Конспект учебного занятия по обучению грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предмет: Русский язык УМК " Школа 21 века", букварь Журовой Л.Е, Евдокимовой А.О
Возрастная категория: 1класс
Учебный раздел: Обучение грамоте. Букварный период
Тема: «Знакомство с буквой М»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bukva_m.doc | 398.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Обучения грамоте
Буква М
1 класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
КрасноруцкаТамара ВАсильевна
Предмет: Русский язык УМК " Школа 21 века", букварь Журовой Л.Е, Евдокимовой А.О
Возрастная категория: 1класс
Характеристика контингента учащихся: в данном классе количество детей с высокой и хорошей школьной мотивацией составляет 64%. Число учащихся с положительным отношением к школе, но данных детей школа привлекает внеучебными мероприятиями, составляет 16%. Учащихся с низкой школьной мотивацией 8 % и с негативным отношением к школе 4%.
Учебный раздел: Обучение грамоте. Букварный период
Тема: «Знакомство с буквой М»
Цели деятельности педагога:
- Организовать работу по ознакомлению с буквой М.м;
- научить выполнять звуко-буквенный анализ слов ;
- плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами;
- развивать фонематический слух;
- познакомить с понятием «Дружба»
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву М, м, понятие словосочетание, умеют выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – структурирование знаний, осознанность восприятии.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия, понимать возможность различных позиций других людей, отдичных от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодествии.
Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку, картинки для составления слова.
Авторский медиапродукт: презентация
Предназначение – для фронтальной и индивидуальной работы учащихся на различных этапах урока, для самопроверки и взаимопроверки выполненных заданий.
Форма использования: проецирование на экран при работе с классом
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере:
- реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- Принцип равенства позиций
- Принцип доверительности
- Принцип обратной связи
- Принцип занятия исследовательской позиции.
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности.
Ход урока.
Слайд 1
- Организационный момент.
Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Мы умные, мы дружные,
Мы внимательные, мы старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится.
Слайд 2
- Введение в тему урока.
Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора из любого спора.
У доски 5 учащихся, в руках держат карточки с представленными иллюстрациями: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.
- Назовите первый звук в каждом слове
- Составьте слово. (Дружба)
- Как вы понимаете слово дружба?
- Послушайте стихотворение о дружбе.
Дружба – главное слово всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
_ Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки)
- Так же считают поэт М.Пляцковский и композитор В.Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте её, а кто знает слова – подпевайте.
Слайд 3
Звучит в записи песня «Улыбка».
- О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства испытываете, когда встречаетесь друг с другом?
Слайд 4
- Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети)
- Маша и Миша поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша - с разных.
- Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
- Изучение нового материала.
1.Звукобуквенный аналаз слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
Слайд 5
- Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша»
- Он гласный или согласный?
- Какой это согласный: твердый или мягкий?
- Какую фишку возьмём для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
Слайд 6
- Выделите интонационно первый звук в слове «Миша»
- Он гласный или согласный?
- Какой это согласный: твердый или мягкий?
- Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично ведется работа с другими звуками.
- Какой буквой обозначаются звуки М М’
Слайд 7
- Из каких элементов состоит буква М?
- На что похожа буква М?
- Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
- А теперь каждый из вас попробует сам создать модель буквы М и дополнить наш алфавит своей буквой. (Работа над мини-проектами).
Учащиеся самостоятельно изготавливают модель буквы из цветной бумаги. Лучшую выбирают «именинники» - Маша и Миша и прикрепляют её к планшету на доске «Наш алфавит».
Слайд 8
а) Просмотр отрывка из мультфильма.
б) Как называется мультфильм? На какую букву название?
(Мультфильм называется «Машенька и медведь». Оба слова в названии начинаются на букву эм.)
в) Расскажите, чем закончилась сказка?
(Учащиеся рассказывают конец сказки).
Машенька очень скучала по дедушке и бабушке. Вот однажды она попросила медведя отпустить ее к дедушке и бабушке, чтобы отнести им пирожков. Медведь Машеньку не отпустил, а сказал, что гостинцы отнесет сам. Девочка попросила его, чтобы пироги дорогой он не ел. Медведь пообещал. Маша напекла пирогов, залезла в короб, а на голову поставила тарелку с пирогами. Медведь пришел из леса, увидел короб, взвалил его на спину и пошел в деревню. Дорогой он несколько раз хотел взять пирожок, но Маша из короба ему говорила, что все видит. Так он и донес гостинцы до дома бабушки и дедушки. А тут собаки учуяли медведя, залаяли на него. Медведь поставил короб и убежал. Вышли из дома дедушка с бабушкой, открыли короб и увидели свою внучку. Они обрадовались и стали ее целовать.)
- а) Выделение первых звуков из слов Машенька, медведь
(В слове Машенька первый звук (м) твердый, в слове медведь мягкий звук (м))
б) Артикуляция (положение губ, прохождение воздуха, голос)
Вывод: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
Слайд 9
Просмотр видеоролика о букве М.
в) Определение позиции звука в словах, которые прозвучали в видеоролике.
(Предполагаемые ответы: в начале слова буква эм находится в словах: медвежата, мед, малина, молоко, мяч, мышка, малышка, мороженое)
Слайд 10
г) Игра «Расставь правильно предметы».
Учитель. Вы должны расставить предметы на свои полки.
На верхней полке находятся предметы, в названиях которых звук (м) в начале слова; на средней, если этот звук середине слова; на нижней – на конце слова.
(Предполагаемые ответы: на верхнюю полку положим малину и микрофон, потому что новые звуки находятся в начале слова;
на вторую полку – сумку и самолет, т.к. звук (м) находится в середине слова;
на третью полку – дом и аквариум, т.к. звук (м) находится на конце слова)
Слайд 11
д) Игра «Распредели правильно слова»
Учитель. Назовите предметы, которые вы видите вверху экрана.
(Дети называют морковь, дом, молоток, машина, медведь, мимоза)
Учитель. С какого звука начинаются названия этих предметов?
(Со звука (м))
Учитель. Чебурашка собирает предметы, в названиях которых буква эм обозначает твердый звук, а Пчеленок – мягкий звук.
(Предполагаемые ответы : Чебурашка возьмет машину, молоток, дом, морковь, потому что эти слова начинаются с твердого звука.
Пчеленок – медведя и мимозу, т.к. первые звуки в этих словах мягкие.)
Учитель.. Скажите, а в слове мимоза сколько вы слышите звуков (м)?
(Дети. Два звука)
Учитель. Скажите, а второй звук (м) в этом слове твердый или мягкий?
(Он твердый)
Слайд 12
Физминутка для глаз
Слайд 13
2. Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ежик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда, скорей, я шел и вам буковку нашел»
- Какую букву нашел Ежик?
Прибежал веселый А, прочитали дети – МА.
Прибежал задорный О, прочитали дети – МО.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – МЯ.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – МЫ.
Прибежал игривый И , прочитали дети – МИ.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – МУ.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – МЁ.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – МЮ.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – МЭ.
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – МЕ.
Слайд 14
3. Чтение слогов со слайда.
- Составление слов.
- Составьте слова с данными слогами и выделите звуки М М’
Слайд 15 (заставка)
- Работа по рабочей тетради «Учимся писать печатные буквы».
- После показа учителем образца написания дети работают в тетради самостоятельно.
- Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.
- Прочтите название стихотворения.
- Кто автор?
Чтение стихотворения В.Орлова читающими детьми.
- О ком это стихотворение?
- Кто задает вопросы мальчикам?
- Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
- Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.
- Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики).
- Покажите и назовите все предметы одежды.
- Прочитайте слова, написанные под картинками.
- Работа в парах.
- Соедините стрелками предметы, к которым подходят слова «мой», «моё», «моя», «мои».
- Назовите другие предметы, к которым подходят эти слова.
9. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
- Какие звуки обозначает буква М?
- Какими фишками обозначают твердые и мягкие согласные звуки М М’ ?
- О чем еще шла речь на уроке? (О дружбе)
Чем больше всего понравилось заниматься на уроке?
(Понравились игры, мультфильм, стихотворение о букве М.)
Используемые источники.
Текст на слайде 4 взят из книги Букварь: Учебное пособие / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2009г.
Два слайда (5и6) с мультфильмом и аудиофайл с роликом, взяты из урока Бойковой Оксаны Владимировны, учителя начальных классов МОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.1 класс.- 4-е изд., испр.и доп. - М: ВАКО,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Закрепление изученных букв»
Урок прекрасно вписывается в программу обучения грамоте учащихся подготовительного класса. К уроку имеется презентация...
План - конспекты для занятий по обучению грамоте для будущих первоклассников
Предшкольная подготовка...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в группах школы «Развитие». Тема "В гостях у феи Азбуки".
Цель занятия: - закрепление понятий: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;- со...
Конспект учебного занятия по обучению грамоте
Конспект учебного занятия по обучению грамоте 1 класс...
Учебное занятие по обучению грамоте
Тема «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук [ж]»1 класс...
Учебное занятие по обучению грамоте
Тема "Согласный звук (щ), буквы Щ, щ....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.(группа компенсирующей направленности)Тема: «Звук [А] и буква А».Цель: Закреплять правильное произношение звука [А], познакомить с букв...