Урок в 1 классе "А.С. Пушкин. Отрывок из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях". Выразительное чтение отрывка." (с презентацией)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Бушенкова Татьяна Васильевна

Урок с использованием современных  ИКТ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1_klass.pptx1.17 МБ
Файл urok_lit._chteniya_1_klass_a.s._pushkin.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ Бушенкова Т.В., учитель начальных классов, ГОУ ТО « Ефремовская начальная школа»

Слайд 4

Рыбу ловит рыболов. В море весь ушёл улов.

Слайд 7

«Александр Сергеевич Пушкин. СКАЗКИ».

Слайд 8

6 июня 1799 г.

Слайд 9

Мария Алексеевна Ганнибал Арина Родионовна

Слайд 12

А.С.Пушкин

Слайд 13

СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ

Слайд 14

Автор королевич елисей месяц

Слайд 17

НАЙДИ РИФМУ река кукушка окошко облака опушка кошка

Слайд 18

СОЧИНЯЙ-КА Я открыл своё … . ОПУШКА На окошко села … . ОБЛАКА Смотрит, как течёт … , ОКОШКО А над нею … . КУКУШКА Вдалеке видна … . КОШКА Слышно, как поёт … . РЕКА

Слайд 19

Сегодня на уроке я узнал(а) ….. Теперь я умею …. Мне было непонятно …. На уроке мне понравилось …

Слайд 20

Я НА УРОКЕ

Слайд 21

МОЛОДЦЫ!



Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.С. Пушкин.  Выразительное чтение отрывка из

 «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

Цель:  создать условия для введения обучающихся в творчество русского классика А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • проверить знание детей сказок А.С. Пушкина;
  • формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения);
  • формировать умение ориентироваться в тексте;
  • расширить словарный запас детей.

Развивающие:

  • развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции;
  • развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, артистические способности.

Воспитательные:

  • прививать любовь к чтению,  к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;
  • формировать коммуникативные навыки работы в группах, в парах;
  • развивать позитивную самооценку обучающихся.

Используемые методы и приемы:

  • словесный (рассказ, беседа);
  • наглядный (демонстрация, иллюстрация);
  • практический (упражнения,  работа с книгой);
  • репродуктивный; исследовательский.

Оборудование:

  • учебник «Азбука. Ч. 2. 1 класс» В.Г. Горецкий. М. «Просвещение – 2016  г. ;
  •  «Толковый словарь русского языка.» С.И.  Ожегов. М. «АЗЪ» - 1996 г.;
  •  интерактивная доска, проектор, ноутбук;
  •  электронная презентация «Урок в 1 классе»;
  •  музыкальный клип из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»;
  •  выставка книг А.С. Пушкина;
  •  выставка  рисунков обучающихся по произведениям А.С. Пушкина;
  •  слоговые таблицы;
  • карточки с заданиями для групп;
  • реквизиты для сценки.

I. Организационный момент.

(слайд 1) 

- Дети, к нам сегодня в гости пришли педагоги  из других школ и детских садов  нашего города. (Дети поворачиваются к гостям.)

Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.

 Молодцы, ребята.     (Дети садятся на свои места.)

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости снова

Захотели  к нам прийти!

II. Развитие речевого аппарата.

- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Потянулся сладко,

Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2)

Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».

Глубоко вдохнуть носом и  выдохнуть  воздух порциями, будто фыркая.

- Внимание, вторая загадка: (слайд 3)

В воде она живёт,

Нет клюва, а  клюёт. (Рыба).

В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4)

(Читает скороговорку один ученик).

1)Читаем  хором скороговорку медленно и тихо.

2) Медленно и громко.

3)Быстро и громко.

Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.

Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.

- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дуплах орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)

- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить такое задание:  прочитать цепочку слогов: читаем по столбикам, по строчкам, «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним).

III. Актуализация знаний.  

- Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. (слайд 6)

- Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать.

Задание для  групп первого и второго  рядов.

- Задание будем выполнять по группам: 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая. (Группы получают задания, обсуждают. Определяют, кто будет отвечать.

Если дети одной группы затрудняются в ответе, другой ряд имеет право подсказать.) 

 «Три девицы под окном
 Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

  Говорит одна девица…»    

                                                   «Сказка о Царе Салтане…»

«Я ль, скажи мне  всех милее,
 Всех румяней и белее?»
 Что же зеркальце в ответ?»                                 

                                         «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Старик отправился к морю

 (Почернело синее море).

 Стал он кликать золотую рыбку…»                                                                 

                                                                «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Идёт Балда покрякивает,

   А поп, завидя Балду, вскакивает,

   За попадью прячется…»        

                                        «Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он…»

«Сказка о золотом петушке»

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

                                                   «Сказка о Царе Салтане…»

-  Кто написал эти произведения? (А.С.Пушкин)  

IV. Постановка целей и определение темы урока.

-  Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться  с творчеством великого русского писателя  А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)

(слайд 7)

V. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией писателя.

- Для вас ученица нашего класса подготовила рассказ о жизни А.С. Пушкина.

Рассказ ученицы.

- Родился А.С.Пушкин  6 июня  1799 года  в Москве, в дворянской семье. (слайд 8) В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.  (слайд 9) На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 10)  Всё свободное время поэт  посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.

2. Работа по учебнику «Азбука».

- Ребята, откроем наш учебник на странице 92 и прочитаем, что написано о А.С. Пушкине там. (Читает один  ученик.)

- Как вы думаете, почему  Александра Сергеевича  в нашем учебнике называют  славой и гордостью нашей Родины? (Ответы детей)

- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых.

Некоторые из них представлены на нашей выставке. (Выставка книг).

- Назовите, какие произведения вы читали сами или вам читали родители, воспитатели?

-Один из самых любимых персонажей сказок А.С. Пушкина проведет вместе с вами физминутку. Угадайте, кто это?

VI.  Подвижная физминутка «Золотая рыбка». (слайд 11)

- Кто помог провести физминутку?

VII. Работа по теме урока (продолжение). (слайд 12)

1. Работа над отрывком из произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Прочитаем отрывок, а затем вы скажете из какой он сказки.

- Из какой сказки отрывок? Как вы догадались? (слайд 13)

- Прочитаем еще раз и найдем трудные по значению слова. Подчеркните их красным карандашом.

- Какие вам встретились необычные для современной речи  слова?

- Что поможет нам в этой работе? (Словарь  С. И.Ожегова.)

 Лексическая работа.  

С мольбой погнался – с просьбой

Позолоченный рожок – в виде полукруга

Светлоокий – тот, у кого светлые глаза

Обычай – традиция

Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.

На стороже я стою

Только в очередь мою. – следит внимательно, сторожит.

Ступай – иди.

- Это устаревшие слова, в нашей речи теперь они не употребляются или употребляются очень редко.

Чтение по ролям.

- Сейчас еще раз прочитаем отрывок, и вы подумаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать его по ролям. (Самостоятельное чтение.)

- Назовите персонажей отрывка. (автор, жених, месяц). (слайд 14)

- Как жених величает месяц?

- Что вы скажите об их культуре общения?  (вежливы, уважительны, учтивы)

- Как нужно читать обращение жениха к месяцу? (С мольбой, с просьбой, напевно, плавно).

-Как прочитаем ответ месяца?  (С грустью,  с сожалением, в конце подбадривает жениха, дает надежду).

- Найдем в тексте и прочитаем слова Елисея, Месяца.

Чтение отрывка по ролям в парах.

-  I вариант – читает слова Елисея, II – вариант – слова месяца. (Выразительное чтение отрывка в парах.)

- Прочитаем выразительно  по ролям отрывок.  Я читаю слова  автора, одна пара читает слова Елисея и Месяца.

- Оцените чтение учеников. Как они прочитали отрывок?

2. Сценка из «Сказки о мертвой царевне…»

-Ребята подготовили еще один  отрывок  из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» и сейчас его нам покажут.  Звучит музыка. (слайд 15)

- Чем закончилась сказка? (слайд 16)

- И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто сначала мира

Не видал такого пира;

Я там был, мед, пиво пил,

Да усы лишь обмачил.

3. Рифма.

- Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

- В чём особенность сказок А.С.Пушкина?  (написаны в стихах)

- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)

- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

- Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?

(Один ученик уточнил значение слова рифма в толковом словаре.)

Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.

Например:  ночка – дочка,  гайка – чайка.

- Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.

Игра с картинками « Найди рифму»    (слайд 17) 

- А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют  рифму.

кошка - окошко

река - облака

опушка – кукушка

- Совершенно верно.  А вот и следующая игра «Сочиняй – ка».  Закончите каждую строчку в стихотворении.  (слайд 18) 

Я открыл своё … окошко.

На окошко села … кошка.

Смотрит,  как течёт … река,

А над нею …  облака.

Вдалеке видна … опушка.

Слышно,  как поёт … кукушка.

-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.

VIII.  Итог урока (рефлексия)

(слайд 19) 

Продолжите:        Сегодня на уроке я узнал(а) …..

                              Теперь я умею ….

                              Мне было непонятно ….    

                             На уроке мне понравилось …

Оцените свою работу на уроке. Возьмите месяц и нарисуйте ему ротик. (слайд 20) 

(слайд 21) 

- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок. Подарите свой месяц нашим гостям.

- Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Этот урок литературного чтения я проводила во втором классе на городском уровне и получила много лестных отзывов. Данный урок сопровожден интерактивной мультимедийной презентацией. Итог подводитс...

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Цели и задачи урока:• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;• раскрыть...

Технологическая карта по литературному чтению на тему А.С. Пушкин " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" ( 4 класс)

Знаменитая пушкинская "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" -  история прекрасной царевны и ее злой мачехи - завистливой Царицы, которая решила извести красавицу-падчерицу ...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)

Тест по литературному чтению. 2 класс. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. (тест 1)...