Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока чтения
УМК «Школа России» Климанова Л.Ф. 2 класс 2 часть
Тема урока: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока чтения
УМК «Школа России» Климанова Л.Ф. 2 класс 2 часть
Тема урока: Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
Цели:
1.Познакомить c лирическим произведением Ф.И. Тютчева
«Зима недаром злится» и проанализировать его.
2.Формировать у детей навыки осознанного чтения.
3.Воспитывать любовь к чтению стихотворений
4.Учить читать правильно и выразительно.
Ход урока:
1. Организационный момент
Солнышко лучистое
Заглянуло в класс.
Весело ребяткам стало всем сейчас.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь!
2.Проверка домашнего задания
-На том уроке мы говорили про весну и читали загадки про весну
-На дом вам было задано изобразить весну (Выставка работ)
- Ваши работы замечательные. Наш класс наполнился весенним настроением, яркими цветами и ароматом весенней природы.
3.Подготовка к чтению
-Сегодня, ребята, мы с вами продолжим перелистывать странички Поэтической тетради. Нам предстоит познакомиться с новым произведением.
-Прочитайте автора произведения
-Посмотрите на его портрет (на доске), послушайте его биографию
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Ф.И.Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы, настоящая известность к поэту пришла в 51 год, когда он выпустил свой первый сборник стихов.
-С какими произведениями этого автора вы уже знакомы?
(Листья, Весенняя гроза)
-Прочитайте первую строчку стихотворения
-Как вы думаете, о чем пойдет речь?
-Правильно о смене времен года
-Как вы думаете, зима сразу отступает?
-Да, зима отступает не сразу
-Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года» и рассмотреть репродукции картин известных художников:
А. Саврасов «Грачи прилетели»
И. Левитан «Март»
С. А. Виноградов «Весна идет» (на доске висят репродукции этих картин)
Звучит 2 отрывка «Январь. У камелька» и «Март. Песня жаворонка
-Какое настроение создало увиденное и услышанное вами?
(дети делятся впечатлениями).
4.Первое чтение текста
Выразительное чтение учителем
5.Проверка первых впечатлений
-Вам понравилось произведение?
-Чем?
-Какое настроение после стихотворения?
-Какие картины природы увидели?
-Перед повторным прочтением разберемся в значении некоторых слов
-Как вы понимаете слово хлопочет?
хлопочет (заниматься чем-то очень усердно)
взбесилась (очень сильно разозлилась)
наперекор (назло)
трезвон (звон в особых торжественных случаях)
пуще (еще больше)
недаром не напрасно, не зря
пора (время)
нудит (заставляет)
6.Повторное чтение
Ученики читают стихотворение (самостоятельно про себя)
7.Анализ рассказа
-А теперь побеседуем о стихотворении и проведем его анализ
-О чем говорится в этом стихотворении? (смене времени года и о их сражении)
- Автор одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как называется этот прием?
(прием олицетворение)
-А кого он наделяет качествами человека в этом стихотворении?
(Зиму и Весну)
-Где мы можем это увидеть? Приведите пример из текста
( Зима злится, ворчит. Весна умылася, хохочет)
-Правильно
-Как описывается зима в этом стихотворении? Давайте найдем описание зимы в 1 четверостишие
-Какое настроение у зимы? (она злится)
-Почему она злится? (потому что прошла ее пора)
-Теперь прочитаем 2 четверостишье, если описание зимы? (нет)
-Читаем следующее четверостишье
-Какой описана зима тут?
-Что делает зима? (хлопочет и ворчит)
-О чем она хлопочет? (что бы весна не наступила)
-Давайте, подберем синонимы к слову ворчит (сердится, ругаться, негодовать)
-Читаем следующее четверостишье
-Что сказано про зиму? (что она взбесилась)
-Как автор называет зиму?
-А кого называют ведьмой?
-Какие ведьмы? (злые, коварные, могут навредить)
-Вы видели где-нибудь ведьм? (в сказках)
-Как выглядит ведьма? (Злая старуха в черном)
-Так почему же автор назвал зиму ведьмой? Если вы сказали, ведьма это старуха в черном?
( время зимы уже прошло, она состарилась, ей пора уже уступать место весне)
-Что мы видим дальше в этом четверостишье? Что же делает зима? (она запускает снегом в весну)
-Это напоминает нам метель, когда уже вроде бы все тает и вдруг вечером все заново заметает снегом
-Дети, давайте закроем глаза и представим зиму, которую описывает автор
-Какой вы себе представили зиму?
-Молодцы дети
-А теперь посмотрим, какой изображает автор весну
-В каком четверостишье есть описание весны?(3четверостишье)
-Какой мы видим весну? (не унывающей, хохочет в глаза своей противнице и шумит еще больше)
-Посмотрите следующее четверостишье
-Если зима там изображена старой ведьмой, то как изображена весна? (прекрасное дитя)
-А как вы понимаете слово дитя? (она еще совсем молоденькая и только еще вступает в силу)
-И в последнем четверостишье нам дано только про весну
-Что там сказано? (все, что делает ведьма, не останавливает весну, она наоборот становится еще румянее и лучше назло этой ведьме)
-А теперь закроем глазки и представим весну
-Какой вы ее увидели?
-Что вы заметили? Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы. (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)
- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот.
- Как Тютчев относится к Зиме, Весне?
-Что же происходит в стихотворение между зимой и весной? (сражение)
-А в природе мы можем такое увидеть? (да)
-Действительно, период смены времени года проходит с резкими изменениями температуры и сменой капели на сильную метель.
-Все это напоминает сражение. Сражается зима и весна.
-Это мы можем увидеть, когда утром идем в школу на улице холодно, а под ногами еще лежит снег. А после школы возвращаясь, домой видим, что с крыш капает и под ногами снег превращается в лужи. Но ночью зима опять берется за работу и снова становится холодно и даже может пойти снег.
-Что хотел сказать автор?
-Какое чувство у вас после этого стихотворения? (чувство радости ведь скоро весна возьмет свое и настанет тепло)
8.Творческая интерпретация
-А сейчас мы подготовимся к выразительному чтению стихотворения.
-В каком тоне мы будем читать слова, где говорится про зиму (серьёзно)
-А про весну как мы будем читать? (весело и радостно)
-Давайте сделаем разметку по цепочке, расставим паузы
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
-А теперь расставим логические ударения
-Теперь попробуем порепетировать
-Прочитайте друг другу в парах 2-3 раза
-Теперь прочитаем это стихотворение выразительно у доски
-Читаем выразительно, соблюдая все правила чтения, паузы и логические ударения
(вызываю 4 человека к доске)
9.Подведение итогов
-Понравилось ли вам произведение?
-Ждете ли вы наступления весны?
-Почему?
-Посмотрите на доску, подходят ли эти пословицы к нашему произведению? (да подходят)
Март — не весна, а предвесенье.
Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.
Март зиму кончает, весну начинает.
И в марте мороз на нос садится.
В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Иногда и март морозом хвалится.
Спасибо всем за урок, вы хорошо поработали на уроке
10.Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."
Знакомство с поэзией Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...
Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."
ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...
Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."
Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели: Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен...
Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".
Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...
Ф.И.Тютчев"Зима недаром злится..."
Анализ лирического произведения....
Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится"
Урок знакомит учащихся со стихотворением о весне, подводит к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое, воспитывает любовь к природе....
Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."
Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....