Урок в 1 классе "А.С. Пушкин. Отрывок из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". Выразительное чтение отрывка." (с презентацией)
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок с использованием современных ИКТ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_1_klass.pptx | 1.17 МБ |
urok_lit._chteniya_1_klass_a.s._pushkin.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рыбу ловит рыболов. В море весь ушёл улов.
«Александр Сергеевич Пушкин. СКАЗКИ».
6 июня 1799 г.
Мария Алексеевна Ганнибал Арина Родионовна
А.С.Пушкин
СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ
Автор королевич елисей месяц
НАЙДИ РИФМУ река кукушка окошко облака опушка кошка
СОЧИНЯЙ-КА Я открыл своё … . ОПУШКА На окошко села … . ОБЛАКА Смотрит, как течёт … , ОКОШКО А над нею … . КУКУШКА Вдалеке видна … . КОШКА Слышно, как поёт … . РЕКА
Сегодня на уроке я узнал(а) ….. Теперь я умею …. Мне было непонятно …. На уроке мне понравилось …
Я НА УРОКЕ
МОЛОДЦЫ!
Предварительный просмотр:
Тема урока: «А.С. Пушкин. Выразительное чтение отрывка из
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
Цель: создать условия для введения обучающихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- проверить знание детей сказок А.С. Пушкина;
- формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения);
- формировать умение ориентироваться в тексте;
- расширить словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции;
- развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, артистические способности.
Воспитательные:
- прививать любовь к чтению, к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
- развивать позитивную самооценку обучающихся.
Используемые методы и приемы:
- словесный (рассказ, беседа);
- наглядный (демонстрация, иллюстрация);
- практический (упражнения, работа с книгой);
- репродуктивный; исследовательский.
Оборудование:
- учебник «Азбука. Ч. 2. 1 класс» В.Г. Горецкий. М. «Просвещение – 2016 г. ;
- «Толковый словарь русского языка.» С.И. Ожегов. М. «АЗЪ» - 1996 г.;
- интерактивная доска, проектор, ноутбук;
- электронная презентация «Урок в 1 классе»;
- музыкальный клип из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
- выставка книг А.С. Пушкина;
- выставка рисунков обучающихся по произведениям А.С. Пушкина;
- слоговые таблицы;
- карточки с заданиями для групп;
- реквизиты для сценки.
I. Организационный момент.
(слайд 1)
- Дети, к нам сегодня в гости пришли педагоги из других школ и детских садов нашего города. (Дети поворачиваются к гостям.)
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости снова
Захотели к нам прийти!
II. Развитие речевого аппарата.
- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:
Выгнул спинку он дугой,
Замяукал. Кто такой?
Потянулся сладко,
Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2)
Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».
Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.
- Внимание, вторая загадка: (слайд 3)
В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт. (Рыба).
В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4)
(Читает скороговорку один ученик).
1)Читаем хором скороговорку медленно и тихо.
2) Медленно и громко.
3)Быстро и громко.
Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.
Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.
- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дуплах орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)
- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание: прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).
III. Актуализация знаний.
- Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. (слайд 6)
- Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.
Задание для групп первого и второго рядов.
- Задание будем выполнять по группам: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая. (Группы получают задания, обсуждают. Определяют, кто будет отвечать.
Если дети одной группы затрудняются в ответе, другой ряд имеет право подсказать.)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица…»
«Сказка о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он…»
«Сказка о золотом петушке»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка о Царе Салтане…»
- Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
IV. Постановка целей и определение темы урока.
- Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)
(слайд 7)
V. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией писателя.
- Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.
Рассказ ученицы.
- Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. (слайд 8) В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. (слайд 9) На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 10) Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.
2. Работа по учебнику «Азбука».
- Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один ученик.)
- Как вы думаете, почему Александра Сергеевича в нашем учебнике называют славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)
- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.
Некоторые из них представлены на нашей выставке. (Выставка книг).
- Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?
-Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку. Угадайте, кто это?
VI. Подвижная физминутка «Золотая рыбка». (слайд 11)
- Кто помог провести физминутку?
VII. Работа по теме урока (продолжение). (слайд 12)
1. Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Прочитаем отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.
- Из какой сказки отрывок? Как вы догадались? (слайд 13)
- Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их красным карандашом.
- Какие вам встретились необычные для современной речи слова?
- Что поможет нам в этой работе? (Словарь С. И.Ожегова.)
Лексическая работа.
С мольбой погнался – с просьбой
Позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.
Ступай – иди.
- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.
Чтение по ролям.
- Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)
- Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц). (слайд 14)
- Как жених величает месяц?
- Что вы скажите об их культуре общения? (вежливы, уважительны, учтивы)
- Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).
-Как прочитаем ответ месяца? (С грустью, с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).
- Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.
Чтение отрывка по ролям в парах.
- I вариант – читает слова Елисея, II – вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)
- Прочитаем выразительно по ролям отрывок. Я читаю слова автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.
- Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?
2. Сценка из «Сказки о мертвой царевне…»
-Ребята подготовили еще один отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и сейчас его нам покажут. Звучит музыка. (слайд 15)
- Чем закончилась сказка? (слайд 16)
- И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто сначала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмачил.
3. Рифма.
- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.
- В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)
- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)
- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?
- Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?
(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом словаре.)
Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.
Например: ночка – дочка, гайка – чайка.
- Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.
Игра с картинками « Найди рифму» (слайд 17)
- А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.
кошка - окошко
река - облака
опушка – кукушка
- Совершенно верно. А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении. (слайд 18)
Я открыл своё … окошко.
На окошко села … кошка.
Смотрит, как течёт … река,
А над нею … облака.
Вдалеке видна … опушка.
Слышно, как поёт … кукушка.
-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.
VIII. Итог урока (рефлексия)
(слайд 19)
Продолжите: Сегодня на уроке я узнал(а) …..
Теперь я умею ….
Мне было непонятно ….
На уроке мне понравилось …
Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик. (слайд 20)
(слайд 21)
- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.
- Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Этот урок литературного чтения я проводила во втором классе на городском уровне и получила много лестных отзывов. Данный урок сопровожден интерактивной мультимедийной презентацией. Итог подводитс...
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...
урок литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
урок разработан с учетом ФГОС...
Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Цели и задачи урока:• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;• раскрыть...
Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" ( 4 класс)
Знаменитая пушкинская "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" - история прекрасной царевны и ее злой мачехи - завистливой Царицы, которая решила извести красавицу-падчерицу ...
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....
Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)
Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)...