«Портфель читателя» как способ приобщения первоклассника к чтению.
статья по чтению

Бахтиярова Анна Николаевна

Научить детей правильному, беглому, осознаному чтению — одна из задач начального образования. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Портфель читателя» как способ приобщения

первоклассника к чтению.

А. Н. Иванова

Р. Э. Ибрагимова

Г. Стерлитамак, Россия

Научить детей правильному, беглому, осознаному чтению — одна из задач начального образования. Эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.

Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать. Педагоги озабочены проблемой детского чтения. Но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может не состоятся.

Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.

Российская академия образования, совместно с Министерством образования и науки РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проводит международные сравнительные исследования по оценке качества общего образования PIRLS ( Progress in International Reading Literacy Study ) по чтению в четвертых классах. Это международный проект по изучению качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы.

В соответствии с программой исследования изучаются результаты обучения в начальной школе по чтению. Кроме того, проводится анкетирование учащихся, родителей, учителей и администрации школы.

Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих выявить уровень готовности к обучению чтению первоклассников, была включена анкета для учащихся.

В результате можно сказать проведенного анкетирования, что большинство школьников считает, что у них есть трудности с чтением, но когда читают для себя — понимают прочитанное. Так же больше половины школьников считают, что читают медленнее своих одноклассников. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках общего показателя самооценки в чтении каждый его элемент плохо развит: у учащихся возникают трудности в чтении, считают, что читают не так хорошо и медленно.

Первоклассники редко читают для собственного удовольствия; часто читают, когда хотят что — то узнать или читают кому — нибудь дома вслух. Более 60% обсуждают прочитанное дома как минимум раз в неделю.

Можно утверждать, что школьники читают художественную литературу не реже других видов текста. Однако ресурсы анкеты PIRLS не позволяют нам выделить, какую долю художественной литературы они читают в качестве домашнего задания, а какую — по собственному выбору.

Обсуждение того, что школьник читает, положительным образом связано с его отношением к чтению. 62% учеников каждый день читает и обсуждает прочитанное.

Учителя в 1 классе задают читать 1 или 2 раза в неделю. Это способствует приобщению к чтению детей, помогает проявить интерес к книгам, пробудить желание читать и познавать мир с помощью книг.

Таким образом, можно сделать вывод, что общие установки первоклассников к чтению выражены положительно — ученики демонстрируют средние значения в индексе установок учащегося к чтению.

Первоклассники мало читают художественную литературу и журналы. Поскольку не ясно, что из этого объема литературы является их личным выбором, а что можно отнести к школьным обязанностям, то невозможно качественно интерпретировать ответы на этот вопрос.

Общим выводом может служить следующее заключение, что личностное отношение детей к чтению весьма недалеко от радужной картины.

Актуальность и значимость вопроса о формировании навыков чтения позволили определить направление собственного исследования:

  1. Исследование техники чтения у учащихся.
  2. Выявление уровня понимания прочитанного.

Для оценки навыка чтения, считаю, целесообразно использовать дидактические материалы для учащихся первых классов  и пособие для учителей общеобразовательных учреждений, предложенных Т. Г. Галактионовой, С. О. Саввиной, С. Г. Жук. Предлагаемая методика исследования навыка чтения дает достоверные результаты, легка в обработке и помогает получить данные о таких параметрах навыка чтения, как способ, скорость, правильность и понимание прочитанного.

 «Портфель читателя» является самым важным звеном УМК «Учимся успешному чтению». Это комплект дидактических материалов для приобщения к чтению младших школьников. Портфель читателя — это личный документ, который ведается каждому ученику. Заполняется учеником в течении года. Может использоваться и на уроках, и для внеурочной работы, а так же при организации семейного чтения.

Простые диагностические формы помогут определить, насколько продуктивно чтение учащегося. Проблемные вопросы и творческие задания помогут обсудить прочитанную книгу с родителями.

Для эксперимента я взяла тему «Рассказы о животных» В. Бианки. Рассказ, который мы анализировали, называется «Приключения муравьишки».

В ходе эксперимента было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда ученик свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно – познавательные мотивы. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений: упражнения в орфоэпическом произношении  (чистоговорки, скороговорки); упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты); упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения: «игра в прятки», «мнимое слово», чтение за «диктором», синхронное чтение «буксиром», «подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с  книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения: наглядные пособия, демонстрационные картины, книги, иллюстрации, электронные презентации.

Было замечено, что метод «чтения – рассматривания» возбуждает у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).

Итак, процесс формирования навыка чтения будет эффективным, если соблюдать следующие условия: подобрать систему упражнений, которые активизируют внимание школьников, помогают прочитать и понять прочитанное, проводить упражнения, способствующие развитию навыков беглого, осознанного, выразительного чтения.

Библиографический список

  1. Галактионова, Т. Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений  / Т. Г. Галактионова,  Е. И. Казакова,  М. И. Гринева. – М. : Просвещение, 2011. – 88 с.
  2. Галактионова, Т. Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений  / Т. Г. Галактионова,  Е. И. Казакова,  М. И. Гринева. – М. : Просвещение, 2012. – 47 с.
  3. Кузнецова, М. И. Неожиданная победа: российские школьники читают лучше других / М. И. Кузнецова, М. А. Пинская, Ю. А. Тюменева; под ред. И. Д. Фрумина. — М. : Изд. дом Государственного  университета – Высшая школа экономики, 2010. – 284 с.
  4.  http://www.pirls.org/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфель читателя в цветном варианте ( к проекту "Успешное чтение")

Портфель читателя в цветном варианте ( к проекту "Успешное чтение")...

Портфель читателя

Портфель читателя для маленьких любителей чтения. В нем собраны разные творческие  задания. Ребята научатся правильно анализировать произведения, выделять интересное и вместе с героями переживать...

Опыт практической работы «Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения»

Особое внимание в описании опыта работы обращено на молодых матерей, детство которых прошло в 90-е годы XX столетия, когда в силу социальных причин родители не смогли уделять детям должного внимания, ...

Портфель читателя "Успешное чтение"

Учебно-методический комплекс «Хорошее время читать: Портфель читателя» предназначен для педагогического сопровождения детского чтения. Может использоваться при организации самостоятельной ...

"Портфель читателя. Учимся успешному чтению. Начальные классы"

laquo;Портфель читателя». Комплект дидактических материалов для учащихся начальных классов и их родителей, в состав которого входят: списки рекомендованной литературы для свободного чтения с кр...

Портфель читателя.

Говорят, что дети читают всё меньше и меньше. И вовсе не хотят читать. Может быть, мы просто не умеем их заинтересовать или уделяем слишком мало своего времени и внимания такому важ...