Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Лушникова Мария Алексеевна

Конспект урока чтения

УМК «Школа России» Климанова Л.Ф.   2 класс 2 часть

Тема урока:  Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutchev_zima_nedarom_zlitsya.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения

УМК «Школа России» Климанова Л.Ф.   2 класс 2 часть

Тема урока:  Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»

Цели:

1.Познакомить c лирическим  произведением  Ф.И. Тютчева

«Зима недаром злится» и проанализировать его.

2.Формировать у детей навыки осознанного чтения.

3.Воспитывать любовь к чтению стихотворений

4.Учить читать правильно и выразительно.

Ход урока:

1. Организационный момент

Солнышко лучистое

Заглянуло в класс.

Весело ребяткам стало всем сейчас.

Вы друг другу улыбнитесь

 И тихонечко садитесь!

2.Проверка домашнего задания

-На том уроке мы говорили про весну и читали загадки про весну

-На дом вам было задано изобразить весну  (Выставка работ)

- Ваши работы замечательные. Наш класс наполнился весенним настроением, яркими цветами и ароматом весенней природы.

3.Подготовка к чтению

-Сегодня, ребята, мы с вами продолжим перелистывать странички Поэтической тетради. Нам предстоит познакомиться с новым произведением.

-Прочитайте автора произведения

-Посмотрите на его портрет (на доске), послушайте его биографию

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) родился 5 декабря 1803 года в старинной дворянской семье, в имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.

Ф.И.Тютчев был современником А. С. Пушкина. С детства Фёдор Иванович писал стихотворения, и свое первое стихотворение опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы, настоящая известность к поэту пришла в 51 год, когда он выпустил свой первый сборник стихов.

-С какими произведениями этого автора вы уже знакомы?

 (Листья, Весенняя гроза)

-Прочитайте первую строчку стихотворения

-Как вы думаете, о чем пойдет речь?

-Правильно о смене времен года

-Как вы думаете, зима сразу отступает?

-Да, зима отступает не сразу

-Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года» и рассмотреть репродукции картин известных художников:

А. Саврасов «Грачи прилетели»

И. Левитан «Март»

С. А. Виноградов «Весна идет» (на доске висят репродукции этих картин)

Звучит 2 отрывка «Январь. У камелька» и  «Март. Песня жаворонка

-Какое настроение создало увиденное и услышанное вами?

(дети делятся впечатлениями).

4.Первое чтение текста

Выразительное чтение учителем

5.Проверка первых впечатлений

-Вам понравилось произведение?

-Чем?

-Какое настроение после стихотворения?

-Какие картины природы увидели?

-Перед повторным прочтением разберемся в значении некоторых слов

-Как вы понимаете слово хлопочет?

хлопочет (заниматься чем-то очень усердно)  

взбесилась (очень сильно разозлилась)

наперекор (назло)

трезвон (звон в особых торжественных случаях)

пуще (еще больше)

недаром не напрасно, не зря

пора (время)

нудит (заставляет)

6.Повторное чтение

Ученики читают стихотворение  (самостоятельно про себя)

7.Анализ рассказа

-А теперь побеседуем о стихотворении и проведем его анализ

-О чем говорится в этом стихотворении? (смене времени года и о их сражении)

- Автор одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как называется этот прием?

 (прием олицетворение)

-А кого он наделяет качествами человека в этом стихотворении?

(Зиму и Весну)

-Где мы можем это увидеть? Приведите пример из текста

 ( Зима злится, ворчит. Весна умылася, хохочет)

-Правильно

-Как описывается зима в этом стихотворении? Давайте найдем описание зимы в 1 четверостишие

-Какое настроение у зимы? (она злится)

-Почему она злится? (потому что прошла ее пора)

-Теперь прочитаем  2 четверостишье, если описание зимы? (нет)

-Читаем следующее четверостишье

-Какой описана зима тут?

-Что делает зима? (хлопочет и ворчит)

-О чем она хлопочет? (что бы весна не наступила)

-Давайте, подберем синонимы к слову ворчит (сердится, ругаться, негодовать)

-Читаем следующее четверостишье

-Что сказано про зиму? (что она взбесилась)

-Как автор называет зиму?

-А кого называют ведьмой?

-Какие ведьмы? (злые, коварные, могут навредить)

-Вы видели где-нибудь ведьм? (в сказках)

-Как выглядит ведьма? (Злая старуха в черном)
-Так почему же автор назвал зиму ведьмой? Если вы сказали, ведьма это старуха в черном?

( время зимы уже прошло, она состарилась, ей пора уже уступать место весне)

-Что мы видим дальше в этом четверостишье? Что же делает зима? (она запускает снегом в весну)

-Это напоминает нам метель, когда уже вроде бы все тает и вдруг вечером все заново  заметает снегом

-Дети, давайте закроем глаза и представим зиму, которую описывает автор

-Какой вы себе представили зиму?

-Молодцы дети

-А теперь посмотрим, какой изображает автор весну

-В каком четверостишье есть описание весны?(3четверостишье)

-Какой мы видим весну? (не унывающей, хохочет в глаза своей противнице и шумит еще больше)

-Посмотрите следующее четверостишье

-Если зима там изображена старой ведьмой, то как изображена весна? (прекрасное дитя)

-А как вы понимаете слово дитя? (она еще совсем молоденькая и только еще вступает в силу)

-И в последнем четверостишье нам дано только про весну

-Что там сказано? (все, что делает ведьма, не останавливает весну, она наоборот становится еще румянее и лучше назло этой ведьме)

-А теперь закроем глазки и представим весну

-Какой вы ее увидели?

-Что вы заметили? Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы. (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)

- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы наоборот.

- Как Тютчев относится к Зиме, Весне?

-Что же происходит в стихотворение между зимой и весной? (сражение)

-А в природе мы можем такое увидеть? (да)

-Действительно, период смены времени года проходит с резкими изменениями температуры и сменой капели на сильную метель.

-Все это напоминает сражение. Сражается зима и весна.

-Это мы можем увидеть, когда утром идем в школу на улице холодно, а под ногами еще лежит снег. А после школы возвращаясь, домой видим, что с крыш капает и под ногами снег превращается в лужи. Но ночью зима опять берется за работу и снова становится холодно и даже может  пойти снег.

-Что хотел сказать автор?

-Какое чувство у вас после этого стихотворения? (чувство радости ведь скоро весна возьмет свое и настанет тепло)

8.Творческая интерпретация

-А сейчас мы подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

-В каком тоне мы будем читать слова, где говорится про зиму (серьёзно)

-А про весну как мы будем читать? (весело и радостно)

-Давайте сделаем разметку по цепочке, расставим паузы

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

-А теперь расставим логические ударения

-Теперь попробуем порепетировать

-Прочитайте друг другу в парах 2-3 раза

-Теперь прочитаем это стихотворение выразительно у доски

-Читаем выразительно, соблюдая все правила чтения, паузы и логические ударения

(вызываю 4 человека к доске)

9.Подведение итогов

-Понравилось ли вам произведение?

-Ждете ли вы наступления весны?

-Почему?

-Посмотрите на доску, подходят ли эти пословицы к нашему произведению?  (да подходят)

Март — не весна, а предвесенье.

Март у матери-зимы шубу купил, да через три дня ее продал.

Март зиму кончает, весну начинает.

И в марте мороз на нос садится.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

Иногда и март морозом хвалится.

Спасибо всем за урок, вы хорошо поработали на уроке

10.Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

Урок чтения во 2 классе. Тема: "Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится..."

ТЕМА: Ф.И. Тютчев « Зима недаром злится».ЦЕЛЬ: ознакомление с поэтической речью на примере стихотворения Ф.И. Тютчева;развитие навыков выразительного чтения поэтического произведения;развитие навыков ...

Литературное чтение 2 класс. Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..."

Литературное чтение. 2 класс. Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…» Цели:  Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведен...

Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

Ф.И.Тютчев"Зима недаром злится..."

Анализ лирического произведения....

Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится"

Урок знакомит учащихся со стихотворением о весне, подводит к выводу о постепенном переходе одного времени года в другое, воспитывает любовь к природе....

Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....