Обобщение опыта работы по теме: «Роль чтения в общем развитии учащихся по системе Л.В. Занкова
методическая разработка по чтению по теме

Винокурова Маргарита Яковлевна

Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения всегда волновал меня, как учителя начальных классов. И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении нескольких выпусков, можно поделиться своим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_dlya_publikatsii_iz_pyta_raboty_-_kopiya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Горнозаводска

Выступление с сообщением по теме:

«Роль чтения в общем развитии по системе Л.В. Занкова

(из опыта работы)

По плану работы проблемной группы

«Формирование читательской компетентности младших школьников»

Автор: Винокурова Маргарита Яковлевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1»

 г.Горнозаводска

2014 год

Пути, средства и условия, повышающие роль чтения

в общем развитии учащихся.

Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения всегда волновал меня, как учителя начальных классов. И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении нескольких выпусков, можно поделиться своим опытом.

Помогает атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами. А как им хочется быть на уроке в роли учителя (при этом автор добивается от учащихся доброжелательного тона по отношению к одноклассникам, присутствия постоянного сопереживания между ними).

«Можно я попробую», - часто приходится слышать на уроке, и дети пробуют, читают, обсуждают, стараются интонацией голоса выразить настроение автора.

Или: звучит музыка П. Чайковского «Времена года» (апрель); на фоне этой мелодии дети слушают стихотворение В. Жуковского «Жаворонок», затем читают его про себя готовятся к выразительному чтению. А когда ученик прочитал очень глухо, тяжело строчки «Я здесь пою приход весны …», ребята посоветовали читать звонко, голосисто, легко и радостно. В конце урока учащиеся послушали романс М. Глинки «Жаворонок».

Когда дети с интересом читают, появляется беглость и осмысленность чтения, повышается успеваемость по другим предметам.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский когда исследовал причины задержки психического развития детей правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Эксперименты, проводимые в последнее время, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начального до высшей школы.

С чем приходится часто встречаться в школе? Наблюдая за выполнением домашнего задания, нетрудно заметить, что многие учащиеся делят задания на главные и второстепенные. Выполнение упражнений по русскому языку, решение примеров и задач по математике они считают главными и выполняют их в первую очередь ежедневно. А остальные -  второстепенными. И, к сожалению, некоторые родители со своей стороны не уделяют внимания чтению рассказа, статьи и т.д.

На родительских собраниях стараюсь убедить родителей в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребенка. При это, особенно на первых ступенях громкого чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение.

Хорошо, когда родители проявляют живой, ярко выраженный интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Очень важно призвать родителей быть во время таких чтений предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребенку.

На родительском собрании заводятся дневники чтения. Берётся полтетради и разлиновывается по графам. Дневник чтения заводится, когда идет работа над последней частью букваря. Дневник заполняется дома родителями. Ежедневно на дом задается прочитать самостоятельно несколько строк, затем полстраницы и целую страницу. Какой текст читать – из журнала, из книги, родители и дети вбирают сами. Повышается ответственность ребенка. Без подписи родителей оценка не ставится. Родители должны хвалить ребенка за чтение, да так, чтобы ему хотелось читать. Если дети перевыполняют заданное, учитель ставит «5» и пишет «Молодец!». Эта оценка даёт ребенку радость успеха. А родители поддерживают эту радость дома.

Создается атмосфера заинтересованности в учении. Дети, которые прилично считают, начинают записываться в библиотеки: в школьную, в городские, посещают читальные залы сначала с учителем, затем с родителями и самостоятельно. Остальным тоже хочется скорее записаться в библиотеку, но они понимают, что отстают в технике чтения.

Это очень стимулирует детей, чтобы догнать сверстников. На уроках дети читают вслух тексты, отрывки из стихотворений, зачитывают наиболее смешные, понравившиеся места в тексте. Всё это подталкивает слабочитающих детей к совершенствованию. Опрос начинается со слабых детей, каждый ребенок в классе должен говорить. Нужна доверительная атмосфера, вера в каждого ученика, особое педагогическое доверие. Детские обиды не забываются.

В нашем классе висит стенд, на котором отражены успехи детей по чтению.

Каждый месяц проверяется техника чтения учащихся. Это представлено на стенде. Есть рубрика «Молодцы!», где печатаются фамилии и имена детей, которые выполнили и перевыполнили годовую норму чтения. Например, во втором классе дети к концу года должны читать 60-70 слов в минуту. В конце I полугодия 2011-2012 учебного года дети показали результат 82,3 слова в минуту.

Большое внимание в привитии любви к чтению играет связь с библиотеками, особенно школьной. Обязательно проводим «Посвящение в читатели», как в школьной библиотеке, так и в центральной детской. Детская  библиотека постоянно проводит праздники в Доме культуры и Школе искусств: с аттракционами, играми, конкурсами с участием детей и героями книг. Традицией Горнозаводского района стал грандиозный праздник по продвижению детского чтения «Читайленд». Мои ребята активно принимают участие в этом мероприятии и добиваются высоких результатов. В копилке нашего класса имеются дипломы и грамоты муниципального и краевого уровня. Работы детей публикуются в журнале детского литературно-художественного творчества «Родничок» г. Пермь, в  сборнике «Каменные сказки» г. Горнозаводска. В 2013 году учащиеся приняли участие в муниципальном проекте «Горнозаводское – прочное».

В школьной библиотеке проводятся уроки об авторах детских книг, устраиваются праздники и конкурсы. В начальной школе проводятся линейки, где награждаются лучшие читатели каждого класса за полугодие, за год. Ежегодно проводится «Книжкина неделя», к которой все дети активно готовятся: пишут сочинения, стихи, делают рисунки, поделки, разыгрывают сценки, учат стихи, а также «Неделя литературного чтения».  

Особое место в общем развитии детей занимают наблюдения и экскурсии. С первого класса дети приучаются наблюдениям по дороге в школу. Что интересного заметили, идя в школу? А дети замечают красивую зарю, снегопад, гололёд, первые проталины, ручьи, звонкие голоса птиц весной. Во время любого урока проводятся миговые экскурсии (утренняя заря, хлопья снега, ворона на заборе). Экскурсия на целый урок – весенние проталины, первоцветы. А потом сочинение об увиденном. Детям очень нравится быть в роли автора.

Большое внимание уделяется анализу сочинений: вместе с детьми ищут удачные работы, работают над стилем предложений, в каждом сочинении подмечают удачные выражения, слова.

Перед написанием сочинения не делается предварительного обсуждения, не дается плана. Поэтому сочинения получаются сугубо индивидуальными, творческими. Они требуют напряжённой работы.

В детстве каждый ребенок поэт. Поэта в душе побуждает человеческое чувство прекрасного. Первое знакомство с рифмой начинается в первом классе. Сначала рифмы находят в стихах поэтов. А потом начинается проба пера. Еще К. Чуковский утверждал: «В начале детства мы все стихотворцы и лишь потом постепенно научаемся говорить прозой».

В классе выпускается газета со стихами учащихся по временам года: «Осенняя пора», «Зимушка», «Весна – красна».

Конечно, большинство детей не станут поэтами, но все они будут профессиональными читателями, истинными ценителями поэтического слова. Уже сейчас они чувствуют текст, сознательно воспринимают ритм, рифму, систему образных средств, невольно сопоставляют истинные поэтические образы со своим детским опытом.

Дети очень любят, когда им читает учитель. Когда у них появляется свободная минутка, они просят почитать им вслух. Зная, что книга должна быть веселой, интересной, забавной, что соответствует природе младшего школьника, ему жизнерадостному восприятию мира, я читаю рассказы Н. Носова, В. Драгунского, повесть Э. Успенского: «Дядя Фёдор, пёс и кот», повесть Л. Давыдычева и др.

Приобщить детей к искусству можно только средствами самого искусства. Развивать художественный вкус, интерес к чтению можно только в процессе чтения подлинно художественных произведений.

В классах, работающих  по системе Л.В. Занкова, интересно проходят уроки окружающего мира. Игры, кроссворды, задания способствуют пониманию и усвоению материала. Дети совершают экскурсии в прошлое и будущее, пишут сочинения и  делают зарисовки. Дети копаются в словарях, справочниках, энциклопедиях. Это развивает в них любознательность, учат азбуке общения, умению работать сообща. При обсуждении темы на уроке высказываются все желающие, не повторяя уже сказанное другими. Каждый вносит свою лепту в общую копилку. Спорят. Доказывают. Не делается никаких упрёков при неправильных суждений. Ребенок не боится ошибиться. Он чувствует себя свободно. Учитель направляет этот процесс незаметно. В необходимых случаях даёт новую информацию.

Конечно, не всё получается у меня гладко, хотя 21 год работаю по этой системе. Опыт показывает, что детям необходимо давать больше простора для фантазии, творчества и самостоятельности. Я иначе стала относиться к своим ученикам, стала более терпеливой и терпимой. Позволяю своим детям свободно высказывать свои мысли и суждения. 

Именно с ориентацией на более высокое общее развитие детей предусматривается проведение различных мероприятий вне учебного времени в школе и за её пределами: кружки, праздники, посещение театров, выставок, музеев, экскурсии, прогулки и т.д.

Таким образом, ребенок входит в мир исследователей. У него повышается познавательный интерес к чтению, реализуются способности и таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения  встала  важна проблема: организация образовательного проце...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка".

Представление опыта работы по теме : "Развитие орфографической зоркости у учащихся в начальной школе на уроках русского языка"....

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...

Роль чтения в общем развитии по системе Л.В. Занкова

Из опыта работы с проблемной группой...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма».

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТа ПО ТЕМЕ:«Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма»....