Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи им.А.В.Беляева
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от « 01» сентября 2020г. | Приказ № 249 - ОД от «01» сентября 2020г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
1 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
литературное чтение, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
Абрамовой Т.А., учителем начальных классов
г. Оха
2020 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач обучения и воспитания:
- Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям на основе художественных произведений, духовно – нравственного и эстетического содержания, активно влияющих на чувства, сознание и волю читателя. Ориентировать на моральные нормы, развивать у младших школьников умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. Формировать навыки доброжелательного сотрудничества.
- Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности учащихся, умение ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
- Формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Формировать читательскую компетентность, помогающую младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
- Развивать потребность в постоянном чтении книг, владеть техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимать прочитанные и прослушанные произведения, уметь самостоятельно выбрать и оценить. Чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления.
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Использование знаково – символических средств представления информации о книгах.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно – следственных связей, построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно – познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно – познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
- Развитие художественно – творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Курс «Литературное чтение» в 1 классе рассчитан на 41 час (4 ч в неделю, 10 учебных недель, один час )
1. ВВОДНЫЙ УРОК
1.1 Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
2. ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ
2.1 - 2.7 Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным
- СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ
3.1 - 3.7 Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора
- АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ!
4.1 - 4.6 Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе
- И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ
5.1 - 5.6 Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой
- Я И МОИ ДРУЗЬЯ
6.1 - 6.8 Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми
- О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
7.1 - 7.5 Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
1. Административная диагностическая работа (апрель)
2. Итоговая комплексная работа (май)
Произведения для заучивания наизусть:
- Русские народные песенки, потешки, стишки – 2 произведения на выбор
- Стихи о весне – 2 произведения на выбор
- К. Чуковский, О. Дриз, О. Григорьев – 1 произведение на выбор
- К. Чуковский «Телефон» (отрывок)
- Ю. Энтин «Про дружбу»
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание | Сроки проведения | Примечание | ||
план | факт | |||||
ВВОДНЫЙ УРОК (1 час) | ||||||
1 | 1.1 | Знакомство с учебником по литературному чтению | 01.03-04.03 | |||
ЖИЛИ - БЫЛИ БУКВЫ (7 часов) | ||||||
2 | 2.1 | В. Данько «Загадочные буквы» | 01.03-04.03 | |||
3 | 2.2 | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"» | 09.03-11.03 | |||
4 | 2.3 | С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему “А” поётся, а “Б” нет» | 09.03-11.03 | |||
5 | 2.4 | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» | 09.03-11.03 | |||
6 | 2.5 | С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | 15.03-18.03 | |||
7 | 2.6 | Из старинных книг | 15.03-18.03 | |||
8 | 2.7 | Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы» | 15.03-18.03 | |||
СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ (10 часов) | ||||||
9 | 3.1 | Сказки авторские и народные | 15.03-18.03 | |||
10 | 3.2 | Е. Чарушин «Теремок» | 22.03-25.03 | |||
11 | 3.3 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 22.03-25.03 | |||
12 | 3.4 | Загадки, песенки* | 22.03-25.03 | |||
13 | 3.5 | Русские народные потешки. | 22.03-25.03 | |||
14 | 3.6 | Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»* | 05.04-08.04 | |||
15 | 3.7 | Александр Сергеевич Пушкин | 05.04-08.04 | |||
16 | 3.8 | Русская народная сказка «Петух и собака» | 05.04-08.04 | |||
17 | 3.9 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» | 05.04-08.04 | |||
18 | 3.10 | Обобщение по разделу. Узнай сказку» | 12.04-15.04 | |||
АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ! (6 часов) | ||||||
19 | 4.1 | А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»* | 12.04-15.04 | |||
20 | 4.2 | Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»* | 12.04-15.04 | |||
21 | 4.3 | Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой | 12.04-15.04 | |||
19 | 4.4 | Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг | 12.04-15.04 | |||
22 | 4.5 | Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!» | 19.04-22.04 | |||
23 | 4.6 | Административная диагностическая работа | 19.04-22.04 | |||
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ (6 часов) | ||||||
24 | 5.1 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!» | 19.04-22.04 | |||
25 | 5.2 | Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | 19.04-22.04 | |||
26 | 5.3 | К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»* | 26.04-29.04 | |||
27 | 5.4 | И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон»* | 26.04-29.04 | |||
28 | 5.5 | М. Пляцковский «Помощник» | 26.04-29.04 | |||
29 | 5.6 | Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | 26.04-29.04 | |||
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (8 часов) | ||||||
30 | 6.1 | Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» | 03.05-06.05 | |||
31 | 6.2 | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» | 03.05-06.05 | |||
32 | 6.3 | Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» | 03.05-06.05 | |||
33 | 6.4 | С. Маршак «Хороший день» | 03.05-06.05 | |||
34 | 6.5 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»* | 10.05-13.05 | |||
35 | 6.6 | Итоговая комплексная работа | 10.05-13.05 | |||
36 | 6.7 | Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» | 10.05-13.05 | |||
37 | 6.8 | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» | 10.05-13.05 | |||
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (7 часов) | ||||||
38 | 6.1 | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» | 17.05-20.05 | |||
39 | 6.2 | В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» | 17.05-20.05 | |||
40 | 6.3 | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» | 17.05-20.05 | |||
41 | 6.4 | В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» | 17.05-20.05 | |||
42 | 6.5 | Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж» | ||||
43 | 6.6 | С. Аксаков «Гнездо» | 24.05-27.05 | |||
44 | 6.7 | Обобщающий раздел по разделу «О братьях наших меньших» | 24.05-27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОСам 3 класс
Программа по программе "Школа России" для 3 класса к учебнику Климановой, составленна с требованиями ФГОС с уроками развития речи....
Рабочая программа по литературному чтению УМК ФГОС 2 класс
Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. УМК «Школа России» Москва«Просвещение» 2011...
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению....
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс...