Конспект учебного занятия по обучению чтению 1 класс Буквы Е е, обозначающие звуки [й’э] ['э]
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект учебного занятия по обучению чтению 1 класс "Буквы Е е, обозначающие звуки [й' э] ['э] "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu.docx | 99.46 КБ |
bukva_e.docx | 46.4 КБ |
bukvy_a.docx | 11.35 КБ |
priznaki.docx | 11.33 КБ |
refleksiya.docx | 24.66 КБ |
shema.docx | 11.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ НСО
«Черепановский педагогический колледж»
Конспект учебного занятия по обучению чтению
МАОУ СОШ №3
Класс: 1 «Б»
Учитель: Ткаченко О.В
Методист: Горобец Т.Г
Студент: Новоселова А.В
Дата: 23.10.19
Тема: Буквы Е е, обозначающие звуки [й’э] ['э]
Тип: открытие новых знаний и способов действий
Педагогическая цель: познакомить учащихся с особенностями буквы Е е:
- Е е обозначает два звука, если:
-в начале слова;
-после БГЗ;
-после разделительных твердого и мягкого знака.
- Е е обозначает один звук и указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание особенностей буквы Е е
- умение читать слова с этой буквой.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; определять особенность буквы «Е».
Коммуникативные УУД:
-умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные УУД:
-умение формировать учебную задачу, удерживать и составлять цели и последовательность действий.
Личностные:
- умение воспринимать важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового.
Основные термины: звук, гласный звук, согласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук, буква, буква печатная, лента букв, алфавит, схемы-модели слов.
Ресурсы: азбука (В.Г. Горецкий), презентация, занимательная азбука, лента букв, алфавит, слого-звуковые модели слов, демонстрационная карточка буквы, тетради для печатания, буквы для чтения слогов.
Технологическая карта учебного занятия
Структурные компоненты | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент | Организация класса. Прозвенел уже звонок- Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь все улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям, И садитесь по местам. -Здравствуйте, меня зовут, Алёна Владимировна, сегодня я проведу у вас урок обучения чтению. -Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать азбука и тетрадь для печатания. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
II. Подготовка речевого аппарата |
«Цветочный магазин» Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (3 -5 раза).
-Как гудит самолет? У-у-у-у-у-у -Как цокают лошадки? Цок-цок-цок -Как шипит змея? Ш-ш-ш-ш -Как рычит собака? Р-р-р-р -Как жужжит шмель? Ж-ж-ж-ж |
У-у-у-у Цок-цок-цок Ш-ш-ш-ш Р-р-р-р Ж-ж-ж-ж |
III. Актуализация знаний | - Ребята, мы сейчас поиграли со звуками. Вспомните, на какие две группы делятся все звуки в русском языке?
– Как вы их различаете? -Я подготовила для вас задание, но ветер перепутал все карточки. -Давайте наведём порядок на доске. - Выберите буквы которые обозначают гласный звук, вы их уже выучили, вы их уже знаете. (на доску гласные и согласные буквы) -Кто готов? - Кто еще нашел? Кто узнал? (работа у доски) - Давайте повторим хором все эти изученные буквы: а, о, у, и, ы. - А на какие две группы мы их можем разделить? (посмотрите на ленту букв она вам поможет, почему они в два ряда) Обобщение: - Итак, мы повторили особенности гласных звуков, вспомнили, какими буквами они обозначаются, поучились их узнавать среди других букв. А сегодня у нас очень важный урок, потому что на этом уроке мы выучим букву, которая очень особенная, потому что она выполняет в словах разную работу, будем учиться читать слова с этой буквой. | Отвечают на вопросы, вспоминают уже изученный материал: - Звуки бывают гласные и согласные. - При произношении гласного звука воздух не встречает преграду, а при произношении согласного в ротике образуется какая-либо преграда. - Повторяют хором изученные буквы: а, о, у, и, ы. 1 гр. – обозначают твердость предшествующего согл. звука, 2 гр.-обозначают мягкость предшествующего согл. звука. - Слушают учителя. |
IV. Целеполагание и мотивация учебной деятельности | -Чтобы узнать, какую букву мы сегодня будем изучать, послушайте загадку про эту букву. -Целый день енотка Рая В ручейке бельё стирает, Моет, полоскает И домой таскает. Наплескается в ручье- Превратится в букву… (буква Е) (показ объемной буквы) - Вот такая нарядная буква к нам сегодня пришла. - Значит, тема нашего урока какая? -Эта буква очень особенная, потому что она выполняет в словах разную работу. (схема на доску) -И наша задача узнать когда она обозначает два звука, а когда один. | Слушают загадку, отвечают: -Буква «Е, е».
|
V. Работа над новым материалом |
-Откройте тетради для печатания, запишите сегодняшнее число, будем составлять схему слова. А вот какого, вы узнаете из загадки. Что же это за девица: Не швея, не мастерится, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (Ель) -Правильно, это ель. А когда много елей как говорят? (Ели) -Составим схему слова ели в тетради - Давайте посчитаем, сколько в этом слове звуков, произносим й-э-л-и (хором) -Сколько звуков? (4) -Обозначим слово чертой в 4 клетки. (показ на доске, запись в тетрадь) РАЗЛИНОВКА ДОСКИ -Сколько в этом слове слогов, приготовились: Е-ли -Сколько слогов? (2) Разделите: 2 клетки -В слове определим ударение. Позовём хором слово: е-е-е-ли На какой слог падает ударение? Обозначьте. -Произнесите первый слог. Сколько в нем звуков? -Какой первый звук? (Хором) -Какой он: гласный или согласный? Давайте произнесем и понаблюдаем, есть ли преграда? Докажите. Какая преграда? (задняя часть языка упирается в верхнее небо). -Определим твердый он или мягкий, когда мы произносим звук [й’] ротик улыбается, произнесите понаблюдайте. -Значит каким цветом обозначим? (Зелёным) -Какой он: гласный или согласный? Докажите, есть ли преграда в ротике? -Значит какой он? Каким цветом будем обозначать? (Красным) -Что образуют эти два звука? (слияние) -Произнесите второй слог. Сколько в нем звуков? -Какой в нем первый звук? -Какой он: гласный или согласный? Давайте произнесем и понаблюдаем, есть ли преграда? Докажите. Какая преграда? (передняя часть язык упирается в, верхние зубки) -Какой он: твердый или мягкий? -Значит каким цветом обозначим? (Зелёным) -Какой последний звук? -Какой он: гласный или согласный? Докажите, есть ли преграда в ротике? -Значит какой он? Каким цветом будем обозначать? (Красным)
-Ребята, давайте обозначим слияния. -Читаем слово по схеме по слогам. (е-ли) -Буква Е в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э]. |
- Дают ответ на загадку: Ель Ели
- Делят на слоги в тетради. - Хором зовут слово: е-е-е-ли
[й'] -Согласный. Так как при произношении воздух встречает преграду. -Обозначают зеленой точкой в схеме. [э] -Гласный. Так как при произношении воздух не встречает преграду. Обозначают красной точкой в схеме. -Два звука. [л’]
Мягкий Обозначают зеленой точкой в схеме. [и] -Гласный. Так как при произношении воздух не встречает преграду. Обозначают. Повторяют хором с учителем. |
Физкультминутка | ||
-Давайте хором произнесем первый слог. -Сколько в нем звуков? -Что про первый узнали? (согласный, мягкий) -Что про второй узнали? (гласный) -Эти два звука будем обозначать не двумя буквами, а одной буквой «Е» (поставить в схему) -Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два этих звука (схема) Произносим и слушаем 2-3 раза 3.Работа со схемой на доске -Значит мы можем ответить на первый вопрос: когда буква Е обозначает два звука? -Где в ленте букв стоит буква «Е», в каком ряду: в верхнем или нижнем? (буква «Е» стоит в нижнем ряду, там же где и буква и, значит они выполняют одинаковую работу, на что указывают? -Почему у буквы «Е» квартирка 1, а комнат 2? - Верно. (Буква «Е» в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э]. (хором) -А в алфавите где ее место? -Назовите соседей слева? Справа? - Как узнать букву, на что она похожа, что она вам напоминает по форме? (перевернутый забор, гребень, вилы) 4.Печатание буквы -Сейчас мы будем учиться печатать буквы «Е, е». -Большая буква высотой в 2 клетки, ведём сверху вниз длинную прямую линию высотой в 2 клетки, сколько горизонтальных палочек нужно добавить? Печатаем слева направо раз, два, три. -Маленькая буква высотой в 1 клетку, она состоит из полуовала, как буква «С» и короткой горизонтальной линии к середине этого полуовала. По ширине она занимает половину клетки. - Напечатайте красной ручкой, чередуя большую и маленькую буквы. | Еее Два звука- [й’ э] -Согласный, мягкий -Гласный -Буква «Е», обозначает два звука тогда, когда стоит в начале слова. -Буква «Е» стоит в нижнем ряду. Указывают на мягкость предшествующего согласного звука. -Потому что буква «Е» в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э]. Показывают место нахождения буквы «Е». -Слева буква «Д», справа буква «Ё». -Перевернутый забор, гребень, вилы. Слушают объяснение учителя, прописывают до конца строки буквы.
«Е, е» | |
VII. формирование первоначального навыка чтения | 1. Чтение столбиков слов с.73 - В верху на странице напечатаны слова с буквой «Е». Читать слова с буквой Е легко, для это надо просто назвать ее имя: Е -Прочитаем первый столбик (хором): ели еловые -Что обозначает слово ели? -А что значит еловые? (картинки: шишки, ветки, леса) -На какой вопрос отвечает? (Какие?) -Где стоит буква в первом слове? -Сколько звуков обозначает? -Какие? -А во втором? (Здесь две буквы е). -Кто расскажет про первую букву, сколько звуков она обозначает? -Почему, где она стоит? -А теперь понаблюдаем за второй буквой. Произносим слово по слогам е-ло-вы-е -А она сколько звуков обозначает, сколько вы услышали? (те же два звука) -Вот еще один секрет этой буквы: если она стоит после буквы гласного звука, то она тоже обозначает два звука. (добавить в схему) хором. -Прочитаем второй столбик (хором) сосны сосновые -Что обозначает слово сосны? -А что значит сосновые? (картинки: шишки, иголки, леса) -Где во втором слове стоит буква е? -А теперь понаблюдаем за этой буквой. Произносим слово по слогам сос-но-вы-е -А она сколько звуков обозначает, сколько вы услышали? (два звука) Обобщение: (хором) если она стоит после буквы гласного звука, то она обозначает два звука. (показать в схеме) -Прочитаем третий столбик (хором) роет воет -Как вы думаете, кто роет? (картинка: крот.) -Как вы думаете кто воет? (Картинки: волк) -Где стоит буква в первом слове? -Сколько звуков обозначает? -Какие? -А во втором? -Сколько звуков обозначает? -Какие? Обобщение: (хором) если буква е стоит после буквы гласного звука, то она обозначает два звука. (показать в схеме) -Прочитаем четвертый столбик (хором) лает кусает -Кто лает? (картинка: собака) -Кто кусает? (картинка: собака) -Где стоит буква е в этих двух словах? -Значит сколько звуков обозначает? -Какие? Обобщение: (хором) буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова и после буквы гласного звука. (показать в схеме) 2.Наблюдение над формами глагола. - Ребята, теперь давайте прочитаем хором слова, которые находятся у нас ниже: ели, ела, ел. (Пальчик, приготовились, читаем) -Что обозначают эти слова, как вы понимаете их смысл: ели- это кто? -А ела про кого так говорят? -Ел- про кого так говорят? -Значит, что обозначают все эти три слова: предмет или действие предмета? -На какие две группы можно разделить эти три слова? Ели- обозначает действие нескольких предметов- мн.ч Ел,ела- ед.ч, так как действие одного предмета? -Что общего в написании этих слов? -Где она стоит в слове? -Сколько звуков обозначает буква «Е» в начале слова? -А значит, какие два звука могут спрятаться в букве «Е»? -Молодцы! Обобщение: Букву «Е» в начале слова обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э]. (Показать в схеме, хором) 3.Работа по тексту: Загадка, картинки, образ жизни -Отгадайте загадку: Всех зверей она хитрей, Шубка, рыжея на ней. Пышный хвост её краса Это- рыжая…(лиса) картинка с изображением лисы. -Лисицы живут в норах, живут парами или семьями, лисица, передвигающаяся спокойно, идет по прямой линии оставляя за собой четкую цепь следов. (картинки) -Ребята, на этой же странице, найдите иллюстрацию, кто на ней изображен?
-Давайте прочитаем хором первое предложение. -Лиса где? (у ели) -Читаем хором второе предложение. -Она что делает? (роет) -Давайте с вами, выполним задание лисички, вам нужно найти слова, в которых буква «Е» обозначает 2 звука? -Где стоит буква? -Сколько звуков обозначает? -Какие? Обобщение: Буква «Е» обозначает два звука, согласный, мягкий [й’] и гласный [э] в начале слова и после буквы гласного звука. (По казать в схеме) хором. 4.Наблюдение над словами омонимами. -Ребята, я обратила внимание на то, что мы с вами работали над словом ели в начале урока, когда составляли схему слова и когда читали столбики слов. -Но получилось, что они разные. Я не могу определить, что эти слова обозначают. И я хочу попросить у вас помощи. Вот на экране все перепуталось. -Соотнесите слово и его значение -Что значит первое слово ели? (деревья) -Что значит второе слово? (действие предмета) -Действительно. Это удивительно, что одно слово может иметь несколько значений. -На самом деле таких слов очень много, и они называются многозначные. Многозначные слова — это слова, у которых есть два и более значения. (хором) |
ели- это елки или действие предмета. -Какие? -В начале слова -Обозначает два звука [й’ э] Здесь две буквы е -Она обозначает два звука [й’ э] -В начале слова Произносят слово по слогам е-ло-вы-е -Она обозначает те же два звука Слушают учителя, смотрят на схему, повторяют хором. Читают второй столбик хором -сосны- это деревья -сосновые бывают: шишки, иголки, леса -В конце слова Произносят слово по слогам сос-но-вы-е -Обозначает два звука [й’ э] Слушают смотрят на схему, повторяют хором. Читают третий столбик хором -роет-крот -воет- волк -После БГЗ -Обозначает два звука -[й’ э] -Стоит после БГЗ -Обозначает два звука -[й’ э] Слушают смотрят на схему, повторяют хором. Читают четвертый столбик хором -лает- собака -кусает-собака -Стоит после БГЗ -Два звука -[й’ э] Слушают, смотрят на схему повторяют хором. Читают хором слова: -Девочка ела -Мальчик ел -Действие предмета
-Буква «Е». -В начале слова. -Два звука [й’э] -Повторяют хором с учителем. -Лиса Слушают про образ жизни лисы. Лиса Читают хором У ели Читают хором Роет -В начале слова и после БГЗ -Два звука -Согласный, мягкий [й’], и гласный [э]. Повторяют хором с учителем. Слушают учителя Соотносят слова и его значения Деревья, действие предмета. Смотрят на слайд Повторяют хором вместе с учителем. |
VIII. Итог. Рефлексия. | Итог - Какую букву мы сегодня выучили? - Кто может показать букву «Е» на «ленте букв»? -Дайте характеристику букве «Е» Рефлексия «Светофор» -Закрасьте букву зелёным цветом, если у вас все получилось на уроке, и вы умеете определять в каких местах букву «Е» обозначает два звука. -Закрасьте букву желтым цветом, если у вас не все получилось, и вы не совсем правильно можете определить в каких местах буква «Е» обозначает два звука. -Закрасьте букву красным цветом, если вы ничего не поняли, и не разобрались в данной букве. | Букву «Е»
|
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
о
а
у
и
ы
н
с
к
т
Предварительный просмотр:
-в начале слова
-после БГЗ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
[й’ э]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект группового занятия для учащихся 1х классов "Буква К, звуки [к - к\']"
конспект для учащихся начальных классов с фонетико - фонематическим недоразвитием....
Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»
Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...
Конспект учебного занятия по литературному чтению
Конспект учебного занятия по литературному чтению...
Конспект учебного занятия по обучению грамоте
Конспект учебного занятия по обучению грамоте 1 класс...
Конспект учебного занятия по обучению грамоте
Предмет: Русский язык УМК " Школа 21 века", букварь Журовой Л.Е, Евдокимовой А.ОВозрастная категория: 1классУчебный раздел: Обучение грамоте. Букварный периодТема: «Знако...
Конспект учебного занятия по литературному чтению, 3 класс
Описание материалаРазработка является авторской. Учебное занятие было представлено интернам стажировочной площадки «Современный урок».Данный урок является метапредметным. По данной схеме, ...
Методическая разработка урока по обучение грамоте в 1 классе «Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»
Методическая разработка урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе«Буквы Ф, ф, обозначающие звуки [ф], [ф’]»...