Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
с использованием исследовательской работы в группах.
2 класс
«Школа России»
Учитель: Федотова О.Ф.
Тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится…"
Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…»
Задачи:
-учить анализировать произведение, воспринимать в них чувства, настроения,
-развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание,
-воспитывать любовь к природе, русской литературе.
Оборудование:
- учебник “Родная речь” для 2 класса / Сост. Л.Ф.Климанова и др. – М.: Просвещение, 2012г
- С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
- Карточки для чтения
- Мультимедийный проектор
- Компьютор
- Презентация
- Рисунки детей
- Организация класса
- Минутка чтения: (карточки)
. На-на-на вот и к нам пришла весна
Це-це-це ярко светит солнце
Ег-ег-ег начинает таять снег
Ты-ты-ты появляются цветы
Чи-чи-чи и кругом журчат ручьи
Ра-ра-ра раскричалась детвора
Та-та-та ах! Какая красота
- Актуализация знаний:
-Прочитайте и отгадайте загадку: ( ИКТ)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Малышам радость подарила,
А ещё на санках прокатила.
-Что это? Как догадались? Что вам подсказало? Да, это зима.
-Какая она? Какой она вам запомнилась? (ИКТ)
-Прочитайте ещё загадку: (ИКТ)
Весело шагает красавица.
Её рука всего касается.
Снежок тает на полях.
Нет метелей во дворах.
А ей все радуются.
-Что это? Как догадались? Что вам подсказало? Какие признаки весны?
-Какие изменения в природе происходят сейчас? (ИКТ)
4 Сообщение темы урока:
-Ребята, как вы думаете о чём будет стихотворение, если оно начинается так:
«Зима недаром злится…»
-Кто злится? Почему злится? Что случилось?
-Мы сегодня на уроке будем заниматься исследовательской деятельностью, находить слова о зиме и весне в художественном произведении, а к концу урока выдадим продукт нашей работы-
5 Сообщение об авторе. (ИКТ)
Стихотворение «Зима недаром злится» написал русский поэт Фёдор Иванович Тютчев. Ещё будучи мальчиком, чуть старше вас , он занимался переводами и уже писал свои стихи.
Жил он очень давно, ещё во времена А,С, Пушкина.
6 Словарная работа: (ИКТ)
В стихотворении встретятся незнакомые слова.
-Куда нужно заглянуть, чтобы узнать значение слова?
-Правильно, в словарь . (ИКТ)
-Объясним значение с помощью синонимов или подбора однокоренных слов:
(ИКТ)
Недаром- не напрасно, не зря.
Пора- время
Нудит- заставляет
Трезвон- частые звонки, сильный звон,
Хлопочет- добивается, занимается усердно чем-то
Пуще- сильнее
Горя мало- о беззаботном человеке, о неунывающем
Наперекор- назло
7 Знакомство с произведением:
Прослушивание аудиозаписи. (исполнение Олега Табакова)
-О чём это стихотворение?
- Между кем происходит борьба?
8 Чтение с учителем (хором)
9. Чтение «шепотком»
-На чьей стороне автор?
-Послушаем чтение …
10 Анализ произведения:
-Чьи образы показаны в стихотворении? Два противоположных образа-два настроения.
Автор использует литературный приём :КОНТРАСТ
Контраст- это противоположность. (ИКТ)
-Какие ещё приёмы использует автор?
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- о неживом существе говорят ,как о человеке. (ИКТ)
11 Работа в группах.(исследование)
-Сейчас мыс вами заниматься исследованием в группах.
Первая группа готовит всё о зиме, её действия, как автор называет её,
А вторая группа- о весне.
Вы должны будете выписать действия своего образа на листы и сделать рисунок, какой вы её представляете. Готовите чтение слов о своём образе.
Самостоятельная работа.
12 Защита своих продуктов исследований: (прикрепляют слова на доску)
1 группа: 2 группа:
Злится стучится и гонит
Хлопочет хохочет
Ворчит шумит
Взбесилась горя мало
Ведьма злая прекрасное дитя
Пустила умылася
Румяней стала
Злится—сердится, не довольна, но злится-сильнее
-Почему злится? Прошла пора (время)
-Как весна стучится? (капель, дятел, звуки)
-Гонит-синоним? (заставляет уйти, но настойчиво.)
-Хлопочет, ворчит, как сказать по-другому? (ругается, злится)
-Но почему автор говорит: ворчит? (старая, нет сил сопротивляться)
-Хохочет. Синоним? (смеётся). Почему хохочет? (сильнее, заливестее)
-Шумит. Как весна может шуметь? (ручьи, птицы)
-Взбесилась . Синоним? (рассердилась, но сильнее взбесилась)
-Ведьма злая- прекрасное дитя. Почему такая противоположность?
-Пустила. Что? Что мы делаем со снегом? (Бросаем).
-Почему у автора пустила? (дольше действие: метель, снегопад и тд)
-Что сделала Весна со снегом, которым хотела Зима прогнать Весну?
-Умылася .
-Какой лишь Весна стала? (румяней).
-Что значит румяный? (красный).
-А здесь? Ярче, веселей.
-Какая Зима? Она не злая, а настойчивая.
13 Чтение стихотворения.
1 группа читает слова о Зиме,
2 группа –слова о Весне.
Читающим –костюмы, чтобы войти в образ. (Зиме-парик, Весне-венок)
-Как будем читать о Зиме? ( недовольно,…)
-Как нужно читать о Весне? (с радостью, весело)
-Сейчас будем читать полностью всё произведение-1 ученик.
-слушайте внимательно, оцените чтение читающих.
14.Домашнее задание: читать выразительно стихотворение наизусть.
15 Рефлексия:
-Каждый выбирает себе листочек и прикрепляет к дереву:
Зелёный -если работать на уроке понравилось, было интересно.
Жёлтый- если работать было трудно.
Красный- если было скучно, работать не понравилось.
16.Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Литературного чтения "О братьях наших меньших" 2 класс Школа России
Цель: познакомить учащихся с новым разделом...

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки выразительного чтения;П...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"
Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "В.А.Осеева «Хорошее»" (2 класс, Школа России)
В.А.Осеева «Хорошее»...

Конспект урока литературного чтения "В. Осеева «Волшебное слово»" (2 класс, Школа России)
В. Осеева «Волшебное слово»...

Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...

Конспект урока литературного чтения Н. Н. Носов «Телефон» 3 класс Школа России
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон», формирование умения анализировать текст Планируемые результат...