«У страха глаза велики»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Цели урока:  формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предло-женных ,преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_-_u_straha_glaza_veliki.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

 по сказке «У страха глаза велики»

Шаяхметова А.А.

учитель начальных классов

                                            г. Казань, 2018 г.

                                               

Тема урока: русская народная сказка «У страха глаза велики!»

Цели урока:  формирование навыков работы с текстом художественного произведения.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Личностные УУД: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, удерживать цель деятельности до получения ее результата. Осуществлять итоговый контроль деятельности, оценивать результаты деятельности, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать решение из нескольких предло-женных ,преобразовывать объект: импровизировать, творчески переделывать.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ,умение работать в паре , в группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оборудование:

             -учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 2 кл. І ч»,

            -тетрадь «Литературное чтение» (I ч.),

            -карточки  для определения жанра произведения,

            -видеозапись сказки, аудио запись,

            -карточки с домашним заданием,

            -карточки с названиями героев,

            -карточки с текстом второй части,

            - заготовка для рефлексии,

            - презентация,

            -сигнальные карточки.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.  Определение темы урока.

2.1 Определение жанра произведения.

- Мы с вами уже знаем, что такое жанр произведения, как его определить.

- Чтобы узнать с каким жанром художественного произведения мы будем сегодня работать, послушайте песню (звучит мелодия песни «Сказки гуляют по свету»).

На доске записывается слово – «сказка».

- А какая это сказка, когда одни придумали, другой добавил, третий продолжил…? (народная)

- Ещё какие бывают сказки? (авторские)

-Все народы любят сочинять сказки. Не исключение и наш народ. Сегодня мы познакомимся с сказкой, созданной нашим народом, а значит это будет (русская). ( На доске, по мере ответов детей ,собирается надпись: Русская народная сказка.)

2.2 Работа над эмоциями.

- Прежде , чем узнать как эта сказка называется, нам нужно выполнить несколько упражнений ( развиваем эмоции).

* нахмурьтесь, как осенняя туча

* испугайтесь, как зайчик, увидевший волка

*улыбнитесь, как будто вы получили новую игрушку

*удивитесь, как будто вы первый раз увидели радугу

*заскучайте от скуки.

2.3 Отгадывание название сказки.

-  Я думаю скучать нам сегодня не придется , и мы перейдем к разгадке названия сказки.

-Название состоит из 4 слов. Но вы знаете, что слово может состоять из одной буквы и первое слово именно такое. Можно ответить хором.

1.Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву ...  
(У)

- А мы не зря сейчас с вами выполняли упражнения. Следующие слова я буду загадывать одному из вас, а он будет показывать его своей мимикой и жестами.

(Одному из учащихся на ушко шепчется слово, он его загадывает остальным с помощи мимики и жестов.

После разгадывания детьми слов на доске появляется название сказки «У страха глаза велики»).

2.4 Постановка целей и задач урока.

-Ребята, мы с вами уже знакомились с жанрами фольклора.

-Вспомните о каких жанрах мы говорили (басня, песенка, потешка, скороговорка).

-Как вы думаете наше название сказки может подойти к какому- нибудь из перечисленных жанров?  ( к пословице). А пословица нас всегда чему- то учит. Чему же учит нас наша пословица, мы узнаем в конце урока.

- Итак, тему нашего урока мы определили, а теперь давайте подумаем, что мы будем делать на уроке, чему научимся, т. е  определим цель и задачи нашего урока. 

( ответы детей).

- Познакомимся со сказкой…

-Будем выразительно читать , делать словарную работу, если встретятся незнакомые слова.

-Работать с текстом , находить в нем ответы, работать в тетради.

- Подводить итоги.

- Вот сколько задач стоит перед нами. Но скажу вам по секрету, что вы сегодня станете участниками настоящего представления и даже актерами.

- Было это или не было,

Только говорят, вот как было…

3. Работа над новым материалом.

3.1  Слушание и просмотр сказки (на интерактивной доске).

3.2 Проверка первичного восприятия сказки.

- Кому понравилась сказка?

-Какой момент сказки вам наиболее запомнился?

-Что вызвало ваш смех?

3.2  Вторичное осмысление восприятия сказки.

- Откройте учебник на стр. 86 и прочитайте первую часть сказки молча, про себя.

3.3 Словарная работа.

 - Значение каких слов вам непонятны?

Проводится словарная работа ( колодец, колода, наперсточек). Сначала высказывания детей, затем значения слов появляются на слайде.

3.4  Работа по тексту.

-А можно ли узнать по началу произведения, что перед нами сказка?

- Какими словами начинается сказка?

- Как еще может начинаться сказка? ( жили- были, в некотором царстве, случилось это давным давно).

3.5  Работа по тексту, работа в печатной тетради с. 36.

- Как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка  и почему?

- Найдите в тексте и прочитайте , какого размера у них были ведра. Почему разный размер ведер у героев сказки?

-Найдите в тексте и прочитайте – кто и откуда брал воду.

- Как можно назвать наших героев, соединив слова « вода» и «носить» ? ( водоносы). (№ 2)

- Как плещется вода в ведре у бабушки? (у внучки, курочки, мышки). (№3)

- Как вы думаете, у кого самые короткие и быстрые шаги? ( у мышки)

4. Физминутка.  А давайте мы с вами превратимся в наших героев сказки и немного разомнемся.

3.6.  Работа по тексту.

Чтение второй части сказки вслух (названные дети), все следят

5. Анализ и закрепление темы.

5.1.Фронтальная  работа  над содержанием текста сигнальными карточками.

-А теперь я узнаю, насколько вы были  внимательными  при чтении сказки.

Учитель задает вопрос, дети поднимают карточки ( если ответ «да»- зеленую карточку, если « нет»- красную.)

-Водоносы шли через огород? +

-В огороде росла слива? –

- Под яблонькой сидел зайка? +

-Зайка прыгнул водоносам в руки? -

- Бабушка упала на лавку? +

-Внучка испугалась волка? +

-Мышка испугалась медведя? -

- Мы молодцы? +

5.2 Работа в группах. Подготовка к инсценировке.

-Ребята, а вы хотите побывать в театре прямо сейчас?

- Я знаю как вы любите читать по ролям. Сегодня я предлагаю вам превратиться в артистов театра и зрителей. Но сначала поработаем  в группах. Выберите карточку и на ней вы увидите роль какого героя вам выпало играть). Каждая группа должна подготовить  артиста к выступлению. Перед вами такие задачи: выбрать из членов команды героя. В приготовленном тексте  выделить слова этого героя ( при чтении особое внимание обратите на глаголы , ведь это самые главные помощники при инсценировании действий) ,продумайте как герой будет играть свою роль, ну и конечно  помогите герою надеть костюм) .

- Сегодня в роли автора выступит ….. , она идет ко мне и тоже готовится .

-Итак!

-В какой части сказки есть слова героев?

- Следовательно, мы будем инсценировать вторую часть сказки.

-Итак, мы в театре. Аплодисменты.

5.3  Инсценировка сказки.

6. Подведение итогов.

Проведение с детьми рефлексии урока.

- Вот такая замечательная постановка сказки у нас получилась! Мы с вами знаем  уже виды сказок. Какие?

 Волшебные (например « Царевна – лягушка») и сказки о животных ( « Лиса и журавль»).

Давайте определим о чем же рассказывалось в сказке? ( О повседневной  жизни). По другому как это можно назвать? (быт). А сказка - бытовая.

 Мы сегодня познакомились с бытовой сказкой  «У страха глаза велики».

  Еще мы определили , что название сказки - это пословица . Вначале урока я говорила, что мы выясним чему же учит нас эта пословица? Так чему? (не поддаваться своим страхам, быть смелым, уметь побеждать свой страх). Если чего- то испугались надо подумать на самом ли деле это так страшно.

- Наш урок подходит к концу.

- Что особенно понравилось?

- Всё ли мы выполнили из того, что намечали в начале урока?

7. Домашнее задание

            -Я предлагаю вам  выбрать карточки с заданием:

            1 карточка – выразительное чтение сказки;

            2 карточка – пересказ;

            3 карточка – сочинить свою бытовую сказку

            Учащиеся выбирают карточки с домашним заданием по своему уровню.

8. Рефлексия

 -Ребята, а теперь, я вам предлагаю показать на шариках понравился ли вам урок  или нет.

            Каждому ребенку раздать шарик, на котором он в конце урока нарисует     лицо человечка: улыбается – урок понравился, грустит – не понравился, просто полоска – отношение ребенка к уроку нейтральное.

- А теперь надувайте,  покажите.  Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе "У страха глаза велики. (сказка)"

Данный урок проводится во втором классе по программе "Начальная школа 21 века"....

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса по теме "У страха глаза велики"

Данная презентация составлена к уроку литературного чтения для 2 класса по программе "Начальная школа ХХI века"...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "У страха глаза велики"

 Моделирование урока1. Дидактическое обоснование урока: Предмет литературное чтение Класс 2Автор учебника  Л.А.ЕвросиТема урока: «У страха глаза велики». Русская сказка».Дидактическая цель: познакомит...

Презентация "У страха глаза велики"

 Оборудование: - учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение 2 кл. І ч»;-тетрадь «Литературное чтение» (I ч.);- плакат «Фольклорный цветок»:-карточки «Зачин в сказке», «Концовка сказки»:-карточки дл...

У страха глаза велики. Лиса и тетерев.

Диафильмы к урокам чтения, 2  класс...

Конспект урока по чтению и развитию речи по сказке «У страха глаза велики»

Ознакомление учащихся с русской народной сказкой....

Конспект урока Сказка " У страха глаза велики" 2 класс

Конспект урока составлен с соблюдением норм федерального стандарта нового поколения....