Урок литературного чтения. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
методическая разработка по чтению (4 класс)
Цели и задачи урока:
• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;
• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
• раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;
• совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.
Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. А.С. Пушкин.
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Цели и задачи урока:
• рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой;
• формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
• раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки;
• совершенствовать умение анализировать средства создания образа-персонажа в художественном произведении.
Методические приёмы: творческое чтение, работа у доски, работа с учебником, с таблицей
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Приветствие.
- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я приглашаю вас в волшебную страну литературной сказки А.С.Пушкина. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну сказок, узнаем много нового и интересного. Будьте внимательны, и тогда урок покажется вам увлекательным.
-Когда мы читаем волшебную сказку, то попадаем в удивительный мир. Давайте вспомним, а какими признаками отличается волшебная сказка? (ответы детей 1. В ней есть сказочное место действия: тридевятое царство, подводное царство и т.д. 2. В ней есть фантастические персонажи: леший, колдунья и т.д. 3. В волшебной сказке случаются превращения: герои оживают, превращаются в предметы, животных и т.д. 4. Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова)
- Молодцы, все эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.
2. Целеполагание.
- Сегодня узнаем много нового и интересного. По дороге в сказку мы должны отметить художественные особенности литературной сказки; увидеть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой и, конечно же, осознать нравственную красоту и силу героев сказки.
(сл №2) РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
(сл №3)
3. Актуализация знаний учащихся.
- Вспомните, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке.
- В каком произведении мы можем это прочувствовать? Зачитайте.
(сл №4)
- Верно, именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки!»
- Ребята, я неоднократно повторила слово «сказка», а напомните мне, пожалуйста, что такое сказка? (ответы учащихся)
(Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. )
(сл №5-10)
- Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Вспомните их:
- “Сказка о рыбаке и рыбке”
- “Сказка о мертвой царевне…”
- “Сказка о попе и работнике его Балде”
- “Сказка о царе Салтане…”
- “Сказка о золотом петушке”
(сл №11)
- Сегодня мы проанализируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, произведения его становятся нам всё ближе и дороже.
4. Введение нового материала.
- Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм.
(сл №12)
- С самого раннего детства А. С. Пушкин проникся глубоким уважением и любовью к произведениям устного народного творчества: сказкам, песням, пословицам, поговоркам. С увлечением и радостью слушал он сказки, которые рассказывала Арина Родионовна — няня поэта.
Великолепные пушкинские сказки появились в 30-е годы. В них, как и во многих других пушкинских произведениях, звучат горечь и грусть, насмешка и протест, добро и зло.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдино.
В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха, королевича Елисея.
(сл №13)
- При чтении сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих устаревших слов.
Лексическая работа:
- Инда очи разболелись – глаза разболелись
- Сочельник – вечер накануне Рождества
- Перст – палец
- Девичник – вечеринка.
(сл №14) Слушание сказки.
- Ребята, вы сейчас прослушайте сказку, внимательно слушаете, т. к. нужно будет отвечать на вопросы.
Беседа о прочитанном.
- С какими героями сказки вы познакомились?
- Какое время года описывается в данной части?
- Сколько месяцев ждала царица своего царя?
- Какое чудо произошло накануне Рождества?
- Когда воротился царь-отец?
- Что произошло с царицей?
- Через сколько времени царь женился на другой?
_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.
- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.
5. Физминутка
Физкультминутка
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
6. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.
- Найдите в тексте и прочитайте описание царицы.
- Что было дано ей в приданое?
- Какое свойство имело зеркало?
- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.
- Какой была молодая царица?
- Как звали её жениха?
- Какое приданое приготовил царь своей дочери?
- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?
- Как повела себя царица с зеркалом?
- О каком качестве царицы этот поступок говорит?
- Зависть – это положительное или отрицательное чувство?
Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.
Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.
Инсценировка разговора царицы с зеркальцем.
- Что замышляет царица?
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей…
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
-Ребята, если так поступает царица, то что мы можем о ней сказать, какими качествами наделяет е автор? (злая, жестокая)
- А какой нарисована царевна? (молодая, красивая, добрая)
7. Итог:
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
- Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина.
В школьной библиотеке вы найдёте очень много интересных произведений А. С. Пушкина.
8. Домашнее задание:
- Подготовить выразительное чтение сказки с. 70-75.
- Про инсценировать сцену с зеркалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок совершенствования и углубления знаний и умений. Литературное чтение.3 класс.«Волшебство в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Закрепление знаний обучающихся о волшебных и авторских сказках, совершенствование умений работать с текстом произведения, узнать, в чем заключается сила и красота волшебного мира сказок А.С. Пушкина...
Урок литературного чтения в 4 классе "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
Урок литературного чтения в 4 классе с элементами духовно-нравственного воспитания....
урок литературного чтения А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
урок разработан с учетом ФГОС...
Презентация к уроку литературного чтения "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Материал к уроку....
Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Презентация к уроку литературного чтения А. С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"...
Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин- Сказка о мертвой царевне 1 класс
Конспект урока литературного чтения "А.С.Пушинк- Сказки..." разработанны в рамках УМК "Школа России"...
Проект урока литературного чтения по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки».
Разработка урока по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки»....