Конспект открытого урока по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Конспект открытого урока по литературному чтению
в 4 «а» классе, 27 сентября 2020г.
Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Используемые технологии:
- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
- здоровьесберегающие;
- технология использования в обучении игровых методов;
- информационно-коммуникативные.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Цель урока: создать условия для осознания и восприятия сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания.
Задачи:
Образовательные
-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.
Развивающие
- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
- Продолжить работу по развитию общего и литературного.
- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные
- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД:
- Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
- Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; осознание и построение речевых высказываний в устной форме; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действия с учётом позиции другого; умение согласовывать свои действия.
- Познавательные: сравнение и классификация изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определение основной и второстепенной информации; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-называть основные события сказочного текста;
- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-сравнивать народную и литературные сказки;
-знать основные особенности народной волшебной сказки.
Метапредметные:
-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные:
-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;
-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Техническое оборудование урока: персональный компьютер, доска, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 39- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). - Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы:
1. Определим тип и вид сказки.
2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.
3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение
постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во
второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.
Вид сказки | |||
Главный герой |
2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках
Вид сказки | |||
События |
3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события
Вид сказки | |||
Завершение события |
Работа групп 1, 2, 3 проверяется. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.
Обучающиеся представляют результаты своей работы:
- Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания.
- Авторские сказки в устной форме не существуют.
- Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.
- У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
- Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.
Учитель:
- Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова.
Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).
- А какую роль играет присказка в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание).
- В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки). Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.
- С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»). Такое событие в литературе называется завязкой.
- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне). Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
- В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. (Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком).
- Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее).
4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
5. Первичное применение нового знания: Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах). Группа 1: Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия.
Группа 2: Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».
Группа 3: Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.
7. Домашнее задание.
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html Выполните тест по мультфильму http://www.myltya.com/view_test.php
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению
в 4 «а» классе, 27 сентября 2020г.
Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Используемые технологии:
- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
- здоровьесберегающие;
- технология использования в обучении игровых методов;
- информационно-коммуникативные.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.
Цель урока: создать условия для осознания и восприятия сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания.
Задачи:
Образовательные
-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.
Развивающие
- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
- Продолжить работу по развитию общего и литературного.
- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные
- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД:
- Личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
- Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; осознание и построение речевых высказываний в устной форме; контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.
- Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действия с учётом позиции другого; умение согласовывать свои действия.
- Познавательные: сравнение и классификация изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определение основной и второстепенной информации; построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
-называть основные события сказочного текста;
- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-сравнивать народную и литературные сказки;
-знать основные особенности народной волшебной сказки.
Метапредметные:
-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные:
-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;
-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Техническое оборудование урока: персональный компьютер, доска, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 39- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся). - Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы:
1. Определим тип и вид сказки.
2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.
3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение
постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во
второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.
Вид сказки | |||
Главный герой |
2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках
Вид сказки | |||
События |
3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события
Вид сказки | |||
Завершение события |
Работа групп 1, 2, 3 проверяется. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.
Обучающиеся представляют результаты своей работы:
- Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания.
- Авторские сказки в устной форме не существуют.
- Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.
- У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
- Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.
Учитель:
- Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова.
Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).
- А какую роль играет присказка в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание).
- В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки). Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.
- С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка»). Такое событие в литературе называется завязкой.
- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне). Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
- В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу. Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. (Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком).
- Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее).
4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
5. Первичное применение нового знания: Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа. 1. Как звали старшего брата? А) Иван Б) Данила В) Гаврила 2. Что взял с собой в караул Иван? А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду 3. Кого поймал Иван во время своего караула? А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка 4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал? А) за хвост Б) за гриву В) за поводья 5. Какого роста был конёк – горбунок? А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка 6. Сколько коней было у Ивана? А) 5 Б) 2 В) 3 7. Сколько конюхов вели коней к царю? А) 8 Б) 10 В) 6 8. На какую должность взял царь Ивана? А) стрелком Б) воеводой В) конюхом
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах). Группа 1: Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия.
Группа 2: Составьте коллективное панно «Сказочная поляна».
Группа 3: Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться? Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.
7. Домашнее задание.
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок» http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html Выполните тест по мультфильму http://www.myltya.com/view_test.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению Тема: С.А.Есенин «Пороша»
Тема: С.А.Есенин «Пороша»Цель: учить детей выразительному чтению стихотворения; воспитывать в них чувство прекрасного; укреплять любовь к родному краю, к природе....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе
Тема:Обобщение по теме «Там чудеса…» ( Урок- путешествие) УМК "Гармония"Цели:1. Учить обобщать изученный материал. Закреплять навыки чтения и умение работать с книгой.2. Развивать речь уча...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 1классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф. Чтение слов, слогов. Лексическое значение слов."
Цели: Образовательные: формирован...
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. "Люби живое" Урок-конференция.
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-конференция. "Люби живое" . Обощающий урок....
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс....