Тема (название и кол-во часов) | Л. Н. Толстой - детям (5 часов) |
Цель изучения темы (имеется в виду цель учителя, т.е. что надо именно учителю сделать, организовать и пр.) | Обобщить знания учеников о жанрах литературных произведений, формировать умения по определению темы, главной мысли рассказа, учить характеризовать литературных героев, анализировать содержание произведения, определять средства выразительности; Учить слушать и понимать литературный текст в исполнении учителя, или одноклассников, или мастеров художественного слова (аудиоприложение); формировать эстетические чувства, воздействуя на эмоции детей в процессе восприятия художественного произведения; Воспитывать нравственные нормы поведения на примере литературных произведений (доброта, уважение и сострадание к старым людям, родителям; гуманное отношение к животным; Продолжить знакомство с литературоведческими терминами (диалог, дискуссия, монолог, иллюстратор, синквейн, текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение и др.); Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах, в том числе с помощью готового или коллективно составленного плана; Формировать читательский вкус, умение ориентироваться в книге для чтения и самостоятельно выбирать книги для домашнего чтения с помощью рубрики «Твоя библиотека» |
Термины и понятия | Рассказ, стихотворение, пословица, поговорка, сказка, стихотворение, рифма, проза, тема, заголовок, характер героя, главная мысль, модель, моделирование, чтение по ролям, план рассказа, пересказ подробный, пересказ краткий, пересказ по плану, цитата, логическое ударение, завязка, сюжетная линия, концовка, иллюстратор. |
Информационно образовательная среда | Ресурсы 1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. Литературное чтение. 2кл., ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2. М.В. Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. 3. Аудиоприложение на электронном носителе (МР3) 4.Толковый словарь (любое издание) 5. Рабочие презентации учителя (с учётом потребности) 6. Рабочие программы 7. Н.А. Стефаненко. Методические рекомендации. 2 класс. 8. Диагностическое пособие для учащихся «Учусь учиться. Мои успехи в 2 классе. Литературное чтение» 9.Диагностическое пособие для учителя «Диагностика достижений. Литературное чтение. 2 класс» 10.Цветные стикеры для самооценки результатов деятельности | Межпредметные связи с другими предметами 1.Окружающий мир (животный мир, растительный мир, живая и неживая природа, профессиональная деятельность людей). 2.Математика (письменная нумерация в пределах 100). 3. Русский язык ( артикуляция звуков, постановка ударения, логическое ударение, классификация предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, конструирование предложений и текстов на определённую тему или по рисунку, практическое освоение типов письменной речи: текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений, написание отзыва). 4. ИЗО (сопоставление текстов с иллюстрацией, составление текстов по иллюстрациям). |
|
|
|
I. Планируемые результаты изучения темы (результаты ученика в рамках этой темы или части темы, т.е данной тех карты) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научатся: - читать выразительно безошибочно бегло;
- отличать рассказ от произведений других жанров, делить рассказ на части, составлять план, находить средства художественной выразительности;
- различать тексты различных жанров и сочинять собственные;
- различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст, работать с ними с помощью «Рабочей тетради»;
- уместно использовать понятия «слово», «предложение», «текст»;
- овладевать способом выразительного чтения (интонирование в зависимости от содержания текста и знаков препинания), с выделением логического ударения;
- участвовать в коллективных беседах, дискуссиях по прочитанному; обсуждать поступки героев; отличать прозаический текст от поэтического; знать жанровые особенности разных литературных произведений, уметь различать жанры;
- понимать смысл терминов «проза», «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;
- формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов;
- использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;
- составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения;
- уметь декламировать стихотворные произведения.
Получат возможность научиться: - приему беглого чтения целыми словами; при помощи чтения передавать настроение автора; ориентироваться в учебнике, его элементах, опираться на них при выборе книги;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, загадок соотносить их смысл с изучаемым произведением;
- использовать знания о прозе и рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности;
- построению монологического высказывания о героях и их поступках;
- находить нужную информацию в книге для чтения, у взрослых, иногда – в Толковом словаре;
- формировать эстетический вкус в процессе общения с литературным произведением;
- поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями.
| 1.Регулятивные - осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;
- осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;
- уметь договариваться в паре, группе в ходе работы над текстом;
- учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности;
- учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
- оценивать поступок героя;
- коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;
- воспроизводить содержание произведения по серии сюжетных картин, по плану;
- ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;
- овладевать алгоритмом беглого выразительного чтения;
2.Познавательные - осознавать роль чтения;
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;
- пользоваться приемами анализа и синтеза при чтении слов и предложений;
- восстанавливать предложение, текст на основе анализа речевой ситуации;
- сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему;
- сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;
- строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (6-10 предложений);
- уметь воспринимать на слух художественное произведение;
- включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения;
- овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного;
- уметь работать с текстами разных жанров;
- выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.
3.Коммуникативные - уметь воспринимать на слух художественное произведение;
- включаться в диалог, дискуссию с участниками образовательного процесса;
- строить связное высказывание из 6-10 предложений по теме на основе готового плана;
- уметь составлять план рассказа, используя способ замены в предложении вопросительного слова смысловым;
- уметь формулировать вопросы по прочитанному;
- уметь пересказывать (подробно, кратко) по плану;
- иметь представление о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
| - проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы;
- проявлять стремление понимать красоту литературного произведения, логическую завершённость высказываний в качестве эталона для употребления в своей речи;
- осознавать свой социальный статус ученика с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;
- бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;
- соблюдать корректность и бесконфликтность работы в паре, группе;
- оценивать поступок героя, используя доступные оценочные суждения, уметь характеризовать героя по поступкам;
- пользоваться цветными стикерами как простейшей формой самооценки на основе рефлексии;
- проявлять адекватные эмоции и отношение к персонажам, в целом к произведению;
- проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям, в пересказе произведения, фрагмента, в написании миниатюр, сочинений, в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;
- понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;
- понимать смысл терминов «модель, моделирование, проект»;
- знать и называть морально-нравственные ценности;
- знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения;
- осознавать значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
|
II. Этапы изучения темы |
| Содержание [1] | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся (соотносить с видами деятельности, которые указаны в программах) | Достижения учащихся | Диагностика достижений |
Изучение и первичное закрепление новых знаний Урок № 1 Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» Тип урока: работа с художественным текстом | «Старый дед и внучек» С.108- 111 (У) Фронтальная работа - Определение темы урока. Проблемная ситуация: соединить начало и конец пословиц, объяснить смысл.
- (РТ) Записать смысл слова «семья».
- Выставка рисунков на тему «Семья», рассказ на тему «Отношения в моей семье».
- Рассказ учителя.
Краткая биография Л. Н. Толстого Чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся. - Поиск ответов на поставленные в 1 ч. вопросы.
- Кластер-описание семьи. Работа в парах.
Выборочное чтение. - Повторное комбинированное чтение.
- Обобщающая беседа. Цитата из Библии.
- Рефлексия
- Д/З. Составить синквейн слова «семья», («старость») по выбору.
| 1 | - работа с пословицами, объяснение смысла;
- работа в тетради (запись значения слова «семья»), объяснение, рассуждения на тему «Зачем люди создают семью»; рассматривание выставки «моя семья»;
- устные рассказы на тему «Отношения в моей семье»;
- знакомство с биографией и творчеством Л. Н. Толстого через рассказ учителя;
- слушание и чтение рассказа (приемы: чтение цепочкой, комбинированное чтение, участие в беседе);
- беседа по первичному восприятию, объяснение смысла слова «невестка»;
- кластер-описание данной семьи;
- выборочное чтение по вопросам;
- повторное комбинированное чтение;
- обобщающая беседа;
- работа над цитатой из Библии «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле» Библия, Ветхий Завет.
| - познакомились с биографией и творчеством Л. Н. Толстого;
- научились выделять главную мысль в тексте;
- научились подтверждать свои мысли цитатами из текста;
- самостоятельно определяют организационные формы общения и виды деятельности на уроке при работе с текстом
- умеют устно формулировать собственное мнение и позицию о содержании литературного произведения,
- характеризуют героев по их поступкам
- умеют слушать собеседника;
- умеют читать в заданном темпе, с соблюдением средств выразительности;
- умеют рассуждать,
объяснять смысл пословиц, делать выводы; - понимают нормы нравственного поведения.
| - выявление уровня усвоения
способов безошибочного чтения в процессе наблюдения и опроса; и рабочей тетрадью во время фронтальной и индивидуальной работы; - рассказывание по плану;
- умение работать в парах или группах;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня достижений по различным параметрам чтения, выявление трудностей, в случае необходимости - разработка системы заданий по педагогической коррекции;
- фиксация поведенческих реакций учащихся;
- диагностические задания по выявлению умения подбирать рифмы (синквейн);
- наблюдения за речевой деятельностью детей в течение урока, коррекционная работа;
- понимание духовной сущности произведения;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами
|
Изучение и первичное закрепление новых знаний Урок № 2 Л. Н. Толстой «Филиппок» Тип урока: работа с художественным текстом | «Филиппок» С.112- 116 (У) - Проверка Д/З
- Фронтальная работа
Введение в тему. Рассказ учителя о школе для крестьянских детей, созданной Л. Н. Толстым. - Определение темы урока по иллюстрации учебника.
- Работа над былью «Филиппок»
1)чтение произведения учителем; 2) словарная работа – слайд-маркер. - Проверка первичного восприятия по вопросам.
- Повторное выборочное чтение рассказа.
- Составление плана рассказа по опорным словам. Групповая работа.
- Краткий пересказ по плану.
- (РТ) Обобщение. Работа в парах. «Паспорт героя».
- Д/З. Читать по ролям.
| 1 | - работа с синквейном (проверка домашнего задания)
- прослушивание рассказа учителя;
- беседа по иллюстрации учебника (слайд);
- первичное восприятие текста, прослушивание чтения учителя;
- слайд-маркер, словарная работа;
- беседа по восприятию;
- выборочное чтение по вопросам
- групповая работа – составление плана рассказа по опорным словам;
- краткий пересказ по плану;
- объяснение терминов: завязка, сюжетная линия, концовка;
- работа в парах – составление «паспорта героя».
| - продолжили знакомство с биографией и творчеством Л. Н. Толстого;
- научились выделять главную мысль в тексте;
- научились подтверждать свои мысли цитатами из текста;
- самостоятельно определяют организационные формы общения и виды деятельности на уроке при работе с текстом
- высказывают собственное мнение и позицию о содержании литературного произведения,
- умеют слушать собеседника;
- умеют читать в заданном темпе, с соблюдением средств выразительности;
- дают характеристику герою, выражают эмоциональное отношение к прочитанному.
| - выявление уровня усвоения
способов безошибочного чтения в процессе наблюдения и опроса; и рабочей тетрадью во время фронтальной и индивидуальной работы; - индивидуальный опрос с целью выявления уровня достижений по различным параметрам чтения, выявление трудностей, в случае необходимости - разработка системы заданий по педагогической коррекции;
- определение умения
работать в парах – по результатам наблюдения; - наблюдения за речевой деятельностью детей в течение урока, коррекционная работа;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня овладения способом чтения, выразительностью чтения и применения дифференцированных заданий для успешного продвижения каждого ученика;
- умения определять тему, главную мысль, отбирать языковые средства для их выражения (синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры)
|
Закрепление новых знаний и освоение способов действий
Урок № 3 Л. Н. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» Тип урока: работа с художественным текстом
| «Котёнок» С.116 - 119 (У) Проверка Д/З Введение в тему. Загадка. Работа над пословицей «Нет друга - ищи, а нашёл - береги». - Работа над былью «Котёнок»:
1) словарная работа; 2) чтение со звуковым ориентиром. - Индивидуальная работа
- Тест – проверка содержания прочитанного.
- Фронтальная работа
Анализ прочитанного произведения: 1) выборочное чтение; 2)пересказ. - Работа над рассказом «Правда всего дороже»:
1) работа по стихотворению В. В. Радина «Книги учат детей»; 2) работа в парах (чтение, первичное знакомство); 3) проверка восприятия по вопросам. - Анализ прочитанного произведения:
1) работа над пословицей «Правда светлее солнца»; 2) викторина по иллюстрациям. - Рефлексия
- Д/З.Проиллюстрировать рассказ (по выбору 1-й или 2-й)
| 1 | - чтение по ролям;
- работа с загадкой пословицей, объяснение смысла;
- работа – словарная работа;
- слушание и чтение рассказа ;
- тест – выполнение заданий;
- выборочное чтение по вопросам;
- пересказ;
- чтение и работа над смыслом стихотворения;
- работа в парах (чтение);
- беседа по прочитанному;
- характеристика героев;
- работа над пословицей «Правда светлее солнца»;
- ответы на вопросы викторины (узнай произведение по иллюстрации, объясни, чем похожи эти рассказы).
| - продолжили знакомство с творчеством Л. Н. Толстого;
- научились выделять главную мысль в тексте;
- научились подтверждать свои мысли цитатами из текста;
- самостоятельно определяют организационные формы общения и виды деятельности на уроке при работе с текстом
- высказывают собственное мнение и позицию о содержании литературного произведения,
- умеют слушать собеседника;
- умеют читать в заданном темпе, с соблюдением средств выразительности;
дают характеристику герою, выражают эмоциональное отношение к прочитанному | - выявление уровня усвоения
способов безошибочного чтения в процессе наблюдения и опроса; и рабочей тетрадью во время фронтальной и индивидуальной работы; - индивидуальный опрос с целью выявления уровня достижений по различным параметрам чтения, выявление трудностей, в случае необходимости - разработка системы заданий по педагогической коррекции;
- чтение текста с последующим выполнением тестовых заданий, выявление уровня усвоения, коррекционная работа;
работать в парах – по результатам наблюдения; - наблюдения за речевой деятельностью детей в течение урока, коррекционная работа;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня овладения способом чтения, выразительностью чтения и применения дифференцированных заданий для успешного продвижения каждого ученика
|
Комплексное применение знаний и способов действий[2] Урок № 4 Рубрика «Разноцветные страницы» И. Токмакова «Десять птичек – стайка», Ю. Могутин «Над речушкою в тиши…» | Рубрика «Разноцветные страницы» И. Токмакова «Десять птичек – стайка», Ю. Могутин «Над речушкою в тиши…»: совершенствование дикции в процессе чтения стихотворений С.120 - 121 (У) Фронтальная работа Введение в тему. Речевая разминка: скороговорка. Работа в группах. «Найди соответствие» (ученики подбирают к фотографиям четверостишья об охране природы); - Стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек – стайка» (У,с.120):
Фронтальная работа: - прогнозирование содержания по заголовку,
- выразительное чтение учителем,
- определение настроения произведения,
- словарная работа,
- подготовка к выразительному чтению,
- хоровое выразительное чтение,
- чтение хорошо читающими учащимися цепочкой.
Составление рассказа – описания по картинкам с изображением птиц (из стихотворения Токмаковой); - Индивидуальная работа: выполнение задания в тетради.
Фронтальная работа: (У (с. 121) Ю. Могутин «Над речушкою в тиши…» - чтение учителем, приём «лесенка»;
- стилистический анализ: определение характера и жанра произведения,
- чтение хорошо читающими учащимися
- хоровое выразительное чтение,
- иллюстрирование стихотворения.
- Творческие работы учащихся.
Загадки о птицах, рыбах, зверях. Рефлексия Д/З. Выучить стихотворение о родном крае. | 1 | - коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата;
- упражнения в беглом, безошибочном, выразительном, осмысленном чтении стихотворений с помощью различных приемов; конкурсное чтение;
- совершенствование дикции, конкурс скороговорок;
- коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата;
- восприятие на слух чтения учителем;
- поиск в тексте непонятных слов и способы их толкования;
- устанавливают соответствие иллюстраций и стихотворений;
- упражнения в беглом, безошибочном, выразительном, с четким произношением, чтении отдельных строк и стихотворного текста с помощью различных приемов;
- коллективное обсуждение, прогнозирование результата,
высказывание предположений о содержании стихотворения; - сопоставление предположения и фактического содержания;
- определение характера произведения и жанра, выбор средств выразительности для передачи жанровых особенностей, настроения;
- составление рассказа – описания птиц по иллюстрации;
- иллюстрирование строк из стихотворения;
- викторина по загадкам о птицах, рыбах, зверях.
| - умеют формулировать тему и задачи урока;
- могут дифференцировать слова, понятные или непонятные по смыслу;
- умеют определять настроение, передаваемое автором в произведении;
- умеют правильно передавать интонацию текста, логическое ударение;
- владеют различными видами чтения;
- умеют организовать самостоятельную работу в тетради;
- умеют следить по тексту за читающим в ходе индивидуального чтения;
- умеют планировать по аналогии свою деятельность;
- умеют работать в группе, в паре;
- умеют соотносить текст с иллюстрациями;
- усвоили приём написания сочинения
( описания); - умеют иллюстрировать художественное произведение;
- умеют определять жанры произведений;
- выполняют творческие проекты.
| - выявление уровня усвоения
способов безошибочного выразительного чтения; и рабочей тетрадью во время фронтальной и индивидуальной работы; - рассказывание по плану, логическое изложение мыслей;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня достижений по различным параметрам чтения, выявление трудностей, в случае необходимости - разработка системы заданий по педагогической коррекции;
работать в парах, группах – по результатам наблюдения; - наблюдения за речевой деятельностью детей (устной и письменной) в течение урока, коррекционная работа;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня овладения способом чтения, выразительностью чтения и применения дифференцированных заданий для успешного продвижения каждого ученика;
- коммуникационные навыки работы – наблюдение и анализ качества выполненной работы;
- осознанность чтения - практическая работа в рабочей тетради, систематические наблюдения на уроках;
- интерес к чтению, желание читать – наблюдение: концентрация внимания, ответственность, готовность к процессу, дисциплина;
- развитие художественно – творческих и познавательных способностей;
- умения определять тему, главную мысль, отбирать языковые средства для их выражения (синонимы, антонимы, сравнения, эпитеты, метафоры)
|
Урок № 5 «Проверим себя. Оценка достижений» Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий[3] | Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» У, ч.1, с.122-124 Проверка Д/З Фронтальная работа - Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности общеучебных умений
- Фронтальная работа
Игра «Продолжи»; - Работа в группах. Викторина «По отрывку назови произведение»
- Фронтальная работа. Игра «Кто автор?» Взаимопроверка
- Работа в группах. Игра «Собери произведение»
Самопроверка по слайдам Игра «По отрывку назови произведение»; Взаимопроверка в парах. - Рефлексия
- Д/З. Нарисовать иллюстрацию к одному из произведений раздела.
| 1 | - работа с портретами писателей, рассказ о каждом писателе из раздела
- беседа об изученных произведениях из раздела;
- игра – узнай произведение по началу и продолжи предложение;
- работа в группе: викторина «По отрывку назови произведение»;
- определение автора произведения;
- определение характера произведения и жанра, выбор средств выразительности для передачи жанровых особенностей, настроения;
- работа в группах: определение последовательности сюжета в предложенном произведении;
- игра – викторина;
- работа в парах: отгадывание кроссворда;
- оценивание своих достижений
| - узнают писателей по портретам;
- умеют характеризовать героев произведений, узнают их по репликам;
- умеют отыскивать произведение по отрывку, по началу;
- узнают авторов прочитанных произведений;
- восстанавливают сюжет из фрагментов;
- угадывают зашифрованных в загадки героев прочитанных произведений;
- сотрудничают в группах, умеют выслушивать чужое мнение;
- умеют работать в парах, распределяют обязанности;
- адекватно относятся к оценке учителя и своих товарищей во время взаимопроверки;
- умеют заполнять индивидуальные листы достижений.
- диалог: умеют отвечать на вопросы;
- умеют принимать и держать учебную задачу урока с помощью учителя;
- умеют осуществлять выбор из предложенных вариантов;
- умеют переключать и концентрировать внимание на уроке под руководством учителя;
- могут дифференцировать слова, понятные или непонятные по смыслу.
| - взаимопроверка и взаимоконтроль в парах при выполнении заданий методического аппарата учебника;
- наблюдения за речевой деятельностью детей в течение урока, коррекционная работа;
- индивидуальный опрос с целью выявления уровня овладения способом чтения, выразительностью чтения и применения дифференцированных заданий для успешного продвижения каждого ученика;
- выявление уровня усвоения
способов безошибочного чтения в процессе наблюдения и опроса; и рабочей тетрадью во время фронтальной и индивидуальной работы; - выявление уровня усвоения
учебного материала, в том числе: навыка чтения с целью последующей коррекции на основе результатов выполнения входной диагностической работы в РТ; - рассказывание по плану;
- умение работать в парах или группах;
- осознанность чтения - практическая работа в рабочей тетради, систематические наблюдения на уроках;
- формирование читательской компетентности, желание читать – наблюдение: концентрация внимания, ответственность, готовность к процессу, дисциплина;
- организация рефлексивной деятельности;
- выявление динамики уровня достижений на основе сопоставления результатов выполнения проверочных работ
|