предназначен для урока литературного чтения 4 класса....
Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...
Конспект урока литературного чтения. Тема: «Биография и стихотворение А. Л. Барто «В театре»»
Цель деятельности учителя: -формирование читательской компетенции при ознакомлении с творчеством А.Л. Барто и ее произведений;Планируемые результаты:...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....