Рабочая программа по чтению, 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Республика Бурятия
Прибайкальский район
МОУ «Коменская средняя общеобразовательная школа»
Принято: Утверждаю
Педагогическим советом школы Директор Коменской СОШ
№ от_________20 г____ ___________Баторова Г.А.
Рабочая программа
По учебному курсу «Литературное чтение»
3 класс
На 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Арефьева Алёна Ивановна
учитель начальных классов
c. Кома
2018 г
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. УМК «Школа России», Москва «Просвещение» 2012;
примерной программы федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства.
Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ. Данный предмет входит в образовательную область «Филология».
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
На уроках чтения решаются как общие с массовой школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения.
Литература является разделом предмета «Русский язык». Литература в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы и формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей чтению и пониманию прочитанного.
Основные требования
Обучающиеся получат возможность научится:
- фамилии трёх-четырёх (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
- наизусть 8-10 стихотворений.
- читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту;
- владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности чтения;
- осознанно читать про себя;
- определять смысл события и поступков героев, выражая своё отношение к ним;
- устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
- пересказывать прочитанное подробно и сжато;
- сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст, сказку на основе прочитанного;
- самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком;
- самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.
- Тестовые задания.
Учитывая, что дети испытывают трудности в понимании смысла произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно понимают средства художественной выразительности, необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.
Обучающихся специально надо готовить к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описываемых в текстах. Надо детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с читаемым. Поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий.
Ожидаемые результаты обучения:
- правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами, соотнесение интонации с содержанием читаемого текста
- добиваться темпа чтения незнакомого текста до 70 слов в минуту;
- самостоятельно придумывать заглавия, выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
- самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль, составлять простой план (из вопросов, из предложений текста).
Национально-региональный компонент дает возможность изучения родного края, его истории, природы, жизни наших современников через литературу, в частности, произведений местных авторов. Например, стихи и произведения поэтов и писателей, посвящённых не только родной природе, а также матерям, отцам, героям ВОВ. Литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане.
Курс «Литературное чтение» рассчитан на 136 ч., 4 часа в неделю
Общая характеристика курса.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Основное содержание предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика.
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Содержание тем учебного курса
Устное народное творчество
Вводный инструктаж по ТБ. Рукописные книги Древней Руси. Русские народные песни, небылицы, докучные сказки. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Рус. нар. Сказка Иван-царевич и серый волк. Сивка-бурка. Контрольное чтение. Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Добрыня Никитич. Былины. Добрыня и змей. Былины. Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Былины.
Страницы русской классики
Обобщение изученного Ф. Тютчев «Весенняя гроза» А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь…» А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…», «Звонче жаворонка…» А. Майков «Весна», «Колыбельная песня», «Летний дождь» А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», «За весной, красой…» А. Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний вечер» А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Контрольное чтение. А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане» Обобщение.
И. Крылов. «Мартышка и очки». «Ворона и Лисица» М. Лермонтов «Утёс», «Осень», «Два великана»
Любимые детские писатели
Л. Толстой. «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» А. Куприн. « Слон»
Страницы русской классики
И. Никитин. «Полно, степь моя…», «Утро», «Встреча зимы» А.Плещеев «Весна», «Мой садик» И.Суриков. «Детство» И.Суриков. «Зима» С.Дрожжин «В крестьянской семье» С.Дрожжин «Деревня». Обобщение.
Литературные сказки
В. Одоевский. «Мороз Иванович» В. Одоевский. «Мороз Иванович» В. Одоевский. «Мороз Иванович» Контрольное чтение Обобщающий урок «Литературные сказки»
Любимые детские писатели
М. Горький. «Случай с Евсейкой» К. Паустовский. «Растрёпанный Воробей» В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик» В. Медведев. «Как воробьишка придумал голосами меняться» А. И. Куприн «Слон» (повторение)
Страницы русской классики
Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка» А. Блок «Ветхая избушка», «Сны» С. Есенин «Черёмуха»
Любимые детские писатели
М. Пришвин. «Моя Родина» И. Соколов-Микитов. «Листопадничек» В. Белов. «Малька провинилась» В. Белов. «Ещё про Мальку» В. Бианки. «Мышонок Пик» Б. Житков. «Про обезьянку» В. Дуров. «Наша Жучка» В. Астафьев. «Капалуха» В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» Обобщение. Контрольное чтение. Обобщение «Люби живое»
Страницы русской классики
С. Маршак. «Голос в лесу» «Гроза днём» А. Барто. «Разлука» «В театре» С. Михалков. «Если» «Рисунок»
Е. Благинина. «Кукушка» «Котёнок» Произведения Г. Остера Роман Сеф. «Весёлые стихи» Обобщающий урок.
Любимые детские писатели
Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» А. Платонов. « Цветок на земле» А. Платонов. «Ещё мама» В. Распутин. «Мама куда-то ушла» М. Зощенко. «Золотые слова» М. Зощенко. «Великие путешественники» Н. Носов. «Федина задача» Н. Носов. «Телефон» Обобщение изученного материала
Зарубежная литература
Мифы и легенды Древней Греции. Рождение героя. Храбрый Персей. Братья Гримм. «Принц-Лягушонок, или Генрих Железное сердце» Ш. Перро. «Рикки с хохолком» Х.К. Андерсен. «Гадкий утёнок» Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Техника чтения
Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.
Критерии оценки по технике чтения в III классе
отметки класс | «5» | «4» | «3» | «2» | ||||
I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | I полугодие | II полугодие | |
III | не менее 60 слов | не менее 75 слов | не менее 55 слов | не менее 70 слов | не менее 50 слов | не менее 65 слов | не менее 35 слов | не менее 50 слов |
Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:
- в третьем классе – 1/3 страницы.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
- во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
- полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
- самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
- знает и читает наизусть стихотворение.
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
- темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
- делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
- составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
- самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
- читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
- во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
- передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др. помощью наводящих вопросов учителя;
- воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он:
- читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
- пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
- не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
- при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Чтение наизусть
Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
- Правильная постановка логического ударения
- Соблюдение пауз
- Правильный выбор темпа
- Соблюдение нужной интонации
- Безошибочное чтение
Оценка "5" – выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования
Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
- Своевременно начинать читать свои слова
- Подбирать правильную интонацию
- Читать безошибочно
- Читать выразительно
Оценка "5" – выполнены все требования
Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на
вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов |
Самое великое чудо на свете | 5 |
Устное народное творчество | 14 |
Поэтическая тетрадь 1 | 11 |
Великие русские писатели | 24 |
Поэтическая тетрадь 2 | 5 |
Литературные сказки | 9 |
Были – небылицы | 10 |
Поэтическая тетрадь 1 | 6 |
Люби живое | 16 |
Поэтическая тетрадь 2 | 8 |
Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 |
По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» | 8 |
Зарубежная литература | 8 |
Итого | 136ч |
Требования к обучающимся в третьем классе.
К концу 3-го класса учащиеся имеют возможность научиться:
- осознанному, правильному, выразительному чтение подготовительных текстов; темп чтения вслух – 65-75 слов/ мин, про себя – на 15-20 слов больше;
- умению самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- умению самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делению текста на части, составление простого плана;
- самостоятельное формулирование главной мысли текста;
- нахождению в тексте материала для характеристики героя;
- подробному и выборочному пересказу текста;
- составление рассказа – характеристики героя;
- составление устных и письменных описаний;
- умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось, как написано, и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, сказки по определенным признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений;
- ставить вопросы к прочитанному;
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Литературное чтение
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |||
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 3 класса
| |||
Печатные пособия | |||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению, в том числе и в цифровой форме. Толковый словарь по русскому языку Ожегова С.И. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме) Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты писателей и поэтов. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. | Д Д Ф – Д Д | ||
Технические средства обучения | |||
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. | Д Д Д Д | ||
Экранно-звуковые пособия. | |||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению. | Д Д | ||
Оборудование класса | |||
Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | К Д Д |
Использованная литература:
- Сборник Рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2013
- «Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2013
- КИМы. Литературное чтение: 3 класс. Сост. С.В. Кутявина – М.: ВАКО, 2014
- . Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение»,
5.Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2010 г.
6. Технология достижения планируемых результатов освоения начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир». Раздел 2. Проверочные и учебно-методические материалы М: Просвещение, 2010 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение
Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3
Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...