Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Пухтеева Юлия Александровна

Цели и задачи урока:

• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;

• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

• раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;

• совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. А.С. Пушкин.

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Цели и задачи урока:

 рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;

 формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;

 раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;

 совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.

Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Приветствие.

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина.  Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, и тогда урок покажется вам увлекательным.

-Когда мы читаем волшебную сказку, то попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, а какими признаками отличается волшебная сказка? (ответы детей 1. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д. 2. В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья и т.д. 3. В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных и т.д. 4. Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова)

- Молодцы, все эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.

2. Целеполагание.

- Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки.

 (сл №2) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

(сл №3)

3. Актуализация знаний учащихся.

- Вспомните, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке.

- В каком произведении мы можем это прочувствовать? Зачитайте.

(сл №4)

- Верно, именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки!»

- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)

(Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )

 (сл №5-10)

- Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Вспомните их:

  1. “Сказка о рыбаке и рыбке”
  2. “Сказка о мертвой царевне…”
  3. “Сказка о попе и работнике его Балде”
  4. “Сказка о царе Салтане…”
  5. “Сказка о золотом петушке”

(сл №11)

- Сегодня мы проанализируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.

4. Введение нового материала.

- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм.

(сл №12)

- С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.

Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло.

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино.

В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.

(сл №13)

- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.

Лексическая работа:

  • Инда очи разболелись – глаза разболелись
  • Сочельник – вечер накануне Рождества
  • Перст – палец
  • Девичник – вечеринка.

(сл №14) Слушание сказки.

- Ребята, вы сейчас прослушайте сказку, внимательно слушаете, т. к. нужно будет отвечать на вопросы.

Беседа о прочитанном.

- С какими героями сказки вы познакомились?

- Какое время года описывается в данной части?

- Сколько месяцев ждала царица своего царя?

- Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.

5. Физминутка

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

6. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.

- Найдите в тексте и прочитайте описание царицы.

- Что было дано ей в приданое?

- Какое свойство имело зеркало?

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

- Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

- Какое приданое приготовил царь своей дочери?

- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

- Как повела себя царица с зеркалом?

- О каком качестве царицы этот поступок говорит?

- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

Инсценировка разговора царицы с зеркальцем.

- Что замышляет царица?

Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей…

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

-Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая)

- А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая)

7. Итог:        

- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина.

В школьной библиотеке вы найдёте очень много интересных произведений А. С. Пушкина.

8. Домашнее задание:

  • Подготовить выразительное чтение сказки с. 70-75.
  • Про инсценировать сцену с зеркалом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...

Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Урок литературного чтения в 4 классе с элементами духовно-нравственного воспитания....

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин  "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...

Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин- Сказка о мертвой царевне 1 класс

Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушинк- Сказки..." разработанны в рамках УМК "Школа России"...

Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».

Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....