Звуки [т], [т’], буквы Т, т.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Крюкова Галина Анатольевна

Знакомство учащихся со звуками (т') и  (т) и  буквами, которые их обозначают

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_t_t_bukvy_t_t.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Звуки [т], [т’], буквы Т, т.

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [т], [т’], буквамиТ, т, развития речи

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                              

- познакомить учащихся со звуками (т') и  (т) и  буквами, которые их обозначают;

- овладение навыками плавного слогового чтения с буквой т,

- чтение предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.                                                                                                                                                                                                                

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеть навыками плавного слогового чтения с буквойТ, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Личностные результаты

 Воспитывать  у учащихся интерес к чтению, усердие, уважение к родному языку, формировать потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                  

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы:  общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – характеризуют согласные звуки [т],  [т'],

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно рассказывают сказку по сюжетной линии

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная буквыТ, т;

1Мотивирование к учебной деятельности

Улыбнемся друг другу и нашим гостям.

Чудесных открытий желаю всем вам!

Каждый день в школе мы совершаем с вами открытия. Ребята, а какие это открытия, чему мы учимся?

 Вы все правильно сказали. А какое умение поможет нам сегодня сделать маленькое открытие, что за умение?  Умение учиться.

− Чтобы наше путешествие по Буквограду было увлекательным и успешным, нам понадобятся трудолюбие, доброта, настойчивость, терпение, взаимовыручка, вера в свои силы.

− И, конечно же, хорошее настроение! Давайте улыбнемся друг другу! И начнём наш урок с хорошим настроением.

− Вы уверены в том, что хорошо запомнили буквы, изученные ранее?

− Хорошо, но все же проверим, так ли это? Сейчас мы поиграем в игру «Полубуковка» работа по карточкам (белые)  слайд  

Ю

И

а

У

О

д

л

Й

м

н

Очень хорошо, а теперь прочитаем эти буквы.

А сейчас прочитайте только согласные.

Гласные.

Строчные.

 Заглавные.  Молодцы!

Мы продолжаем наше путешествие по Буквограду. А чтобы узнать, куда мы сегодня  отправимся, послушайте музыкальный отрывок. слайд  слайд  

- Что такое цирк?

Цирк (от лат. circus — круг) — вид зрелищного искусства, развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.

Кто работает в цирке?

 Чтобы попасть на представление, нам нужно приобрести билеты. Пройдем к кассе. слайд  

- Что это за абракадабра? (на доске открываются ряды букв)

СТЛПЗАДМИРАЛВАКХИОРДЕНАСКУ

ОВАБИТМНДЫНЯХБПРМАРМЕЛАДТР

УЫИШХТДИМАХМУНЛРДАНИЛАОЭЪ

− Ребята, здесь спрятались слова, если вы будете внимательны, то обязательно прочитаете их!

У вас на желтых карточках тоже есть эти ряды букв.

Работа трудная. Но говорят: «Ум хорошо, а два - лучше». Поэтому я предлагаю поработать парами при поиске слов – и друг другу поможете, и задание выполним быстро.

Это задание – на время. Какая же пара у нас самая дружная? Возьмите карандаши и принимайтесь за работу. Время пошло.

Первая пара, справившаяся с работой, выделяет слова в первом ряду букв на доске, вторая – во втором, третья – в третьем. Затем учитель закрепляет таблички с найденными словами

Вспомните, в каком тексте встречали эти слова? Составьте предложения с этими словами.

Какую еще работу можно  выполнить  со словами предложения? Схему, ударение, на слоги…

Теперь мы можем войти в цирк и занять свои места.

2.  Постановка учебной задачи 

- Как называется сцена, на которой выступают артисты цирка?  слайд   Арена, манеж.

 Сегодня ареной у нас будет классная комната.

Вместе с артистами цирка нам предстоит повторить то, чему мы научились на предыдущих уроках, открыть новые знания.

Внимание! Представление начинается. Кто же появится на арене цирка? слайд  

2

4

1

6

7

3

5

е

в

м

д

ь

д

е

- Молодцы! слайд  

А теперь «Мозговая атака» (вопрос-ответ), которую предлагает нам медведь– артист цирка.   Прием  «ПЕРЕСАДКИ» (ответивший правильно садится на любое свободное место)

  1. Речь у нас бывает… (устная и письменная)
  2. Речь состоит из…(предложений)
  3. Предложения состоят из…(слов)
  4. Слова состоят из… ( слогов ), а слоги… (из звуков)  
  5. Звуки делятся на …(гласные и согласные)
  6. Гласные бывают…(Ударными и безударными)
  7. Если в слове  два гласных. Сколько слогов?         
  8.  Если в слове один гласный и два согласных.  Сколько слогов?    
  9.  Если в слове три гласных звука и несколько согласных. Сколько слогов?      
  10. Если в слове три согласных.  Сколько в слове слогов?
  11. Назовите гласные, которые указывают на твёрдость согласных звуков.
  12. Назовите    буквы, которые живут на первом этаже домика гласных. Почему они там живут?
  13. Назовите гласные, которые могут  обозначать два звука.
  14. Когда гласная буква е обозначает два звука?
  15. Чем гласные отличаются от согласных?
  16. Что знаете о согласных буквах? (они обозначают звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки)
  17. Какие из них обозначают всегда мягкие звуки?(й)

Молодцы! Задания выполнили!

Каждому их вас при входе вручили программку, в которой перечислены номера сегодняшнего представления. В этой программке вы будете делать отметку о выполнении  заданий.  Давайте  в программке отметим свои успехи в строчке  1. «мозговая атака».  Кто правильно ответил на  вопрос - закрасьте зеленый кружок , кто знал ответы не на все вопросы  – желтый, не знал ни на один – красный. Кто пересел 2 раза и больше раскрасьте еще 1 кружок).

  1. Мозговая атака.

  1. Конструирование буквы.

  1. Чтение слогов, слов

  1. Работа в группе

Открытие нового знания.

К выходу на арену готовится…

В цирке он смешнее всех.
У него – большой успех.
Только вспомнить остаётся,
Весельчак тот как зовётся?       Клоун           Как вы догадались? слайд  

Клоун предлагает вам определить с какой буквой мы будем работать? Для того, чтобы узнать это, я предлагаю три варианта, послушайте и выберите какой-нибудь один. Хорошо?
1в. Я вам просто называю букву, которую будем изучать.
2в. Можно открыть Азбуку и найти эту букву.
3в. Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать. 

- Какой путь выберем?  (показать на пальцах)

- Молодцы! Вы пошли по трудному пути, но добывать знания самим всегда интересно и полезно.

 Ребята, внимательно послушайте и отгадайте, какое слово загадано:

1. Большое, обычно тёмное густое облако, несущее дождь, снег (Туча)

2. Передвижная лестница для выхода из самолёта и посадки. (Трап)

3. Бронированная самоходная машина на гусеничном ходу с мощным вооружением. (Танк)

4. След от прикосновения кончика карандаша, ручки; маленькое круглое пятнышко. (Точка)

5. Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет. (Тайна)

 Повторите все слова, которые отгадали. (Один из учеников озвучивает)

 Что заметили?  Все слова начинаются со звука [т]

 Ребята, со звука  т начинается имя одного из клоунов.

(На доске находятся две картинки с изображениями клоунов, под которыми расположены звуковые схемы слов)

Догадайтесь, как его зовут?  Том.

Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом первый звук. Дайте характеристику.

Объясните, почему звук т произносится твердо?

Как  его зовут второго клоуна?  Тим. Первый звук обозначен квадратом и апострофом, значит этот звук мягкий.

Произнесите имя этого клоуна, выделяя голосом первый звук. Дайте характеристику.

Почему звук т произносится мягко?

-  Попытайтесь обозначить    тему  урока, закончив предложение, записанное на доске. С чем мы будем знакомиться?

 «Звуки ... Буквы ..   »

Поставим цели нашего урока:

Познакомиться со … звуками [т ], [т].

Узнать   … какой буквой, обозначаются эти звуки.

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

Какую цель мы уже достигли?

Что теперь нам предстоит?

 А для этого вы должны знать, как выглядит эта буква.

- Возьмите красную фишку, положите её перед собой. Справа положите голубую фишку, слева - зелёную, ниже красной – еще 2 красных. Что у вас получилось? Буква Т. слайд  

- Уберите фишки.  

- Давайте пофантазируем, на что похожа буква Т?                  слайд  

Ребята, что вы узнали о букве т?

Найдите на картинке слова со звуками т  ть    слайд  

Какую цель достигли?

Раскрасьте зеленым кружок на второй сточке в программке.

- Пока готовится к выступлению следующий артист, объявляется антракт.  мы с вами отдохнём и  вместе с клоуном проведём физминутку.

Твердый звук - руки вверх, хлопок, мягкий - присесть

Такси, Тир, Тимур, такса, тина, танец, котёнок, тётя ткань, ботинки, тайна, утешил, тянет, три, енот.

- Настало время выступления следующего артиста?

Очень много силы в нём,

Ростом он почти что с дом.

 У него  огромный нос,

Будто нос лет тыщу рос.    Слон    

Как догадались?   слайд  

Слон -эквилибрист выполняет различные трюки, но хочет еще научиться читать. поможем ему?

Чтение слогов слайд  

Какое задание можете предложить для работы со слогами?

слайд

Чтение слогов и слов в столбике  с 50/чтение слоговой таблицы (нечитающие), после они раскрашивают картинки

Учащиеся читают жужжащим чтением слова в цепочке, уточняя лексическое значение непонятных слов.

Мята- травянистое душистое растение

Мятная – с ароматом мяты  (Во второй строке существительное преобразуется в прилагательное - мята – мятная, для которого надо подобрать слово-предмет, например, мята – мятная конфета)

Турнир – состязание рыцарей в средние века

Нутрия – зверь, живущий на болотах, вблизи водоемов

После чтения выполнить следующее задание:

Прочитайте слова, в которых буква Т обозначает только мягкий согласный звук.     утя, метил, 

В каких словах буква Т обозначает и мягкий согласный звук и твёрдый? отметил, утята

Раскрасьте на третьей строчке зеленым кружок, если без ошибок прочитали слоги и слова, желтым- если ошибались, красным – не смогли прочитать

????? - Пока готовится к выступлению следующий артист, объявляется антракт.  мы с вами отдохнём и  вместе с клоуном проведём физминутку. слайд  

Под  куполом цирка работают воздушные акробаты,  выполняют сложнейшие трюки. слайд  Предлагают и нам испытать свои силы.

Работаем в группах. Дифференцированная (слабым –          ). Правила

Надо прочитать слова, и определить слова-предметы, слова-признаки, слова-действия – раскрасить их нужным цветом. Самопроверка по эталону.

Молодцы! Раскрасьте кружок на четвертой (работа в группе)зеленым, 1-2 ошибки – желтым, 3 и  больше – красным цветом. Группа, закончившая работу первой – раскрасьте еще 1 кружок зеленым.

???? - Пока готовится к выступлению следующий артист, объявляется антракт.  мы с вами отдохнём и  вместе с клоуном проведём физминутку. слайд  

На манеже иллюзионист, он пришел со своей тайной.   слайд  

Чтение текста

Он предлагает вам прочитать текст «Омут». Кто знает значение данного слова?  

Омут – глубокая яма на дне реки или озера.

Ил – вязкий осадок на дне водоема

Муть – мелкие нерастворимые частицы в жидкости, делающие ее непрозрачной

 Тянет нырять - хотят

Все читают жужжащим чтением, затем читает один ученик.

Какое было время года?

Где оказались малые утята?

 Найдите и прочитайте предложение, в котором объяснено, почему утята оказались у тёмного омута  Немало тайн он таит

Что хотят делать утята?

Какие тайны хранил омут?   А там ил, муть и тайны нет.

Если в омуте не оказалось тайны, то, может быть, и не надо было утятам нырять?

Им было интересно узнать, что находится в омуте. Они же маленькие и любопытные. Если бы утята не нырнули, то они не узнали, что там есть.

Конечно, открыть новое для себя может каждый, если не будет бояться делать шаг вперёд в неизвестность.

Объясните значение пословицы: «В тихом омуте черти водятся» (омут глубок и с берега не видно, что он скрывает на дне. Тихий, незаметный человек порой способен на неожиданные неблаговидные поступки)

Рефлексия учебной деятельности

- Цирковое представление подошло к концу.  Подведём итоги.

Мы сегодня сделали ещё   один маленький шаг к большому успеху.

-Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли вам достичь этих целей?

- Посмотрите в свои программки, посчитайте, сколько зеленых кружков вы заработали?

- Поднимите руку, у кого все шарики зелёные? Молодцы.

-Возникли ли у вас затруднения?

-Вы смогли их преодолеть?

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....