Конспект открытого урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Зюмина Анастасия Вячеславовна

Конспект открытого урока по литературному чтению

в 4 «а» классе, 27 сентября 2020г.

 

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Используемые технологии:

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- здоровьесберегающие;

- технология использования в обучении игровых методов;

- информационно-коммуникативные.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Цель урока: создать условия для осознания и восприятия сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания.

Задачи:

Образовательные

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

- Продолжить работу по развитию общего и литературного.

- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД:

  • Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; осознание и построение речевых высказываний в устной форме; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действия с учётом позиции другого; умение согласовывать  свои действия.
  • Познавательные: сравнение и классификация изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определение основной и второстепенной информации; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

-называть основные события сказочного текста;

- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-сравнивать народную и литературные сказки;

-знать основные особенности народной волшебной сказки.

Метапредметные:

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные:

-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Техническое оборудование урока: персональный компьютер, доска, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 39- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). - Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы:

1. Определим тип и вид сказки.

2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.

3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во

второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.

Вид сказки

   

Главный герой

   

 

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

Вид сказки

   

События

   

 

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки

   

Завершение события

   

 

Работа групп 1, 2, 3 проверяется. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

- Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания.

- Авторские сказки в устной форме не существуют.

- Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

- У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

- Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.

Учитель:

- Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова.

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).

- А какую роль играет присказка в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание).

- В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки). Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

- С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»). Такое событие в литературе называется завязкой.

- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне). Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

- В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Это кульминация.  В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. (Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком).

- Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее).

4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).

5. Первичное применение нового знания: Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах).  Группа 1: Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия.

Группа 2: Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».

Группа 3: Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

7. Домашнее задание.

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html Выполните тест по мультфильму http://www.myltya.com/view_test.php

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению

в 4 «а» классе, 27 сентября 2020г.

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Используемые технологии:

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- здоровьесберегающие;

- технология использования в обучении игровых методов;

- информационно-коммуникативные.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Цель урока: создать условия для осознания и восприятия сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания.

Задачи:

Образовательные

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

- Продолжить работу по развитию общего и литературного.

- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД:

  • Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; осознание и построение речевых высказываний в устной форме; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действия с учётом позиции другого; умение согласовывать  свои действия.
  • Познавательные: сравнение и классификация изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определение основной и второстепенной информации; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

-называть основные события сказочного текста;

- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-сравнивать народную и литературные сказки;

-знать основные особенности народной волшебной сказки.

Метапредметные:

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные:

-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Техническое оборудование урока: персональный компьютер, доска, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 39- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 

Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). - Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы:

1. Определим тип и вид сказки.

2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.

3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во

второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.

Вид сказки

Главный герой

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

Вид сказки

События

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки

Завершение события

Работа групп 1, 2, 3 проверяется. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

- Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания.

- Авторские сказки в устной форме не существуют.

- Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

- У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

- Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.

Учитель: 

- Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова.

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).

- А какую роль играет присказка в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание).

- В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки). Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

- С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»). Такое событие в литературе называется завязкой.

- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне). Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

- В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Это кульминация.  В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. (Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком). 

- Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее).

4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ). 

5. Первичное применение нового знания: Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах).  Группа 1: Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия.

Группа 2: Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».

Группа 3: Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

7. Домашнее задание.

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html Выполните тест по мультфильму http://www.myltya.com/view_test.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»

Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе

Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать  изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.  Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....