К.И.Чуковский «Федорино горе».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Хайруллина Рамиля Мухамадеевна

  Цель: продолжить знакомство творчеством К.И.Чуковского; познакомить со сказкой «Федорино горе». На основе анализа произведения определить главный смысл поучительной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, 2 Б класс

Хайруллина Р.М.

               Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе».

  Цель: продолжить знакомство творчеством К.И.Чуковского; познакомить со сказкой «Федорино горе». На основе анализа произведения определить главный смысл поучительной истории.

Образовательные задачи:

  • формировать у детей навык безошибочного чтения;
  • совершенствовать различные виды речевой деятельности;
  • продолжать учить классифицировать предметы, используя обобщающие слова;
  • анализировать текст и его художественные особенности;
  • закреплять знание литературоведческих понятий и терминов.

Развивающие задачи:

  • расширять словарный запас учащихся;
  • развивать умение рассуждать о прочитанном;
  • развивать слуховое внимание, зрительное восприятие.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей желание выполнять совместные задания, умение слушать товарищей, помогать им;
  • поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение;
  • продолжить воспитание сотрудничества.
  • посредством литературного произведения воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.

Планируемые метапредметные результаты

Личностные

  • оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.
  • учиться читать безошибочно.

Познавательные

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

и информацию, полученную на уроке;

  • давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные

  • оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку

зрения;

  • сотрудничать,  слушать мнения других.

Регулятивные

  • принимать и выполнять поставленную учебную задачу. 

1.Организационный момент

 -Доборе утро!

- Сегодня у нас гости. И как гостеприимным хозяевам, хотелось бы угостить всех чаем. Послушайте, в чём можно вскипятить чай?

На столе, накрытом к чаю,

Испуская важно пар,

Среди блюдечек и чашек

Самый главный - ..…(самовар)

- У кого из вас дома есть самовар? Когда им пользуются?

Прикрепляю «самовар» на доске, выставляю блюдца с чашкой по мере называния «гостей» из произведений Чуковского.

  1. Актуализация знаний

– Чайные у нас чашки необычные, с заданиями.

 - Сейчас я буду читать отрывки из произведений К.И. Чуковского, а вы угадайте из какого  произведения этот отрывок?

1.«Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра» (Муха-Цокотуха)

  • 2.«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист (Мойдодыр»)

3.Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд (Тараканище)

4. Приходи к нему лечится
И корова, и волчица (Доктор Айболит)

- Учитель: пожалуй,  ещё гости.

5.У меня зазвонил телефон.

 - Ребята, помогите мне ответить, говорите хором.

6.-Кто говорит?

Дети: Слон.

Учитель: Откуда?

Дети: От верблюда.

Учитель: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

- Вы узнали сказку?

Кто её написал?  (Портрет К. Чуковского) – слайд№1

А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?

Сообщение №1. (Аккубекова Нэля) К.И. Чуковский родился 31 марта 1882г в  Петербурге в бедной семье. По-настоящему его звали Николай Иванович Корнейчуков. В этом году исполняется 137 лет со дня рождения поэта. Писатель очень любил детей, дружил с ними, писал для детей. Дети ласково называли его дедушка Корней, дядюшка Чукоша. Владел он несколькими языками,

переводил. Чуковский перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхгаузена”. Отличался большим трудолюбием.

Как дети ласково называли писателя?

Сообщение №2. (Гопиенко Лена). В небольшом поселке Переделкино, под Москвой, есть веселый, обозначенный

громадными разноцветными буквами терем-теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея».

Целый день здесь звенят детские голоса. Посетители выходят отсюда с радостными лицами. Это детская библиотека. (слайд №2). А построил ее на свои деньги К.И. Чуковский. Конечно же,

в библиотеке хранятся  книги Чуковского, некоторые из них вы видите на нашей выставке. Спасибо!

- Какой  интересный факт из жизни поэта вы узнали? И в нашей  школьной библиотеке тоже много книг Чуковского и других писателей. Ребята, а кто посещает городскую библиотеку? Чем полезно чтение книг?

-А теперь поиграем в слова (слайд№3), что очень любил делать Корней Чуковский.

-  На слайде слова: Миша, Зина, Толя, Катя, Ваня, Федора. Прочтите эти слова и подумайте, что их объединяет? (имена)

 - На какие 2 группы их можно разделить? Ещё?  Какое слово лишнее? (Федора). Почему? Вы когда-нибудь в жизни встречали такое имя? Федора -  древнерусское

женское имя. В одном из произведений Корнея Чуковского есть   имя Федора.

- Вот сегодня мы и познакомимся с произведением Корнея  Ивановича Чуковского, в названии которого есть это имя.  (На доске открываю карточку).

 3. Постановка цели и задач.

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока, дополните предложения.

Какие задачи поставим перед собой?  Карточки: Узнать почему так…(почему произведение так называется), сделать вывод о том, …,(чему учит произведение),  отвечать (на вопросы учителя и своих товарищей).

4.Первичное усвоение знаний.

А)- Предлагаю послушать аудиозапись в исполнении артистки и ответить на вопрос, почему Федору постигло горе? (Аудиозапись).

- Почему Федору постигло горе? (От неё убежала посуда.)

- Почему это произошло? ( Потому что Федора с ней плохо обращалась.)

В каком жанре написано стихотворение? (сказка). Какой вид сказки? Понравилась сказка?  

Б) Чтение - просмотр

- Откройте учебники, на с. 13,  организуем чтение – просмотр. Работаем с карандашом в руке, если встретятся в тексте непонятные, незнакомые слова, вы их легонько подчеркните, если заметили что- то необычное в

оформлении стихотворения составителями, художниками учебника  - отметьте.

5. Словарная работа (слайд №4)

 -Что необычного, интересного заметили,  увидели в ходе чтения- просмотра?

- какие же слова в тексте показались незнакомыми? Теперь поверните к себе печатные листы и на них по заданию найдите и прочитайте значение некоторых непонятных слов?  Например, (слова на слайде) корыто, растопырила глаза, кочерга, расфуфырили, помои, прусаки, кадушка, ушат. (Ищут рисунок в учебнике)

1).Большой продолговатый открытый посуда для стирки; 2).Широко раскрыла;

3).Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

4). Сделали пушистыми;

5).Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;

6).Рыжий таракан

7).Небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.

8).Небольшая кадка с ушами. (слайд)

 6. Первичная проверка понимания

- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл). Чему учит писатель?  Внимательному отношению друг к другу. Чистоте и порядку.

- А для чего нам нужны чистота и порядок? ( Чистота – залог здоровья!)

- Кто из вас дома моет посуду? Молодцы!  Давайте покажем, как это вы умеете делать?

7.Физкультминутка

Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан, (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение.)

Девочка Иринка порядок наводила. (Показывают большой палец)

Девочка Иринка кукле говорила: (Грозит пальцем)

«Салфетки должны быть в салфетнице, (Вращают руки)

Масло должно быть в масленке.

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!» (Разводят руками)

- Какой современной бытовой техникой для мытья посуды пользуются в некоторых семьях?

- Возвращаемся к работе с текстом. (Дифференцированные задания). (Карточка Сивкова У. и Шагиева А..: Какой мы видим Федору в начале сказки и в конце? (неряшливая, ленивая, заботливая, вежливая, добрая). 2 ученика готовятся читать пословицы по карточке.2 ученика подписывает рисунки, 2 ученика раскрашивают рисунки

 

- Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда. Какая?). Какой приём использует автор? Подумай, зачем

сказочник превращает стаканы чайники, кофейники в живые существа (сказочник с помощью одушевления посуды показывает как переживает, радуется посуда. Зачем он вводит в сказку слова: «дзынь-ля-ля», «бу-бу-бу»? Когда читаешь слова "Дзынь-ля-ля", то лучше себе представляешь блюдца. Этими словами более верно передаётся хрупкость, красота этой посуды. А когда самовар кричит "бу-бу-бу", он как-бы трубит, предупреждает всех об опасности.

- Придумайте вопрос по сказке для своих товарищей.

Чтение пословиц, соответствующих содержанию сказки:

Пословицы на карточках: «Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто», «Где труд, там и счастье».

-Какая пословица подходит к началу сказки, а какая к концу? Почему?

8. Первичное закрепление

- Мальчики раскрасили Федору.Какой мы видим Федору в начале сказки и в конце? Ульяна и Ангелина дали характеристику Федоре.

- Верно, в конце сказки Федора заботливая хозяйка, которую любит и уважает посуда. Давайте посмотрим фрагмент сказки в исполнении юной артистки. Ведь 2019 год – год театра.

(Инсценировка заранее подготовленной  ученицей (УФедоры -фартук и косынка) Федора:

"Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите-ка немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету.

 - Спасибо!

9. Домашнее задание: 1 группе задание:подготовиться к чтению по ролям.  Завтра мы послушаем других артистов. 2 группе раздаю карточки с дом. заданием.

10. Применение знаний и умений в новой ситуации

- К какой части сказки соответствует  иллюстрация слайда №7? Прочитайте, как посуда убегает  от Федоры? Чтение «цепочкой»

- А теперь попробуем разыграть этот отрывок! Повторяйте движения за Вячеславом.Ф/М

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу. бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Из окошка вышел стол

И пошел, пошел, пошел!

11. Самопроверка.

- А теперь проверим себя, как вы запомнили сказку. Поиграем в игру«Данетка»

1.Как звали главную героиню сказки?

А)Мария Николаевна

Б)Федора Егоровна

2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»? А)Корова Б)Коза

3. Кто вывалился из окошка?
а) Диван
б) Стол

4. Какой стала Федора, когда поняла, что осталась одна?
а) Какой была, такой и осталась
б) Доброй
5. Как в своей песне она называла посуду?
а) Посудушка
а) Бедные сиротки мои

- Молодцы!

12. Подведение итога

- На чем стоял самовар в конце сказки? Откройте с.21, найдите последний абзац. Прочитайте хором.  (Федора стелет на маленький столик салфетку, ставит самовар и приглашает на чай)

- Я приглашаю вас на чай!

13.Рефлексия

Учитель: Нас в классе 23 человека и каждый из вас выйдет пить чай со своей чашечкой. Они лежат на партах.

- Кому очень понравился сегодняшний урок, выйдите с красными чашками. У кого есть сомнения, что вы правильно поняли смысл сказки Корнея Чуковского  - выйдите с зелёными чашками. (Дети встают со своими чашками вокруг стола с самоваром).

Ученица:            Новый чай я заварила,

                        И Федору пригласила.

                        Чай отличный, ароматный

                        И на вкус такой приятный.    

 - Приятного чаепития!  (чай можно пить с конфетами).

Учитель: Спасибо, ребята за сотрудничество. Спасибо,  гости дорогие, что посетили наш урок – сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. К.И. Чуковский. Федорино горе.

Урок содержит конспект и презентацию. Цельданного урока: прививать любовь к русской литературе, развивать творческое мышление....

К. И. Чуковский "Федорино горе"

Конспект чтения 2 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению К.Чуковский"Федорино горе".1-класс.

Работа над 1-4 частью К.Чуковский"Федорино горе". Учиться читать выразительно.Развивать внимание, речь.Воспитывать уважение к труду....

К.Чуковский "Федорино горе"

Конспект урока п теме К.Чуковский "Федорино горе" и презентация к нему....

К.Чуковский "Федорино горе"

Конспект урока п теме К.Чуковский "Федорино горе" и презентация к нему....

Урок литературного чтения: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».

Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе»».Цели урока :  продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского , развитие УУД, в том числе:познавательных УУД: самост...

открытый урок литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковский "Федорино горе"

групповая деятельность на открытом уроке литературного чтения во 2 классе по произведению К.И. Чуковского "Федорино горе" (ФГОС)....