А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Этот урок литературного чтения я проводила во втором классе на городском уровне и получила много лестных отзывов. Данный урок сопровожден интерактивной мультимедийной презентацией. Итог подводится при помощи многоуровнего интерактивного теста. Каждый ученик оценивает свою работу в конце урока (определение своего уровня методом "листочки на дереве").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.rar | 10.4 КБ |
osnovnoy_razdel.rar | 2.75 МБ |
prorabotka_nazvaniya.rar | 1.31 МБ |
Pushkin_Testy.rar | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Цель урока: воспитание культуры речи, культуры слушания, культуры высказывания, культуры эмоций.
Задачи:
1.Формировать навык выразительного чтения.
2.Развивать мышление, воображение.
3.Воспитывать в учащихся толерантность, коммуникативность.
4.Расширить кругозор, словарный запас учащегося.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация деятельности учащихся: просмотр презентации.
3.Создание проблемной ситуации: формулирование детьми темы урока.
4.Анализ и работа с текстом сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
-жанровая принадлежность;
-характеристика героев сказки;
-восстановление деформированного плана.
5.Рефлексия.
6.Итог урока.
Ожидаемый результат:
1.Осмысленное восприятие произведения.
2.Мотивация к познанию культуры и традиций русского народа.
3.Мотивация к чтению литературных произведений.
4.Хорошее настроение обучающихся.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент (1мин.)
-Здравствуйте, ребята. У нас в классе сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и начнем работать.
2.Постановка темы урока (2 мин.)
-На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомиться с творчеством известного русского поэта, сказку которого вы читали дома. Давайте посмотрим на доску.
Презентация (1,5 мин.)
-Итак, этого известного русского поэта зовут А.С. Пушкин, а произведение называется «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3.Проработка названия сказки (5 мин.)
Презентация. После показа:
-Дети, всем известно, что в компьютерах живут вирусы: добрые и злые. Добрые - нам помогают, а злые – устраивают мелкие пакости. Вот и у нас злые вирусы похитили некоторые буквы, и теперь вам нужно самим их вставить, но чтобы буквы опять не пропали, необходимо обязательно объяснить, почему именно эта буква должна стоять в данном месте.
Далее объяснение лексического значения слова «богатырь» (переход к объяснению вытекает из последнего слова в названии: почему «богатырь», как объяснить? Давайте посмотрим в словаре).
-Вот как объясняет лексическое значение слова «богатырь» в своем словаре Сергей Иванович Ожегов: (показ на ИД).
«Богатырь» - человек очень большой силы, стойкости, отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
-Дети, хочу вам сказать, что толковых словарей существует много. Школьники чаще всего работают со словарем Ожегова, по которому мы только что выяснили значение слова «богатырь». А первый русский словарь создал Владимир Иванович Даль, давайте узнаем, как он объяснил значение слова «богатырь» (показ на ИД).
-«Богатырь» - человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.
-Так вот, давайте сравним эти два значения слова «богатырь». Схожи они по смыслу. Выводы.
-Дети, а в каких произведениях встречается слово «богатырь». (показ на ИД)
(уточнить сказка – вымысел, былина – было на самом деле.)
4.Доказательство жанровой принадлежности произведения (5 мин.)
-Ребята, скажите, произведение с которым мы работаем сегодня на уроке, к какому жанру относится? Доказательства детей через текст. (Показ на ИД).
5.Проработка образов героев сказки (8 мин.)
Переход: доказали, что сказка, волшебные герои.
-Дети, назовите мне, пожалуйста, героев сказки.
Выявить главных героев: царевна, царица, Елисей.
Описание в тексте.
Характер героев.
-Ребята, давайте подумаем, каких двух главных героев автор противопоставляет, т.е. где один играет положительную роль, а другой – отрицательную.
-А теперь сравним качества царевны и царицы. (показ на ИД)
Сделать вывод и дать определение, что в сказке царевна – добро, а царица – зло.
ФИЗМИНУТКА (1,5 2 мин.)
6.Испытания в сказке двум положительным героям царевне и Елисею (6 мин.)
-В любой сказке – счастливый конец: добро побеждает зло. Но зло коварно и его так просто не победить, поэтому в сказках положительным героям нужно пройти множество испытаний. Так вот, кому из главных героев в нашей сказке выпали испытания?
Дети говорят, какие, доказательства через текст.
-В произведении солнце, месяц, ветер – сказочные персонажи. А вот в нашей реальной жизни солнце это что?
Вопросы про солнце, месяц, ветер: какая это природа, явления природы и т.д.
7.Восстановление деформированного плана сказки (3 мин.)
Переход: рассказали о героях сказки, дали характеристику, поговорили о выпавших испытаниях главным героям.
-Давайте попробуем рассказать хронологию событий, посмотрите на доску. Ой, опять вирусы все испортили. Посмотрите, они перепутали нам весь план сказки. Что ж, опять придется все исправлять. (показ на ИД).
8.Выбор пословицы, которая выражает главную мысль сказки (2,5-3 мин.)
(показ на ИД).
9.Итоговый тест на три уровня (8 мин.)
(показ на ИД)
-Дети, мы на уроке много говорили и рассказывали об испытаниях, которые прошли главные герои. А так как вы главные герои сегодняшнего урока, а я, как автор, тоже приготовила вам испытания, но в виде тестов. Я надеюсь, что вы с ними так же успешно справитесь, как Елисей преодолел все свои.
10.Итог урока (2 мин.)
- Почему люди разных возрастов любят читать сказки?
- После прочитанной сказки всегда остается хорошее настроение. И сейчас каждый из вас определит свое настроение от работы на уроке.
Объяснение работы. Итог.
-Все ваши листочки тянутся к солнышку, а вы – к знаниям.
Читая Пушкина, мы видим
Картины милой старины,
И перед взором возникают
Виденья, сказочные сны.
Чтоб не грустить в пору ненастья,
Чтобы не слышать ветра стон,
В мир сказок Пушкин возвращался,
Которым был всегда пленен.
Конечно, Пушкин беспределен,
Неиссякаем, как родник.
Но завершить нам выступленье
Граница времени велит.
Подписи к слайдам:
СКАЗКА О МЁРТВОЙ
ЦАРЕВНЕ И
О СЕМИ БОГАТЫРЯХ
БОГАТЫРЬ – ЧЕЛОВЕК ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ СИЛЫ, СТОЙКОСТИ И ОТВАГИ. ГЕРОЙ РУССКИХ БЫЛИН, СОВЕРШАЮЩИЙ ВОИНСКИЕ ПОДВИГИ.
ИЗ СЛОВАРЯ ОЖЕГОВА
Богатырь – человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.
Из словаря Даля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занимательные задания к произведению А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Зашифрованный герой» (7), Впиши пропущенные слов из текста сказки, Объясни значение слов....
Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Цель урока: Проследить черты сходства и отличия «Сказки о мертвой царевне и о семи ...
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
А.С.Пушкин...
Конспект по модулю "Слушание". 3 класс. А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
Конспект уроока по модулю "Слушание",так же можно использовать на литературное чтение. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". УМК "Начальная школа 21...
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»
laquo;Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Особенность литературной сказки»...
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
урок литературного чтения...