Приобщение к системному чтению
консультация по чтению (4 класс)
Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем.
Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_sistemnomu_chteniyu.docx | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение к системному чтению
Найдите на верхней строчке цифру 4. Не раздвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа слева и справа по горизонтали. Если вы хорошо видите цифры 3 и 7, опуститесь на строчку ниже. Если видите числа 10 и 41 неясно, ваше поле зрения равно 4 см. Если же ясно видите крайние цифры справа и слева, опуститесь еще строчкой ниже. И так до тех пор, пока не расплывутся крайние числа справа и слева. Ваше поле зрения определяется показателем по последней строчке ясного видения.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО (ОСОЗНАННОГО) ЧТЕНИЯ.
Для развития сознательного (осмысленного) чтения я использую упражнения, некоторые из которых приведены ниже.
1.Что общего в словах и чем они отличаются? Мел-мель, мал-мял, мыл-мил.
- Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Картофель, свекла, лук, капуста.
- Какое слово лишнее и почему?
Красивый, синий, красный, желтый. Дорога, шоссе, тропинка, путь.
- Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
- Путем перестановки букв составь слово: уклбо, сноас, упкс.
- Составь текст (перестановка предложений).
- Закончи рассказ «Забота о птицах». Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…
Данные упражнения помогают развивать осознанное чтение на уровне слова и предложения. Эти виды работ проводятся, в основном, на уроках чтения в 1 классе, но случается, что это необходимо и во 2 и в 3 классе, и даже в 4 классе.
Далее приведены упражнения, которые я использую для работы над осознанностью чтения во 2-4 классах.
- Необходимо проводить на уроках чтения лексическую работу. Она направлена на обеспечение понимания фактического, элементарного слоя произведения. Но без знания значений отдельных слов невозможно понять и более глубокий смысл, содержащийся в подтексте и главной мысли произведения. Основные способы лексической работы следующие:
- Выявление детьми в тексте непонятных слов, объяснение учениками их значения, если это возможно. Если нет, то необходимо обратить внимание детей на необходимость выяснения значения слово у взрослого (учителя на уроке) или нахождения данного слова в толковом словаре
- Показ предмета, его изображения, демонстрация действия
- Замена непонятного слова синонимом, значение которого известно детям
- Использование антонима
- Развернутое пояснение по типу статьи толкового словаря
- Обращение к составу или этимологии слова
- Понимание смысла слова из контекста.
Для более глубинного понимания текста существует целый ряд заданий.
- Найди в тексте главные слова произведения
- Подумай, какие из следующих пословиц подходят к данному произведению
- Какая мудрая мысль высказана в этом произведении
- рассказ об одном из героев по плану
- постановка самостоятельных вопросов к тексту
- нахождение в тексте необходимых предложений для характеристики героя и т.п.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ.
Для развития беглости чтения я использую следующие упражнения.
- Читай скороговорку три раза. Сначала медленно, второй раз – с обычной скоростью, а третий – как можно быстрее.
У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
- Следующая скороговорка учит управлять своим дыханием. Выучи ее.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки
Раз Егорка
Два Егорка…. Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока его хватит. Посоревнуйся с товарищами, кто сможет дольше посчитать, не делая вдоха.
- Читай долговорку несколько раз, все быстрее и быстрее.
Бесконечные стихи
Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает,
Кто ничего не замечает,
Тот ничего
Не изучает,
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
- Следующее упражнение проводится на фрагменте текста, намеченного для чтения, и служит для перехода к чтению целыми словами. Прочитай целыми словами или плавно по слогам, затем задание звучит так: прочитай целыми словами. Наконец, дается задание: прочитай эту же часть текста как можно быстрее.
- Чтению по догадке обучаю с помощью таких упражнений:
Закончи:
ДЕНЬ РОЖД…
Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день ее рождения …
Взяли накопленные ими деньги и отправились в … Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра…
- Научиться чтению длинных предложений помогают упражнения такого типа:
Читай как можно быстрее.
Однажды мужик пошел в лес.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег.
Однажды мужик пошел в лес дрова рубить, подошел к озеру, сел на берег и нечаянно уронил топор в воду.
- Быстрому чтению на уровне слова обучают следующие упражнения:
Угадай слово.
ДОКТОР
ОБЕЗЬЯНА
ШАРМАНЩИК
- СОСТАВЬ СЛОВА.
БОЛЕЛЬ
ХОДИЛЬ ЩИК
КАТАЛЬ
- Читай правильно, целыми словами.
ВЕРНО – ВЕРНУЛСЯ – ОТВЕРНУЛСЯ
ДИВО – ДИВИТЬСЯ – УДИВИТЬСЯ
ДУМА – ДУМАЕТ – ПОДУМАЕТ
ДЕРЖУ – ДЕРЖАЛ – ВЫДЕРЖАЛ
- Читай сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Ин-те-рес-но – интересно, спра-ши-вать – спрашивать и т.п.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ.
По моему мнению, для того, чтобы учащиеся читали правильно, желательно перед чтением текста предлагать им специальные упражнения, составленные из наиболее трудных слов или предложений, входящих в намеченное для чтения произведение. Вот некоторые из этих упражнений.
- Читай внимательно: Слова различаются одной-двумя буквами. Одно слово взято из текста, другое, похожее предлагается для чтения в паре с ним. Например, предложила – переложила, поглядывал – подглядывал, ногти – когти, отравила – отправила.
- Если есть возможность работы с карандашом, то лучше использовать такой вариант упражнения. Подчеркни буквы, которыми слова отличаются, прочитай правильно.
- «Редактирование» Найди ошибки, исправь, прочитай правильно.
Кто любит пруд – того и люди чтут.
У работящего в руках тело спорится.
Без пруда не вытащишь рыбку из труда.
Кто привык трудиться, тому без мела не сидится.
- Кроме упражнений, формирующих внимание к графическому образу слова, я использую для обучения правильному чтению и другие задания. Например, чтение до первой ошибки. Ученик читает до первой ошибки, дети замечают искажение, поднимают руки, чтобы перечитать слово правильно. Другой ученик продолжает чтение до первой ошибки.
- Орфоэпические задания со словами, входящими в текст, намеченный для чтения. Прочитай правильно: Орел, когти, овечка, поджаренного, спасибо, пожалуйста. Правильно делай ударение: послала.
2.4 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЯ.
Этот навык техники чтения незаслуженно отодвинут на задний план. Очень часто работа над данным видом навыка чтения приводит к типичной ошибке – скандированию художественных текстов. Для искоренения данного вида ошибок я использую следующие упражнения.
Предварительный этап подготовки к выразительному чтению заключается в тщательном анализе произведения, ориентированном на выявление и расшифровку «эмоциональных знаков». Начнем с того, что интонация – это совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием и целями высказывания. Интонация – явление сложное, целостное. Однако, в ней выявляются следующие компоненты: сила голоса, пауза, те6мп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр.
- Чтобы научиться менять силу голоса, я использую следующее упражнение: разбуди человека тихим голосом, затем более громким, громким и, наконец, очень громким голосом.
- Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, в общем фоне, но и выделении наиболее значимых слов. Например, ребенку предлагается определить, какое из первых двух слов необходимо выделить голосом, а также выделить психологическую паузу в последней строчке.
И, шествую важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок.
3. Наряду с логической паузой существует пауза психологическая. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Например, На пороге сидит старуха,
а перед нею …. разбитое корыто.
Ниже приведены еще несколько заданий для развития навыка выразительного чтения.
- Читай предложение, выделяя голосом подчеркнутое слово.
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Ты пойдешь сегодня в театр?
Понаблюдай, как меняется смысл предложения в зависимости от логического ударения.
- Кто больше?
Задача: произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Можно произнести слово радостно, требовательно, умоляюще, печально, испуганно, возмущенно, обиженно, уныло, разочарованно, равнодушно, таинственно, презрительно.
- Театр одного актера.
Задача: рассказать стихотворение, но не так, как обычно, а различными способами: очень громко, шепотом, медленно (со скоростью улитки), быстро (со скоростью пулеметной очереди); как иностранец, плохо владеющий русским языком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формы работы по приобщению детей к чтению"
Приёмы развития у детей интереса к художественной литературе....
Сообщение по обобщению опыта По теме «Приобщение детей к чтению»
Как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играм, просмотрами телепередач и всё реже читают книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы, очевидна, в...
Анкета для родителей Приобщение детей к чтению
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организа...
Доклад «Приобщение детей к чтению с раннего возраста»
У каждого поколения существуют свои проблемы, вопросы, требующие решения. В наше время главным вопросом стал вопрос «Почему дети перестали читать?». Однозначного ответа на это нет, но необ...
Памятка для родителей по приобщению ребенка к чтению
Зачем читать детям книги. Как общаться с книгой. Советы родителям по приобщению детей к чтению....
«Приобщение детей к чтению книг. Советы родителям»
В статье говорится о значении регулярного чтения в развитии детей, а также даны простые, но очень эффективные рекомендации по приобщению детей к этому увлекательному и очень полезному занятию....
«Портфель читателя» как способ приобщения первоклассника к чтению.
Научить детей правильному, беглому, осознаному чтению — одна из задач начального образования. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и ра...