Роль чтения в общем развитии по системе Л.В. Занкова
методическая разработка по чтению

Коваленко Лариса Вениаминовна

Из опыта работы с проблемной группой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме Роль чтения в общем развитии учащихся по системе ЛВ Занкова

Выступление с сообщением по теме:

«Роль чтения в общем развитии по системе Л.В. Занкова

(из опыта работы)

По плану работы проблемной группы

«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Автор: Коваленко Лариса Вениаминовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Маоу сош №19

г.Улан-Удэ

2015 год

Пути, средства и условия, повышающие роль чтения

в общем развитии учащихся.

Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения всегдаволновал меня, как учителя начальных классов. И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении нескольких выпусков, можно поделиться своим опытом.

Помогает атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами. А как им хочется быть на уроке в роли учителя (при этом автор добивается от учащихся доброжелательного тона по отношению к одноклассникам, присутствия постоянного сопереживания между ними).

«Можно я попробую», - часто приходится слышать на уроке, и дети пробуют, читают, обсуждают, стараются интонацией голоса выразить настроение автора.

Или: звучит музыка П. Чайковского «Времена года» (апрель); на фоне этой мелодии дети слушают стихотворение В. Жуковского «Жаворонок», затем читают его про себя готовятся к выразительному чтению. А когда ученик прочитал очень глухо, тяжело строчки «Я здесь пою приход весны …», ребята посоветовали читать звонко, голосисто, легко и радостно. В конце урока учащиеся послушали романс М. Глинки «Жаворонок».

Когда дети с интересом читают, появляется беглость и осмысленность чтения, повышается успеваемость по другим предметам.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский когда исследовал причины задержки психического развития детей правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Эксперименты, проводимые в последнее время, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начального до высшей школы.

С чем приходится часто встречаться в школе? Наблюдая за выполнением домашнего задания, нетрудно заметить, что многие учащиеся делят задания на главные и второстепенные. Выполнение упражнений по русскому языку, решение примеров и задач по математике они считают главными и выполняют их в первую очередь ежедневно. А остальные - второстепенными. И, к сожалению, некоторые родители со своей стороны не уделяют внимания чтению рассказа, статьи и т.д.

На родительских собраниях стараюсь убедить родителей в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых ступенях громкого чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.

Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важно призвать родителей быть во время таких чтений предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребенку.

На родительском собрании заводятся дневники чтения. Берётся полтетради и разлиновывается по графам. Дневник чтения заводится, когда идет работа над последней частью букваря. Дневник заполняется дома родителями. Ежедневно на дом задается прочитать самостоятельно несколько строк, затем полстраницы и целую страницу. Какой текст читать – из журнала, из книги, родители и дети вбирают сами. Повышается ответственность ребенка. Без подписи родителей оценка не ставится. Родители должны хвалить ребенка за чтение, да так, чтобы ему хотелось читать. Если дети перевыполняют заданное, учитель ставит «5» и пишет «Молодец!». Эта оценка даёт ребенку радость успеха. А родители поддерживают эту радость дома.

Создается атмосфера заинтересованности в учении. Дети, которые прилично считают, начинают записываться в библиотеки: в школьную, в городские, посещают читальные залы сначала с учителем, затем с родителями и самостоятельно. Остальным тоже хочется скорее записаться в библиотеку, но они понимают, что отстают в технике чтения.

Это очень стимулирует детей, чтобы догнать сверстников. На уроках дети читают вслух тексты, отрывки из стихотворений, зачитывают наиболее смешные, понравившиеся места в тексте. Всё это подталкивает слабочитающих детей к совершенствованию. Опрос начинается со слабых детей, каждый ребенок в классе должен говорить. Нужна доверительная атмосфера, вера в каждого ученика, особое педагогическое доверие. Детские обиды не забываются.

В нашем классе висит стенд, на котором отражены успехи детей по чтению.

Каждый месяц проверяется техника чтения учащихся. Это представлено на стенде. Есть рубрика «Молодцы!», где печатаются фамилии и имена детей, которые выполнили и перевыполнили годовую норму чтения. Например, во втором классе дети к концу года должны читать 60-70 слов в минуту. В конце I полугодия 2011-2012 учебного года дети показали результат 82,3 слова в минуту.

Особое место в общем развитии детей занимают наблюдения и экскурсии. С первого класса дети приучаются наблюдениям по дороге в школу. Что интересного заметили, идя в школу? А дети замечают красивую зарю, снегопад, гололёд, первые проталины, ручьи, звонкие голоса птиц весной. Во время любого урока проводятся миговые экскурсии (утренняя заря, хлопья снега, ворона на заборе). Экскурсия на целый урок – весенние проталины, первоцветы. А потом сочинение об увиденном. Детям очень нравится быть в роли автора.

Большое внимание уделяется анализу сочинений: вместе с детьми ищут удачные работы, работают над стилем предложений, в каждом сочинении подмечают удачные выражения, слова.

Перед написанием сочинения не делается предварительного обсуждения, не дается плана. Поэтому сочинения получаются сугубо индивидуальными, творческими. Они требуют напряжённой работы.

В детстве каждый ребенок поэт. Поэта в душе побуждает человеческое чувство прекрасного. Первое знакомство с рифмой начинается в первом классе. Сначала рифмы находят в стихах поэтов. А потом начинается проба пера. Еще К. Чуковский утверждал: «В начале детства мы все стихотворцы и лишь потом постепенно научаемся говорить прозой».

В классе выпускается газета со стихами учащихся по временам года: «Осенняя пора», «Зимушка», «Весна – красна».

Конечно, большинство детей не станут поэтами, но все они будут профессиональными читателями, истинными ценителями поэтического слова. Уже сейчас они чувствуют текст, сознательно воспринимают ритм, рифму, систему образных средств, невольно сопоставляют истинные поэтические образы со своим детским опытом.

Дети очень любят, когда им читает учитель. Когда у них появляется свободная минутка, они просят почитать им вслух. Зная, что книга должна быть веселой, интересной, забавной, что соответствует природе младшего школьника, ему жизнерадостному восприятию мира, я читаю рассказы Н. Носова, В. Драгунского, повесть Э. Успенского: «Дядя Фёдор, пёс и кот», повесть Л. Давыдычева и др.

Приобщить детей к искусству можно только средствами самого искусства. Развивать художественный вкус, интерес к чтению можно только в процессе чтения подлинно художественных произведений.

В классах, работающих по системе Л.В. Занкова, интересно проходят уроки окружающего мира. Игры, кроссворды, задания способствуют пониманию и усвоению материала. Дети совершают экскурсии в прошлое и будущее, пишут сочинения и делают зарисовки. Дети копаются в словарях, справочниках, энциклопедиях. Это развивает в них любознательность, учат азбуке общения, умению работать сообща. При обсуждении темы на уроке высказываются все желающие, не повторяя уже сказанное другими. Каждый вносит свою лепту в общую копилку. Спорят. Доказывают. Не делается никаких упрёков при неправильных суждений. Ребенок не боится ошибиться. Он чувствует себя свободно. Учитель направляет этот процесс незаметно. В необходимых случаях даёт новую информацию.

Конечно, не всё получается у меня гладко, хотя 21 год работаю по этой системе. Опыт показывает, что детям необходимо давать больше простора для фантазии, творчества и самостоятельности. Я иначе стала относиться к своим ученикам, стала более терпеливой и терпимой. Позволяю своим детям свободно высказывать свои мысли и суждения.

Именно с ориентацией на более высокое общее развитие детей предусматривается проведение различных мероприятий вне учебного времени в школе и за её пределами: кружки, праздники, посещение театров, выставок, музеев, экскурсии, прогулки и т.д.

Таким образом, ребенок входит в мир исследователей. У него повышается познавательный интерес к чтению, реализуются способности и таланты.



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова

« Интерес к учению есть только там,

 где есть вдохновение, рождающееся от успеха . . .»

                                               В.А.Сухомлинский

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечается, что развитие личности – смысл и цель современного образования. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества.

Таким образом, приоритетами признаны идеалы развивающего обучения. И для их реализации необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая система, каковой и является дидактическая система Л.В. Занкова, которая с 1995 года стала одной из трех государственных образовательных систем и направлена на реализацию личностно - ориентированного подхода в развивающей модели начальной школы.

Личностно - ориентированное обучение предполагает  такое обучение, в котором на уроке на первом месте не предметное знание, не деятельность преподавания, а ученик, который это знание осваивает, его деятельность по овладению знанием.

Личностно-ориентированное  обучение  успешно реализуются в следующих направлениях деятельности педагога:

1) гуманизация отношений учителя и учащихся;

 2) гуманитаризации содержания образования;

3) учёта потребности учащихся;

4) усиления самооценки учащимися.

Эти    условия для обучения и развития детей,  создает система, разработанная крупнейшим специалистом в области психологии и педагогики академиком Леонидом Владимировичем Занковым (1901 -1977).

 В последние годы, значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. В школе используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться.

Меня волновал вопрос: как можно учить детей  без принуждения, как развить у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как делать учение радостным. Такие задачи решаются в дидактической системе Л.В. Занкова.

      Вопрос о том, как построить обучение, чтобы у детей  было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в большей степени развитию познавательной, творческой и эмоционально-волевой сферы, волновал меня всегда. Анализируя разные педагогические технологии, я пришла к выводу, что мне наиболее близки идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова, главной задачей которой является общее развитие ребёнка, т.е. развитие интеллекта, воли, чувств учащегося как надёжная основа усвоения знаний, умений и навыков.

      В процессе обучения, направленного на общее развитие, складываются и определяются мотивы деятельности и духовные, потребности школьников, без чего не мыслится общее развитие личности.

Система обучения Л.В. Занкова - это целостная, научно обоснованная система, все части которой взаимосвязаны и взаимодействуют. Развитие достигается на основе реализации всего комплекса составляющих ee компонентов, определяющих и образующих процесс обучения, - целей и задач обучения, вновь выдвинутых принципов, направленных на общее развитие школьников, богатства содержания и особенностей методов обучения, с помощью которых реализуются принципы, а также особой атмосферы обучения, организационных форм и учета результативности.   Регулирующую и направляющую роль в системе играют дидактические  принципы, сформулированные Л.В. Занковым:

- обучение на высоком уровне трудности,

- изучение материала быстрым темпом,

- ведущая роль теоретических знаний,

- осознание процесса учения,

- работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых и самых сильных.

Остановлюсь подробнее на раскрытии содержательной стороны дидактических принципов, так как именно при соблюдении этих принципов отводится большое место  работе в группах, коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры.

    Решение данной задачи уже заложено в содержание УМК системы Л.В.Занкова:  на моих уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые уважительные отношения детей друг к другу; ученики раскованы, свободны, спокойны. На уроках разрешается  задавать вопросы и высказываться, при этом большое внимание уделяю формированию культуры общения между учащимися.   Уважение к слову, мнению ребёнка – типичная черта педагогической системы Л.В.Занкова.

      Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.

       Принцип более высокого уровня трудности в обучении предусматривает прежде всего,  организацию такой коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению той задачи, с которой каждый ребенок в отдельности не может справиться самостоятельно, но которую он в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. 

  Исследование показало, что если процесс овладения знаниями идет у школьников без преодоления трудностей, т.е. без какого-то напряжения духовных сил, по накатанной дороге, то развитие детей идет медленно и вяло. И наоборот, преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, а определенных, доступных ребенку, таких, которые лежат в зоне его ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, укрепляет веру в свои силы. Мера трудности может снижаться в зависимости от возможностей каждого ученика, вплоть до прямой помощи ученику. Но изначально каждый школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает коллективную и индивидуальную активность поисковой деятельности.

Приведу пример, как данный принцип реализуется на одном из  моих уроков  математики в 3 классе:  при нахождении площади многоугольника, учащиеся уже умеют вычислять площадь прямоугольника, предлагаю рассмотреть многоугольник, выполнить необходимые измерения и найти площадь данной фигуры. Приведенное задание вызывает у детей некоторое недоумение. Работая в группах, дети предлагают различные способы решения учебной задачи, опираясь на имеющиеся знания: разбить многоугольники на несколько прямоугольников, достроить многоугольник до прямоугольника. Учащиеся под моим руководством пробуют каждый из предложенных способов, выбирают наиболее удобный способ нахождения площади данного многоугольника. Задача решена, благодаря общему сотрудничеству!

Принцип обучения на высоком уровне трудности неразрывно связан с другими, в частности с принципом ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не означает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов. Это было бы нагрузкой на память, и увеличило бы трудность учения. Этот принцип предполагает, что ученики при выполнении упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы, самостоятельно формулируют правила. Реализуя этот принцип,  при изучении однокоренных слов на уроке русского языка во 2 классе,  учащиеся находят в предложении «Лесник шёл в лесу по лесной тропинке»  слова, имеющие одинаковый корень. Выясняют, что они близки по смыслу, делают вывод об однокоренных словах и только после этого знакомятся с правилом, которое гласит, что слова, которые имеют одинаковый корень и близки по смыслу, называются однокоренными. Реализация данного принципа основывается на системно-деятельностном подходе, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Следующий принцип системы Л.В.Занкова -  быстрый темп изучения материала,  вовсе не означает, что учитель спешит как можно больше сделать на уроке. Принцип быстрого прохождения учебного материала обретает свое полное звучание в принципе осознания школьниками процесса учения. Принцип осознания процесса учения обращен как бы внутрь на осознание самим учеником протекания у него процесса познания: что он до этого знал, а что нового ему еще открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении. Допустим, при изучении темы «Сложение трёхзначных чисел»,  детям можно предложить просто выполнить вычислительные действия, а можно повести детей другим путём - помочь осознать, что они знали о сложении двухзначных чисел, и что нового им открылось при сложении трехзначных чисел.        И здесь я придерживаюсь очень важного правила: не  жалеть времени, чтобы внимательно выслушать каждого ребенка.

      Высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В.Занкова подтверждает принцип систематической работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, требования постоянной заботы об их психическом и физическом здоровье.

Следуя этому принципу, я непременно каждому ребенку создаю условия для того, чтобы он, исходя из своего личного опыта, и творческих способностей мог систематически вести наблюдения, делиться своими первыми «открытиями», анализировать явления; систематизировать учебный материал. Наблюдая за выполнением учащимися действий, их настроением и здоровьем, я получаю возможность ориентироваться в индивидуальных возможностях каждого ученика и в его продвижении в общем психическом и физическом развитии.

Важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов является особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям.

Необходимо помнить, что эти принципы действуют только в комплексе, в целой системе обучения, направленной на общее развитие. Заимствование отдельных принципов системы и перенесение их в другую систему неэффективны и могут привести к обратному результату.

В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчеркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Именно поэтому акцент на поисковой деятельности, на самостоятельном добывании знаний так важен при обучении младших школьников. Репродуктивное обучение не соответствует их психофизиологическим особенностям. Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии (противоречия). Они возникают, когда ученик или сталкивается с недостатком (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы, или оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п., или сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

В таких учебных ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через самостоятельный или коллективный поиск к ее разрешению (с оказанием в случае необходимости помощи – стимулирующей, направляющей или обучающей).

Выполняя требования ФГОС НОО, опираясь на дидактические принципы и методические свойства системы Л.В.Занкова, организую учебную деятельность так, чтобы мои ученики становились  активными созидателями учебного процесса: ученикам предоставляется возможность почувствовать себя в роли учителя, консультанта, организатора и др.

Новые требования к организации учебного процесса, предполагают существенное изменение форм и методов работы на уроке. В силу своих возрастных особенностей,  младшие школьники стремятся к открытиям, к познанию нового, неизвестного. Поэтому, на  уроках  я организую исследовательско-поисковую работу. Моим ученикам нравится открывать закономерности, делать выводы на основе своих наблюдений. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребёнок не только           приобретает       новые знания, но и     осваивает механизмы их самостоятельного получения. В целом поисковая, самостоятельная деятельность вызывают у детей эмоцию удивления и, как следствие, положительную мотивацию.

Кроме этого, нужно отметить, что собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребёнка, но и развивать его познавательные способности. Об уровне  развития которых можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребёнка в сторону повышения  степени  самостоятельности и конкурентоспособности, более высокого уровня самоорганизации  творчества.

С этой целью в классе систематически организуются исследовательские работы, где учащиеся могут наиболее полно проявить свои навыки и умения в этом направлении:

- индивидуальные исследования по выявлению и воссозданию своей родословной «Мое генеалогическое древо», «Рождение пуговицы», «Такой знакомый и незнакомый мир вещей» и др.

-коллективное исследование «Числа в устном народном творчестве», «Мой город», «Профессии родителей», «Продукты, которые вредят здоровью» и др.

        Ежегодно мои ученики  принимают активное  участие в работе школьной научно-практической конференции «Хочу все знать», где успешно представляют  (занимают 1-2 места) собственные  исследовательские работы и творческие проекты. Здесь им предоставляется возможность  продемонстрировать не только  свои исследовательские и творческие навыки, но и конкурентоспособность.

Обучение по системе Л.В. Занкова, на мой  взгляд, в полной мере реализует те принципы, которые выдвинуты в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Оно позволяет получить иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой, информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. Важно и то, что одним из основных показателей системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. Мои  дети спокойны и уверены в себе, они не испытывают на уроках чувства страха. Без сомнения можно сказать, что они будут востребованы обществом и реализуют свои возможности. Это самое существенное достижение обучения.

Итак, на данный момент я могу предложить детям проверенную временем, технологически разработанную целостную систему обучения, которая способна учесть конкретные особенности каждого ребенка и полностью соответствует моим личным убеждениям. Это программа развивающего обучения  Л.В. Занкова.

 Ибо каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова. Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут».

Разработка урока литературного чтения во 2 классе по системе В. Л. Занкова.  Тема: «Вперёд по дороге открытий в мир литературы по сказке Сергея Козлова «Чёрный омут». На данном уроке  учащиеся ...

КТП уроков литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова

КТП уроков литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова...

Урок литературного чтения в 1 классе по системе Л.В. занкова по теме "Л.Н. Толстой Косточка"

Урок литературного чтения для 1 класса разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по системе Л.В.Занкова

разработанная программа по по литературе опирается на принципы методической системы Л.В.Занкова...

урок литературного чтения во 2 классе по системе Л.В. Занкова

в конспекте урока раскрываются  тайны сказок Пушкина, показан  сравнительный  анализ образа дуба через славянскую мифологию .На уроке  дети увидят  откуда пришл...

Методическая разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В.Занкова

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме «Особенности поэтического текста. Стихотворения  Даниила Хармса «Я проснусь…»,  Корнея Чуковского «Да зд...

Обобщение опыта работы по теме: «Роль чтения в общем развитии учащихся по системе Л.В. Занкова

Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения всегда волновал меня, как учителя начальных классов. И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении нескольких выпусков, можно поделитьс...