Технологическая карта. Литературное чтение "Лебедь, Рак и .щука"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Цель:

-  формирование новых знаний и ценностного отношения к жанру литературы «басня»

Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления

- расширить читательский кругозор

- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_pn_chtenie.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №134 им.С.Дудко

Красногвардейского района

Конспект

Предмет: «Литературное чтение»

Тема:

И.А. Крылов басня «Лебедь, Рак и Щука»

Выполнила: Абрамова Н.В.

учитель начальных классов

Технологическая карта урока

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

-  формирование новых знаний и ценностного отношения к жанру литературы «басня»

Формировать умение анализировать и делать выводы, определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении

- способствовать развитию навыка выразительного чтения, мышления

- расширить читательский кругозор

- воспитывать интерес к чтению, к творчеству И.А. Крылова и культуры речи

Планируемые достижения:

- учить отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни, понимать нравственный смысл басни;

- учить анализировать факты; делать выводы и обобщения;
- принимать и сохранять учебную задачу;

- формулировать собственное мнение, выделять существенную информацию,

-  строить суждения и умозаключения;

- развивать наблюдательность;

- воспитывать способность сознательно регулировать своё поведение

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Проверим готовность к уроку

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Личностные: Самоопределение

2. Актуализация знаний

- Давайте сейчас вспомним сказку, над которой мы работали на предыдущем уроке. Над какой сказкой мы работали? (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Назовите героев этой сказки. (Золотая рыбка, старик, старуха.)

- Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (невод)

- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

Третья буква в слове «рыбка» Б

Третья буква в слове «старик» А

Первая буква в слове «старуха» С

Первая буква в слове «невод» Н

Седьмая буква в слове «золотая» Я

- Какое слово получилось? (басня)

- Сегодня познакомимся с новым жанром литературы и с новым произведением

- Что такое басня?

Басня - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи, рассказывается об их жизни. В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Фронтальная беседа

Дети составляют слово.

Учащиеся формулируют тему урока.

Высказывания детей.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

4. Постановка учебной задачи

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведением одного замечательного писателя.

- А сейчас поработайте в парах.

- Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

Зачеркните все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

Зачеркните все глухие согласные.

П Р Ф С Ч

Зачеркните все гласные, указывающие мягкость согласных.

Ё Ю Я Е И

Зачеркните все согласные, которые всегда обозначают мягкие согласные звуки. Л Ч Щ Й

Зачеркните все гласные, которые могут обозначать два звука.

Ё Е Ю О Я

Зачеркните согласные, которые всегда при произношении обозначают твердые согласные.

Ш В Ж Ц

- Какое слово получилось? (Крылов)

ИВАН АНДРЕЕВИЧ

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, а вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные.

Это И.А. Крылов и его герои басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. В литературе можно много назвать писателей, которые писали рассказы, повести, сказки и т.д. Но баснописцев известно очень мало. Иван Андреевич Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была очень бедной, поэтому на достойное образование у родителей Крылова денег не хватало, но, несмотря на это, мальчик с детства любил читать, и как он сам  позднее вспоминал главным его багажом и учителем был отцовский чемоданчик книг. Стремление к образованию было на столько сильным, что он сам овладел иностранными языками, математикой и стал высокообразованным человеком. За свою жизнь он написал более двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь, крылатыми, остроумными, образными выражениям, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Многие поколения детей зовут писателя «Дедушка Крылов».

Работа в парах.

 

Работа на карточках

Слушают слово об авторе

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

5. «Открытие» нового знания

- Сегодня мы будем знакомиться  с басней, а чтобы узнать, как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.

АКУЩ и КАР, ЬДЕБЕЛ (Лебедь, Рак и Щука)

- Эта басня была написана в 1814 году.

- А сейчас давайте прослушаем аудиозапись басни.

- Что заставило вас улыбнуться?

-Что узнали из басни?

-Что делают герои? Получается или нет?

Как написана эта басня прозой или стихотворением?

- А сейчас прочитайте басню ещё раз самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.

Слова из басни.

Дело на лад – налаживается.

Воз- деревянная повозка для лошадей.

Поклажа- багаж.

Впряглись- вместо лошадей.

Из кожи вон- очень стараются.

И ныне там- на том же месте.

- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к басням?

(Иллюстрации помогают лучше представить события, которые описывает автор.).

- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию басни и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию басни.

Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя.

Лебедь рвется в облака (стремительный, быстрый);

Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный);

Щука тянет в воду (упрямая).

Какими словами  описано усердие героев? (Из кожи лезут вон.)

- Был ли воз на самом деле тяжёлым? (Поклажа бы для них казалась и легка.)

- Почему же воз и ныне там? (Потому что они не смогли договорится.)

- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

- Чему же учит басня? (Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.)

- Как вы думаете для чего и зачем

И. Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки.)

- Приведите примеры пословиц о дружбе?

- Я вам предлагаю объяснить смысл одной из пословиц. Дружно-негрузно, а врозь- хоть брось.

- В чем смысл этой пословицы?

- А сейчас вы должны постараться прочитать басню выразительно, без ошибок.

Дети читают строку.

Ответы детей.

Работа в парах. Обсудить с соседом смысл непонятных слов.

Работа со словариком учебника.

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к басне.

Работа в парах.

Ответы детей.

Вместе, согласовано работать не тяжело, порознь- трудно.

Выразительное чтение басни детьми. Учащиеся отмечают лучшее чтение.

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

6. Физ. минутка.

Показ учителем

Повторение движений за учителем

7. Первичное закрепление

С каким новым жанром литературы познакомились?

Что такое басня?

Какие  выражения встречаются в басне?

Чему учит басня? Прочтите строки.

Так зачем И. Крылов написал эту басню?

Что такое мораль басни?

Какими нам показывает Крылов своих героев?

Ответы детей.

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

Рефлексия

Домашнее задание

- Для чего и зачем нужно изучать басни?

- Так какие же пороки любил «пощипать» И.А. Крылов?

Подготовить выразительное чтение басни, нарисовать иллюстрацию к басне.

- За работу на уроке оценки получают:

(дети, которые активно работали на уроке)

- Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

Организация фиксирования нового знания

Ответы детей.

Запись домашнего задания

Выставление оценок

Регулятивные УУД:

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта литературного чтения

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема В. Жуковский "Жаворонок"Составлена в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения....

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Технологическая карта_Литературное чтение

Технологическая карта № 1. Литературное чтение: Л. Н. Толстой - детям (5 часов)....

Технологическая карта литературного чтения

Технологическая карта литературного чтения( период обучения грамоте)...

Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...