Рабочая программа по чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Слепокурова Людмила Владимировна

Рабочая программа по чтению 3 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_chteniyu_2020.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Донское

Задонского муниципального района Липецкой области

СОГЛАСОВАНО

На заседании МС

Протокол от 26.08.2016 г. №11

Председатель МС ____________  /И.И. Юшина/

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора ОУ от 30.08. 2016г. № 203

Директор ОУ __________

Л.А. Селищева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    литературному чтению

Начальное общее образование: 3 а класс

Разработчики  программы:

учитель начальных классов: Слепокурова Л.В.

                                                 

с. Донское

-2016-

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

В результате изучения литературного чтения при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые результаты освоения предмета, курса.  3 класс

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
  • фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
  • записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
  • предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
  • сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
  • понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
  • определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7 – 8 предложений;
  • сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (7 – 8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • понимать цель своего высказывания;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3 – 4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
  • объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  • формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  • определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
  • определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
  • руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
  • готовить небольшую презентацию (6 – 7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
  • употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  • наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
  • рассуждать о категориях добро и злокрасиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  • самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  • находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
  • формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
  • делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
  • писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
  • определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; l осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

Содержание учебного предмета, курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3 класс

№ п/п

Название темы, раздела

Количество часов

Введение - 1

1

Говорение (культура речевого общения).

Введение. Знакомство с учебником.

1

Самое великое чудо на свете - 3

2

Книга как источник необходимых знаний. Рукописные книги Древней Руси.

1

3

Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров.

1

4

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

1

Устное народное творчество - 12

5

Произведения устного народного творчества  народов России. Особенности фольклорного текста. Русские народные песни.

1

6

Произведения устного народного творчества народов России. Особенности фольклорного текста. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок

1

7

Умение работать с разными видами информации. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

1

8

Входная контрольная работа.

1

9

Произведения устного народного творчества народов России. Характеристика героя произведения.  Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец  Иванушка».

1

10

Произведения устного народного творчества народов России. Характеристика героя произведения.  Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1

11

Произведения устного народного творчества народов России. Характеристика героя произведения.  Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк».

1

12

Произведения устного народного творчества народов России. Характеристика героя произведения.  Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

13

Произведения устного народного творчества народов России. Характеристика героя произведения.  Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

14

Говорение (культура речевого общения). Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

1

15

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1

16

Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 1 - 7

17

Стихотворение  – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. Как научиться читать стихи.

1

18

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

1

19

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Ф. Тютчев «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

20

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе. И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы».

1

21

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе. И. Суриков «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

22

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

23

Оценка достижений.

1

Великие русские писатели - 22

24

Произведения классиков отечественной литературы.  А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина».

1

25

Произведения классиков отечественной литературы.  А. Пушкин. Лирические стихотворения.

1

26

Произведения классиков отечественной литературы.  А. Пушкин «Зимнее утро».

1

27

Произведения классиков отечественной литературы.  А. Пушкин «Зимний вечер».

1

28

Произведения классиков отечественной литературы.  А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

29

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

30

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

31

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1

32

Произведения классиков отечественной литературы.  И. Крылов. подготовка сообщения о И. Крылове.

1

33

Басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. И. Крылов «Мартышка и Очки».

1

34

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

35

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

36

Произведения классиков отечественной литературы.  М. Лермонтов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.

1

37

Произведения классиков отечественной литературы.  М. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

1

38

Произведения классиков отечественной литературы.  М. Лермонтов «Утёс», «Осень».

1

39

Произведения классиков отечественной литературы.  Детство Л. Толстого. Подготовка сообщения.

1

40

Анализ, мотивы поступка персонажа. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Л. Толстой «Акула».

1

41

Анализ, мотивы поступка персонажа. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Л. Толстой «Прыжок».

1

42

Понимание содержания прочитанного. Самостоятельное воспроизведение текста. Л. Толстой «Лев и собачка».

1

43

Определение главной мысли текста. Сравнение текстов. Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» .

1

44

Оценка достижений.

1

45

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

1

Поэтическая тетрадь 2 - 5

46

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи средств выразительности: сравнений.

Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

1

47

Произведения о природе, братьях наших меньших, Анализ, мотивы поступка персонажа. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

48

Стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. К. Бальмонт «Золотое слово».

1

49

Стихотворение – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах. И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.

1

50

Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».Оценка достижений

1

Литературные сказки - 11

51

Фольклор и авторские художественные произведения.

1

52

Фольклор и авторские художественные произведения. Д. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост».

1

53

Фольклор и авторские художественные произведения. Д. Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост».

1

54

Фольклор и авторские художественные произведения. В Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

55

Фольклор и авторские художественные произведения. В Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

56

Передача содержания прочитанного текста. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

57

Фольклор и авторские художественные произведения. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

58

Фольклор и авторские художественные произведения. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

59

Фольклор и авторские художественные произведения. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

60

Передача содержания прочитанного текста. В. Одоевский «Мороз Иванович».

1

61

Оценка достижений. Контрольная работа. Обобщающий урок по 1 части учебника.

1

Были-небылицы - 9

62

Работа с текстом художественного произведения. М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

63

Работа с текстом художественного произведения. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

64

Определение главной мысли текста. Деление текста на части. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

65

Передача содержания прочитанного текста. К. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

66

Работа с текстом художественного произведения. А. Куприн «Слон».

1

67

Определение главной мысли текста. А. Куприн «Слон».

1

68

Деление текста на части. А. Куприн «Слон».

1

69

Передача содержания прочитанного текста. А. Куприн «Слон».

1

70

Уро-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 1 - 4

71

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста. С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

«Воробей», «Слон».

1

72

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.  А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

1

73

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

С. Есенин «Черёмуха».

1

74

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Оценка достижений.

1

Люби живое   - 14

75

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине. М. Пришвин «Моя Родина».

1

76

Произведения о братьях наших меньших.  И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

77

Произведения о братьях наших меньших.  В. Белов «Малька провинилась».

1

78

Произведения о братьях наших меньших.  В. Белов «Ещё раз про Мальку».

1

79

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

В. Бианки «Мышонок Пик».

1

80

Деление текста на части. В. Бианки «Мышонок Пик».

1

81

Передача содержания прочитанного текста. В. Бианки «Мышонок Пик».

1

82

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

Б. Житков «Про обезьянку».

1

83

Деление текста на части.  Б. Житков «Про обезьянку».

1

84

Передача содержания прочитанного текста. Б. Житков «Про обезьянку».

1

85

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

В. Дуров «Наша Жучка».

1

86

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

В. Астафьев «Капалуха».

1

87

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

В. Драгунский «Он живой и светится»…»

1

88

Обобщающий урок по разделу «Люби живое» Оценка достижений

1

Поэтическая тетрадь 2 - 6

89

Произведения о природе. С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

1

90

Произведения о детях. А. Барто «Разлука», «В театре».

1

91

Произведения о детях. С. Михалков  «Если», «Рисунок».

1

92

Произведения о детях. Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

93

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1

94

Оценка достижений.

1

Собирай по ягодке-наберешь кузовок - 9

95

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок».

1

96

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. А. Платонов «Цветок на земле».

1

97

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. А. Платонов «Ещё мама».

1

98

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. М. Зощенко «Золотые слова».

1

99

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. М. Зощенко «Великие путешественники».

1

100

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. Н. Носов «Федина задача».

1

101

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. Н. Носов «Телефон».

1

102

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. В. Драгунский «Друг детства».

1

103

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок» Оценка достижений.

1

По страница детских журналов - 5

104

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

105

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев. Ю. Ермолаев «Проговорился».

1

106

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

Г. Остер «Вредные советы».

1

107

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста. Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

108

Обобщающий урок. Оценка достижений.

1

Зарубежная литература - 11

109

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов.  Мифы Древней Греции.

1

110

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов.  Мифы Древней Греции.

1

111

Итоговая комплексная работа.

1

112

Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

113

Определение главной мысли текста.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

114

Деление текста на части. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

115

Передача содержания прочитанного текста. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

116

Итоговая контрольная  работа.

1

117

Обобщающий урок за курс 3 класса.

1

118-119

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...