Урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка (3 класс)

Коваленко Лариса Вениаминовна

Тема: Времен связующая нить. (Басня Эзопа «Ворон и Лисица», басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Тема: Времен связующая нить. (Басня Эзопа «Ворон и Лисица», басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»)

Цель: исследование басни как жанра литературы.

Задачи: 1) Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

2) Методом сравнения определить отличие басни от сказки о  животных.

3) Развивать умение самостоятельно работать с текстом, сопоставлять произведения разных авторов, делать выводы.

4) Формировать верные нравственные представления.

Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint.

ХОД УРОКА

Содержание урока

Комментарии о реализации требований нового ФГОС

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока. Слайд № 1  «Времен связующая нить».

     Ребята, перед вами Баба-Яга – член международного совета консультантов. Откуда пришла Баба-Яга? (Из сказки.)

Жанром  какого творчества является сказка? (Устного народного творчества.)

Какие виды сказок вы знаете?(Волшебные, о животных, бытовые.)

     В руке у Бабы-Яги клубок, но это не просто смотанная шариком нить. Это клубок проблем и вопросов, которые нам предстоит распутать на уроке. Сегодня нас ждет знакомство с творчеством двух великих писателей. Это – Эзоп, живший в 6 веке до н.э. и Иван Андреевич Крылов (1768 – 1844 гг.). Определите их место на ленте времени.

(Дети показывают на ленте времени. На слайде появляются стрелки.)

           Из сказки я возьму клубок,

         Чтоб верный путь найти он нам помог.

         Двух авторов сравним творенья.

         И связь времен мы установим без сомненья.

( На слайде в руке у Бабы-Яги появляется клубок, нить от которого тянется к портретам Эзопа и Крылова.)   

Использование    средств ИКТ  для решения познавательных задач.

Использование знаково-символических средств представления информации.

III. Работа по теме урока.

        Два писателя, жившие в разные периоды истории человечества, (Эзоп – Древний мир, Крылов – новое время) неразрывно связаны нитью времени, потому что оба они – баснописцы. Кто такой баснописец? (Писатель, сочиняющий басни.)

  1. Вопрос для исследования.  Слайд № 2 «Внимание, настоящий исследователь!»                           

       Внимание, вопрос для настоящего исследователя: что такое басня? А где искать ответ на этот вопрос? Конечно, в басне.

2.Чтение басни Эзопа «Ворон и лисица» учителем (Стр. 61 учебника).

        Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».

Понравилась ли вам басня?

3.Чтение басни учащимися.

На что похожа басня? ( На сказку.)

Какой вид сказки? ( Сказка о животных.)

Сказка о животных – жанр более древний, чем басня. Сегодня мы выясним, чем сказка о животных отличается от басни.

Сравните размеры басни. Какая она? (Басня короткая.)

На слайде появляется таблица, которая в ходе беседы постепенно заполняется.

 Что напоминает вам в басне поведение животных и их взаимоотношения? (Поведение людей.)

Какого испытания не выдержал Ворон? (Испытания лестью. Ворон любит славу, похвалу.)

Что такое лесть? (Ответы детей.)

Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.

На уроке происходит

овладение учащимися навыками смыслового чтения прозаических и поэтических текстов басенного    жанра.

4.Лексическая работа.

Лесть – это неискреннее, лицемерное, угодливое восхваление.

Т.е. Эзоп в басне высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Этот прием, ребята, называется иносказанием. Значит басня – это какой рассказ? ( Иносказательный.)

Литературоведы называют иносказание специальным термином – аллегория.

Получив кусок мяса, что делает лисица? (Лисица поучает Ворона.)

Прочитайте слова Лисицы. («Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать».)

Но поучает в басне не только Лиса, но и автор. Обратимся к кентавру Хирону (в конце учебника раздел «Музей», с. 155) и прочитаем, как басню завершил сам Эзоп. (Басня уместна против человека неразумного.)

Что заключается в этих строчках? (Вывод: Хвала уму – бесценному качеству, которое требуется, чтобы быть первым, уважаемым, чтобы твое мнение ценилось.)

Т.е. автор учит своего читателя, значит басня еще и какой рассказ? (Поучительный.)

Поучение – это главный вывод басни. Поучение  в басне называется моралью.

Знакомство с литературоведческими понятиями.

5. Обобщение по таблице. Слад № 4 «Басня – это…»

Чем басня отличается от сказки о животных?

Чуть позже, ребята, мы вернемся к этой таблице и дополним ее.

6. Краткий рассказ о писателях. Слайд № 5 «Времен связующая нить»

        Эзопа считают создателем басни как самостоятельного жанра литературы. Жил Эзоп в Древней Греции, был рабом. Достоверных сведений о его жизни почти не сохранилось. Существует легенда о золотой чаше, украденной из храма и подброшенной Эзопу. Так решили отомстить Эзопу его современники, видевшие в героях его басен свои пороки: жадность, зависть, глупость, хвастовство, тщеславие. За преступление, которое он не совершал, Эзоп был казнен.

        И.А.Крылов родился в Москве. Читать и писать его научила мама. Будущему писателю не пришлось учиться в гимназии. В 11 лет он потерял отца, и мальчику пришлось идти работать писцом. Всю жизнь писатель занимался самообразованием и стал одним из самых образованнейших людей своего времени: знал 3 языка (французский,  немецкий, итальянский), учил греческий, прекрасно рисовал и играл на скрипке. Начинал Крылов как переводчик басен, а потом уже стал их сочинять сам. Свою первую басню поэт написал в 37 лет. Всего им создано более 200 басен.

         Нить времени соединила Эзопа и Крылова, потому что оба они баснописцы. Но что же еще связывает этих писателей? Ответ на этот вопрос  мы снова найдем в басне.

7. Прослушивание басни Крылова «Ворона и Лисица».

8. Чтение басни учащимися (стр. 66 учебника).

Что заметили? (Сюжет одинаковый.)

Вам уже приходилось читать басню с похожим сюжетом, но другого автора? (Басня Эзопа.)

В двух баснях есть сходство, но есть и различия, которые мы сейчас будем искать.

Освоение учащимися способов решения проблем поискового характера.

9. Сравнительный анализ басен. Слайд № 7 «Настоящий исследователь, сравним басни?»

В ходе сравнительного анализа заполняется таблица.

Каким языком написаны басни? (Проза, стихи.)

Какие отличия в деталях? (Ворон и Ворона, кусок мяса, кусочек сыра.)

Сравним  композиции двух басен. Что идет в начале сюжет или мораль? (У Эзопа сюжет, а потом мораль. У Крылова мораль, а потом сюжет.)

Сравним характеры героев басен. Какой Ворон и  какая Ворона?

(Ворон и Ворона глупые.)

Какие в баснях Лисицы? ( Лисица Эзопа хитрая и мудрая. Лисица Крылова – хитрая.)

Скажите, а мораль у басен одинаковая? (Мораль разная.)

Слайд № 8 «Настоящий исследователь, проверь себя?»

У Эзопа

У Крылова

Проза

Ворон

Кусок мяса

Сюжет – мораль

Лисица хитрая и мудрая

Мораль: вредна глупость

Стихи (поэзия)

Ворона

Кусочек сыра

Мораль – сюжет

Лисица хитрая

Мораль: вредна лесть.

Итак, ребята, Эзопа и Крылова связывают и одинаковые сюжеты басен. Как вы думаете, почему? ( Крылов начинал как переводчик басен. Использовал сюжеты басен Эзопа. )

На какой жанр устного народного творчества опирался в своем творчестве Эзоп? ( На сказку о животных.)

Формируются умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев

10. Работа по слайду № 9 «Сюжет или мораль?  Подумай, что ценнее в басне?» 

Сколько частей в басне? (Две части.)

В басне 2 части: основная часть, назовем ее сюжетная, берет начало из сказки о животных. Вторая часть – мораль.

А какая часть вам больше нравится? (Основная)

     Басня была не только жанром письменной  литературы, но и передавалась устно. Как вы думаете, какая часть лучше сохранялась, запоминалась? (Сюжет.)

Какую часть интереснее читать? (Сюжет басни, потому что это короткая  сказка о животных.)

На данном этапе формируется понимание литературы как явления мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

     Мораль – это нравоучение. Не все люди любят слушать нравоучения. Скажите, а почему у Эзопа и Крылова в басне с одинаковым сюжетом мораль разная? (Ответы-предположения детей.)

     Формулировки нравоучений менялись со временем, приспосабливались ко времени, становились более актуальными и современными. Авторы жили в разные исторические эпохи, в разных обществах. Даже социальное положение писателей было разным: Эзоп – раб, а Крылов – сын военного. Возможно, Эзопу встречалось больше глупых людей, которые видели в нем не писателя, а раба, А во времена Крылова в обществе, наверное, было много лицемерных, неискренних людей. Сравнивая сюжетную часть басни и мораль, любой читатель отдаст предпочтение занимательной части басни, но жанр басни обязывает автора делать в конце поучительный вывод. На мой взгляд, в умении формулировать мораль басни Крылов превзошел своего «учителя» Эзопа. Талант, мастерство Крылова-баснописца в том, что строчки морали из многих его басен прекрасно живут сами по себе, отдельно от его басен. Т.е. мораль, как будто «улетела» из басен в разговорную речь. Многие строки Крылова стали «крылатыми словами», почти пословицами. Например: «Когда в товарищах согласья нет,//На лад их дело не пойдет», «А Васька слушает, да ест», «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».

Отвечая на данный вопрос, дети учатся признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь  и излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.

11. Игра « Найди пару».  Слайд № 10 «Найди пару»

     Сейчас мы поиграем в игру. Представьте на минутку, что вы баснописцы, которым надо сочинить басню на заданную тему. Вам надо подобрать пословицу, которую можно использовать для формулирования морали басни. Составьте пары мораль - тема. 

МОРАЛЬ

ТЕМА

Проголодаешься, так достать хлеба догадаешься.

Без ума голова, что фонарь без свечи.

Лесть без зубов, а с костьми съест.

В ком добра нет, в том и правды мало.

На языке мед, а под языком лед.

Об уме и глупости.

О льстецах и лицемерах.

Об осмотрительности и осторожности.

О находчивости, догадке, смекалке.

О добре и зле.

( Дети находят пары. На слайде появляются стрелки-соединения.)

IV. Физкультурная минутка.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! (Поиграть на дудочке.)

Сидит ворон на дубу. (Присесть, привстать, помахать руками.)

Он играет во трубу, Во серебряную. (Поиграть на дудочке.)

Укрепление физического здоровья учащихся.

V. Обобщение по теме. 1.Слайд № 11 «Басня – это…»

В начале урока я обещала вернуться к этому слайду. Настало время его дополнить. 

Басня – это краткий, иносказательный  (аллегория), поучительный (мораль) рассказ или стихотворение.

2.Занимательная минута. Слайд № 12 «Кроссворд для самых внимательных читателей»

1.Ласковое обращение.

2.Ласковое обращение.

3.Близкая родственница.

4.Предсказательница.

5.Первый, лучший среди остальных или правитель государства.

Найди и обведи ключевое слово кроссворда.

3

4

1

2

5

 

   

Дети обводят ключевое слово кроссворда и «превращают» кроссворд в ворону.

        Мы попытались нарисовать ворону. А сейчас я приглашаю вас в картинную галерею. Посмотрим на героев басни в изображении художника и скульптора. Слайд № 14 «Картинная галерея»

Рассматривание иллюстрации В.Серова «Ворона и Лисица» и фотографии скульптурного изображения героев басни в городе Сочи.

3. Кроссворд. Слайд № 15  «Подведем итоги».

1. Поучительный вывод басни – это…

2. Аллегория – это …

3. Героями басен чаще всего бывают …

4. Басни Эзопа – это проза, а басни Крылова – это…

 

 

 

 

 

б

 

 

м

о

р

а

л

ь

 

 

и

н

о

с

к

а

з

а

н

и

е

ж

и

в

о

т

н

ы

е

п

о

э

з

и

я

VI. Итог урока.

Слайд № 16.

     Нить нашего клубка протянулась от Бабы-Яги, персонажа устного народного творчества, к баснописцу Эзопу, поскольку басня возникла из жанра устного народного творчества – сказки о животных. От баснописца Эзопа нить протянулась к баснописцу Крылову, т.к. он в своем творчестве опирался на басни Эзопа. Куда же дальше протянется нить? (Нить можно протянуть к другим баснописцам, на творчество которых большое влияние оказало творчество И.А.Крылова.)

Правильно. А нить нашего клубка от баснописца Крылова вернулась к Бабе-Яге, т.е. в устное народное творчество. А почему? (Многие строчки его басен  стали «крылатыми», почти пословицами.) 

Так нить времени на нашем уроке связала творчество великих баснописцев с устным народным творчеством. Значит, где истоки художественной литературы? (В устном народном творчестве.)         

Слайд № 16 «Двойная в басне польза»

Закончить наш урок  хочется стихами древнеримского баснописца Федра: 

          Двойная в басне польза – возбуждает смех

И учит жить разумными советами.

А если упрекнут меня за то, что здесь

Не только звери, а и деревья речь ведут,

Пусть вспомнят: это все – смешной лишь вымысел.

Формирование  понимания литературы как явления мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

VII. Домашнее задание.

Выучить басню И.А.Крылова наизусть. Нарисовать иллюстрацию к басне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...