Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Беспалова Ярослава Валентиновна

М.Зощенко "Ёлка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План - конспект урока23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: М. Зощенко «Ёлка»

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новым произведением;
  • отрабатывать навык выразительного чтения.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение  к другим, ответственное отношение к своим поступкам.

Ход урока

I. Организационный момент

III. Проверка домашнего задания (5 мин.) (Слайд 3)

1. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку и прочитать выразительно.

IV. Подготовка к первичному восприятию (Слайды 4, 5, 6)

1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)

Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии  Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя.  Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения.  Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей.

Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте  64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.

2. Словарно-лексическая работа (Слайд 7)

  • Золотушный ребенок – больной ребенок
  • Длинновязая – высокая
  • Пастилка  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара
  • Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение

V. Первичное восприятие текста (Слайд 8)

Текст рассказа читает знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский (прослушивание текста – 7 мин.)

VI. Проверка первичного восприятия

Вопросы для обсуждения:

1. Как мама готовится к приходу гостей?
2. Как ведут себя гости?
3. Почему мама из гостеприимной хозяйки превратилась в грубую и сердитую?
4. Как бы мог пройти этот новогодний праздник, если бы Леля и Минька вели себя иначе?
5. Как ведет себя папа?
6. Кто больше виноват Леля или Минька?
7. Миньке исполнилось 5 лет. Как вы думаете, а рассказ этот М.Зощенко адресовал пятилетним детям? Почему он пишет для детей более старшего возраста? Что они должны понять?
8. Общая тема наших занятий «Тепло родного очага».
9. Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
10. Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких

VII. Повторное восприятие (Слайд 10)

1. Сопоставление двух главных героев Лели и Миньки:

Выборочное чтение.

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

2. Работа по группам.

1 группа (Эля, Толик, Карина, Рада, Гена)

Самостоятельная работа ответить на вопросы:

  1. Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет…. (Разбойником)
  2. Как хотела наказать мама Лёлю? (Поставить в угол носом)
  3. Какую пословицу использует одна из приглашённых мам? (C вами водиться, что в крапиву садиться!)
  4. Что произошло с фарфоровой куклой? (У нее отломили ручку)
  5. Что хотела мама подарить Миньке? (Паровозик)
  6. Чему удивилась мама? (Что мы остались одни)

2 группа (Слайды 11–16)

Выборочное чтение.

К рисунку на слайде найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.60
  • 2 рисунок – стр.60
  • 3 рисунок – стр.62
  • 4 рисунок – стр.62
  • 5 рисунок – стр.63
  • 6 рисунок – стр.64

Проверка 1 группы

– Давайте проверим, как вы ответили на вопросы.

Физминутка (Упражнение для глаз)

(Слайд 17)

3. Выяснение главного смысла рассказа

– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.(Слайд 18)

– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?

– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?

Работа с пословицами:

  1. На что и клад, если в семье лад.
  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко: (Слайд 19)

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)

VII. Домашнее задание

  1. Приготовить пересказ от лица Миньки.
  2. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

VIII. Рефлексия

(Слайд 20) 

Самооценивание

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...